Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальное исследование по теме « Взаимосвязь гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста и нарушений семейных взаимоотношений»

Поиск

Научно – исследовательская работа по данной теме осуществлялась в форме опытно-экспериментального исследования, который состоял из трех этапов: констатирующий этап, на котором изучается материал, с которым в дальнейшем исследователь будет работать, ставятся цели и задачи эксперимента, знакомятся с педагогами и детьми; далее самый важный этап – формирующий. На этом этапе разрабатываются и проводятся методики, опросы, мероприятия по коррекции, проводится работа с педагогами и родителями. И заключительный этап – это контрольный этап эксперимента, на котором подводятся итоги проведенной работы, сравниваются результаты контрольного и констатирующего этапов.

Пообщавшись предварительно с психологом детского сада №50, я выяснила, что в данном детском саду есть группы, в которых высокий уровень гиперактивных детей. Поэтому в своем исследовании я остановилась на теме «Взаимосвязь гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста и нарушений семейных взаимоотношений». Моя работа началась со знакомства с педагогами, воспитателями и детьми этого детского сада. Я выслушала проблемы данного детского сада и выбрала тему для исследования. В первую очередь необходимо было определить какая же группа этого детского сада станет экспериментальной. Первым этапом стало выявление групп с гиперактивными детьми. Я раздала анкеты с вопросами, на которые должны были ответить воспитатели, а также специалисты по каждому ребенку начиная со средней группы по подготовительную к школе группы.

Анкета состоит из шести утверждений. Эти утвеждения характеризуют гиперактивного ребенка. Педагог отвечает на них или «Да» или «Нет». Если по пяти из всех этих признаков педагог ответил «Да», то есть вероятность того, что этот ребенок гиперактивный. (Приложение 1)

Цель данного опроса - выяснить, в какой группе преобладает большее число гиперактивных детей по мнению самих педагогов. В данном опросе характеризовали детей средней группы «Ягодки», старшей группы «Непоседы», старшей группы «Солнышко», подготовительные к школе группы «Цветочный городок» и «Пчелки». По итогам опроса выяснилось, что преобладание гиперактивных детей происходит в подготовительной к школе группе «Пчелки», в процентах это составляет 38%, т.е. из 27 человек 10 являются, по мнению педагогов, гиперактивными. На втором месте старшая группа «Непоседы», где процентное соотношение составляет 22%, затем старшая группа «Солнышко» - 20%, средняя группа «Ягодки» - 13% и наименьшее количество гиперактивных детей в подготовительной группе «Цветочный городок», где из 26 человек, только двоих считают гиперактивными, это 7 %. Результаты опроса представленны в диаграмме №1

Диаграмма №1

Я наблюдала за детьми группы и составила карты наблюдений, которые помогли мне определить гиперактивных детей этой группы, чтобы потом простроить с ними работу.

После полученных данных я перешла к следующему этапу эксперимента – формирующему. После того, как я выяснила, с какой группой буду работать, я решила проверить достоверность выводов педагога по количеству гиперактивных детей, а также включила в анализ детей данной группы и их родителей. Для этого я воспользовалась анкетой для определения гиперактивности по Д. Коннерсу. (Приложение 2)

Эту анкету заполняли как родители, так и педагоги. При условии 4-х недельного наблюдения. Если в сумме набирается больше 15 очков, то это дает основание предполагать наличие у ребенка гиперкинетического синдрома. Была проведена предварительная работа с родителями и педагогами, после выявления гиперактивных детей. Все 4 недели до обработки результатов шло наблюдение родителей и педагогов за поведением выявленных по первой анкете гиперактивных детей.

По результатам данного наблюдения оказалось, что количество предполагаемых гиперактивных детей больше на 1, т.е. вместо десяти детей, оказалось 11 гиперактивных детей, что составляет 42%. На момент констатирующего эксперимента количество гиперактивных детей в группе «Пчелки» составляло 38%, а на момент формирующего эксперимента выяснилось, что таких детей 41%.

Мной же велись индивидуальные беседы с детьми, для того, чтобы выяснить причину их гипперактивности.

