Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Он пришел: мифы о себе любимом

Поиск

Самое прекрасное в природе

— отсутствие человека.

Блисс Карман

Еще в период перехода от собиратель­ства, охоты и рыболовства к производ­ству продуктов на сельскохозяйственных полях и пастбищах человек почувство­вал себя "хозяином" Земли. Он отошел от поклонения природе, то есть изменил взгляд на окружающий мир, создав бо­гов в облике человека, при этом, напри­мер, в египетском пантеоне боги имели тело человека, а головы животных. В гре­ко-римском пантеоне боги вообще были людьми, но наделенными огромной до­полнительной энергией. Библия отвела человеку роль наместника Бога на Зем­ле и правителя всего живого на ней.

Почти 300 лет эпохи утверждения су­перидеологии модернизма с овладени­ем новыми источниками энергии, раз­витием науки и техники, ускоряющейся индустриализацией мира, научно-тех­ническим прогрессом, переросшим в на­учно-техническую революцию, породили у человечества мифы о самом себе. Эти мифы стали результатом развития пре­дыдущих представлений периода сельс­кохозяйственной цивилизации, когда че­ловечество выдвинулось из биосферы и других видов биоты, совершив за очень короткий период времени, по сравнению со временем существования вида, гиган­тский культурный скачок. Особенно бы­стрые изменения произошли в XX в., ког­да гигантский технологический рывок привел к революционным изменениям в жизни людей, который современные молодые люди воспринимают как дан­ность, а те, кто большую часть жизни про­жили в прошлом, XX в., как автор этой книги, воспринимают как чудо. Эти тех­нические и технологические достижения еще не вершина модернизма, так как сей­час научно-техническая революция про­должается, особенно в сфере информати-

 

ки и коммуникации, быстро развивает­ся изучение генома и генная инженерия, а на горизонте уже видны нанотехнологии. Такое бурное технологическое раз­витие за 300 лет, и особенно во второй половине XX в., ранее породило, а сейчас еще более укрепило в массовом сознании ряд мифов, являющихся следствием иде­ологии модернизма, которые давно пре­вратились в устаревшие стереотипы. На этих мифах, ставших стереотипами, ос­новано взаи-моотношение человечества с биосферой, которое привело к возникно­вению экологических проблем и к гло­бальному экологическому, социальному и демографическому кризисам. Эти мифы передаются от поколения к поколе­нию. Идеология модернизма и сопутству­ющие ей мифы пронизывают все образо­вательные системы в каждой стране. Их поддерживают правящая элита, мощные корпорации, в значительной степени на­ука, а также искусство. Не последнюю роль играет литература, а в настоящее время — компьютерные игры.

Первый миф — это миф о всемогуще­стве человека, вера в то, что человек сво­бодно строит свою историю и создает и действует только согласно тем законам, которые формируются внутри его соци­ально-экономической системы.

Эпоха модернизма не зря отправила Бога на небеса, так как этот миф сделал человека Богом на Земле, а сейчас шаг за шагом человек устремляется в ближ­ний космос, присваивая себе функции заместителя Бога и в пространстве ближ­него космоса. Корни мифа о всемогуще­стве человека лежат в формуле Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.): "знание — сила". Индустриальный модернизм стал апофеозом техники как средства облег­чения труда и покорения природы (пра­вильно — биосферы). Особенно бурно развивались технологии в XX в. Если сравнивать его начало и окончание, то это были два разных технологических мира, так как в конце этого века появи­лось многое из того, что в конце XIX и на­чале XX вв. описывалось в научно-фан­тастических романах.

В жертву технике принесено не только все живое, но и сам человек, что особенно видно в последнее время, когда множе­ство представителей Homo sapiens на ра­боте и вне ее постоянно общаются с той или иной техникой, а большую часть сво­бодного времени множество людей про­водят в виртуальном мире компьютер­ных игр, в Интерненте (последние оцен­ки — 1млрд человек), у экранов телеви­зоров, с плейерами, с прижатым к уху мобильником или в автомашинах. Ог­ромное число людей становятся прямы­ми жертвами этого "всемогущества" тех­ники, достаточно посмотреть на статис­тику жертв автомобильных аварий (при­мерно 1,2 млн человек в год в мире по­гибших и примерно на порядок больше покалеченных), жертв производственной деятельности, техногенных катастроф, за­болеваний, связанных с разнообразны­ми формами загрязнения среды биосфе­ры, частоты стрессов в городах и т.д. Выход научной мысли в микромир квар­ков и наночастиц, в макромир открытого космоса только способствует укреплению идеологии модернизма и мифа о всемо­гуществе человека.

