Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Он пришел: новые взгляды на себя и мир

Поиск

Берегите эти земли, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех людей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

За время существования современно­го человека (кроманьонца), по-ви-димо­му, можно говорить о трех периодах с раз­ными представлениями человека на ок­ружающий мир. Первый был связан с собирательством и охотой. Наши далекие предки были собирателями, охотниками и рыболовами, жившими за счет продук­ции естественных экосистем. Первобыт­ный человек, по-видимому, осознавал свою зависимость и связь с теми есте­ственными экосистемами, в которых он существовал, дикими животными и рас­тениями, которые обеспечивали его пи­тание, то есть определенным типом природопользования (присваивающая эконо­мика), и это не могло не отражаться на его пред-ставлении о них и осознании сво­ей роли. Отсюда складывалось его пред­став-ление о мире, которое можно охарак­теризовать как обожествление (если это выражение подходит для первобытного охотника и собирателя) природы (биосфе­ры). И в эти представления включались также рождения и смерть, небесные све­тила и другие атрибуты природного ок­ружения.

Второй период связан с Неолитической (сельскохозяйственной) революцией. Английский археолог Г. Чайлд назвал Неолитическую революцию величайшей в истории человечества экономической революцией, которая позволила людям использовать более богатые и надежные источники пищи. Теперь они находились под собственным контролем человека, предоставляя ему беспредельные воз­можности и требуя от него лишь приложе­ния сил. Но это была не только экономи­ческая революция, это была также и со­циальная революция, а также духовная или идеологическая революция. Этот тех­ноло-гический прорыв, изменивший тип природопользования, привел к возник­но-вению у человека новых взглядов на мир и на свою роль в нем. Неолитичес­кая технологическая революция резко из­менила представления человека о мире и самом себе: от преклонения перед при­родой (биосферой) и ее обожествления он, почувствовав себя независимым от при­роды, создает виртуальный мир, которым управляют наделенные большой мощью боги, внешне подобные людям.

С созданием сельскохозяйственных технологий человек окончательно выде­лился из мира естественной природы, он почувствовал себя независимым от при­роды и остальной жизни, что привело его к созданию новой идеологии, где боги стали походить на людей, хотя еще неко­торое время были со звериными голова­ми, но с туловищем человека, как, на­пример, в древнеегипетском пантеоне богов. Эллинские боги — это те же люди с присущими людям типами поведения: они ссорятся, обманывают друг друга, любят, ревнуют и ненавидят. В целом — это неземная, или, в современной терми­но-логии, виртуальная копия человечес­кого сообщества, где люди-боги отлича­ются от обычных людей огромной мощностью, которая позволяла им управлять силами природы, но в остальном они по­хожи на людей. Многие властители этого мира называли себя богами, как, напри­мер, в Египте, а другие — их наместни­ками на Земле. Но все еще остаются та­кие объекты, как Солнце, которое было центром мира, Луна, звездное небо, яв­ления рождения и смерти, поэтому они сохранились как объекты поклонения. Естественным был следующий шаг — объединение многочисленных богов, по­чти людей, в единое божество, обладаю­щее полным набором возможности управ­ления всем миром и человеком, а поэто­му это был не совсем человек. Но челове­чество не забыло и себя — высшее су­щество поручило ему верховную власть над всеми другими существами и при­родными ресурсами Земли.

Этот шаг был сделан в определенных исторических условиях — существова­ния уже в течение тысяч лет единовлас­тия в древних государствах и сотен лет существования крупнейшей империи с централизованной властью — Римской империи, и в определенном месте — Па­лестине, в среде угнетенных народов, где сформировался иудаизм — религии с единым богом. Христианство, вытеснив­шее впоследствии сонмы античных бо­гов, возникло в виде секты иудаизма. Можно сказать, что единый Бог был с че­ловеческим лицом — в виде Иисуса Христа — воплощением триединого бо­жества, как богочеловека, спасителя мира. Но теперь Солнце и Луна — это творение Бога, а таинство рождения и смерти тоже в его власти (Бог дал, Бог взял). В двух других великих религиях — исламе и буддизме также имеет мес­то монотеизм, причем в буддизме — это именно человек, а ислам имеет те же кор­ни, что и христианство.

