Он пришел: Человек в биосфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Он пришел: Человек в биосфере



Человек вошел бесшумно... Раз­ве мы не знаем, что всякий раз, когда живая форма поднимается перед нами из глубин истории, то она появляется совершенно законченной и что ее уже легион?

Пьер Тейяр де Шарден

Термин "гоминиды" применяется в различном понимании. В самом широ­ком смысле гоминоидами (таксономически — надсемейство Hominoidea) на­зывают крупных человекообразных обе­зьян Старого Света (азиатские — гиб­боны род Hylobates 6 видов, род Nomascus 4 вида, род Hoolock 2 вида, род Symphalangus 1 вид, орангутанги род Pongo 2 вида; африканские — гориллы род Gorilla 2 вида, шимпанзе Pan 2 вида) и собственно человека Homo. К собствен­но гоминидам в более узком смысле (се­мейство Hominidae) относят африканских обезьян и человека. Согласно генетичес­ким исследованиям, шимпанзе и чело­век настолько близки друг к другу (их геномы совпадают на 98,7%), что их рас­сматривают в качестве единой трибы Hominini. Однако обычно понятие "гоминиды" применяется не в таксономи­ческом, а в узком описательном смысле и включает собственно человека Homo sapiens и его прямых и непрямых иско­паемых предков, в таксономическом от­ношении это подтриба Hominina (табл. 4.1). В генетическом отношении они от­личались от современного человека, ве­роятно, меньше, чем шимпанзе, предки которых отделились от человеческой ли­нии более 7 миллионов лет назад.

Первой особенностью, отделившей че­ловеческую линию развития от линии обезьян, явился бипедализм — приоб­ретение способности передвижения на двух ногах. Первыми предками челове­кообразных азиатских (гиббоны, оран­гутанги) и африканских обезьян (горил­лы, шимпанзе) и человека считаются в настоящее время представители рода Proconsul, существовавшие 23-14 млн лет назад в Африке. Описано пять видов этого рода. Это были небольшие обезьяны весом 10-40 кг с вытянутой мордой и большими глазными орбитами. Объем мозга — 150 см3. Основанием считать этих представителей предками антропо­идов является наличие у них крупной пяточной кости, что позволяет предпола­гать, что они были стопоходящими и мог­ли передвигаться на четвереньках по веткам деревьев, по земле. Первый представитель подсемейства гоминин — Sahelantropus chadensis имел плос­кое лицо, более всего напоминавшее лицо шимпанзе. Это, как и небольшие клыки и отсутствие диастемы, является челове­ческой чертой строения.

Характерно, что среди предков челове­ка (гоминин) к настоящему времени с большей или меньшей достоверностью насчитывается более 20 видов, тогда как никаких ископаемых видов шимпанзе (род Pan) неизвестно. Эта находка, сде­ланная в 2001 г. в местности, которая представляла собой в то время (ок. 7 млн лет назад) открытое пространство, косвен­ным образом свидетельствует о прямохождении, хотя строение конечностей не­известно. Предполагают, что сахельантроп представляет собой точку расхожде­ния эволюционных линий, одна из кото­рых ведет к человеку, другая — к шим­панзе.

Первым представителем человеческой ветви развития был Ororrin tungensis. От него сохранились фрагменты конечнос­тей, в том числе проксимальная часть бедренной кости, строение которой одно­значно свидетельствует о способности к прямохождению. Более продвинутыми представителями считаются два вида рода Adripithecus, от которых известны остатки зубов, челюстей и кости конечно­стей. Характерные "человеческие" черты: небольшие передние зубы и несомнен­ное прямохождение. Адрипитеки счита­ются непосредственными предками ав­стралопитеков.

Самый древний вид австралопитеков (Australopithecus anamensis) был доволь­но крупным животным, его вес достигал 60 кг. По строению челюстей и зубов, ко­торые имеют толстую "обезьянью" эмаль,

 

