Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Он пришел: новые взгляды на себя и мирСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Берегите эти земли, эти воды, Даже каждую былиночку любя. Берегите всех людей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко За время существования современного человека (кроманьонца), по-ви-димому, можно говорить о трех периодах с разными представлениями человека на окружающий мир. Первый был связан с собирательством и охотой. Наши далекие предки были собирателями, охотниками и рыболовами, жившими за счет продукции естественных экосистем. Первобытный человек, по-видимому, осознавал свою зависимость и связь с теми естественными экосистемами, в которых он существовал, дикими животными и растениями, которые обеспечивали его питание, то есть определенным типом природопользования (присваивающая экономика), и это не могло не отражаться на его пред-ставлении о них и осознании своей роли. Отсюда складывалось его представ-ление о мире, которое можно охарактеризовать как обожествление (если это выражение подходит для первобытного охотника и собирателя) природы (биосферы). И в эти представления включались также рождения и смерть, небесные светила и другие атрибуты природного окружения. Второй период связан с Неолитической (сельскохозяйственной) революцией. Английский археолог Г. Чайлд назвал Неолитическую революцию величайшей в истории человечества экономической революцией, которая позволила людям использовать более богатые и надежные источники пищи. Теперь они находились под собственным контролем человека, предоставляя ему беспредельные возможности и требуя от него лишь приложения сил. Но это была не только экономическая революция, это была также и социальная революция, а также духовная или идеологическая революция. Этот техноло-гический прорыв, изменивший тип природопользования, привел к возникно-вению у человека новых взглядов на мир и на свою роль в нем. Неолитическая технологическая революция резко изменила представления человека о мире и самом себе: от преклонения перед природой (биосферой) и ее обожествления он, почувствовав себя независимым от природы, создает виртуальный мир, которым управляют наделенные большой мощью боги, внешне подобные людям. С созданием сельскохозяйственных технологий человек окончательно выделился из мира естественной природы, он почувствовал себя независимым от природы и остальной жизни, что привело его к созданию новой идеологии, где боги стали походить на людей, хотя еще некоторое время были со звериными головами, но с туловищем человека, как, например, в древнеегипетском пантеоне богов. Эллинские боги — это те же люди с присущими людям типами поведения: они ссорятся, обманывают друг друга, любят, ревнуют и ненавидят. В целом — это неземная, или, в современной термино-логии, виртуальная копия человеческого сообщества, где люди-боги отличаются от обычных людей огромной мощностью, которая позволяла им управлять силами природы, но в остальном они похожи на людей. Многие властители этого мира называли себя богами, как, например, в Египте, а другие — их наместниками на Земле. Но все еще остаются такие объекты, как Солнце, которое было центром мира, Луна, звездное небо, явления рождения и смерти, поэтому они сохранились как объекты поклонения. Естественным был следующий шаг — объединение многочисленных богов, почти людей, в единое божество, обладающее полным набором возможности управления всем миром и человеком, а поэтому это был не совсем человек. Но человечество не забыло и себя — высшее существо поручило ему верховную власть над всеми другими существами и природными ресурсами Земли. Этот шаг был сделан в определенных исторических условиях — существования уже в течение тысяч лет единовластия в древних государствах и сотен лет существования крупнейшей империи с централизованной властью — Римской империи, и в определенном месте — Палестине, в среде угнетенных народов, где сформировался иудаизм — религии с единым богом. Христианство, вытеснившее впоследствии сонмы античных богов, возникло в виде секты иудаизма. Можно сказать, что единый Бог был с человеческим лицом — в виде Иисуса Христа — воплощением триединого божества, как богочеловека, спасителя мира. Но теперь Солнце и Луна — это творение Бога, а таинство рождения и смерти тоже в его власти (Бог дал, Бог взял). В двух других великих религиях — исламе и буддизме также имеет место монотеизм, причем в буддизме — это именно человек, а ислам имеет те же корни, что и христианство. Возникновение и распространение этих религий, их расцвет заняли поч-ти все первое тысячелетие