Возникновение и распространение этих религий, их расцвет заняли поч-ти все первое тысячелетие нашей эры, и хотя буддизм возник задолго до этого, но его расцвет приходится тоже на первое тыся­челетие нашей эры. Значительную часть этого времени занял распад Римской империи, а затем и падение Византийс­кой империи. В этот период великие ре­лигии распространялись не только мис­сионерством, но и огнем и мечом. Мир строился по канонам церкви. Таким об­разом, Бог был теперь везде с человеком и над ним. Это был новый взгляд на мир. Он формировался несколько тыся­челе-тий и резко отличался от мировоз­зрения первобытного человека. Диапа­зон мировоззрений был широк, но все­гда рядом с человеком был Бог или вер­ховное существо, управляющее миром и человеком, или, наконец, Учитель, как, например, конфуцианство в Китае.

Только в начале второго тысячелетия нашей эры христианство и нес-колько раньше ислам обращаются к античной культуре с ее большими дости-жениями в науках и искусстве. Уже в античном, а затем римском мире сложились новые отношения собственности, первые демократические порядки, которые привели к развитию науки и технологий, но затем этот мир рухнул под натиском варваров и в результате упадка сельского хозяй­ства на территории метрополии Римской империи. Темные века в Европе задер­жали развитие науки и технологий почти на тысячу лет. В этот период все образо­ва-ние было сосредоточено в соборных школах, где оно ограничивалось изуче­нием и толкованием религиозных текстов. Но в них изучали латинский и гре-ческий языки для чтения церковных текстов, которые были написаны ранее, в период Римской империи. Это открыло обучаю­щимся в таких школах доступ к достиже­ниям античной науки, поэтому еще в XI веке начались схоластические диспуты в целях примирения Священного Писания и сочинений духовных отцов с эл­линской логикой. В результате некоторые соборные школы выросли настолько, что превратились в университеты с устано­вивши-мися курсами обучения всем сво­бодным искусствам, философии и теоло­гии. С середины XI до середины XV векапоявились университеты в Саламанке, Болонье, Париже, Падуе, Оксфорде, Кембридже, Неаполе, Праге. Светское обра­зование расширяется и открывает доступ к научным достижениям античной эпо­хи, на основе которых начинается эпоха Ренессанса, приведшая к развитию на­уки, искусства и технологий и очередно­му изменению представления о мире, в котором существует человечество.

Знание провозглашается силой. Разру­шаются религиозные представления о многих объектах и процессах. Начинает­ся Реформация, следствием которой стало возникновение протестантства, отвергав­шего церковную иерархию, противопостав­ление духовенства мирянам, упростившее культ, отказавшееся от монашества, демократизировавшее вероисповедание. Делаются крупные открытия: географичес­кие, астрономические, физические, хими­ческие, анатомические и др., совершен­ствуется кораблестроение, в металлургии открываются новые металлы и начина­ется массовое производство чугуна. Рас­пространяется атеизм. Д. Бруно, Г. Гали­лей и Н. Коперник меняют картину мира: в центр его помещается Солнце. Начина­ется ускорение прогресса, новые пути ко­торому открывают революции в Голлан­дии и Англии, где купечество, ремеслен­ники и мелкие землевладельцы ограни­чивают власть короля и земельной арис­тократии, открывая путь свободному рынку, который оказывается лучшим ме­ханизмом создания и внедрения инно­ваций. Начинается эпоха новых крупных преобразований — эпоха модерна, мо­дернизации общества. Формируются но­вые представления об окружающем мире, которые называют модерном, модерниз­мом, индустриальным модернизмом.

