Современные концепции менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции менеджмента



Современные концепции менеджмента

План лекции

1. Основные факторы развития современных концепций менеджмента

2. Содержание, специфика и общие черты современных подходов к менеджменту

Методические указания: Центральные вопросы темы будут вынесены на экзаменационный контроль

Центральные вопросы темы

 

  1. Раскройте содержание и условия применения процессного подхода в менеджменте.
  2. Объясните содержание этапов алгоритма применения процессного подхода в менеджменте
  3. Раскройте содержание и условия применения системного подхода в менеджменте
  4. Объясните содержание этапов алгоритма применения системного подхода в менеджменте
  5. Раскройте содержание и условия применения ситуационного подхода в менеджменте
  6. Объясните содержание этапов алгоритма применения ситуационного подхода в менеджменте
  7. Раскройте содержание и условия применения количественного подхода в менеджменте
  8. Объясните содержание этапов алгоритма применения количественного подхода в менеджменте.

Все учения об управлении можно разбить на 2-е большие группы:

I одномерные учения

II синтетические учения

Одномерные учения исследуют отдельные процессы труда, отдельно человека, отдельно администрирование и т.д. К ним относятся: классическая административная, школа человеческих отношений.

Синтетические учения исследуют управление, как многоплановое комплексное явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации. К ним относятся:

1) школа социальных систем;

2) системный подход;

3) управление по целям Друкера;

4) ситуационные теории, когда методы управления меняются от ситуации, поэтому менеджмент считается искусством;

5) теория 7-S – в соответствии с этой теорией эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих. Изменение одной, из которых требует изменение остальных 6-ти. Основная задача этой теории гармонизация всех 7-ми составляющих:

1. стратегия управления;

2. структура организации;

3. процессы организации;

4. штаты;

5. стиль руководства;

6. квалификация персонала;

7. разделяемые ценности.

1) Концепция Мак–Грегора, которая выделяет два типа управления: теорию Х и теорию У.

Теория Х утверждает, что человек по своей природе ленив, склонен к принуждению и избегает ответственности, поэтому требует использование авторитарного стиля руководства. В соответствии с теорией У в благоприятных условиях человек стремится к творчеству, с готовностью принимает на себя ответственность и осуществляет самоконтроль, поэтому наиболее адекватным стилем руководства является либерально – демократический стиль.

2) теория Z. Её вывел Оучи (японский учёный) на основе анализа японского опыта управления. Теория Z является альтернативой концепции Мак–Грегора. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации:

1. долгосрочный наём кадров;

2. групповое принятие решений;

3. индивидуальная ответственность;

4. оценка кадров и их продвижение;

5. формализация методов контроля;

6. всесторонняя забота о работниках.

Научные подходы к управлению организацией:

1) Классический (традиционный), когда отдельно рассматривается работа, отдельно администрирование, отдельно персонал, отдельно мотивация труда и т.д.

2) Процессный, когда управление рассматривается как процесс. Например: 1. постановка целей и задач, 2. планирование, 3. организация работ, 4. мотивация, 5. контроль.

3) Системный, когда организация рассматривается как система, со своим входом (постановка целей и задач) и выходом (результаты работ по показателям), обратными связями (между менеджером и поставщиком, между менеджером и персоналом) и внешними воздействиями (налоговое законодательство, конкуренты, экономические факты).

4) Ситуационный, когда методы управления меняются в зависимости от ситуации. Когда результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях и ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, которые влияют на показатели хоз. деятельности организации. Ситуационный анализ проводится с помощью различных методов: метод экспертных оценок, «мозгового штурма» и др.

Количественный


1. Раскройте содержание и условия применения процессного подхода в менеджменте.

2. Объясните содержание этапов алгоритма применения процессного подхода в менеджменте

ПЛАНИРОВАНИЕ + ОРГАНИЗАЦИЯ + МОТИВАЦИЯ + КОНТРОЛЬ

 
 


В характеристики целого.