первый австралопитек выглядит более примитивными, чем адрипитеки, но строение конечностей говорит о постоян­ном прямохождении. Наиболее извест­ный из австралопитеков и самый много­численный по числу находок (найдены остатки более 120 особей различной пол­ноты) — A. afarensis. Рост мужских осо­бей достигал 150 см, вес — 45 кг, женс­кие особи (знаменитая Люси) были мень­ше (110-120 см) и легче. Известны отпе­чатки ног, которые приписываются афарскому австралопитеку, сохранившиеся на слое вулканического пепла в местности Лаетоли (Танзания). У австралопитеков был выражен половой диморфизм, вы­ражавшийся не только в строении чере­па, но и в строении осевого скелета. Пояс­ничные позвонки у женских особей более массивные и плоские, что является адап­тацией к нагрузкам на этот отдел позво­ночника при вынашивании детей. У обе­зьян таких различий между мужскими и женскими особями нет. Австралопитек африканский (A. africanus) — первый из описанных видов австралопитеков, под­твердивший предположение Ч. Дарвина о том, что прародиной человечества была Африка. Место этого вида среди предков человека до сих пор трактуется неодноз­начно. Находки фрагментов черепов, ко­торые в настоящее время относят к этому виду, происходят из четырех местонахож­дений в Южной Африке. Различия в их строении настолько значительны, что они относились к разным видам и даже ро­дам. Вместе с тем общим признаком, который позволяет обосновать принад­лежность австралопитека африканского к эволюционной линии, ведущей к чело­веку, является строение зубного аппара­та: параболическая форма челюстей, су­щественное уменьшение, в сравнении с афарским австралопитеком, размеров передних зубов, в особенности клыков, и увеличение относительных размеров ко­ренных зубов. Все это типичные "чело­веческие" признаки. Вместе с тем мас­сивное строение крыши черепа напоми­нает строение той группы видов, которую называют "массивными" австралопите­ками и выделяют в настоящее время в отдельный род Parantropus, являющийся боковой ветвью, не имеющей отношения к предкам человека. Все это позволяет рассматривать африканского австралопи­тека как предковую форму и для массив­ных австралопитеков, и для "грацильных" австралопитеков, которые продол­жают линию, ведущую к возникновению человека. Существенные эволюционные изменения в этой линии проявились у последнего из видов "грацильных" ав­стралопитеков — A. garni, который рас­сматривается как предок рода Homo. Ос­нованием этому служат не только строе­ние черепа и зубов, но и то, что в ассоци­ации с костными остатками обнаружены артефакты, напоминающие инструмен­ты, характерные для т.н. олдовайской культуры (ранний палеолит), которая была свойственна первому человеку.

Первый представитель рода Homo — Человек умелый (Homo habilis) появился около 2 млн лет назад. Это был неболь­шой человек ростом около 1,5 м, весив­ший 30-50 кг. Он еще не мог охотиться на крупную дичь и был преимуществен­но вегетарианцем и трупоедом. Человек умелый жил на протяжении около 700 тыс. лет (конец плиоцена — эоплейстоцен). В этот период одновременно существовало не менее четырех видов людей (Homo rudolfensis, H. ergaster, H. erectus, H. georgicus) и их двоюродные родственни­ки парантропы (P. robustus, P. boisei), ме­ста обитания которых были, по-видимо­му, разобщены. Более продвинутой фор­мой, появившейся немного позже, явля­ется Н. rudolfensis — более крупный и массивный (рост до 1,8 м, вес до 80 кг). Именно этот вид считается родоначаль­ником всех остальных видов рода Homo.