Идеологии модернизма положил нача­ло Френсис Бэкон (1561-1626 гг) — ан­глийский философ, лорд-канцлер при ко­роле Якове I. Она изложена в его трактате "Новый органон" (1620 г.). Если в пери­од античности в качестве цели науки провозглашалось познать то, что человек может познать, то для Ф. Бэкона ее зада­чей становится господство человеческого рода над всей природой (биосферой) че­рез ее познание. Это господство заключа­ется в том, что человечество с помощью точных знаний природных причин мо­жет использовать ее в своих собственных целях, то есть целью науки становится увеличение власти человека над приро­дой. Тем самым человечество утвержда­ет свои права над природой, дарован­ные ему самим Богом, и эти права опи­раются на науку и искусства. Возникает, правда, опасность, что результаты науки могут быть использованы во зло людям, но Ф. Бэкон не придает этому большого значения, так как, выполняя обязаннос­ти лорда-канцлера и понимая, что поли­тические действия, стремящиеся улуч­шить положение вещей, никогда практи­чески не обходятся без применения силы и несправедливости, тем не менее счи­тает, что изобретения способны осчаст­ливить и создать благосостояние без при­чинения кому-либо вреда. Такое утвер­ждение в конце двадцатого столетия выг­лядит, по меньшей мере, утопическим. Различая три вида целей, которым мо­жет служить наука: усиления личной вла­сти на родине; усиления мощи своей стра­ны и ее господства над другими страна­ми и народами и для расширения гос­подства всего человечества над природой в целом, — Ф. Бэкон подчеркивает, что последняя является самой здравой и благородной. Но он не обсуждает вопрос об использовании научно-технических достижений в личных и национальных целях, но во зло человечеству. Напротив, в своей социальной утопии "Новая Ат­лантида" он считает необходимым со­хранять эти достижения в тайне.

По Ф. Бэкону, наука должна исследо­вать скрытые в природе силы и насколь­ко возможно расширить власть человека над природой, понимаемой в качестве гигантской "мастерской" человечества. В своей работе "Новый Органон" он иссле­дует методологию и пути достижения от­крытий, которые фундаментальным об­разом преобразуют мир, как, например, изобретение по-роха или компаса. Науч­но-технические достижения передаются от поколения к поколению для дальней­шего развития. Наука будущего должна стать деятельной наукой, не обременен­ной вопросами морали, этики, религии, политики, логики. Эта идеология реали­зовалась в процессе Промышленной ре­волюции. По мере ее реализации в виде индустриализации и научно-техни-чес­кого прогресса действительно произошло отделение естественнонаучных исследо­ваний от этических и религиозных воп­росов, устранялись и утрачивались гра­ницы возможного для человека и чело­вечества в целом. На Земле человече­ство считает себя творцом, создающим "рай на Земле" с помощью промышлен­ности, техники и науки, а Бог окончатель­но отправляется на небеса. Такой опти­мизм в отношении науки и техники окон­чательно формируется в XIX веке и ут­верждается в XX веке.

В рамках идеологии модернизма при­рода предстает полем действия челове­ка, его "мастерской", которая обретает над нею безграничную власть. Эта идея от­четливо выражена Бэконом в лозунге "знание — сила". Идея покорения при­роды для реализации собственных це­лей и рациональной переделки соци­альных отношений посредством жестких социальных технологий служит основой идеологии модернизма, в которой чело­век выступает как главный актор плане­ты — преобразователь природы (биосфе­ры) и общества. В модернизированном обществе ранее животворящая природа воспринимается как неограниченный ре­сурс, неисчерпаемая кладовая сырьевых ресурсов для всестороннего развития ци­вилизации. Представление о том, что "природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник", давно стало ведущей темой современности. Лозунг покорения природы "не ждать милостей, а взять их у нее" представляет крайнее выражение идеологии модернизма. В результате хаотичной и бесконтрольной сначала сельскохозяйственной, а затем промышленной экспансии биосфере был нанесен огромный ущерб: идет разруше­ние естественных экосистем — эволюционно миллиарды лет отлаживавшего­ся поддержания динамического экологи­ческого равновесия через механизм кру­говорота биогенов. Бесконтрольное ис­требление лесных экосистем вместе с масштабным техногенным воздействи­ем на атмосферу, резкое сокращение био­логического разнообразия оказывает мас­штабное воздействие на экосистемы, водные системы, почвы и запускает це­почки неконтролируемых изменений в биосфере, приведших к жестокому гло­бальному экологическому кризису, дол­говременные последствия которого не­предсказуемы. Но очевидно одно: если не прекратится дальнейшая экспансия че­ловечества и разрушение им биосферы, то кризис перерастет в катастрофу и при­ведет к коренным изменениям в биосфе­ре, в которой может не оказаться места для многих видов организмов и челове­чества.