 

 

Компоненты

 

СИСТЕМЫ БЫВАЮТ

ДВУХ ТИПОВ

 

 

ОТКРЫТАЯ ЗАК РЫТАЯ

       
   


ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ. ВОЗМОЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОБМЕНА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ: ИНФОРМАЦИЯ ЭНЕРГИЯ МАТЕРИАЛЫ и др. ИМЕЕТ СПОСОБНОСТЬ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ И ДОЛЖНА ЭТО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ   ИМЕЕТ ЖЁСТКИЕ ФИКСИРОВАННЫЕ ГРАНИЦЫ, ЕЁ ДЕЙСТВИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕЗАВИСИМЫ ОТ СРЕДЫ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СИТСТЕМУ

ВНЕШНЯЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ВХОДЫ   ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫХОДЫ
ИНФОРМАЦИЯ МАТЕРИАЛЫ КАПИТАЛ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ   ОБРАБОТКА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВХОДОВ (ЗАВИСИТ ОТ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ)   ПРОДУКЦИЯ ИЛИ УСЛУГИ ПРИБЫЛЬ (В БИЗНЕСЕ) СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЯ РЫНКА РОСТ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РАБОТНИКОВ

 


 

  ДЕКОМПОЗИЦИЯ СИСТЕМЫ Основной способ, позволяющий проникнуть в существо конкретного объекта, проблемы, не нарушая комплексного подхода при формировании управлен- ческих решений   Системный подход позволяет учитывать взаимосвязи между элементами системы (т. е. организации) и конкретными факторами внешней среды в их взаимосвязи.
ИНТЕГРАЦИЯ   Оценка последствий принимаемых решений

Пример применении системного подхода

ЭТО СИСТЕМНАЯ СВЯЗЬ СЕМИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ, ИЗМЕНЕНИЕ КАЖДОЙ ИЗ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТ ИЗМЕНЕНИЯ ОСТАЛЬНЫХ ШЕСТИ
СТРАТЕГИЯ Планы и направления действий, распределение ресурсов, обязательства по осуществлению действий во времени для достижения поставленных целей.
СТРУКТУРА Внутреннее строение организации, определяющее количество подразделений в ней, их иерархическую субординацию и распределение власти между ними.
СИСТЕМЫ Процедуры, протекающие в организации.
ШТАТ Ключевые группы персонала, существующие в организации и дифференцируемые по профессиональной подготовке, деловым качествам и т.д.
СТИЛЬ Способ управления организацией, руководителями, а также организационная структура в целом.
КВАЛИФИКАЦИЯ Отличительные возможности ведущих специалистов в организации
РАЗДЕЛЁННЫЕ ЦЕННОСТИ Смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

 

 


5. Раскройте содержание и условия применения ситуационного подхода в менеджменте

6. Объясните содержание этапов алгоритма применения ситуационного подхода в менеджменте

Ситуационный подход  
Состоит в том, что нет какого-то универсального подхода и что различные проблемы и ситуации требуют разных подходов   Менеджерам необходимо определить подход, который будет лучше всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей   Предполагает использование такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации.    
           

 


 

Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию       Внутренняя среда – среда внутри организации  
  Ситуационный подход фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой  
   
Три основных ограничения ситуационного подхода
Технологические
 
 

 


Определяется типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организаций требуют различных видов технологических ресурсов (н-р, трудно быстро изменить технологию на крупных производствах)

В постановке задачи
 
 

 


Возникают из фактического характера работ.

Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях (н-р, конвейер).другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы (н-р, проверка и устранение дефектов изделий)

Человеческие ограничения
 
 

 


Отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Определение мотивации групп рабочих

               

 

Методология ситуационного подхода    
   
Руководитель должен уметь   Понимать процесс управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решения.
Предвидеть вероятностные последствия – как положительные, так и отрицательные – от применения определённой методики или концепции.
Правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
Уметь увязывать конкретные системы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижения целей организации самым эффективным путём в условиях существующих обстоятельств.
       

 



7. Раскройте содержание и условия применения количественного подхода в менеджменте

8. Объясните содержание этапов алгоритма применения количественного подхода в менеджменте.

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок. Системы баллов и т.п. Управлять можно цифрами, а не словами.

1. Количественный подход – 1950 – по настоящее время (школа науки управления или школа количественных методов) – возникла в результате развития точных наук, создавших среду для использования в науке управления достижений компьютеризации, математики, физики и других. С 1980г. использование моделей процесса управления (модель – схематическое отображение будущей реальной ситуации, задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать большое число вариантов решения задачи и выбрать наилучший). Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволяет конструировать всё более сложные модели. (Наиболее известные модели: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития).

 

Одновременно с системным подходом в 1950-х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций.

Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.