Следующим важным этапом в эволю­ции человека было возникновение вида Homo ergaster (около 1,7 млн лет назад). Это был первый вид человека, который вышел за пределы Африки. Его останки известны из Ближнего Востока и из Ита­лии. Он изобрел обоюдоострое рубило и впервые стал охотиться на крупную дичь. Непосредственный потомок эргастера — Homo erectus широко распространился по Старому Свету и был весьма разнообра­зен морфологически. Его ареал включал Африку, Европу, Ближний Восток, Азию вплоть до Китая и островов Индонезии. Представителей различных популяций часто рассматривают как самостоятель­ные виды или подвиды. Африканский представитель — атлантроп, ближнево­сточные формы выделяют как Homo georgicus, китайские — синантроп и юаньмоусский человек, индонезийские — питекантроп, европейские — гейдельбергский человек. В отечественной антропологической литературе их часто объединяют под названием архантропы. Их общими морфологическими чертами являются: относительно высокий рост (до 180 см), покатый лоб и толстые кости че­репа с выдающимися надбровными ва­ликами, скошенный подбородок без под­бородочного выступа. Объем мозга — 850-1200 см3. До недавнего времени по­лагали, что эректусы вымерли около 200000 лет назад, до появления челове­ка разумного, однако возможно, что на краю ареала обитания они могли суще­ствовать и дольше. На островах Индоне­зии известны находки эректусов, дати­руемые 27000 лет назад. Карликовой формой эректуса считают также обнару­женного недавно на индонезийском ост­рове Флорес Homo floresiensis, вымершего не ранее 18000 лет назад. Эректусы ак­тивно изготовляли и использовали ору­дия (палеолитическая ашельская культу­ра каменного века). Длительное время считалось, что Homo erectus является не­посредственным предком неандерталь­цев (Homo neandertalensis), а последние — предками современного человека. Однако генетические исследования и но­вые находки последних лет в Африке и в Европе исключили и эректуса, и неандер­тальца из прямых предков Homo sapiens. В качестве общего предка неандерталь­цев и человека разумного в настоящее время рассматриваются формы, близкие по своему строению к виду Homo antecessor, остатки которого обнаружены в пещерах Испании. Этот вид существо­вал в Европе ок. 800000 лет назад. Для него характерна смесь примитивных и современных, признаков: лицевая часть с массивными надбровными дугами и отсутствием подбородочного выступа, как у неандертальца, округлая форма до­вольно высокого черепа и зубы, как у сапиенса. Объем мозга 1100 см3. Обитал в местности со смешанным лесом, был охотником и каннибалом. По-видимому, в Европе от этого вида и произошли пер­вые неандертальцы.

Родиной же человека разумного была все же Африка. Наиболее вероятным его предком считают родезийского человека (Homo rhodesiesis). На юге Африки в от­ложениях возрастом 160000 лет обнару­жены остатки, не отличимые по своим признакам от современного человека. Они описаны как подвид человека ра­зумного Homo sapiens idaltu. Около 100000 лет назад он, как один из Homo, в очередной, третий, раз покинул Африку и начал расселяться по миру. Первый раз около 1,7 млн лет назад это сделал Homo erectus, затем, ок. 800000 лет назад, Homo antecessor). Расселение человека разум­ного, как и эректуса, шло через Ближний Восток в Европу и в Азию (не исключают, что Гомо антецессор перебрался в Европу через север Африки и Средиземное море). На своем пути древний человек разум­ный вступал в контакт (вероятно, далеко не дружественный) с существовавшими там неандертальцами, на периферии Ойкумены, возможно, и с эремусами. Одним из интереснейших и до сих пор не решенных вопросов является: были ли контакты человека разумного и неандер­тальца только конкурентными или они могли уживаться мирно и даже скрещи­ваться? Исследования генетического ма­териала, возможно, дадут ответ на этот вопрос. Так или иначе, но неандерталь­цы исчезли с лица земли около 40000 лет назад.

Древнейшие европейские представите­ли ранних Homo sapiens называются кро­маньонцами. Время их существования оценивается в интервале 40000-10000 лет назад, что в истории человечества соответствует позднему палеолиту. Кро­маньонцы изготавливали совершенные каменные и костяные орудия (ориньякская культура), резко отличающиеся от примитивных орудий мустьерского типа, которые делали неандертальцы. Широко известны кроманьонская пещерная жи­вопись и скульптурные изображения. Ритуалы захоронения покойных свиде­тельствуют о существовании духовной жизни. Поселения кроманьонцев хорошо известны в Западной и Восточной Евро­пе (В России — это стоянка Сунгирь), на севере и юге Африки. Заселение Нового Света происходило через Сибирь и Аляс­ку 15-10000 лет назад. Этому периоду соответствует культура Кловис американ­ского каменного века, известная из мно­гих мест стоянок древнего человека в США, Мексике, Центральной Америке и даже на севере Южной Америки.

Итак, один из просапиенсов Homo erectus — человек прямоходящий пер­вым вышел из своего естественного аре­ала. Он имел достаточно большой мозг, создавал каменные и другие орудия (ашельская культура), был собирателем и охотником, умел укрываться от непогоды. Его древнейшие стоянки возрастом 1,8 млн лет назад обнаруживаются в Аф­рике, а затем в Азии и Европе, куда он распространялся в течение миллиона лет от — 1,7 до 0,7 млн лет назад, но в ос­новном в тропическом и субтропическом поясах (Бар-Йозеф, 1997). Уже примитив­ный гоминид — Homo erectus частично реализовал на очень большой территории суши основное свойство жизни — экс­пансию, но не смог преодолеть некоторых природных барьеров. Но он нарушил один из законов биосферы — закон аре­ала, так как вышел из своего ареала в Африке.