нашей эры, и хотя буддизм возник задолго до этого, но его расцвет приходится тоже на первое тысячелетие нашей эры. Значительную часть этого времени занял распад Римской империи, а затем и падение Византийской империи. В этот период великие религии распространялись не только миссионерством, но и огнем и мечом. Мир строился по канонам церкви. Таким образом, Бог был теперь везде с человеком и над ним. Это был новый взгляд на мир. Он формировался несколько тысячеле-тий и резко отличался от мировоззрения первобытного человека. Диапазон мировоззрений был широк, но всегда рядом с человеком был Бог или верховное существо, управляющее миром и человеком, или, наконец, Учитель, как, например, конфуцианство в Китае. Только в начале второго тысячелетия нашей эры христианство и нес-колько раньше ислам обращаются к античной культуре с ее большими дости-жениями в науках и искусстве. Уже в античном, а затем римском мире сложились новые отношения собственности, первые демократические порядки, которые привели к развитию науки и технологий, но затем этот мир рухнул под натиском варваров и в результате упадка сельского хозяйства на территории метрополии Римской империи. Темные века в Европе задержали развитие науки и технологий почти на тысячу лет. В этот период все образова-ние было сосредоточено в соборных школах, где оно ограничивалось изучением и толкованием религиозных текстов. Но в них изучали латинский и гре-ческий языки для чтения церковных текстов, которые были написаны ранее, в период Римской империи. Это открыло обучающимся в таких школах доступ к достижениям античной науки, поэтому еще в XI веке начались схоластические диспуты в целях примирения Священного Писания и сочинений духовных отцов с эллинской логикой. В результате некоторые соборные школы выросли настолько, что превратились в университеты с установивши-мися курсами обучения всем свободным искусствам, философии и теологии. С середины XI до середины XV векапоявились университеты в Саламанке, Болонье, Париже, Падуе, Оксфорде, Кембридже, Неаполе, Праге. Светское образование расширяется и открывает доступ к научным достижениям античной эпохи, на основе которых начинается эпоха Ренессанса, приведшая к развитию науки, искусства и технологий и очередному изменению представления о мире, в котором существует человечество. Знание провозглашается силой. Разрушаются религиозные представления о многих объектах и процессах. Начинается Реформация, следствием которой стало возникновение протестантства, отвергавшего церковную иерархию, противопоставление духовенства мирянам, упростившее культ, отказавшееся от монашества, демократизировавшее вероисповедание. Делаются крупные открытия: географические, астрономические, физические, химические, анатомические и др., совершенствуется кораблестроение, в металлургии открываются новые металлы и начинается массовое производство чугуна. Распространяется атеизм. Д. Бруно, Г. Галилей и Н. Коперник меняют картину мира: в центр его помещается Солнце. Начинается ускорение прогресса, новые пути которому открывают революции в Голландии и Англии, где купечество, ремесленники и мелкие землевладельцы ограничивают власть короля и земельной аристократии, открывая путь свободному рынку, который оказывается лучшим механизмом создания и внедрения инноваций. Начинается эпоха новых крупных преобразований — эпоха модерна, модернизации общества. Формируются новые представления об окружающем мире, которые называют модерном, модернизмом, индустриальным модернизмом. Идеологии модернизма положил начало Френсис Бэкон (1561-1626 гг) — английский философ, лорд-канцлер при короле Якове I. Она изложена в его трактате "Новый органон" (1620 г.). Если в период античности в качестве цели науки провозглашалось познать то, что человек может познать, то для Ф. Бэкона ее задачей становится господство человеческого рода над всей природой (биосферой) через ее познание. Это господство заключается в том, что человечество с помощью точных знаний природных причин может использовать ее в своих собственных целях, то есть целью науки становится увеличение власти человека над природой. Тем самым человечество утверждает свои права над природой, дарованные ему самим Богом, и эти права опираются на науку и искусства. Возникает, правда, опасность, что результаты науки могут быть использованы во зло людям, но Ф. Бэкон не придает этому большого значения, так как, выполняя обязанности лорда-канцлера и понимая, что политические действия, стремящиеся улучшить положение вещей, никогда практически не обходятся без применения силы и несправедливости, тем не менее считает, что