После того, как мы выяснили, где гиперактивных детей больше, необходимо было выявить факторы этой проблемы. Нами были проанализированы факторы, влияющие на гиперактивность детей. Факторы, способствующие гиперактивности:

- неблагоприятные факторы течения беременности;

- неблагоприятные факторы в родах; наличие у ребенка неврологических заболеваний;

- влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.);

- неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Побеседовав с педагогами и детьми мне удалось выяснить, что у всех детей, у которых наблюдается синдром дефицита внимания, мама и папа в разводе, либо не живут вместе из-за папиной работы, и папа уделяет мало времени общению с ребенком. У каждой семьи свои проблемы, у кого-то из детей мама с папой развелись, когда они еще были маленькими и они остались жить с мамой, а с папой общаются раз или два раза в год. У других папа работает в другом городе и ребенок его видит крайне редко, а мама переезжает к нему. Ребенка не забирают, потому что хотят, чтобы он закончил садик (это подготовительная к школе группа). В итоге ребенок воспитывается бабушкой. С помощью педагогического метода беседы я выявила фактор, влияющий на гиперактивность этих детей. Далее моя работа заключалась в выяснении того, как родители воспитывают ребенка в семье. Для этого я воспользовалась методикой Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). (Приложение 3)

Полученные данные выявили проблемы в подходах к воспитанию детей в данной группе.

Кроме метода наблюдения я использовала метод анализа продуктов деятельности ребенка: рисунки, поделки, рабочие тетради.

В этом детском саду еженедельно проходит непосредственная образовательная деятельность с детьми – это ИЗО, лепка, конструирование и аппликация, ФМП, обучение грамоте. Эта непосредственная образовательная деятельность помогла мне при анализе продуктов деятельности ребенка. Импульсивность, неумение заниматься одним делом длительное время, управлять своим поведением, свойственные детям с гиперактивностью. Я определила, что гиперактивным детям трудно соблюдать чистоту в тетрадях, вмещать длинные записи в небольшой отрезок, отведенный для записи ответов в рабочих тетрадях. Рисунки редко бывают симметричными. Люди и животные на рисунках не статичны, они полны движения. При раскрашивании рисунка наблюдается небрежность, штриховка выходит за края изображения.

Подученных данных только в процессе наблюдения и анализа продуктов деятельности ребенка, может оказаться недостаточно. Поэтому я воспользовалась методиками определяющими характеристики внимания. В психологическом обследовании детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью используются главным образом методики оценки характеристик внимания, так как нарушения внимания являются основным признаком синдрома.

Для определения уровня концентрации внимания я использовала тест Пьерона-Рузера (Приложение 4). Данный тест первично направлен на изучение свойств внимания и психомоторного темпа. Исследование я проводила групповое. По результатам первичного исследования я определила количество обработанных фигур 65-80, многие допускали по 3- 4 ошибки, это говорит о том, что концентрация внимания на низком- среднем уровне. Также с детьми я проводила графические диктанты по клеткам, с целью выяснения наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверки умения слушать и выполнять указания взрослого, способности работать в коллективе.

Так как у дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, то и производить коррекцию гиперактивности данного возраста нужно через игры. Мной был разработан тренинг по коррекции гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста. Рассчитан он был на 6 мероприятий, по времени, которые занимали не более 30-40 минут, так как внимание гиперактивного ребенка рассеянное и ему сложно сосредоточиться на одном деле. Я занималась не со всеми детьми данной группы, а лишь с теми, у кого был выявлен предполагаемый синдром гиперактивности. Этих детей я брала по подгруппам, по 5 и 6 человек. Мероприятия проходили по 2 раза в неделю вплоть до окончания формирующего эксперимента. Игры на мероприятия подбирались по следующим направлениям:

1. Игры на развитие внимания.

2. Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации).

З. Игры, развивающие навыки управления (волевой регуляции).

4. Игры, способные закреплять умение общаться. (Приложение 5)

Начиная составление тренинга я учитывала два правила:

Правило 1. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания). Необходимо помнить, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игровых занятий.

Правило 2. Необходимо предупреждать переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключать его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Не стоит забывать и про релаксацию. Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты, поэтому в программу коррекции обязательно должны входить расслабляющие упражнения. В конце каждого мероприятия мной проводились расслабляющие упражнения на разные группы мышц в игровой форме.

Первое мероприятие было направленно на тренировку одной функции, а именно развитие зрительного внимания.