Появление современного человека было связано с эволюцией генома и мор­фологической структуры человека в на­правлении лучшего использования и из­менения биосферы для достижения соб­ственных целей. В первую очередь про­изошло дальнейшее увеличение мозга как емкости для генерации и накопления культурной информации и возникнове­ние языка как средства передачи накоп­ленной внегенетической информации. Процесс формирования генома человека происходил до тех пор, пока скорости на­копления генетической и культурной ин­формации были сравнимы, то есть пока морфологические изменения (последние включали большие размеры тела, длин­ные ноги и другие физиологические из­менения) и культурные навыки в рав­ной степени усиливали конкурентоспо­собность вида. Предполагается, что Homo sapiens вышел из Африки примерно 100 тыс. лет назад, но вышел он практически во все географические зоны суши, засе­ленные в настоящее время, в отличие от своего предшественника Homo erectus, так как создал более совершенные техно­логии для защиты от внешних воздей­ствий, укрытия от непогоды, имел вы­дающиеся навыки охоты, рыболовства и собирательства и, главное, овладел огнем и способностью передачи накопленных знаний и опыта и других внегенетических запасов информации с помощью речи и на этой основе положил начало куль­турной специализации. Его предшествен­ники и параллельно существовавший неандерталец не владели речью, поэто­му оказались вытесненными, так как обладали меньшей конкурентоспособно­стью.

Как только скорость накопления куль­турной информации превысила скорость эволюции (накопления генетической ин­формации), вид перестал изменяться ге­нетически (Горшков, 1995). Видимо, на этом этапе человек разумный вышел из своего естественного ареала и начал за­селение планеты. M.X. Волпофф (1997) отмечает: "Люди ушли из Африки не по принуждению и не от голода", и далее: "Именно в организации общества, по крайней мере в том, что касается эволю­ции технологии, можно найти объясне­ние того, как развивающийся человечес­кий мозг стал основной причиной этого первого исхода из Африки". Но в отличие от своего предшественника Homo erectus и параллельно существовавшего неан­дертальца, которые были "немыми", Ho-mo sapiens, который стал говорящим, быстрее накапливал и передавал новым поколениям внегенетическую информа­цию, а выход его в холодные географи­ческие зоны свидетельствует об овладе­нии огнем, создании теплой одежды и обуви и умении укрываться от холода и непогоды. Эволюция Homo sa-piens, или кроманьонца, пошла в направлении ус­коряющегося накопления внегенетической культурной информации, объем ко­торой к настоящему времени сравнялся с запасом генетической информации в биоте (всей совокупности организмов на Земле) (Горшков и др., 2002). Это окон­чательно выделило его из остального жи­вотного мира.

При этом грандиозном марше по пла­нете во всех направлениях современный человек использовал только каменные, костяные и деревянные орудия и огонь. Человек вышел из своего экологического ареала — тропиков и субтропиков Аф­рики, используя запас культурной инфор­мации: технологии защиты тела от непо­годы и холода, строительства укрытий и добычи и поддержания огня, преодоле­ния водных преград, а также создания наборов орудий для охоты и рыболовства и навыков собирательства, которые были намного совершеннее предшествующих. Это явление можно назвать глоба­лизацией человечества. Территория, земля, пространство суши — это главнейший ресурс существования всех организмов на континентах, и единственный вид — Homo sapiens захватил и стал осваивать этот ос­новной ресурс биосферы суши в своих интересах задолго до возникновения цивилизации.

Расселение современного челове­ка по планетеодно из величайших событий в истории Земли, по­воротный этап в эволюции области жизни — биосферы. Оно было свя­зано также с совершенно новым процессом, который возник в биоте впервые. Если раньше поведение любого животного было детермини­ровано средой биосферы (включая другие организмы) и генетически­ми программами в рамках жестко скоррелированных систем, то те­перь появилось существо, которое с помощью своей способности созда­вать, хранить и передавать внегенетическую культурную информа­цию постепенно уходит от этой детерминированности и начинает шаг за шагом приспосабливать биосферу для собственных нужд. С помощью технологических средств человек преодолевает биологические и другие природные барьеры и ста­новится планетарным явлением.