изобретения способны осчастливить и создать благосостояние без причинения кому-либо вреда. Такое утверждение в конце двадцатого столетия выглядит, по меньшей мере, утопическим. Различая три вида целей, которым может служить наука: усиления личной власти на родине; усиления мощи своей страны и ее господства над другими странами и народами и для расширения господства всего человечества над природой в целом, — Ф. Бэкон подчеркивает, что последняя является самой здравой и благородной. Но он не обсуждает вопрос об использовании научно-технических достижений в личных и национальных целях, но во зло человечеству. Напротив, в своей социальной утопии "Новая Атлантида" он считает необходимым сохранять эти достижения в тайне. По Ф. Бэкону, наука должна исследовать скрытые в природе силы и насколько возможно расширить власть человека над природой, понимаемой в качестве гигантской "мастерской" человечества. В своей работе "Новый Органон" он исследует методологию и пути достижения открытий, которые фундаментальным образом преобразуют мир, как, например, изобретение по-роха или компаса. Научно-технические достижения передаются от поколения к поколению для дальнейшего развития. Наука будущего должна стать деятельной наукой, не обремененной вопросами морали, этики, религии, политики, логики. Эта идеология реализовалась в процессе Промышленной революции. По мере ее реализации в виде индустриализации и научно-техни-ческого прогресса действительно произошло отделение естественнонаучных исследований от этических и религиозных вопросов, устранялись и утрачивались границы возможного для человека и человечества в целом. На Земле человечество считает себя творцом, создающим "рай на Земле" с помощью промышленности, техники и науки, а Бог окончательно отправляется на небеса. Такой оптимизм в отношении науки и техники окончательно формируется в XIX веке и утверждается в XX веке. В рамках идеологии модернизма природа предстает полем действия человека, его "мастерской", которая обретает над нею безграничную власть. Эта идея отчетливо выражена Бэконом в лозунге "знание — сила". Идея покорения природы для реализации собственных целей и рациональной переделки социальных отношений посредством жестких социальных технологий служит основой идеологии модернизма, в которой человек выступает как главный актор планеты — преобразователь природы (биосферы) и общества. В модернизированном обществе ранее животворящая природа воспринимается как неограниченный ресурс, неисчерпаемая кладовая сырьевых ресурсов для всестороннего развития цивилизации. Представление о том, что "природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник", давно стало ведущей темой современности. Лозунг покорения природы "не ждать милостей, а взять их у нее" представляет крайнее выражение идеологии модернизма. В результате хаотичной и бесконтрольной сначала сельскохозяйственной, а затем промышленной экспансии биосфере был нанесен огромный ущерб: идет разрушение естественных экосистем — эволюционно миллиарды лет отлаживавшегося поддержания динамического экологического равновесия через механизм круговорота биогенов. Бесконтрольное истребление лесных экосистем вместе с масштабным техногенным воздействием на атмосферу, резкое сокращение биологического разнообразия оказывает масштабное воздействие на экосистемы, водные системы, почвы и запускает цепочки неконтролируемых изменений в биосфере, приведших к жестокому глобальному экологическому кризису, долговременные последствия которого непредсказуемы. Но очевидно одно: если не прекратится дальнейшая экспансия человечества и разрушение им биосферы, то кризис перерастет в катастрофу и приведет к коренным изменениям в биосфере, в которой может не оказаться места для многих видов организмов и человечества. В ценностной иерархии современного модернистского общества искусственное, рукотворное несравнимо более ценно, чем естественное, сотворенное природой. Непрерывно модернизируемая современность — апофеоз техники, воспринимаемой как средство облегчения человеческого труда и создания для него разнообразных благ. Но техника — это не только средство разрушения биосферы, но и средство закабаления и подрыва здоровья людей. В централизованно управляемой системе СССР, которая представляла собой гигантскую корпоративную структуру, как и в рыночных корпоративных структурах (отметим, что современные транснациональные корпорации по своим масштабам приближаются к корпорации "СССР"), все работники представляют собой инструменты для достижения целей этой структуры и существуют в условиях тоталитаризма. В первом случае