Этот миф широко поддерживают науч­ные круги, литераторы в форме научной фантастики, технические специалисты, средства массовой информации, систе­ма образования. Так, А. Багров из Астро­номического института РАН считает, что "цивилизация обладает энергией и зна­нием, достаточными, чтобы противосто­ять практически любым катаклизмам на планете. Если нам повезет, наша циви­лизация разовьется до уровня, который позволит противостоять любым катак­лизмам в Галактике" (А. Багров, 2009). Для эколога ключевым словом в этом ут­верждении служит "если нам повезет", но очевидно, что нам уже "не везет". Для многих людей сделанное искусственно ценнее естественного. А у части обывате­лей эта вера в "знание, которое сила", трансформируется в веру в колдунов, эк­страсенсов, шаманов, гадалок и т.д. — современных шарлатанов, а также в ле­тающие тарелки и инопланетян. Им тоже кажется или хочется думать, что человек может все.

Средства массовой информации под­держивают весь спектр технических дос­тижений и открытий, а также современ­ных шарлатанов как источник сенсаций. В рамках этого мифа идет воспитание молодежи. Неудивительно, что масса лю­дей, особенно молодых людей, так увле­кается приключениями Гарри Поттера и компьютерными играми, где человек всегда оказывается победителем зла, пространства и времени. Этот миф пря­мо связан с экологией, так как из него следует известный лозунг: "Нам не надо ждать милостей от природы, взять их — наша задача" (И.С. Тургенев "Отцы и дети"). Современному технологическому человеку представляется, что в принци­пе биосферу можно заменить техничес­кими системами, а человека — сращи­вать с техническими устройствами да­леко не только в целях поддержания здо­ровья, а создания из него киборга, и уже производятся опыты в этом направле­нии. Но у биосферы, в которой обитает человек и от которой он неотделим, как отметил В.И. Вернадский, есть свои за­коны, которые человек не должен нару­шать. Напомним, что еще человек — со­биратель и охотник нарушил один из та­ких законов — закон ареала. Высокое мнение о себе человек выразил даже в названии своего вида — Homo sapiens sapiens, что буквально означает дважды разумный.

Из предыдущего мифа вытекает вто­рой миф: миф о том, что если пе­ред человечеством возникает ка­кая-нибудь задача или проблема, то он ее обязательно решит, убеж­денность во всесилии науки, когда в прошлом веке обрела черты мифа "вера в прогресс", в непреложность и всесилие науки, ее способность решить все без исключения пробле­мы человеческого бытия.

Ярким примером устойчивости этого мифа были обсуждения будущего в пред­дверии нового XXI в. Лучшие умы США, собранные Американской Ассоциацией печати, единодушно проявили оптимизм по поводу будущего человечества, в но­вом веке "предсказывая, что многие про­блемы будут решены и что развитие на­уки и техники и рост материального про­изводства приведут к созданию обще­ства, которое станет почти Утопией". По­добный же оптимизм по поводу наступ­ления XXI в. появился в сдвоенном но­мере журнала "Business Week" (1998), посвященного экономике начала третье­го тысячелетия. Предсказывались еще большие темпы экономического роста, предполагалось, что на гребне волны тех­нологического прогресса мировая эконо­мика решит все мыслимые социальные проблемы. Считалось, что "наша эконо­ми-ка, опирающаяся на информатизацию, способна развиваться независимо от гло­бальной системы Земли" (Состояние мира 1999, 2000). В нашей книге (Конд­ратьев и др., 2003), было показано, что технологические и экономические "опти­мисты" глубоко заблуждаются. Сегодня можно четко видеть, что развитие мира в первом десятилетии третьего тысяче­летия происходило полностью не так, как предполагали "технологические оптими­сты": мир столкнулся с новыми угроза­ми и вызовами — глобальный терро­ризм, снижение производства зерновых на душу населения и др. и не последний из них — изменения в биосфере — до­статочно упомянуть изменение клима­та, а с 2008 г. — глобальный финансо­вый и экономический кризис.