Биологическое предназначение гоми­нид, как и всех крупных растительнояд­ных, которое записано в геноме, — это минорное нарушение окружающей среды для поддержания активности генетичес­ких программ биотической регуляции биогеоценозов в пределах своего ареала (Горшков, 1995). Но кроманьонец, созда­вая новые технологии добычи пищи, все более энергично нарушал ландшафты, в частности, с помощью огня, и уничтожал животных, то есть он стал трансформиро­ваться из минорного нарушителя среды биоты как части системы ее биотической регуляции во все более мощного разру­шителя среды биоты с использованием внегенетической культурной информа­ции, создание которой теперь шло непре­рывно увеличивающимися темпами. Используя культурную информа­цию, он также полностью реализо­вал одно из основных свойств жиз­ни — стремление к экспансии, ко­торое также зафиксировано в гено­ме, но оно ограничивается биоло­гическими и природными барьера­ми. Человек, используя культурное наследие, преодолел эти барьеры и изменил тем самым направление собственной жизни, а возможно, и всей эволюции, а также начал ме­нять среду биосферы в собственных интересах — интересах единствен­ного вида. Он стал единственным крупным млекопитающим-космо­политом, которое живет на всех кон­тинентах и во всех географических зонах и которое непрерывно изме­няет естественную биосферу. Таким образом. благодаря созданной культурной информации человек нару­шил один из законов биосферы, закон ареала распространения вида. Этим он внес хаос в систему жизни и биосферу. Но на этом он не остановился. Наращи­вая свои технологические возможности, он шаг за шагом вольно или невольно стал выводить из своих ареалов другие виды, и сейчас проблема инвазивов (экзотов) стала одной из серьезнейших экологичес­ких проблем, так как начался процесс обвального нарушения закона ареала, что вносит все больше хаоса в систему жиз­ни и нарушение управления биотой сре­ды биосферы.

Человек стал не только космополитом, но и выделенным из биоты организмом, у которого не стало хищников, который стал всеядным, но главное, он мог созда­вать новую внегенетическую информа­цию, распространять ее внегенетическим путем и передавать следующим поколе­ниям, что усиливало его выделенность в биосфере. Шел процесс ускоряющегося накопления внегенетической информа­ции и завоевания суши.

Заселив Евразию, а затем и Австра­лию, человек примерно за 2 тыс. лет ос­воил обе Америки, о чем свидетельству­ют датировки самых древних стоянок — Блюфиш Кейв на Аляске (12-15 тыс. лет до н.э.) и Феллис Кейв на Новой Земле (10,7 тыс. лет до н.э.) (Келли, 2003). Он начинает заселять острова в океане и ис­пользовать океан как транспортную сис­тему. Расселение человека разумного по всей доступной для жизни суше привело к постепенному формированию локаль­ных популяций людей и размежеванию языков и культуры, а также физиологи­ческой адаптации к местным условиям. Такое размежевание привело в дальней­шем к разным темпам развития локаль­ных и региональных популяций, образо­ванию рас и формированию их специфи­чес-кого культурного наследия и в даль­нейшем определило разные темпы раз­вития. Если в палеолите материальная культура была более или менее одинако­ва, то уже в неолите она приобретает в разных районах мира свои черты.

 

Несмотря на все материальные и куль­турные различия, люди генетически очень близки. ДНК разных людей отли­чаются друг от друга лишь на 0,1%, то есть примерно каждый тысячный нуклеотид у людей разный. Если сравнить ДНК разных рас и народов, то окажется, что люди между собой отличаются гораз­до меньше, чем шимпанзе в одном ста­де, а ДНК человека отличается от ДНК шимпанзе всего примерно на 1% (Животовский, Хуснутдинова, 2003).

Расселение человека по всей суше и затем частичное овладение акваторией океана положили начало процессу не толь­ко освоения им новых ландшафтов (эко­систем), но и их преобразованию в инте­ресах людей. Другими словами, ход естественной истории Земли был изменен еще до сельскохозяйствен­ной (неолитической) революции. Естественная история сферы жизни на Земле — биосферы стала уско­ренно трансформироваться в исто­рию ее преобразования человеком. Освоение новых ландшафтов требовало их изучения и приспособления для обес­печения жизненных потребностей людей, что стимулировало творческую деятель­ность не только в освоении природных ресурсов для прокормления, но и поддер­жания возможного комфорта и организа­ции самих человеческих сообществ. Во вновь осваиваемых экосистемах человек-собиратель и охотник как инвадер нарушал баланс между продуцентами и консументами, переводя в свой канал питания часть потока органического веще­ства (энергии). В результате уста­новления нового баланса часть ра­стительноядных и хищников эли­минировалась из экосистемы.