В ценностной иерархии современного модернистского общества искусственное, рукотворное несравнимо более ценно, чем естественное, сотворенное природой. Не­прерывно модернизируемая современ­ность — апофеоз техники, воспринима­емой как средство облегчения человечес­кого труда и создания для него разнооб­разных благ. Но техника — это не только средство разрушения биосферы, но и средство закабаления и подрыва здоро­вья людей. В централизованно управля­емой системе СССР, которая представ­ляла собой гигантскую корпоративную структуру, как и в рыночных корпора­тивных структурах (отметим, что совре­менные транснациональные корпорации по своим масштабам приближаются к корпорации "СССР"), все работники представляют собой инструменты для до­стижения целей этой структуры и суще­ствуют в условиях тоталитаризма. В пер­вом случае работники, завершая свой трудовой день, оказывались также в ка­бале системы "корпорация СССР", а во втором случае — в корпорациях либе­рального свободного рынка: они после окончания работы и до начала следую­щего рабочего дня жили в демократичес­кой системе, а остальное время проводи­ли в тоталитарных системах корпораций или государственной службы, которая всегда и везде представляет тоталитар­ную иерархическую систему.

В жертву технике приносятся есте­ственные биологические ритмы людей, работающих в ночные рабочие смены. На производстве и вне его на людей да­вит огромный груз загрязняющих ве­ществ, включая супертоксиканты. Ежед­невно, если не ежечасно, в мире происхо­дят технические аварии, уносящие жиз­ни и калечащие людей. Медицинская статистика при росте продолжительности жизни показывает нарастание числа за­болеваний и появление новых болезней, рост генетических изменений, потребле­ние огромного количества лекарств.

В рамках реализации идеологии мо­дернизма не решаются социальные про­блемы, связанные с бедностью, голодом, растущим разрывом между бога-тыми и бедными людьми и странами; не обес­печивается доступ многих людей к каче­ственному медицинскому обслужива­нию и образованию, что свидетельствует о глобальном социальном кризисе. Таким образом, можно говорить о кризисе мо­дернистского проекта, что его адепты пытаются объяснить его незавершеннос­тью. Но реальность современного эколо­гического, антропологического и социаль­ного кризисов бросает вызов всей систе­ме мировоззренческих установок модер­низма. Неограниченная сельскохозяйственная и индустриальная экспансия породила столь значительные глобаль­ные экологические и социальные пробле­мы, которые поставили человечество на грань выживания. Весь смысл идеоло­гии модернизма сводится к простой фор­муле — человек сам строит свою исто­рию. Ограниченость и неверность этой идеологии отметил еще В.И. Вернадский

 