В 1997 г. вышел очередной доклад Римскому клубу (Weizsacker et al, 1997), который в 2000 г. был переведен на рус­ский язык: "Фактор четыре — затрат по­ловина, отдача — двойная". Эта очень интересная и поучительная книга, в ко­торой авторы показывают примеры по­вышения эффективности использования ресурсов и энергии и призывают к пере­ходу к миру эффектив-ных технологий. Это, безусловно, необходимо, но в самом конце книги один из разделов они на­звали "Ненасытное потребление может опередить революцию эффективности". Действительно, сама эффективность бу­дет порождать дополнительное потребление. Если создается автомашина по прин­ципу "затрат — половина, отдача — двойная", то и цена такой автомашины будет гораздо ниже, и она станет доступ­на значительно большему количеству людей. В результате будет быстро расти производство автомашин и потребление ресурсов резко вырастет, возрастут и от­ходы. В конечном итоге потребление ре­сурсов биосферы не уменьшится, а заг­рязнение окружающей среды может даже возрасти за счет роста количества авто­машин.

Науку и создание новых технологий нельзя превращать в некий фетиш. К ним следует относиться здраво, видя в них силу, но не магическую отмычку. Наука и новые технологии — инструмент че­ловеческого действия, а не самоцель. Обычно поборники этого мифа начина­ют перечислять решение разнообразных технических задач и достижений. Дей­ствительно, многие технические (техно­логические) задачи человечество успеш­но решило. Но при этом всегда забывают о последствиях и издержках, которые по­являются или сразу после их решения, или много позже, когда от того или иного ис­кусственного объекта или процесса уже трудно или даже невозможно отказаться, так как это будет стоить обществу слиш­ком дорого. Особенно много таких при­меров дает экология, например, когда человек строит плотины, когда обеспечи­вает свои энергетические потребности за счет ядерной энергетики, когда выруба­ет девственные леса, когда создает все новые искусственные химические веще­ства; можно долго перечислять так назы­ваемые "решения" технических проблем. Особо следует отметить решение такой задачи, как создание средств массового уничтожения. Теперь человечество может за короткое время тотальной ядерной вой­ны уничтожить себя и значительную часть организмов. Возможно, еще более опасное оружие можно создать с помощью генной инженерии. Уже давно обсужда­ется проблема нравственности и этики в развитии науки и технологий и необхо­димости ограничений, связанных с та­ким развитием.

Но есть проблемы, которые так и оста­ются нерешенными. Например, соци­альные проблемы так и не решены, хотя уже более полувека их пытаются решить, — проблемы голода, бедности, сниже­ние разрыва между бедными и богаты­ми. Еще в 1963 г. президент США Дж. Кеннеди заявлял: "Мы как представите­ли человечества владеем умением, мы располагаем средствами, мы имеем воз­можности искоренить голод на Земле за время нашей жизни". Дж. Кеннеди не смог это сделать за время своей траги­чески оборвавшейся жизни, но это не сде­лано до сегодняшнего дня, спустя почти полвека после этого заявления. Более того, угроза голода нарастает. То же самое можно сказать о болезнях: при искоренении од­них болезней выявляются другие. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 30 лет появилось тридцать новых болезней, многие болезни, которые ранее относи­тельно редко наблюдались у детей, стали обычным явлением. Медицина и фармацевтическая промышленность явно не успевают за появляющимися болезнями и не находят вообще ни надежных мето­дов, ни лекарств для лечения уже имею­щихся заболеваний. Не исследуется та­кая важная проблема, как связь появле­ния новых болезней с разрушением есте­ственных экосистем, в результате чего в антропогенную систему может поступать поток бактерий и вирусов, в том числе очень опасных.