Таким образом, в доцивилизационный период произошли важнейшие эко­логические изменения в природных обстановках суши в биосфере. 1) Появил­ся выделенный из биоты крупный вид животного, отличающегося вы­сокой развитостью сознания, то есть способностью осуществления осознанных действий, с постоянно накапливающимся культурным наследием, обладающего речью и возможностью передачи культурно­го (внегенетического) наследия, а также возможностью культурной специ-ализации, что произошло впервые в процессе эволюции жиз­ни, которое сделало его сверхконку­рентоспособным по отношению ко всем своим естественным конкурен­там в животном мире или даже к большинству организмов. 2) Вся суша была освоена этим видом путем преодоления с использовани­ем культурного наследия естествен­ных природных и биологических рубежей, ограничивающих экспан­сию других видов организмов, что также произошло впервые в процес­се эволюции жизни. 3) Важным фактором в этих процессах стало также использование предком со­временных людей дополнительной мощности — мощности огня, ис­пользование биотоплива.

Эти особенности определили и опреде­ляют до настоящего времени основу вза­имоотношений современного человека с биосферой в целом, природными ресур­сами и остальной жизнью со всеми выте­кающими последствиями, которые сле­дуют из нарушения прежнего естествен­ного процесса эво-люции жизни в биосфе­ре (области жизни на Земле). Используя свое быстро пополняющееся и ускоряю­щееся культурное наследие, передающе­еся из поколения к поколению внегенетическим путем, человек начинает интен­сивно преобразовывать окружающую сре­ду и вытеснять остальную биоту в своих интересах, захватывая источники пита­ния (потоки энергии) (Лосев и др., 2008).

Бокс 4. Таким образом, бытующее мнение о том, что первобытный крома­ньонец не был нарушителем окружающей среды, является заблуждением. Он внес хаос в систему жизни, и, следовательно, биосферы, выйдя из своего естественно­го ареала и осваивая новые ландшафты, применив дополнительную мощность огня (биотоплива). Он всякий раз нару­шал баланс во вновь осваиваемой эко­системе, переключая в свой канал часть потока органики, что приводило к сокра­щению численности крупных животных в освоенных экосистемах (ландшафтах).

В значительно больших и расширяю­щихся масштабах этот ускоряющийся процесс преобразования начинается с Неолитической (сельскохозяйственной) революции. С началом этой первой тех­нологической революции и до настояще­го времени процесс разрушения биосфе­ры и ее ведущей части — биоты, который многие называют "преобразовани­ем", идет хаотически, без понимания главными акторами "преобразований" того, как устроена биосфера, какие зако­ны действуют в биосфере, и при глубо­ком убеждении (которое не имеет науч­ного обоснования), что человек и должен быть именно главным актором в био­сфере и на Земле. Так стихийно еще в доцивилизационный период были зало­жены основы неустойчивого природо­пользования и, следовательно, неподдер­живаемого (unsustainable) развития.

 

ОН ПРИШЕЛ: КТО ОН?

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил.

Н.А. Заболоцкий

 

Известно, что сознание присуще не толь­ко человеку, но и всем крупным пере­двигающимся животным и представля­ет собой восприятие и правильную обра­ботку на основе программы положитель­ных и отрицательных эмоций, информа­ции, поступающей из окружающей среды. Усваивая информацию, животное может совершать действия, которые не нужны для поддержания и сохранения его жиз­ни, что указывает на наличие у него со­знания. Автор однажды наблюдал подоб­ные действия вороны, которая приноси­ла в клюве камень к водосточной трубе на крыше дома и опускала его в нее, а затем, наклонив голову, с удовольстви­ем слушала грохот, которым сопровождал­ся по-лет камня в трубе. Она выполнила сознательное действие, которое не явля­ет-ся необходимым для поддержания ее жизни.