работники, завершая свой трудовой день, оказывались также в кабале системы "корпорация СССР", а во втором случае — в корпорациях либерального свободного рынка: они после окончания работы и до начала следующего рабочего дня жили в демократической системе, а остальное время проводили в тоталитарных системах корпораций или государственной службы, которая всегда и везде представляет тоталитарную иерархическую систему. В жертву технике приносятся естественные биологические ритмы людей, работающих в ночные рабочие смены. На производстве и вне его на людей давит огромный груз загрязняющих веществ, включая супертоксиканты. Ежедневно, если не ежечасно, в мире происходят технические аварии, уносящие жизни и калечащие людей. Медицинская статистика при росте продолжительности жизни показывает нарастание числа заболеваний и появление новых болезней, рост генетических изменений, потребление огромного количества лекарств. В рамках реализации идеологии модернизма не решаются социальные проблемы, связанные с бедностью, голодом, растущим разрывом между бога-тыми и бедными людьми и странами; не обеспечивается доступ многих людей к качественному медицинскому обслуживанию и образованию, что свидетельствует о глобальном социальном кризисе. Таким образом, можно говорить о кризисе модернистского проекта, что его адепты пытаются объяснить его незавершенностью. Но реальность современного экологического, антропологического и социального кризисов бросает вызов всей системе мировоззренческих установок модернизма. Неограниченная сельскохозяйственная и индустриальная экспансия породила столь значительные глобальные экологические и социальные проблемы, которые поставили человечество на грань выживания. Весь смысл идеологии модернизма сводится к простой формуле — человек сам строит свою историю. Ограниченость и неверность этой идеологии отметил еще В.И. Вернадский
(1944), который писал: "В общежитии говорят о человеке как о свободно живущем и передвигающемся по нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю. До сих пор историки, вообще ученые гуманитарных наук, а в известной мере и биологи сознательно не считаются с законами природы биосферы — той земной оболочки, где только и может существовать жизнь. Стихийно человек от нее неотделим". Отсюда следует, что человек может строить свою историю только в рамках соблюдения законов биосферы. В.И. Вернадский впервые высказал идею уп-равления всеми химическими процессами в биосфере живым веществом — биотой, совокупностью всех естественных живых организмов, которую затем строго на основе фундаментальных законов реализовал В.Г. Горшков (1995) как теорию биотической регуляции окружающей среды. Нарушение законов биосферы в результате реализации идеологии модернизма показывает, что настало время заново формулировать идеологию развития цивилизации. Она должна быть основана на законах биосферы, о которых сейчас известно уже достаточно много. Идеология, сформулированная Ф. Бэконом, реализовалась в индустриальный модернизм — социально-экономический и политический переход от традиционного аграрного общества к индустриальной современности — существенно неустойчивого набора комплексных социокультурных и технико-экономических со своими специфическими особенностями современных индустриальных рыночных сообществ (стран), нередко сочетающих черты традиционного (аграрного), индустриального и постиндустриального общества, находящихся в непрерывном конкурентном взаимодействии, которое нередко реализуется не только в виде обычных, так называемых цивилизованных рыночных отношений, но и рыночных войнах и реальных войнах, что показала история цивилизации — становления модернизма в XVIII-XX веках с их разделом мира, колониальной системой, мировыми и локальными войнами, и показывает современная история — начала XXI века. Реализация индустриального модернизма началась на переходе от XVII к XVIII веку. Университетское образование заложило научные основы для инновационной деятельности и использования ее достижений для экономического развития, что открывает путь к новым технологическим достижениям. Они не заставили себя ждать. Постепенно меняется социально-экономи-ческая структура общества. На основе научно-технических достижений — создания технологии исиспользования коксующего угля для выплавки железа, паровой машины Уатта, ткацкого станка Картрайта и др. Создаются предприятия с большим числом машин и рабочих, производящие массовую стандартную продукцию. С начала XIX века используется все больше каменного угля, что было связано также с развивавшимся в Европе энергетическим кризисом, так как основа прежней