Второе мероприятие посвящено также тренировке одной функции, но уже слухового внимания. Предложенные в данном мероприятии игры развивают слуховое внимание, то есть внимание к звукам. Поэтому они будет очень полезны тем детям, которые готовятся к поступлению в школу и только начинают учиться читать и писать. Для ребят, у которых имеются какие-либо логопедические трудности, особенно нарушения фонематического слуха (что должен установить логопед), такая игра может стать не только развивающей внимание, но и корректирующей некоторые недостатки развития.

В третьем мероприятии происходит тренировка умений общаться, коммуникативные умения.

Четвёртое мероприятие направленно на тренировку уже двух и более функций – это развитие внимания и контроль двигательной активности. Гиперактивным детям нужно учиться контролировать свое тело, движения, для этого в данном мероприятии представлен ряд игр на совмещение этих двух, важных, в коррекции гиперактивного ребенка, функций.

Пятое мероприятие отвечает за тренировку контроля двигательной активности, внимания и коммуникативных умений.

И шестое, заключительное мероприятие имеет немного иную форму проведения. На это мероприятие были приглашены родители детей, которые должны были показать правильный пример своему ребенку, а также выступить в роли ведущего и учиться чётко формулировать свои требования и правильно добиваться их реализации.

До заключительного мероприятия я провела консультацию для родителей посозданию благоприятной атмосфере в семье. Для этого мной были приглашены родители гиперактивных детей группы «Пчелки». С ними мы говорили о том, какова же причина возникновения у их детей синдрома гиперактивности. Мной были даны простые рекомендации родителям для создания в семье благоприятных взаимоотношений среди членов семьи. Хоть некоторые родители из этих семей развелись и ребенок живет с мамой, это не говорит о том, что он должен минимизировать общение с папой. Ребенок стал участником конфликта двух взрослых людей. В его памяти отложилась неправильная схема взаимоотношения друг с другом.

Задача родителей обеспечить ребенку полноценное общение с ними обоими. Если папа решил абстрагироваться от воспитания ребенка, то инициативу по дальнейшему общению ребенка и папы должна на себя взять мама. Мама не должна допускать того, чтобы она самостоятельно воспитывала ребенка, особенно, когда папа жив и здоров. Необходимо привлекать папу, проводить время с ребенком, заниматься его воспитанием, особенно, если это сын. Так как ребенок уже стал гиперактивным, то мной были даны рекомендации по общению с такими детьми. (Приложение 6).

В рекомендациях говорилось о том, как разговаривать с ребенком, как себя правильно вести, ведь если в семье есть гиперактивный ребенок, то есть вероятность того, что он просто копирует своего родителя, значит кто-то из родителей сам гиперактивный и не умеет себя контролировать. Также были предложены игры для совместной деятельности ребенка и родителя в повседневной жизни, для формирования внимания у ребенка.

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей. Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье. Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

На этапе контрольного эксперимента я провела анализ проделанной работы. Моя работа заключалась не только в выявлении связи между появлением синдрома гиперактивности у ребенка и нарушением семейных взаимоотношений, но и коррекция гиперактивных детей на уровне детского сада. В начале эксперимента я измерила уровень концентрации внимания детей, уровень коммуникативных умений и уровень контроля двигательной активности. На этапе контрольного эксперимента я еще раз измерила уровни этих характеристик.

Я выяснила, что с момента констатирующего этапа эксперимента до контрольного этапа произошел скачек в важных характеристиках личности ребенка таких как устойчивость зрительного и слухового внимания, умение общаться, находить общий язык со сверстниками, умение контролировать двигательную активность.

Результаты анализа можно наблюдать на графике. На момент констатирующего этапа показатель концентрации внимания у детей данной группы был низкий – средний, коммуникативные навыки, умение общаться со сверстниками, договариваться на низком уровне, так же как и контроль двигательной активности. На формирующем этапе эксперимента эти показатели возросли до среднего уровня и к контрольному этапу эксперимента мы смогли добиться уровень выше среднего. Это очень хороший результат, учитывая ту особенность данного эксперимента, что за 8 недель нельзя полностью избавиться от гиперактивности, но можно научить детей правильно с ней бороться, родителей научить помогать и поддерживать детей в этом нелегком начинании.

Этот прирост обусловлен условиями, которые совместно с педагогами и родителями были созданы. Мой тренинг, как я и предполагала, оказал позитивное воздействие на формирование данных характеристик.