(1944), который писал: "В общежитии говорят о человеке как о свободно живущем и передвигающемся по нашей планете индивидууме, ко­торый свободно строит свою исто­рию. До сих пор историки, вообще ученые гуманитарных наук, а в известной мере и биологи созна­тельно не считаются с законами природы биосферы — той земной оболочки, где только и может суще­ствовать жизнь. Стихийно человек от нее неотделим". Отсюда следует, что человек может строить свою историю толь­ко в рамках соблюдения законов биосфе­ры. В.И. Вернадский впервые высказал идею уп-равления всеми химическими процессами в биосфере живым веще­ством — биотой, совокупностью всех ес­тественных живых организмов, которую затем строго на основе фундаментальных законов реализовал В.Г. Горшков (1995) как теорию биотической регуляции окру­жающей среды. Нарушение законов био­сферы в результате реализации идеоло­гии модернизма показывает, что наста­ло время заново формулировать идеоло­гию развития цивилизации. Она долж­на быть основана на законах биосферы, о которых сейчас известно уже достаточ­но много.

Идеология, сформулированная Ф. Бэ­коном, реализовалась в индустриальный модернизм — социально-экономичес­кий и политический переход от традици­онного аграрного общества к индустри­альной современности — существенно неустойчивого набора комплексных со­циокультурных и технико-экономичес­ких со своими специфическими особен­ностями современных индустриальных рыночных сообществ (стран), нередко со­четающих черты традиционного (аграр­ного), индустриального и постиндустри­ального общества, находящихся в непре­рывном конкурентном взаимодействии, которое нередко реализуется не только в виде обычных, так называемых цивилизованных рыночных отношений, но и рыночных войнах и реальных войнах, что показала история цивилизации — становления модернизма в XVIII-XX ве­ках с их разделом мира, колониальной системой, мировыми и локальными вой­нами, и показывает современная история — начала XXI века.

Реализация индустриального модернизма началась на переходе от XVII к XVIII веку. Университетское образование заложило научные основы для инновацион­ной деятельности и использования ее достижений для экономического развития, что открывает путь к новым технологическим достижениям. Они не заставили себя ждать. Постепенно меняется социально-экономи-ческая структура общества. На основе научно-технических достижений — создания технологии исис­пользования коксующего угля для вып­лавки железа, паровой машины Уатта, ткацкого станка Картрайта и др. Созда­ются предприятия с большим числом машин и рабочих, производящие массо­вую стандартную продукцию. С начала XIX века используется все больше камен­ного угля, что было связано также с раз­вивавшимся в Европе энергетическим кризисом, так как основа прежней энер­гетики — древесина стала малодоступ­ной в результате вырубки лесов. Лес в Европу для строительства кораблей вез­ли из Норвегии, а затем из Америки. Воз­никают новые транспортные системы и средства передвижения, скорость которых резко возрастает, что способствует быст­рой доставке товаров. В 1807 г. Р. Фултон построил первый колесный пароход. В 1830 г. строится первая железная доро­га в Англии. Идет модернизация мира, где главным актором стал человек, не­прерывно наращивающий свою энерге­тическую мощь за счет ископаемого топ­лива. На основе использования па­ровой машины и ископаемого топ­лива возникает промышленность и развивается индустриальная циви­лизация — результат второй техно­логической революции — Промыш­ленной революции. К концу века уголь уже обеспечивает 50% энергетических потребностей. В 1859 г. начинается до­быча нефти в США, а с 1900 г. она уже добывается в Румынии и России. С кон­ца XIX в. начинается также добыча газа, а во второй половине XX в. создается ядер­ная энергетика. Новые технологии меня­ют мир и мировое сообщество. Знание провозглашается силой. Постепенно ме­няется социально-экономическая струк­тура общества. Индустриализация становится планетарным явлени­ем. Если сельскохозяйственным техно­логиям потребовалось почти 10 тыс. лет, чтобы стать планетарным явлением, то индустриализации оказалось достаточно всего 200-300 лет.

Главными центрами, инновационного процесса становятся города, они превра­щаются в места формирования культур­ного наследия. Они же превращаются из центров обслуживания сельского хозяй­ства в точки притяжения сельского хозяйства, обслуживающего города. Начинает­ся быстрый про-цесс урбанизации пла­неты, что ведет к разрушению тесных родственных и общинных связей между людьми, характерных для сельскохозяй­ственной цивилизации, и атомизации, и индивидуализации людей. Теперь даже инновационные сельскохозяйственные технологии развиваются в городах, что в XX в. обеспечило рост производства про­довольствия благодаря достижениям зе­леной революции.