энергетики — древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов. Лес в Европу для строительства кораблей везли из Норвегии, а затем из Америки. Возникают новые транспортные системы и средства передвижения, скорость которых резко возрастает, что способствует быстрой доставке товаров. В 1807 г. Р. Фултон построил первый колесный пароход. В 1830 г. строится первая железная дорога в Англии. Идет модернизация мира, где главным актором стал человек, непрерывно наращивающий свою энергетическую мощь за счет ископаемого топлива. На основе использования паровой машины и ископаемого топлива возникает промышленность и развивается индустриальная цивилизация — результат второй технологической революции — Промышленной революции. К концу века уголь уже обеспечивает 50% энергетических потребностей. В 1859 г. начинается добыча нефти в США, а с 1900 г. она уже добывается в Румынии и России. С конца XIX в. начинается также добыча газа, а во второй половине XX в. создается ядерная энергетика. Новые технологии меняют мир и мировое сообщество. Знание провозглашается силой. Постепенно меняется социально-экономическая структура общества. Индустриализация становится планетарным явлением. Если сельскохозяйственным технологиям потребовалось почти 10 тыс. лет, чтобы стать планетарным явлением, то индустриализации оказалось достаточно всего 200-300 лет. Главными центрами, инновационного процесса становятся города, они превращаются в места формирования культурного наследия. Они же превращаются из центров обслуживания сельского хозяйства в точки притяжения сельского хозяйства, обслуживающего города. Начинается быстрый про-цесс урбанизации планеты, что ведет к разрушению тесных родственных и общинных связей между людьми, характерных для сельскохозяйственной цивилизации, и атомизации, и индивидуализации людей. Теперь даже инновационные сельскохозяйственные технологии развиваются в городах, что в XX в. обеспечило рост производства продовольствия благодаря достижениям зеленой революции. На основе фундаментальных исследований, прежде всего в физике и химии, разворачивается научно-техническая революция, обеспечившая огромные технологические достижения в XX в., символами которого стали атомная энергетика, исследования космоса, телевидение, сотовый телефон и, конечно, компьютеры. Но мир сохранил те тенденции, которые возникли при завоевании человеком планеты еще в доцивилизационный период: размежевание мирового сообщества по различным признакам: богатство и бедность, национальность, религия, язык, культурное наследие и т.д., а также огромные различия в скоростях технологического прогресса. Весь мир в настоящее время продолжает реализацию идеологии индустриального модернизма, идущую с разной скоростью в мировом географическом пространстве. Одни, как считают некоторые ученые, вступают в информационное общество, а другие находятся в стадии "догоняющей модернизации", где переход на рельсы индустриального развития еще далек от завершения и где черты традиционного (сельскохозяйственного) общества в общей цивилизационной структуре представлены гораздо значительнее. Индустриальная современность — модернизм порожден, с одной стороны, представлением о том, что свободная личность служит ядром развития гражданского общества с дифференцированными, федеративно-автономными экономическими, социальными, правовыми и культурными институтами, что было предопределено Реформацией; с другой стороны, с развитием науки, техники и технологий, что было предопределено превращением монастырских школ в светские университеты и Ренессансом, обращением к достижениям античности, упадком и крахом феодального общества, существовавшего на принудительном труде. Научные достижения и новые технологии обеспечили создание крупных предприятий, выпускающих стандарт ную массовую продукцию, на которых используется труд наемных свободных работников. В результате на смену коротким, персонифицированным социальным связям в общинах и отношениям личной зависимости (феодализм) приходят опосредованные вещами (товарами), анонимные, социальные связи лично незнакомых действующих лиц (акторов) социально-экономического процесса. Освобождение от пут личной зависимости и атомизация общества стали предпосылкой формирования ценностей личной свободы. Индустриальное общество — это прежде всего товарное производство. Оно способствовало невиданному повышению качества жизни определенной части населения, насыщению рынка продуктами первой необходимости, но оно же создало систему формирования все новых и новых потребностей, а, следовательно, привело к бесконечному росту потребления природных