У человека процесс восприятия инфор­мации сопровождается ее анализом, по­зволяющим выявлять новые существен­ные корреляции между наблюдаемыми внешними явлениями, которые при их восприятии не очевидны. Этот процесс может составлять сущность мышления, зачатки которого могут быть и у некото­рых животных. Поэтому не наличие у людей сознания отличает их от своих род­ственников — крупных травоядных жи­вотных, хотя оно гораздо более развитое и включает механизм мышления, а воз­можность создания, накопления и пере­дачи внегенетическим путем разнообраз­ной информации другим индивидам и потомкам. Эта особенность современно­го человека связана с кардинальным изменением генома, которая привела к возникновению речи, что способствова­ло развитию способности усвоения с пе­редачей последующим поколениям куль­турного языка звуковых сигналов в от­личие от генетически закрепленных зву­ковых сигналов животных. Если предше­ственники современного человека долж­ны были усваивать всю культурную ин­формацию в основном с помощью мими­ки и жеста (до сих пор сохранившихся у человека), то с развитием речи возникла возможность накопления и передачи культурной специализированной инфор­мации отдельными людьми, то есть она стала размещаться в мозгу разных лю­дей, что привело к необходимости воз­никновения сообщества, основанного на культурной специализации с определен­ными альтруистическими отношениями неродственных особей (Горшков, 1995). Именно возможность передачи следую­щим поколениям внегенетической ин­формации принципиально отличает современного человека от своих ближай­ших диких родственников. Это уникаль­ное свойство, присущее только человеку. В свою очередь, в обществе с культурной специализацией потребовалось создание моральных и юридических норм, опре­деляющих взаимодействие членов сооб­щества, которые неизбежно меняются с развитием культуры. Дальнейший про­гресс сообществ стал происходить на ос­нове конкурентного взаимодействия та­ких сообществ.

Однако человек, несмотря на рас­тущий и огромный запас внегене­ти-ческой информации, в своих дей­ствиях по-прежнему зависит от ге­нети-ческих программ, которые в существенной степени определяют его поведение. Например, от програм­мы положительных и отрицательных эмоций, которую не может изменить на­копленное культурное наследие, как и другие генетические программы. Они не изменяются путем воспитания, но суще­ственным образом влияют на поведение и поступки людей. Когда автор этой кни­ги спрашивал своих студентов, стремят­ся ли они получить положительные или отрицательные эмоции, все дружно отве­чали, что стремятся к положительным эмоциям. Таким образом, программа положительных и отрицательных эмоций четко управляет нашим поведением, а замечательное произведение природы — человеческий мозг с его способностью к мышлению используется для макси­мальной реализации этой генетической программы. Эта программа в значитель­ной степени определяет тот неустойчивый характер природопользования, который возник еще при первобытном человеке.

Продолжает действовать и программа конкурентного взаимодействия. В нашей культуре и цивилизации она реализова­на в виде рыночной системы. В любой иерархической структуре культурной спе­циализации ее члены стремятся повы­сить свой престиж, нередко в том числе путем дезинформации или искусствен­ного принижения престижа других людей. При этом рыночная система прекрасно работала в так называемой социалисти­ческой системе, которая была централи­зованно управляемой системой, но там предметом конкурентной борьбы – были не деньги и собственность, а карьера, карьерный рост, власть, что, впрочем, обеспечивало и деньги и собственность. При этом "социалистическое" конкурент­ное взаимодействие в конкретных усло­виях нередко было жестоким и кровавым, если вспомнить период сталинских реп­рессий.

Огромную роль в жизни людей и обще­ства играет программа воспроизводства. В отличие от подавляющего большинства своих "родственников" в животном мире и других крупных животных человек имеет непрерывные сексуальные потреб­ности. Возможно, это генетическое изме­нение возникло в связи с необходимос­тью длительного вынашивания, кормле­ния и воспитания ребенка и стало фор­мой поощрения мужчины, который пере­давал женщине часть своей метаболичес­кой мощности (обеспечивал ее пищей), получая сексуальное поощрение (Горш­ков, 1995). Сейчас этот фактор, трансформированный культурой, остается одним из ведущих в жизни людей, определяет во многом их поведение, в основном оп­ределяет сферу искусства и нередко при­водит к трагическим последствиям.

Бокс 5. Таким образом, многие дей­ствия людей в реальной жизни обуслов­лены влиянием генетических факторов, хотя обычно сам человек полагает, что все его решения и действия обусловлены только его творческой деятельностью. Это серьезное заблуждение, которое суще­ственно влияет на поведение человека в биосфере, и воздействие на нее, а также взаимодействие людей друг с другом и обществом.

