По результатам научно-исследовательской практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По результатам научно-исследовательской практики



ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Студента группы 13РС - 301

Медникова Елена Вячеславовна (Ф.И.О.)

  Оценка Подпись Ф.И.О. руководителя
Отчетная документация      
Участие в итоговой конференции      

 

Итоговая оценка________________________


Содержание

Введение...................................................................................................................3

Экспериментальное исследование по теме «Взаимосвязь гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста и нарушений семейных взаимоотношений»………………………………………………………………..6

Заключение.............................................................................................................17

Список литературы................................................................................................15

Приложения

 

Введение

Я проходила научно- исследовательскую практику в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида №50 в городе Златоусте. Тема моего экспериментального исследования «Взаимосвязь гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста и нарушений семейных взаимоотношений».

Актуальность данной темы обусловлена тем, что гиперактивность является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследовании, им страдают от 2.2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. А одним из факторов, способствующих развитию гиперактивности у детей это неблагоприятная обстановка в семье. СДВГ переводится, как синдром дефицита внимания, и никто не может лучше справиться с задачей обеспечения внимания, чем семья.

Проблема исследования заключается в том, что с гиперактивными детьми сталкиваются очень многие родители, воспитатели, педагоги, да и обычные люди, которые их окружают. Однако вопрос об изучении факторов, влияющих на гиперактивность ребенка остается открытым. И многие даже не подозревают, что одним из важных факторов является обстановка в семье. Из –за незнания взрослые не всегда могут выстроить путь решения данной проблемы. Поэтому мы собираемся глубоко изучить взаимосвязь гиперактивности ребенка и неблагоприятной обстановке в семье и разработать рекомендации по коррекции гиперактивных детей, а также помочь родителям правильно с ними общаться.

В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между потребностью коррекции гиперактивных детей и недостаточном уровне понимания корня этой проблемы.

Психолого-педагогический аспект актуальности исследуемой проблемы обусловлен задачами гуманизации общества, ориентацией на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждого ребенка, понимания гиперактивных детей и создания благоприятного климата в семье, что предполагает подготовку специалистов психологической направленности, обладающих определенными профессиональными навыками.

Изучением педагогических аспектов проблем гиперактивных детей занимались М. Пассольт, И. Л. Арцишевская, Е. К. Лютова, О. В. Токарь и др. Интерес к данной проблеме все больше расширяется в современном обществе, появляется ряд теоретических и экспериментальных работ, посвященных коррекции гиперактивных детей и выявлению факторов, влияющих на них.Таким образом, на основании вышеизложенного нами была обозначена цель нашего исследования.

Цель исследования: Теоретически обосновать особенности гиперактивных детей и факторы, способствующие гиперактивности, выявить связь между гиперактивностью детей старшего дошкольного возраста и нарушением семейных взаимоотношений и разработать рекомендации по возможной психологической коррекции гиперактивных детей в рамках семьи..

Объект исследования: Гиперактиные дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Неблагоприятная взаимоотношения в семье, как фактор развития гиперактивности у детей.

Противоречие исследования:

Каковы особенности гиперактивных детей старшего дошкольного возраста?

Выполнение каких психологических рекомендаций приведет к коррекциигиперактивных детей в семейных условиях?

Гипотеза исследования: Возникновение гиперактивности детей старшего дошкольного возраста взаимосвязано с неблагоприятными взаимоотношениями в семье ребенка.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

- Изучить степень разработанности проблемы особенности СДВГ детей старшего дошкольного возраста в психолого- педагогической литературе;

- Описать специфику семей, в которых просматривается неблагоприятные взаимоотношения;

- Экспериментально апробировать психолого-педагогические условия, направленные на коррекцию гиперактивных детей в детском саду и совместно с родителями;

- Разработать рекомендации по психологической коррекции гиперактивных детей для родителей и педагогов.

Теоретико - методологическую основу исследования составляют: идеи системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М. Месарович, Г.Н. Сериков, М.Н. Скаткин), деятельностного (М.С. Каган, А.Н.Леонтьев, К.К. Платонов) подходов; философско-педагогические основы формирования ценностных ориентаций личности (А.В. Кирьянова, В.А. Ядов) и др.