 


 

 

 

Теория «Z» (У.Оучи)
Нанимать кадры на долгий срок
Групповое принятие решения
Индивидуальная ответственность
Неоперативная оценка кадров и их продвижение с учётом старшинства
Неформальный контроль за работниками
Карьера не по имеющейся специальности
Всесторонняя забота о работниках

 


 

Важнейшие

Проблемы

В теории управления

на современном этапе

 

Учёт изменений внешней среды и деятельности отдельных компаний Ориентация и адаптация организации в сложившихся условиях её функционирования

 


 


 

Суть концепции адаптации (стратегии приспособления)
Комбинация организацией наиболее выгодных действий с учётом факторов внешней среды. Маневрирование в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями расположенными в разных странах в зависимости от:
Уровня издержек производства Стоимости рабочей силы Темпов экономического роста Политической стабильности страны их размещения

 


 

Концепция глобальной стратегии
предусматривает
  Концентрацию внимания руководства на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей организации, а не её отдельных частей  

 

В рамках глобальной концепции существуют различные направления:  
  На реализацию многих целей и на максимизацию прибыли в качестве главной цели (теория множественности целей)  
На оптимизацию всей деятельности (всех видов деятельности) организации в целях максимизации её прибыли  
На оптимизацию деятельности организации путём лучшего приспособления её структуры к условиям внешней среды и более эффективному использованию её внутренних возможностей для получения организацией максимальной прибыли  
  На совершенствование основных функций управления с целью оптимизации (повышения эффективности) деятельности организации  

 


 

  Концепция целевой ориентации
  Ориентирует предприятие на организацию его деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления  
планирования организации контроля мотивации

 

Современные концепции менеджмента
  Адаптации         направлены Совершенствование стратегий отдельных организаций с целью получения намечаемых прибылей (достижения поставленных целей)
  Глобальной стратегии    
  Целевой ориентации

 

   
Во-первых Воздействовать на рынок, осуществляя его раздел       В основе объективный процесс обобществления производства, в результате которого у крупнейших компаний появилась возможность   Во-вторых Влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем  

 

 

Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. Приспособление предприятий к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому производителем  
Организационно-технический аспект этой теории направлен на «ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДУКТА»
Изучение рынка конкретного товара Составление программ и прогнозов, разработка и внедрение на рынок нового товара Мероприятия по организации спроса на товары и получение прибыли от их реализации

 


 

Установление и регулирование рыночных отношений согласно концепции рыночного управления, основано на экономической силе и научно-производственном потенциале участников этих отношений. Каждое предприятие стремится не только сохранить свою долю рынка, но и изменить её в свою пользу, потеснив конкурентов, разорив либо подчинив их своему влиянию и контролю. Эта концепция даёт не только теоретическое обоснование необходимости регулирования рынка в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов хозяйственной деятельности предприятий (корпораций).
  Современный менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы
Наиболее эффективному достижению целей организации Повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней средах организации

 


 

 

 

Развитие современного менеджмента:

Новая философия управления»

В сложном сочетании разных подходов и школ управления произошло оформление «новой философии управления», ее еще называют политикой постфордизма, которая характеризует современный этап развития науки управления. «Новая философия управления» имеет три составляющие.

1. Концепцию группового сотрудничества, предполагающую улучшение трудового взаимодействия, ориентацию на работу в командах, проектных и целевых группах, создание благоприятного климата в коллективе, сотрудничество с администрацией.

2. Концепцию гуманизации труда, связанную с приспособлением техники к рабочему, улучшением условий труда, обогащением процесса труда, усилением творческих элементов в его содержании.

3. Демократизацию управления, которая заключается в переходе от жестких иерархических структур к плоским, гибким структурам; в делегировании вниз части управленческих полномочий, расширении самостоятельности и ответственности исполнителей в решении проблем, возникающих на рабочих местах.

Закрепляется демократизация управления применением более гибких систем оплаты труда и участием работников в прибыли и собственности организации. Эти три составляющие необходимы в связи с тем, что организация работает в неопределенной среде и должна вырабатывать способность приспосабливаться к изменениям окружения. Она должна производить разнообразные товары небольшими партиями с использованием многоцелевого оборудования и квалифицированного труда, тогда как фордизм характеризуется массовым производством стандартизованных товаров на основе использования специального (рассчитанного на одну задачу и привязанного к одному продукту) оборудования и полуквалифицированной рабочей силы.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие новые требования предъявляются к управлению в современных условиях?

2. Назовите современные подходы к управлению и современные концепции

3. Каковы условия возникновения современного менеджмента

4. Раскройте суть процессного подхода. Приведите примеры

5. Раскройте суть системного подхода. Приведите примеры

6. Раскройте суть ситуационного подхода. Приведите примеры

7. Раскройте суть количественного подхода. Приведите примеры

 

Контрольные задания

1. Определите необходимые действия менеджера при применении ситуационного подхода

2. Сравните алгоритмы системного и программно-целевого подходов. Найдите общие черты их реализации

3. Разработайте пример применения маркетингового подхода для конкретного продукта

4. Определите сферу применения процессного подхода на производственном предприятии

 

Литература

1. М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента» Москва. Изд-во «Дело»., 1998.