Не решено множество экологических проблем, назовем четыре самых важ­ных:

1) продолжается дестабилизация сре­ды биосферы в результате выхода из до­пустимой экологической (хозяйственной) емкости глобальной экосистемы (см. пре­дыдущую главу);

2) нарастает тотальное загрязнение сре­ды биосферы, в том числе новыми химическими соединениями, неизвестны­ми в биосфере;

3) продолжается качественная деграда­ция возобновимых ресурсов, которые практически перестали быть возобнови­мыми в результате тотального загрязне­ния окружающей среды, что резко снизи­ло естественный потенциал управления средой биосферы;

4) продолжается распад генома людей и их отравление, а также других организ­мов радионуклидами, химическими токсикантами и супертоксикантами, воз­действующими на эндокринную систе­му; так, анализ тканей, проведенный среди добровольцев в США, показал, что в организме людей находится до 2000 посторонних химических веществ, а в организме отдельного человека таких ве­ществ может быть до 200. Вниматель­ный читатель спросит: почему в важней­шие экологические проблемы не вклю­чено глобальное потепление? Ответ прост — это следствие двух первых из ука­занных проблем.

Третий миф — человечество является "венцом" эволюции или, другими сло­вами, — вся эволюция жизни на Земле шла 4 млрд лет только для того, чтобы создать человека.

Вот пример безграничной веры в этот миф: "человек — это выдвижение био­сферы, венец природы" (Голубев B.C., Шаповалова Н.С., 1995). Это своего рода отблеск мифа о могуществе человека и явный след модернизма, когда Бог был отправлен с Земли на небеса, а его место на планете занял человек — правитель (как ему кажется) жизни на планете. Под этим мифом нет никакой научной базы, кроме высокого мнения человека о себе. Напомним, что даже его официальное видовое название говорит об очень вы­соком мнении о себе любимом — Homo sapiens sapiens, то есть человек дважды разумный, хотя обычно для краткости пишут Homo sapiens.

На Земле существует не менее 10 миллионов видов организмов, из кото­рых описано не более 2 млн. Огромное количество видов за 4 миллиарда лет существования жизни исчезло, оставив разнообразные следы своего существова­ния, которые позволили создать древо эволюции жизни — появления и исчез­новения видов. На этом древе огромное количество видов-веточек, из которых множество давно исчезло, но появились новые. Удивительно то, что веточки ни­когда не повторяются — однажды исчез­нувший вид никогда не появляется вновь! Это известный биологический закон необратимости вида. Из него также следует, что ни из какой современной обезьяны уже не может возникнуть чело­век. Эволюция жизни не прекратилась, хотя человек своей деятельностью уже вторгся, вернее, вломился в эту сферу. Но он не признает этого. О своем взаимо­действии с биосферой он говорит, как об "управлении природой" или "преобразо­вании природы", что подразумевает ка­кие-то положительные действия, которых на самом деле нет. Человечество ведет войну с остальной жизнью, в которой он не может быть победителем и, скорее все­го, окажется еще одной отрезанной веточ­кой на древе эволюции.

На этот миф следует посмотреть и с дру­гой стороны: самим человеком управля­ют микроорганизмы. Вместе с человеком живут до 600 видов микроорганизмов, включая бактерии и грибы, а также ви­русы (Наука и жизнь, 2009). Если всех их изъять, то человек не сможет жить. Микроорганизмы практически управля­ют всей биосферой, то есть пространством, где существует жизнь, используя для это­го поток солнечной и химической энер­гии. Они же были основными строителя­ми биосферы. Основной поток энергии проходит в системе жизни через микро­организмы, именно они обеспечивают круговорот биогенов. Биологи оценива­ют численность организмов на Земле цифрой 1030, все многоклеточные орга­низмы в этой оценке составляют ничтож­ную долю, они представляют ничтожную надстройку над миром микроорганиз­мов. Таким образом, в биосфере — об­ласти жизни управление и формирова­ние этой области осуществляют микроор­ганизмы. На самом деле это они — "ве­нец" эволюции и фундамент жизни. Все многоклеточные — это только малень­кая надстройка над миром микроорга­низмов. А человечество — это лишь один из огромного множества видов организ­мов в этой маленькой надстройке, и чис­ленность его ничтожно мала по сравне­нию со всей суммой организмов на Зем­ле. У него действительно нет конкурентов среди крупных животных, но перед ги­гантской совокупностью микроорганиз­мов, грибов (плесени) и вирусов он бес­силен. Если использовать терминологию Адама Смита, то именно они та "неви­димая рука", которая управляет нашим миром — миром биосферы.