На основе фундаментальных исследо­ваний, прежде всего в физике и химии, разворачивается научно-техническая революция, обеспечившая огромные тех­нологические достижения в XX в., сим­волами которого стали атомная энерге­тика, исследования космоса, телевиде­ние, сотовый телефон и, конечно, компь­ютеры. Но мир сохранил те тенденции, которые возникли при завоевании чело­веком планеты еще в доцивилизационный период: размежевание мирового со­общества по различным признакам: бо­гатство и бедность, национальность, ре­лигия, язык, культурное наследие и т.д., а также огромные различия в скоростях технологического прогресса.

Весь мир в настоящее время продол­жает реализацию идеологии индустриаль­ного модернизма, идущую с разной ско­ростью в мировом географическом про­странстве. Одни, как считают некоторые ученые, вступают в информационное об­щество, а другие находятся в стадии "до­гоняющей модернизации", где переход на рельсы индустриального развития еще далек от завершения и где черты традиционного (сельскохозяйственного) обще­ства в общей цивилизационной структу­ре представлены гораздо значительнее. Индустриальная современность — модернизм порожден, с одной стороны, представлением о том, что свободная личность служит ядром развития граж­данского общества с дифференцирован­ными, федеративно-автономными эко­номическими, социальными, правовы­ми и культурными институтами, что было предопределено Реформацией; с другой стороны, с развитием науки, тех­ники и технологий, что было предопределено превращением монастырских школ в светские университеты и Ренессансом, обращением к достижениям античности, упадком и крахом феодального общества, существовавшего на принудительном труде. Научные достижения и новые технологии обеспечили создание крупных предприятий, выпускающих стандарт­ ную массовую продукцию, на которых используется труд наемных свободных работников. В результате на смену ко­ротким, персонифицированным соци­альным связям в общинах и отношени­ям личной зависимости (феодализм) приходят опосредованные вещами (това­рами), анонимные, социальные связи лично незнакомых действующих лиц (акторов) социально-экономического про­цесса. Освобождение от пут личной за­висимости и атомизация общества ста­ли предпосылкой формирования ценно­стей личной свободы.

Индустриальное общество — это прежде всего товарное производ­ство. Оно способствовало невидан­ному повышению качества жизни определенной части населения, насыщению рынка продуктами первой необходимости, но оно же создало систему формирования все новых и новых потребностей, а, следовательно, привело к бесконеч­ному росту потребления природных ресурсов. В социальной сфере атомиза­ция людей вы-лилась в отчуждение, кото­рое стало культурным продуктом модер­низма. Социальные коммуникации в индустриальном обществе обретают фор­му товарного обмена (продуктов труда, рабочей силы, услуг). Следствием раз­рыва отношений личной зависимости и обретения индивидуальной свободы и социальной мобильности стало развитие социальных институтов, канализирую­щих социальную активность и закрепля­ющих сложившиеся образцы социально одобренных форм деятельности и обще­ния. Отправление правосудия и осуще­ствление наказания монополизированы государством. Подобная централизация социального насилия направлена на сни­жение общего уровня несанкционирован­ных насильственных действий в обще­стве. Становление правовой инфраструк­туры и единого правового пространства, где сильный и сла-бый уравнены перед законом, — это тоже реализация идеологии модернизма. Индустриальное обще­ство предоставляет человеку значитель­ную социальную подвижность. Личная свобода как возможность движения в различных социальных пространствах становится фундаментальной ценностью модернизма, но эта свобода связана с личным выбором и ответственностью за собственные действия. Ценности инди­видуальной свободы и автономии личности идеологически закрепля­ются в доктринах приоритета лич­ностных прав (естественных прав, общая декларация прав человека, правового государства, осознания прав ребенка, ценности приватно­го и т.д.). Подобному типу социаль­ной связи методологически соответ­ствует понятие антропоцентризма. Антропоцентризм в таком же кон­тексте в отношении с биосферой остается составной частью идеоло­гии модернизма.

