Мероприятие 4. «тренировка двух и более функций. Внимание и контроль двигательной активности» 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мероприятие 4. «тренировка двух и более функций. Внимание и контроль двигательной активности»



Цель:

1. тренировка внимания и контроль двигательной активности

2. снятие напряжения, мышечных зажимов.

Материалы: листы бумаги, простые карандаши, цветные карандаши.

Ход мероприятия.

Вступление.Дети проводят игру «Делай как я»

Основная часть.

Дети встают со своих мест. Проводится игра «Слушай хлопки»

Все дети двигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, дети должны принять позу «лягушки» ( присесть, пятки вместе, носки и колени- в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Дети также стоят на разных местах. Проводится игра «Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок - здороваемся за одну руку, 2 хлопка - здороваемся плечиками, 3 хлопка - здороваемся спинками.

Игра «Разговор с руками»

Поговорить с детьми и узнать дерутся ли они, сломал ли они что-то недавно, провинились. После ответов можно предложить им игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить им оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы? » Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами.

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите ), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение сегодняшнего вечера они постараются делать только хорошее: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Завершение.

Релаксация. Лицо и нос.

А вот прилетела старая назойливая муха. Она опустилась прямо к нам на нос. Попробуем прогнать ее без помощи рук. Сморщивайте нос, сделайте столько морщинок на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом вверх, в стороны. Хорошо! Мы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что когда вы крутили носом, и щеки, и рот, и даже глаза помогали вам и они тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось все лицо – это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хорошенько, еще сильнее. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоится и расслабится. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до одной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо.

 

 

Мероприятие 5. «тренировка двух и более функций. Контроль двигательной активности, внимание и коммуникативные умения»

Цель:

1. Контроль двигательной активности;

2. Развитие слухового внимания и коммуникативных умений;

3. снятие напряжения, мышечных зажимов.

Материалы: танцевальная музыка, проигрыватель или магнитофон.

Ход мероприятия.

Вступление.Дети проводят игру «Кто меня слышит, сделай как я»

Основная часть.

Попросите детей разойтись по комнате. Проводится игра "Замри"

В этой игре детям необходимо быть внимательными и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.

Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина. Те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры.

Дети делятся на пары и садятся друг против друга. Проводится игра "Царевна Несмеяна"

Вспомните такой мультипликационный персонаж, как царевна Несмеяна. Развеселить ее было практически нереально, она ни на кого не обращала внимания и лила слезы день и ночь. Сейчас дети будут такой царевной. Плакать, конечно, не стоит, но смеяться им строго-настрого запрещается (иначе какая же это Несмеяна?). В том же мультике, как известно, был обеспокоенный отец, обещавший царевну в жены и полцарства в придачу тому, кто ее развеселит. Такими потенциальными женихами, охочими до царской казны выступают другие дети в паре. Они окружают царевну (которую может играть как мальчик, так и девочка) и пытаются всеми силами заставить ее улыбнуться. Тот, кто в этом деле окажется успешным настолько, что вызовет у Несмеяны широкую улыбку (видны будут зубы), считается выигравшим этот конкурс женихов. В следующем туре этот человек меняется с царевной местами."Женихи" не имеют права дотрагиваться до царевны, а Несмеяны не должна отворачиваться или закрывать глаза или уши.

Дети рассаживаются на стулья или подушки. Проводится игра "Колпак мой треугольный".

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Завершение.

Релаксация. Ноги и ступни.

Дети снимают сандали и остаются в носочках.

А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой, с илистым дном луже. Постарайтесь вдавить свои пальцы ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх, между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся. Опять шагните в лужу. Вдавливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Все сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло. Все напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах легкое, приятное покалывание. Чувствуете как по ним разливается тепло.

 

Мероприятие 6. «тренировка двух и более функций. Совместная работа с родителями»

Цель:

1. Сплочение родителей и ребенка;

2. Развитие у родителей чувства ответственности за свои слова и действия;

3. Воспитание в родителях правильного примера для своих детей.

Материалы: любимые игрушки детей, лепестки семицветика (по количеству семей).

Ход мероприятия.

Для последнего итогового занятия приглашаются родители. На последнее занятие приглашаются по два – три ребенка и соответственно их родители.

Каждый ребенок садится в паре со своим родителем. На данном занятии родитель должен показать правильный пример своему ребенку, а также выступать в роли ведущего и учится чётко формулировать свои требования и правильно добиваться их реализации.

Вступление.

Педагог читает стихотворение про семью.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Основная часть.

Родители рассаживаются со своими детьми. Проводится игра « Холодно - горячо; Право - лево». В роли ведущего выступает родитель, именно он ведет ребенка в нужном направлении. Таким образом, родитель учится объяснять правильно, а ребенок слышать его.

Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа « шаг направо, два шага вперёд, три налево» ведёт ребёнка к цели, помогая ему словами «тепло», « горячо», « холодно».

Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

Упражнение "Скороговорки"

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

Все бобры добры до своих бобрят

У маленькой Сани санки едут сами

Не всяк умен, кто богато наряжен

Дятел дерево долбил стуком деда разбудил

На крыше у Шуры жил журавль Жура

До города дорога в гору, от города – с горы

Игра-сказка "Воробьиная семья"

Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …

Каждая команда получает карточки с заданиями:

Сын подрался с другом;

Ребенок боится отвечать у доски на уроках;

Сын требует купить ему компьютерную игру;

Ребенок не хочет идти в школу;

Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;

Сын не хочет выполнять домашние задания.

Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.

Завершение.

Этюд-беседа "Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком".

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком

 

Приложение 6

Рекомендации для родителей «Как общаться с гиперактивным ребенком»

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер.

Первая группарекомендации к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей

· В отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

· Не прибегайте к физическому наказанию. Помните, что ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку.

· Совместно решайте возникшие трудности.

· Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".

· Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.

· Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

· Заведите "Дневник самоконтроля" и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

· Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушками, сладостями или давно обещанной поездкой).

· Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

· Определите для ребенка рамки поведения — что можно и что нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

· Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

· Вызывающее поведение Вашего ребенка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

· Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

· Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

· Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

· Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.

Вторая группа рекомендации по организации среды и окружающей обстановки в семье.

· Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания и гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.).

· Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

· Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.

· Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций по активному взаимодействию ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

· Игра "Молчу - шепчу - кричу"

Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

·

· Игра "Час тишины" и "час можно"

Эта игра дает возможность ребенку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми "час тишины". Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет "час тишины". В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит "час можно", когда ему будет позволено делать все, что угодно. Пообещайте не одергивать ребенка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от "часа можно", лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

· «Клубочек»

Цель: обучение ребенка одному из правил саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку предлагают сматывать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка может с каждым разом становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают его сматывать, то сразу же успокаиваются. Когда эта игра станет привычной для ребенка, то он сам будет просить взрослого давать ему «волшебные нитки», когда почувствует, что устал, огорчен или «завелся».

· «Маленькая птичка»

Цель: разбивать мышечный контроль.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушку - птичку (или другого зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держите ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

В следующий раз, когда ребенок расшалится не обязательно давать ему в руки птичку. Взрослый говорит: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

· Игра «Наведем порядок»

В эту игру лучше всего играть, когда в комнате разбросано много разных по величине или цвету игрушек. Приготовьте несколько разных ящичков и попросите ребёнка (или детей) помочь вам навести порядок. Но порядок не простой, а самый настоящий, когда не только в комнате будет чисто, но и игрушкам будет удобно. Объясните, в какой ящик, какие игрушки надо складывать. Игрушки надо рассортировать по каким-то признакам. Например, в один ящик все большие и мягкие игрушки, в другой ящик все маленькие и красные игрушки, в третий ящик все деревянные игрушки.

Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть инструкции. Если для трёхлетнего малыша достаточно одного признака (например, по цвету или размеру), то пятилетнему можно уже усложнять задания. Например, можно попросить в один ящик сложить все деревянные большие и зеленые предметы, в другой все пластмассовые маленькие черные, в третий ящик все пластмассовые большие синие. Признаки, по которым сортируются игрушки, вы выбираете сами, исходя из того, что разбросано и какой возраст у ребенка.

· Игра «Наблюдатель»

В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Если вы с ребёнком находитесь в комнате, попросите ребёнка осмотреться и назвать все круглые предметы в комнате, потом все красные, потом все твёрдые и так далее. Для трёхлетних малышей признаки, по которым ему надо называть предметы, должны быть совсем простыми, например, только по цвету или форме. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть признаки. Пятилетним детям уже можно давать задания назвать все гладкие предметы в комнате, все шершавые, все деревянные, все пластмассовые, все мягкие.

На прогулке можно попросить ребенка называть всё подряд, что он видит на улице, а уже потом давать задания называть предметы по каким-либо признакам.

· Игра «Всему своё время»

1-й вариант

В эту игру лучше играть, когда в комнате разбросано много разных игрушек. Договоритесь с ребёнком, что он по вашей команде будет собирать и приносить вам игрушки. «Время кубиков» - говорите вы. Ребёнок должен начать собирать кубики. «Время карандашей» - ребёнок выискивает и приносит карандаши. «Время медвежонка» - ребёнок несёт медвежонка и так далее. Меняйте команды через разные промежутки времени, с разной периодичностью.

2-й вариант

В эту игру лучше играть на улице. На прогулке договоритесь с ребенком, что вы будете искать разные вещи по команде. «Время красных машин» - начинайте искать и показывать на красные машины. «Время камешков» - ищите камешки. «Время синих машин» - ищите синие машины. «Время деревьев» - смотрите и показываете на все деревья, которые есть вокруг. Команды можно повторять. Все найденные предметы можно считать. Дома попробуйте вспомнить с малышом, где и что вы искали.

3-й вариант

Договоритесь с ребёнком, что по вашей команде он будет рисовать разные фигуры. Дайте ему бумагу, карандаш и начинайте. «Время кружочков» - малыш рисует кружочки. «Время квадратиков» - малыш рисует квадратики. «Время треугольников» -начинает рисовать треугольники. Команды можно повторять и менять в произвольном порядке.

Примечание: игры из серии «Всему своё время» тренируют такой важный навык, как умение произвольно переключать внимание.

· Игра «Золушка»

Для игры понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.

Смешайте по несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в отдельные тарелочки, или просто кучки.

Чем старше ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать. Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха. Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.

В эту игру можно играть на кухне, пока мама (или кто-то из взрослых) готовит еду. В таком случае мама просит ребёнка, помочь ей навести порядок.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.012 с.)