Из мифов о "могуществе" и "венце эво­люции" вытекает еще один — четвер­тый миф — миф о бессмертии че­ловечества. Когда средства массовой информации сообщают о том, что Солнце погаснет через несколько миллиардов лет, или взорвется через 100 миллионов лет, или через 10 миллионов лет столкнется с гигантским астероидом, то многих лю­дей это пугает, они волнуются и задают вопросы: что же будет с человечеством и его цивилизацией? Это означает, что они убеждены в бессмертии человечества, хотя хорошо понимают, что каждый чело­век смертен, как любая жестко внутренне связанная (скоррелированная) система. Волноваться по таким поводам, которые могут произойти через миллиарды, сот­ни миллионов, десятки миллионов и даже миллионы лет не следует. Человечество – вид Homo sapiens — это одна из ве­точек древа эволюции. Мой коллега опуб­ликовал статью "Климатические условия возникновения, существования и гибе­ли жизни на Земле" (Сорохтин, 2007). Он излагает свою гипотезу по этим пробле­мам, в частности, о времени существо­вания человечества, и пишет: "Время су­ществования человечества, если оно само себя не уничтожит ранее (очень важная оговорка. — Автор),наименьшее из всех других форм, теоретически — около 600 млн лет, реально же — значительно меньше, но сколько — неизвестно". Из этой фразы все же следует, что это могут быть, по крайней мере, десятки милли­онов лет. Тем не менее эту величину мож­но оценить более реально. Для этого сле­дует посмотреть последние данные ант­ропологии о предшественниках человека – существовавших до появления совре­менного человека — гоминидах, кото-

 

рые являются, условно говоря, его двою­родными и троюродными родственника­ми. На древе жизни гоминид (табл. 4.1)* видно, что время существования этих видов лежит, как правило, в пределах 1-2 млн лет. Скорее всего, это и есть срок существования вида Homo sapiens, кото­рый появился около 0,5 млн лет назад, то есть уже прошел значительную часть предназначенного ему пути на Земле. С помощью научных достижений, новых технологий, возможно, удастся продлить время существования современного вида человека по сравнению со своими пред­шественниками. Но пока человек создает и использует технологии, которые ведут к нарушению законов биосферы и прямо­му разрушению собственной фундамен­тальной среды обитания биосферы, он выключает стабилизирующий отбор, со­храняющий стабильность генома, транс­формировав его в рыночную систему, ведет образ жизни, сокращающий ее про­должительность и способствующий воз­никновению заболеваний и распаду его генома, а также загрязняет среду своего обитания опасными токсикантами.

Сейчас на первом месте наиболее ве­роятным средством возможного уничто­жения человечества остается ядерное ору­жие. Еще в "Манифесте" Рассела — Эйнштейна (1955 г.) было сказано, что ядер­ное оружие лишило человечество "бес­смертия". Действительно, после создания ядерного оружия каждые 5 лет появляет­ся новое государство с ядерным оружи­ем. Нет никакой гарантии, что в одной из стран не появится диктатор с глобальны­ми амбициями и неадекватным пове­дением, который может применить ядер­ное оружие или организовать провокацию, приведшую к тотальной ядерной войне. Сократить время существования челове­чества может создание нового оружия массового поражения. Например, генно-инженерные модификации могут приве­сти к созданию микроорганизмов-мон­стров, которые станут носителями очень опасных заболеваний не только челове­ка, но, например, основных зерновых культур. Возможно, что в каких-то тай­ных лабораториях уже работают над та­ким оружием. В этой сфере постепенно утрачивается государственный контроль за таким оружием.