База исследования: гиперактивные дети подготовительной к школе группы детского сада (6-7 лет) и их родители.

Структура исследования: состоит из введения, основной части исследования, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Заключение

В экспериментальном исследовании на тему «Взаимосвязь гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста и нарушений семейных взаимоотношений» я провела диагностику детей экспериментальной группы с предполагаемым синдромом гиперактивности. Но цель моей работы было не только коррекция гиперактивных детей,но и нахождение взаимосвязи гиперактивности детей с нарушениями семейных взаимоотношений. В данном исследовании эта взаимосвязь была найдена, так как гиперактивность – это синдром недостатка внимания, а если в семье нарушены семейные взаимоотношения, например: родители в разводе, то в данных случаях папа почти не уделяет времени общению со своим ребенком, мама в связи с тем, что она несет всю ответственность за воспитание ребенка и где-то не всегда удачно, многое позволяет своему чаду. В данном исследовании мной были даны рекомендации не только по коррекции гиперактивных детей, но и рекомендации для их родителей о том, как создать благоприятную обстановку в семье для их ребенка и как с таким ребенком нужно общаться, вести себя.

Симптомы гиперактивноти становятся причиной нарушения межличностных отношений со сверстниками, педагогами, родителями, что усиливает конфликты и деструктивное поведение ребенка с СДВГ. Часто, взрослые, окружающие такого ребенка, видят лишь «девиантное» поведение и не замечают его талантов и нетревиальных умственных способностей. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, — это приводит к ухудшению учебных результатов, у него снижается познавательная мотивация, формируется хроническая неуспешность.

Проблема данного эксперимента заключалась в том, что для получения значимого результата, необходим более долгий срок исследования и коррекции. Также необходим систематический комплексный подход, при котором снижается эмоциональное напряжение ребенка, что способствует более полной реализации его возможностей. Еще одно важное правило - необходимо следовать принципам поэтапности и индивидуализации обучения. Поэтому я разработала тренинг по тренировке важных характеристик для гиперактивного ребенка.

Статистический анализ результатов исследования гиперактивных детей 6—7 лет свидетельствует об эффективности проведенной нами коррекционно-развивающей программы в группе дошкольного образовательного учреждения и верности выдвинутой нами гипотезы исследования.

 

 

Список литературы

1. Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие [Текст] / И. Л. Арцишевская. - М.: Книголюб, 2008.

2. Брязгунов, И. П.Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях [Текст] / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 92с.

3. Грибанов, А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Руководство практического психолога [Текст] / А. В. Грибанов. — М.: Академ. Проект, 2004. — 176 с.

4. Доценко, Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] / авт.-сост. Е.В. Доценко. — Ворлгоград: Учитель, 2010. — 297 с.

5. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для студ. Вузов [Текст] / Н. Н. Заваденко. - М.: Академия, 2005. — 256 с.

6. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Изд.7-е.: Психологический практикум [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 375с.

7. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова. - М.: Творческий центр "Сфера", 2010.

8. Пассольт, М. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / М. Пассольт. - Москва: Академия, 2004. - 155 с.

9. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие [Текст] / Д. Я. Райгородский.- Самара: БАХРАХ, 2008. – 672с.

10. Сиротнюк, А. Детская гиперактивность: причины, рекомендации [Текст] // Дошкольное воспитание / А. Сиротнюк. — 2007. — № 8. — С. 44—50.

11. Токарь, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. Пособие [Текст] / О. В. Токарь. - М.: Флинта, 2009.