Идеологии, доктрины, религии, науки, юридические и моральные нормы созда­ются в умах определенных людей или небольших групп людей, которые затем разными путями и методами распрост­раняют и внедряют эту информацию в сознание некоторых людей, определенной части данной группы, в сообщества лю­дей и даже население территории или страны. При внимательном рассмотре­нии всех этих идеологий, доктрин, норм четко просматривается влияние перечис­ленных выше генетических программ.

История показывает, что путь нашей цивилизации от возникновения первых государств и до наших дней — это по­пытки реализации в основном ошибоч­ной информации: неверных представле­ний о мире, неверных идеологий, докт­рин, представлений о биосфере и других людях и народах и т.д. На этом пути ру­шились государства и империи, непре­рывно шли войны, исчезали народы, по­гибали люди, совершались предательства и убийства. Возможно, что на некоторых этапах развития отдельные представле­ния были верными, но только в том смысле, что они обеспечивали на опре­деленный период времени стабильное существование данного сообщества, но затем, на новом этапе развития, они ста­новятся неверной информацией или не­полной информацией. Это был путь проб и ошибок в поисках неких идеальных систем организации сообществ людей по представлениям отдельного человека или группы лиц. Все это продолжается и сей­час, но с использованием высокотехно­логических средств воздействия на со­знание людей.

Уникальные в животном мире разви­тое сознание и механизм мышления по­зволяют человеку создавать представле­ния о себе и каких-либо лицах и объек­тах и т.д., создавать информацию о бли­жайшем или более отдаленном будущем и мысленные планы действий, поведе­ния в определенных условиях, Такую информацию о себе, других людях и "о будущем" создают не только индивиды, но и сообщества людей, а также корпора­тивные и государственные структуры. Но жизненный опыт, то есть встреча с ре­альностью (или, как говорят "мордой об стол") показывает, что часто эти мыслен­ные представления, планы и построения, предположения о будущем оказываются ошибочными. Все потоки студентов, слу­шавших лекции автора, дружно подтвер­жда-ют регулярное повторение подобных жизненных ситуаций, что может прове­рить каждый из читателей, вспомнив хотя бы последние несколько дней.

Автором был проведен эксперимент с группой будущих менеджеров, которым было предложено зафиксировать план действий на следующий день, а затем в конце этого дня подвести итог выполнен­ных и невыполненных намерений. Ока­залось, что ни один план не был выпол­нен полностью. Число предполагаемых намерений составляло от 6 до 10, а число невыполненных — от 1 до 3. При этом нередко, не реализовав свои "представ­ления о будущем", человек ищет винов­ного, не пытаясь объективно оценить свои представления о будущем как оши­бочную, неверную информацию. То же самое можно сказать и об информации "о будущем", создаваемой в сообществах людей, корпоративных и государствен­ных структурах. Это свидетельствует о том, что, создавая свою мысленную информацию, человек не может от­личить неверную (ошибочную) ин­формацию от верной (истинной). И касается это не только обычных житейских ситуаций, но практичес­ки всех других областей, включая практическую (экономическую) де­ятельность, политику, религию и науку, а также представления о самом себе и своих коллегах.

Особо следует сказать о политике, тер­мине, широко используемом в системе управления государствами. Этот термин связан с властью и включает формиро­вание отношений между государствами и внутри государств — в обществе и его составляющих для обеспечения устойчи­вости существующей системы власти с ее экономическими, социальными и эколо­гическими отношениями.

Бокс 6. В понимании политики есть свои заблуждения. Одно из них — сме­шение политики с ее реализацией. На деле политика — это заявления о намерени­ях, которые подготовлены одним челове­ком или группой людей. В перечень этих намерений входит три составляющих: то, что политик действительно хочет и будет пытаться реализовать, то, что он хотел бы реализовать, но далеко не уверен, что это возможно, и то, что заведомо не будет реализовано или заведомо неправда, но, по мнению автора или авторов намере­ний, необходимо для повышения пре­стижности, или, как теперь принято гово­рить, — пиара. Это относится и к эколо­гической политике, как государственной, так и корпоративной, но, пожалуй, в по­литике последних структур как раз боль­ше преобладают две последние состав­ляющие.

Практически ни в одной стране поли­тические заявления никогда полностью не реализуются в соответствии с заявле­ниями о намерениях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.046 с.)