Можно утверждать, что вновь создава­емые технологии, как правило, ведут не только к уничтожению естественных эко­систем и разрушению биосферы, но по­тенциально сокращают время существо­вания человечества. По-видимому, су­ществует порог накопления и использо­вания технологий, после которого могут начаться катастрофические события. Уже существующие технологии таят в себе ог­ромную опасность. Например, в атомной промышленности России сосредоточено 1013, а в химической промышленности 1012 смертельных доз токсикантов. А сколько их накоплено в мире и сколько еще появится в будущем?

 

* В данном издании эта таблица отсутствует. – А.С.

Людей уничтожают не только военные технологии. В мире, например, в транс­портных авариях погибло за последние полвека больше людей, чем во всех вой­нах после Второй мировой войны. Вспомните, выше было сказано: человек не любит себя и непрерывно насилует свой организм. Поэтому в условиях раз­вивающегося экологического кризиса ско­рее можно ожидать гораздо меньшей про­должительности существования вида Homo sapiens, чем его предшественников. Медицинская статистика, несмотря на увеличение продолжительности жизни, неумолимо свидетельствует об ухудше­нии здоровья населения планеты, быст­ром и огромном росте потребления лекар­ственных препаратов, увеличении без­детных пар, разрушении механизма ста­билизации генома, росте новорожденных с генетическими нарушениями, появле­нии новых болезней, защиты от которых пока не найдено. Напомним, за после­дние 30 лет, по данным Всемирной орга­низации здравоохранения, появилось три десятка новых заболеваний.

Пятый миф, являющийся следствием предыдущих, — это миф о том, что при­рода (биосфера) является ресурсом для развития человечества, что ресурсы не­исчерпаемы и человек имеет право ис­пользовать их во благо единственного "высшего" вида на нашей планете. Это еще один миф модернизма, который не имеет под собой никакой научной осно­вы.

Биосфера действительно является ре­сурсом, но не для человечества, а для всей жизни в целом. Жизнь материализована в биоте — совокупности всех организ­мов. По оценкам биологов, это порядка — 1030 организмов, которые объедине­ны в таксономические единицы (виды, семейства, роды и т.д.). Если рассматри­вать жизнь в целом, исходя из достаточно верного предположения, что жизнь нео­бычайно устойчива (она на Земле суще­ствует уже около 4 млрд лет), то каждому из таксономических видов на поверхно­сти Земли в потоке поступающей солнеч­ной энергии выделена своя определен­ная струйка этого потока. Человечеству тоже определен свой поток энергии. Всем таксономическим единицам круп­ных животных, к которым относит­ся и человек, выделено всего около 1% этого потока. Этот результат получен из наблюдений в разных, но только естественных экосисте­мах, то есть для постоянно поддер­живаемой части биосферы, остат­ки которой безуспешно пытаются обеспечить устойчивость среды био­сферы и жизни, в том числе в ин­тересах человека.

Энергия для поддержания фотосинте­тической жизни на Земле ограничена мощностью, которая округленно составля­ет 100 ТВт. Она ограничена также кон­центрацией углекислого газа в атмосфе­ре — источника создания органики фо­тосинтетиками и требованием высокой степени замыкания круговорота углеро­да (углекислого газа) и других биогенов. Биота управляет этим круговоротом, обес­печивая его динамическую устойчивость. Используя свою возможность потребления определенной части солнечной энергии, поступающей к поверхности Земли, со­временная биота поддерживает свой дом — биосферу — свое окружение и обес­печивает его динамическую устойчи­вость путем достаточно жесткого распре­деления энергетического ресурса по раз­мерам организмов. В пределах каждого размера таксоны консументов получают выделенную долю энергии.