12. Игры для гиперактивных детей [Электронный ресурс] // http://www.med39.ru/

13. Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у детей [Электронный ресурс] // http://www.kindergenii.ru/

14. Игры и упражнения на развитие слухового внимания у детей [Электронный ресурс] // http://www.kindergenii.ru/

15. Игры на развитие внимания у детей [Электронный ресурс] // http://www.kindergenii.ru/

16. Как играть с гиперактивными детьми[Электронный ресурс] // http://www.vseodetishkax.ru/

17. Коррекционные игры для гиперактивных детей[Электронный ресурс] // http://adalin.mospsy.ru/

18. Проблема диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. [Электронный ресурс] // http://www.vseodetishkax.ru/

19. Релаксационный тренинг для гиперактивных детей. [Электронный ресурс] // http://www.med39.ru/

20. Проблема создания комплекса методик для диагностики детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности[Электронный ресурс] // www.Фестиваль педагогических наук.ru

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Анкета для определения гиперактивности по

Д. Коннерсу.

Наблюдаемые признаки Отсутствует (0 баллов) Низкая (1 балл) Довольно высокая (2 балла) Очень высокая (3 балла)
Двигательное беспокойство (постоянно находится в движении)        
Раздражительность, импульсивность        
Вмешательство в занятия других детей        
Частая и быстрая переключаемость внимания        
Постоянное ерзание на месте        
Невнимательность, отвлекаемость        
Нетерпеливость и быстрое разочарование        
Плаксивость        
Быстрая и резкая смена настроения        
Склонность к проявлениям ярости, взрывное, непредсказуемое поведение        
Общая сумма        

Если в сумме набирается более 15 баллов, а перечисленные признаки наблюдаются у ребенка более полугода, – ваши подозрения не беспочвенны. Есть повод обратиться к таким специалистам как невролог, нейропсихолог, психолог.

 

 

Приложение 3

Эйдемиллер Э.Г. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ).

Инструкция к тесту Эйдемиллера: Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то в „Бланке для ответов" обведите кружком номер ответа. Если Вы в общем не согласны — зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти. В опроснике нет „неправильных" или „правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Текст опросника Эйдемиллера. (для родителей детей в возрасте 3-10 лет)

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) — пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам(а).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей — уход за собой, поддержание порядка — чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, что он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушают запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, я стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, я нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал(а) бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня — самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем 1 раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) просматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: я несколько раз напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым(ой).

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше все сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропускать родительские собрания.

43. Я стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.

44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне часто приходилось давать сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.

46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители должны научить своих детей, — это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) надо.

65. У моего сына (дочери) детство более трудное, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, — очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому я не хотел(а) бы, чтобы мой сын (моя дочь) слишком быстро взрослел(а).

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен и не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него (нее) действует, — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я бы была помоложе, то наверняка влюбилась бы в него.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жить.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует ее во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то мой муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) для меня — закон.

104. Мой сын очень любит спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради моего сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: “Нет”.

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все меньше нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства других детей.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, в детском саду, у родственников.

121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко я думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).

125. Всему, что мой сын (дочь) умеют к настоящему времени, он(а) научился(лась) только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, пепси-кола и т. д.).

128. Мой сын говорил мне: “Вырасту, женюсь на тебе, мама”.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает мне, а осложняет мою жизнь

Ключ к опроснику АСВ

            Г +  
            Г-  
            У+  
            У-  
            Т+  
            Т-  
            З+  
            З-  
            С+  
            С-  
            Н  
            РРЧ  
            ПДК  
            ВН  
            ФУ  
            НРЧ  
            ПНК  
            ВК  
            ПЖК  
            ПМК  
            Г+  
            Г-  
            У+  
            РРЧ  
            ФУ  
            НРЧ  

На бланке регистрации ответов номера ответов, относящихся к одной шкале, расположены в одной строке (исключение составляют 6 шкал, подчеркнутых в регистрационном бланке). Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале путем суммирования положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Справа в бланке регистрации ответов указано сокращенное название шкалы и диагностическое значение. Если число баллов определенной шкале достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя присутствует данный тип отклонения в воспитании. Если название шкал подчеркнуты, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к Таблице "Диагностика типов семейного воспитания" для установления типа неправильного семейного воспитания. Интерпретация. Описание шкал в том порядке, в каком они расположены в опроснике.