ресурсов. В социальной сфере атомизация людей вы-лилась в отчуждение, которое стало культурным продуктом модернизма. Социальные коммуникации в индустриальном обществе обретают форму товарного обмена (продуктов труда, рабочей силы, услуг). Следствием разрыва отношений личной зависимости и обретения индивидуальной свободы и социальной мобильности стало развитие социальных институтов, канализирующих социальную активность и закрепляющих сложившиеся образцы социально одобренных форм деятельности и общения. Отправление правосудия и осуществление наказания монополизированы государством. Подобная централизация социального насилия направлена на снижение общего уровня несанкционированных насильственных действий в обществе. Становление правовой инфраструктуры и единого правового пространства, где сильный и сла-бый уравнены перед законом, — это тоже реализация идеологии модернизма. Индустриальное общество предоставляет человеку значительную социальную подвижность. Личная свобода как возможность движения в различных социальных пространствах становится фундаментальной ценностью модернизма, но эта свобода связана с личным выбором и ответственностью за собственные действия. Ценности индивидуальной свободы и автономии личности идеологически закрепляются в доктринах приоритета личностных прав (естественных прав, общая декларация прав человека, правового государства, осознания прав ребенка, ценности приватного и т.д.). Подобному типу социальной связи методологически соответствует понятие антропоцентризма. Антропоцентризм в таком же контексте в отношении с биосферой остается составной частью идеологии модернизма. Экологические последствия индустриализации для биосферы еще более значимы, чем период сельскохозяйственной цивилизации. 1) Потребность в пище людей, занятых в индустрии, и взрывной рост населения в результате развития санитарно-гигиенических и медицинских технологий привели к необходимости резкого расширения площади пахотных земель — с 7 млн км2 в конце XIX в. до 15 млн км2 к концу XX в. и к интенсификации сельского хозяйства с увеличением энергетических затрат на производство пищи. Это потребовало уничтожения больших массивов лесов, ветландов и других экосистем. Дополнительно потребовалось разрушение экосистем для расширения территории городов и создания хозяйственной инфраструктуры. В результате естественные экосистемы сохранились только примерно на 40% территории суши без учета оледенелых и скальных поверхностей. 2) Индустриализация, и особенно химическая промышленность, в том числе промышленность органической химии, созданная в основном после 1950 г., вызвали совершенно новый вид воздействия на биосферу — привели к появлению огромного числа опасных химических веществ, создаваемых человеком в процессе производства, поступающих в окружающую среду в виде твердых, газообразных и растворенных отходов, которые воздействуют на все организмы и особенно на людей, так как они формируются именно в местах с наибольшей плотнос-тью населения, поскольку индустрия и ее продукты являются непременной городской составляющей. Многие искусственные химические вещества не существуют в биосфере, поэтому, попадая в организмы, в том числе людей, они накапливаются в нем, так как организм "не знает", что с ними делать и не умеет выводить, их из организма. Многие из них являются супертоксикантами. Человечество умеет синтезировать более 18 млн веществ (данные на конец 2000 г.), на мировом рынке обращается около 200 тыс. названий веществ, а результаты воздействия на организмы и человека и допустимые нормы этого воздействия известны, причем часто неполно и недостаточно обоснованно, только примерно для 20 тыс. веществ. Человечество сделало себя и остальные организмы подопытными кроликами научно-технического прогресса и экономического роста, основанного на химических реакциях и физических процессах. 3) В самом начале XX в. в водных объектах начинается процесс засоления, между 1910 и 1920 гг. появляется загрязнение металлами, микроорганические загрязнения поступают в водные объекты, начиная с 1930 г. С 1940 г. начинается эвтрофикация водных объектов в связи с загрязнением биогенами, после 1950 г. в них поступают радионуклиды, а после 1960 г. начинается закисление вод. 4) В США в тканях людей обнаруживается до 2000 посторонних, часто опасных веществ, а у отдельных индивидов — до 200 посторонних веществ. В 1990-е годы выявляется группа супертоксикантов — веществ, воздействующих на эндокринную систему человека, в результате чего нарушаются система воспроизводства, нервная система и работа мозга. В атмосфере городов выявляется более 200-250 загрязняющих веществ, в связи с чем растет заболеваемость и смертность населения от згрязнения вод и атмосферы, а также пищевых продуктов. 