Человечество уже уничтожило и вытес­нило огромную часть крупных животных, поэтому можно считать, что 1 % энергии является верхним пределом потока ре­сурсов, выделенных человечеству. Для каждого таксона только такая энергия яв­ляется ресурсом, а остальная часть слу­жит фундаментом жизни других таксо­нов. Поэтому биосфера и ее возобновляе­мые составляющие — это не ресурс че­ловечества — это фундамент жизни — дом биоты, в котором человечеству вы­делен свой уголок с ограниченным ре­сурсом. Это отмечали такие выдающие­ся экономисты, лауреаты Нобелевской премии, как Ян Тинберген и Трюгве Хаавелмо (Environmetally..., 1991). Между тем человек шаг за шагом разрушает этот фундамент, этот дом, загрязняя его, трансформируя в отходы, вытесняя есте­ственные организмы в резервации, раз­рушая их сообщества, активизируя инт­родукцию и инвазию видов, уничтожая огромное число организмов и сокращая число видов, которые все без исключе­ния участвуют в работе по поддержанию жизни и оптимизации окружающей сре­ды. Таким образом, он вносит всевозра­стающий хаос в систему жизни, успешно ускоряя наступление времени, когда эта мощная система — жизнь прекратит рост и существование маленькой тоненькой веточки на древе жизни — человечества, как она это не раз делала за все время своего существования с другими вида­ми, но скорее всего со значительным ущербом для многих других веточек жиз­ни. Но не исключено, что в эйфории со­здания новых технологий человечество само уничтожит себя, резко сократив ес­тественную продолжительность существо­вания вида Homo sapiens sapiens.

Каждому индивиду и человечеству в целом необходимы ресурсы для поддер­жания своего существования, но в отли­чие от других живых организмов, для которых ресурсы — это питание с воз­вратом изъятых веществ в первоначаль­ном виде в биосферу, человечеству не­обходимы ресурсы также для роста, под которым в современной цивилизации обычно понимают создание собственной неживой окружающей среды и ее нара­щивание — создание брони цивилиза­ции. Поэтому потребление ресурсов био­сферы человечеством, которое в России называют природопользованием, во всем мире непрерывно нарастает, оно было и остается неустойчивым, а пра­вильнее — не поддерживаемым. Дей­ствительно, невозобновимые минераль­ные ресурсы и ресурсы ископаемого топ­лива сокращаются, и получение их доро­жает, а возобновимые ресурсы перестают возобновляться в прежнем качестве и ко­личестве. Такие возобновимые ресурсы, как воздух, вода, почвы, живые организ­мы, человечество уже превратило прак­тически в невозобновимые, особенно в части их качества, а для некоторых и ко­личества (пресная вода, почва). Челове­честву, согласно закону распределения органики (энергии) по размерам консу­ментов (Горшков, 1995) выделена для использования без нарушения устойчи­вости биосферы относительно небольшая часть возобновляемых ресурсов — 1%, которую он может потреблять, не разру­шая биосферу и остальную жизнь, и обес­печить передачу будущим поколениям такую же долю от ресурсов биосферы.

На острове Пасхи (Рапануи) в Тихом океане была реализована модель непод­держиваемого развития с неустойчивым использованием ресурсов биосферы. Ос­тров Пасхи был заселен небольшой груп­пой полинезийцев около 400 г. В это вре­мя остров был покрыт богатой лесной растительностью. Население стало возде­лывать сельскохозяйственные культуры, замещая часть леса полями, разводило кур и ловило рыбу. Население росло, раз­вивалась хозяйственная деятельность, один из основных ресурсов — древеси­на шла на постройку жилищ, лодок, топ­ливо и на перемещение огромных камен­ных идолов к побережью общим числом более 1000. К 1500 г. население острова выросло до 7000 человек. Но к этому вре­мени лес был вырублен, почвы эроди­рованы, снизилось количество осадков, урожаи резко упали, не из чего стало стро­ить лодки для рыбной ловли, не хватало типлива. Произошла экологическая ката­строфа. Это сопровождалось разделением населения на кланы и войнами, а также людоедством. Я. Роггевен, открывший остров в 1722 г., обнаружил там всего около 500 жителей, влачивших жалкое существование. Они не помнили своей истории и не знали, зачем на берегу были установлены каменные идолы (Ticktll, 1993).

В Мировом океане расположено 4 ги­гантских острова: Евразия, Африка и две Америки — Северная и Южная, и каж­дый непредвзятый человек понимает, что на этих островах идет тот же процесс, который шел на острове Пасхи.

Бокс 25. Таким образом, представ­ление о том, что биосфера — это неис­черпаемый ресурс для развития челове­чества, представляет опасное заблужде­ние, которое привело к жестокому глобаль­ному экологическому кризису и ведет че­ловечество к одичанию и гибели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.014 с.)