Приложение 4

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест


Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Приложение 5

Заключение.

Ход мероприятия.

Вступление. Дети рассаживаются на подушки на удобные для них места. Проводится игра «Кто меня слышит, сделай вот так»

Основная часть.

Детям предлагается поиграть в игру «Ушки на макушке». Для начала нужно объяснить детям или спросить их, что же это значит «ушки на макушке». Узнать, как дети понимают смысл этого выражения применительно к людям. Если окажется, что переносный смысл этой фразы остается для детей неясным, пояснить ему образное выражение: о людях так говорят, когда они внимательно прислушиваются. А в применении к животным данная фраза имеет прямой смысл, так как, прислушиваясь, звери обычно приподнимают уши. Теперь можно объяснять правила игры. Педагог произносит самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, например [с], или тот же звук, но мягкий, то ребенок должен немедленно встать. Если же педагог произносит слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.

Игра «Вперед! Назад! Хлопок!»

Педагог предлагает детям поиграть в игру, в которой они будет правильно выполнять команды воспитателя. Педагог дает словесные команды, и при этом старается запутать ребёнка. Для этого сначала говорит команду, и сам её правильно выполняет, дети будет повторять всё за педагогом. Затем педагог начинает путать детей – говорить одну команду, а делать что-то другое.

Например, вы говорите: «Назад!» и руки прячете за себя, дети прячут руки, повторяя всё за вами. «Хлопок!» и начинаете хлопать в ладоши, дети повторяют. «Вперед!» – руки вытягиваете перед собой, дети делают то же самое и так далее. Когда дети привыкают повторять движения за вами, начинайте их путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Вперед!», а сами хлопаете в ладоши. Дети должны делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.

Дети встают в круг и проводится игра «Сделай правильно».

Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.

Педагог раздает детям платочки и объясняет, что когда он громко зазвените в бубен, дети должны поднять платочки и помахать ими, а если педагог будет звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.

Затем детям предлагается попробовать самим поработать со своим голосом, как бубун. Проводится игра "Кричалки—шепталки—молчалки"

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда педагог поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

Завершение.

Релаксация. Руки и плечи.

Представьте, что вы ленивые, пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки: молодцы, котята, давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше, тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся как настоящие коты. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте из назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.

 

 

Ход мероприятия.

Вступление. Педагог по желанию вызывает к себе одного из детей. Ребенок сам проводит игру «Кто меня слышит, сделай вот так»

Основная часть

Дети делятся на пары и проводится игра "Волшебное слово".

Спросите у детей, какие они знают "волшебные" слова и почему они так называются. Объясните, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. "Волшебные" слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Один ребенок из пары выступает в роли говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий. А второй ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказал ли первый ребенок слово "пожалуйста". Если во фразе ребенок его произносит (например, говорит: "Подними, пожалуйста, руки вверх!"), то ребенок выполняет его просьбу. Если он просто говорит свою просьбу (например, "Хлопни три раза в ладоши!"), то ребенок, приучающий его к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

Игра "Ожившие игрушки".

Спросите у детей, как они думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте их версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть дети постараются угадать, кто это. Но ответ они должны не выкрикнуть, а нарисовать на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть несколько детей по очереди сами покажут любую игрушку, а другие постараются отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у детей, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом игра будет окончена.

Игра "Головомяч".

В этой игре, чтобы быть успешным, детям придется учитывать темп и характер движений другого человека. В общем привычная для них импульсивность делу не поможет. Дети делятся на пары. Ребенок вместе со своей парой встанет у черты под условным названием "старт" Положите на этой черте карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.

В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками.

А напоследок предложите задание посложнее - мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. После предложите всем детям выполнить это задание всем вместе (то есть втроем или впятером). Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу. Пытаясь выполнить задание, они обычно довольно быстро соображают, что лучше справятся с ним, если обнимутся за плечи и будут идти все вместе маленькими шагами, обсуждая, когда поворачивать или останавливаться.

Завершение.

Релаксация. Плечи и шея.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.153 с.)