Экологические последствия индустри­ализации для биосферы еще более зна­чимы, чем период сельскохозяйственной цивилизации. 1) Потребность в пище людей, занятых в индустрии, и взрыв­ной рост населения в результате разви­тия санитарно-гигиенических и меди­цинских технологий привели к необхо­димости резкого расширения площади пахотных земель — с 7 млн км2 в конце XIX в. до 15 млн км2 к концу XX в. и к интенсификации сельского хозяйства с увеличением энергетических затрат на производство пищи. Это потребовало уничтожения больших массивов лесов, ветландов и других экосистем. Дополни­тельно потребовалось разрушение экоси­стем для расширения территории городов и создания хозяйственной инфраструк­туры. В результате естественные экосис­темы сохранились только примерно на 40% территории суши без учета оледене­лых и скальных поверхностей. 2) Индус­триализация, и особенно химическая промышленность, в том числе промыш­ленность органической химии, созданная в основном после 1950 г., вызвали со­вершенно новый вид воздействия на биосферу — привели к появлению ог­ромного числа опасных химических ве­ществ, создаваемых человеком в процессе производства, поступающих в окружаю­щую среду в виде твердых, газообраз­ных и растворенных отходов, которые воздействуют на все организмы и осо­бенно на людей, так как они формируют­ся именно в местах с наибольшей плот­нос-тью населения, поскольку индустрия и ее продукты являются непременной го­родской составляющей. Многие искусст­венные химические вещества не суще­ствуют в биосфере, поэтому, попадая в организмы, в том числе людей, они на­капливаются в нем, так как организм "не знает", что с ними делать и не умеет вы­водить, их из организма. Многие из них являются супертоксикантами. Человече­ство умеет синтезировать более 18 млн веществ (данные на конец 2000 г.), на мировом рынке обращается около 200 тыс. названий веществ, а результаты воз­действия на организмы и человека и до­пустимые нормы этого воздействия из­вестны, причем часто неполно и недо­статочно обоснованно, только примерно для 20 тыс. веществ. Человечество сде­лало себя и остальные организмы подо­пытными кроликами научно-техничес­кого прогресса и экономического роста, основанного на химических реакциях и физических процессах. 3) В самом нача­ле XX в. в водных объектах начинается процесс засоления, между 1910 и 1920 гг. появляется загрязнение металлами, микроорганические загрязнения посту­пают в водные объекты, начиная с 1930 г. С 1940 г. начинается эвтрофикация водных объектов в связи с загрязнени­ем биогенами, после 1950 г. в них посту­пают радионуклиды, а после 1960 г. на­чинается закисление вод. 4) В США в тка­нях людей обнаруживается до 2000 по­сторонних, часто опасных веществ, а у от­дельных индивидов — до 200 посто­ронних веществ. В 1990-е годы выявля­ется группа супертоксикантов — ве­ществ, воздействующих на эндокринную систему человека, в результате чего на­рушаются система воспроизводства, не­рвная система и работа мозга. В атмос­фере городов выявляется более 200-250 загрязняющих веществ, в связи с чем ра­стет заболеваемость и смертность насе­ления от згрязнения вод и атмосферы, а также пищевых продуктов. 5) Идет исто­щение невозобновляемых ресурсов пла­неты, в первую очередь доступных и с высоким содержанием добываемого ве­щества. В связи с выработкой большин­ства таких месторождений непрерывно нарастают затраты на единицу добытого вещества. 6) Возобновляемые ресурсы перестали возобновляться в прежнем качестве и количестве в пределах их есте­ственных колебаний: меняется химичес­кий состав атмосферы, пресные поверх­ностные и верхний горизонт подземных вод практически полностью загрязнены, идет деградация почв и их загрязнение, сокращается биоразнообразие в основном за счет перевода в антропогенный канал и попутного разрушения большей части чистой первичной биологической про­дукции суши человеком (40%) и разру­шения естественных экосистем (ланд­шафтов). 7) Сжигание огромной массы ископаемого топлива и раз-рушение био­массы в результате хозяйственной дея­тельности создают поток антропогенного углерода и других газов в атмосферу, что повышает содержа-ние парниковых газов и вносит вклад в дестабилизацию кли­матической системы, а другие газы под­рывают здоровье населения. 8) Глобаль­ная индустрия не производит ничего, кроме отходов: отходов производства и отходов потребления, которые могут быть, коротко-, средне- и долгоживущими. 9) Используемая человечеством энергия, с одной стороны, затрачивается на добы­чу ресурсов, то есть разрушение есте­ственных экосистем биосферы, а с дру­гой стороны, на производство отходов и загрязнение биосферы. 10) В результате Промышленной революции общество атомизируется — персонифицированные, общинные связи и отношения личной зависимости, характерные для традицион­ного сельского общества, сменяются лич­ной свободой в урбанизированной сре­де, не ограниченной внеэкономической зависимостью, что обеспечивает значи­тельную социальную подвижность. Лич­ная свобода становится фундаменталь­ной ценностью, но она никогда полнос­тью не реализуется в силу необходимос­ти для человека где-то работать для под­держания собственного существования, а большинство дающих работу организа­ций представляют собой тоталитарные структуры. 11) Урбанизированная среда полностью отрывает человека от биосфе­ры, замыкая его в "броню цивилизации", которая постепенно становится тяжелой ношей, прежде всего, в экологическом, но также физиологическом, моральном и нравственном отношении. В настоящее время население городов превысило сель­ское население, то есть большая часть на­селения планеты стала жить в условиях скученности, стрессов и более загрязнен­ной среды. 12) Резко возросли физичес­кие воздействия на человечество — шум, вибрация, электромагнитное излу­чение, радиационные нагрузки.