2. В.Н.Гончаров «Менеджмент

3. «Основы менеджмента и маркетинга» под ред. Седегова Р.С. – Минск: Вышейшая школа, 1995.

4. Н.И.Кабушкин «Основы менеджмента» 1998.

Современные концепции менеджмента

План лекции

1. Основные факторы развития современных концепций менеджмента

2. Содержание, специфика и общие черты современных подходов к менеджменту

Методические указания: Центральные вопросы темы будут вынесены на экзаменационный контроль

Центральные вопросы темы

 

  1. Раскройте содержание и условия применения процессного подхода в менеджменте.
  2. Объясните содержание этапов алгоритма применения процессного подхода в менеджменте
  3. Раскройте содержание и условия применения системного подхода в менеджменте
  4. Объясните содержание этапов алгоритма применения системного подхода в менеджменте
  5. Раскройте содержание и условия применения ситуационного подхода в менеджменте
  6. Объясните содержание этапов алгоритма применения ситуационного подхода в менеджменте
  7. Раскройте содержание и условия применения количественного подхода в менеджменте
  8. Объясните содержание этапов алгоритма применения количественного подхода в менеджменте.

Все учения об управлении можно разбить на 2-е большие группы:

I одномерные учения

II синтетические учения

Одномерные учения исследуют отдельные процессы труда, отдельно человека, отдельно администрирование и т.д. К ним относятся: классическая административная, школа человеческих отношений.

Синтетические учения исследуют управление, как многоплановое комплексное явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации. К ним относятся:

1) школа социальных систем;

2) системный подход;

3) управление по целям Друкера;

4) ситуационные теории, когда методы управления меняются от ситуации, поэтому менеджмент считается искусством;

5) теория 7-S – в соответствии с этой теорией эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих. Изменение одной, из которых требует изменение остальных 6-ти. Основная задача этой теории гармонизация всех 7-ми составляющих:

1. стратегия управления;

2. структура организации;

3. процессы организации;

4. штаты;

5. стиль руководства;

6. квалификация персонала;

7. разделяемые ценности.

1) Концепция Мак–Грегора, которая выделяет два типа управления: теорию Х и теорию У.

Теория Х утверждает, что человек по своей природе ленив, склонен к принуждению и избегает ответственности, поэтому требует использование авторитарного стиля руководства. В соответствии с теорией У в благоприятных условиях человек стремится к творчеству, с готовностью принимает на себя ответственность и осуществляет самоконтроль, поэтому наиболее адекватным стилем руководства является либерально – демократический стиль.

2) теория Z. Её вывел Оучи (японский учёный) на основе анализа японского опыта управления. Теория Z является альтернативой концепции Мак–Грегора. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации:

1. долгосрочный наём кадров;

2. групповое принятие решений;

3. индивидуальная ответственность;

4. оценка кадров и их продвижение;

5. формализация методов контроля;

6. всесторонняя забота о работниках.

Научные подходы к управлению организацией:

1) Классический (традиционный), когда отдельно рассматривается работа, отдельно администрирование, отдельно персонал, отдельно мотивация труда и т.д.

2) Процессный, когда управление рассматривается как процесс. Например: 1. постановка целей и задач, 2. планирование, 3. организация работ, 4. мотивация, 5. контроль.

3) Системный, когда организация рассматривается как система, со своим входом (постановка целей и задач) и выходом (результаты работ по показателям), обратными связями (между менеджером и поставщиком, между менеджером и персоналом) и внешними воздействиями (налоговое законодательство, конкуренты, экономические факты).

4) Ситуационный, когда методы управления меняются в зависимости от ситуации. Когда результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях и ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, которые влияют на показатели хоз. деятельности организации. Ситуационный анализ проводится с помощью различных методов: метод экспертных оценок, «мозгового штурма» и др.

Количественный


1. Раскройте содержание и условия применения процессного подхода в менеджменте.

2. Объясните содержание этапов алгоритма применения процессного подхода в менеджменте

ПЛАНИРОВАНИЕ + ОРГАНИЗАЦИЯ + МОТИВАЦИЯ + КОНТРОЛЬ

 
 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.91.19.62 (0.123 с.)