 

 

Заключение

В экспериментальном исследовании на тему «Взаимосвязь гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста и нарушений семейных взаимоотношений» я провела диагностику детей экспериментальной группы с предполагаемым синдромом гиперактивности. Но цель моей работы было не только коррекция гиперактивных детей,но и нахождение взаимосвязи гиперактивности детей с нарушениями семейных взаимоотношений. В данном исследовании эта взаимосвязь была найдена, так как гиперактивность – это синдром недостатка внимания, а если в семье нарушены семейные взаимоотношения, например: родители в разводе, то в данных случаях папа почти не уделяет времени общению со своим ребенком, мама в связи с тем, что она несет всю ответственность за воспитание ребенка и где-то не всегда удачно, многое позволяет своему чаду. В данном исследовании мной были даны рекомендации не только по коррекции гиперактивных детей, но и рекомендации для их родителей о том, как создать благоприятную обстановку в семье для их ребенка и как с таким ребенком нужно общаться, вести себя.

Симптомы гиперактивноти становятся причиной нарушения межличностных отношений со сверстниками, педагогами, родителями, что усиливает конфликты и деструктивное поведение ребенка с СДВГ. Часто, взрослые, окружающие такого ребенка, видят лишь «девиантное» поведение и не замечают его талантов и нетревиальных умственных способностей. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, — это приводит к ухудшению учебных результатов, у него снижается познавательная мотивация, формируется хроническая неуспешность.

Проблема данного эксперимента заключалась в том, что для получения значимого результата, необходим более долгий срок исследования и коррекции. Также необходим систематический комплексный подход, при котором снижается эмоциональное напряжение ребенка, что способствует более полной реализации его возможностей. Еще одно важное правило - необходимо следовать принципам поэтапности и индивидуализации обучения. Поэтому я разработала тренинг по тренировке важных характеристик для гиперактивного ребенка.

Статистический анализ результатов исследования гиперактивных детей 6—7 лет свидетельствует об эффективности проведенной нами коррекционно-развивающей программы в группе дошкольного образовательного учреждения и верности выдвинутой нами гипотезы исследования.

 

 

Список литературы

1. Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие [Текст] / И. Л. Арцишевская. - М.: Книголюб, 2008.

2. Брязгунов, И. П.Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях [Текст] / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 92с.

3. Грибанов, А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Руководство практического психолога [Текст] / А. В. Грибанов. — М.: Академ. Проект, 2004. — 176 с.

4. Доценко, Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] / авт.-сост. Е.В. Доценко. — Ворлгоград: Учитель, 2010. — 297 с.

5. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для студ. Вузов [Текст] / Н. Н. Заваденко. - М.: Академия, 2005. — 256 с.

6. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Изд.7-е.: Психологический практикум [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 375с.

7. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова. - М.: Творческий центр "Сфера", 2010.

8. Пассольт, М. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / М. Пассольт. - Москва: Академия, 2004. - 155 с.

9. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие [Текст] / Д. Я. Райгородский.- Самара: БАХРАХ, 2008. – 672с.

10. Сиротнюк, А. Детская гиперактивность: причины, рекомендации [Текст] // Дошкольное воспитание / А. Сиротнюк. — 2007. — № 8. — С. 44—50.

11. Токарь, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. Пособие [Текст] / О. В. Токарь. - М.: Флинта, 2009.

12. Игры для гиперактивных детей [Электронный ресурс] // http://www.med39.ru/

13. Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у детей [Электронный ресурс] // http://www.kindergenii.ru/

14. Игры и упражнения на развитие слухового внимания у детей [Электронный ресурс] // http://www.kindergenii.ru/

15. Игры на развитие внимания у детей [Электронный ресурс] // http://www.kindergenii.ru/

16. Как играть с гиперактивными детьми[Электронный ресурс] // http://www.vseodetishkax.ru/

17. Коррекционные игры для гиперактивных детей[Электронный ресурс] // http://adalin.mospsy.ru/

18. Проблема диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. [Электронный ресурс] // http://www.vseodetishkax.ru/

19. Релаксационный тренинг для гиперактивных детей. [Электронный ресурс] // http://www.med39.ru/

20. Проблема создания комплекса методик для диагностики детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности[Электронный ресурс] // www.Фестиваль педагогических наук.ru

 

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.196 (0.009 с.)