На Земле человек наделяет себя властью над природой, выступая как ее преобразователь, фактичес­ки реализуя генетическую програм­му экспансии, нарушая устойчивость экосистем во все большем, поистине грандиозном масштабе. Если в естественной среде биосфе­ры он был минорным нарушителем локальных экосистем, то теперь, вооруженный огромной энергетичес­кой мощностью ископаемого топли­ва и быстро ме-няющимися техно­логиями, которые создаются для извлечения и переработки природ­ных ресурсов, он реализовал эту программу в тотальное нарушение глобальной экосистемы — биосфе­ры. В этой новой технологической рево­люции на Земле Богу места нет, на Зем­ле господствует человек. И на небе про­исходят изменения: Солнце перестает быть центром Вселенной, а место Бога заменяет Большой взрыв. Вторая техно­логическая революция привела к новой — третьей смене представлений о мире у человечества.

Таким образом, две крупнейшие тех­нологические революции, с появлением в каждом случае новых типов природо­пользования, дважды сопровождались изменениями представлений человека о самом себе и о мире после его выхода из первобытного состояния. В первом слу­чае это заняло около десяти тысяч лет, во втором — около двухсот лет. В этих из­менениях взглядов на мир есть одна об­щая тенденция: представление человека о самом себе все больше возвышало его над биосферой и удаляло от нее.

Бокс 13. Таким образом, человек про­шел путь от полной зависимости от есте­ственной Природы до, как ему кажется, полной независимости от нее, что пред­ставляет собой широко распространенное заблуждение.

Похожий путь воспроизводит каждый новорожденный, который сначала при­падает к материнской груди, потом его мать водит за ручку, а затем он оказы­вается самостоятельной личностью, но ге­нетически он связан с ней неразрывно..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.145 (0.018 с.)