5) Идет истощение невозобновляемых ресурсов планеты, в первую очередь доступных и с высоким содержанием добываемого вещества. В связи с выработкой большинства таких месторождений непрерывно нарастают затраты на единицу добытого вещества. 6) Возобновляемые ресурсы перестали возобновляться в прежнем качестве и количестве в пределах их естественных колебаний: меняется химический состав атмосферы, пресные поверхностные и верхний горизонт подземных вод практически полностью загрязнены, идет деградация почв и их загрязнение, сокращается биоразнообразие в основном за счет перевода в антропогенный канал и попутного разрушения большей части чистой первичной биологической продукции суши человеком (40%) и разрушения естественных экосистем (ландшафтов). 7) Сжигание огромной массы ископаемого топлива и раз-рушение биомассы в результате хозяйственной деятельности создают поток антропогенного углерода и других газов в атмосферу, что повышает содержа-ние парниковых газов и вносит вклад в дестабилизацию климатической системы, а другие газы подрывают здоровье населения. 8) Глобальная индустрия не производит ничего, кроме отходов: отходов производства и отходов потребления, которые могут быть, коротко-, средне- и долгоживущими. 9) Используемая человечеством энергия, с одной стороны, затрачивается на добычу ресурсов, то есть разрушение естественных экосистем биосферы, а с другой стороны, на производство отходов и загрязнение биосферы. 10) В результате Промышленной революции общество атомизируется — персонифицированные, общинные связи и отношения личной зависимости, характерные для традиционного сельского общества, сменяются личной свободой в урбанизированной среде, не ограниченной внеэкономической зависимостью, что обеспечивает значительную социальную подвижность. Личная свобода становится фундаментальной ценностью, но она никогда полностью не реализуется в силу необходимости для человека где-то работать для поддержания собственного существования, а большинство дающих работу организаций представляют собой тоталитарные структуры. 11) Урбанизированная среда полностью отрывает человека от биосферы, замыкая его в "броню цивилизации", которая постепенно становится тяжелой ношей, прежде всего, в экологическом, но также физиологическом, моральном и нравственном отношении. В настоящее время население городов превысило сельское население, то есть большая часть населения планеты стала жить в условиях скученности, стрессов и более загрязненной среды. 12) Резко возросли физические воздействия на человечество — шум, вибрация, электромагнитное излучение, радиационные нагрузки. На Земле человек наделяет себя властью над природой, выступая как ее преобразователь, фактически реализуя генетическую программу экспансии, нарушая устойчивость экосистем во все большем, поистине грандиозном масштабе. Если в естественной среде биосферы он был минорным нарушителем локальных экосистем, то теперь, вооруженный огромной энергетической мощностью ископаемого топлива и быстро ме-няющимися технологиями, которые создаются для извлечения и переработки природных ресурсов, он реализовал эту программу в тотальное нарушение глобальной экосистемы — биосферы. В этой новой технологической революции на Земле Богу места нет, на Земле господствует человек. И на небе происходят изменения: Солнце перестает быть центром Вселенной, а место Бога заменяет Большой взрыв. Вторая технологическая революция привела к новой — третьей смене представлений о мире у человечества. Таким образом, две крупнейшие технологические революции, с появлением в каждом случае новых типов природопользования, дважды сопровождались изменениями представлений человека о самом себе и о мире после его выхода из первобытного состояния. В первом случае это заняло около десяти тысяч лет, во втором — около двухсот лет. В этих изменениях взглядов на мир есть одна общая тенденция: представление человека о самом себе все больше возвышало его над биосферой и удаляло от нее. Бокс 13. Таким образом, человек прошел путь от полной зависимости от естественной Природы до, как ему кажется, полной независимости от нее, что представляет собой широко распространенное заблуждение. Похожий путь воспроизводит каждый новорожденный, который сначала припадает к материнской груди, потом его мать водит за ручку, а затем он оказывается самостоятельной личностью, но генетически он связан с ней неразрывно..
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.012 с.) |