Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам



Обозначьте звук ы красным кружочком. Почему? Определите его место в замке, каком? (Красном замке.)

4. Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук».

5. Произношение звукаы в слогах. Анализ и синтез слогов и слова Пых

«Даю» вам звук в и звук ы. Какой слог получился? (Вы.) , Какой слог получится, если вы «возьмете» звук м,а я «брошу» вам еще звук ы? (Мы.) А если к звуку т «придет» звук ы? (Ты.) Произнесите эти слоги. (Вы-мы-ты.) Какое слово получилось? (Вымыты.) Какой первый звук в слоге пы? (Звук п.) Второй? (Звук ы.) Обозначьте слог пы кружочками.

Кружочки выкладываются в окошки домика Слышат звуки п, ы—кто-то пыхтит: «х-х-х». Это звук х скучает. Добавьте к слогу пы звук х. Какое слово получилось? (Пых.) Повторите. (Пых, Пых.)

Выставляется сказочный персонаж Пых. А вот и Пых...

6. Чтение стихотворения В. Татаринова «Пых»
На самом темном чердаке На чердаке, на сквозняке
Живет косматый Пых. Среди забытых книг.


Он летней ночью в тишине Он прибыл к нам из дальних мест.

Картинки смотрит при луне. Он дождик пьет и ветер ест.

Глазенки у него горят, Он не боится высоты

Как угольки в кострах. Не птица он, не зверь...

На воробьев и на мышат А если мне не веришь ты,

Он нагоняет страх. Дождись, приятель, темноты,

И сам пойди проверь.

7. Произношение звука ы в словах

Пригласим Пыха на занятие. Скажите ему, какой звук мы изучаем. (Звук ы.) Пых говорит, что очень любит этот звук. Где вы услышали звук ы в имени Пых? (В середине слова.) Покажем Пыху предметы со звуком ы.

Выставляются предметы или картинки. Дети называют их, выделяя голосом звук ы: часы, весы, цветы, кактусы, лыжи, машины, пылесосы.

Где слышится звук ы в этих словах? (В конце слов.) Обозначьте место звука ы в домике. А сейчас предложите Пыху угощение, в названии которого звук ы будет звучать в середине слова. (Сыр, дыня, тыква.) Знаете, что он еще любит? В слове первый звук к, последний — ы. Что это? (Конфеты.)

8. Произношение звука ы в словосочетаниях. Словообразование

Пых спрашивает, какие бывают часы. На руках ... (наручные), на стене ... (настенные), на улице ... (уличные), на столе... (настольные). Машины бывают тоже разные. Они стирают, значит это ... (стиральные машины). На них шьют, значит это ... (швейные машины). Убирают улицы ... (уборочные машины), перевозят грузы ... (грузовые машины). Дети, вы заметили, что звук ы может стоять только в середине или в конце слова и никогда — в начале слова.

Физпауза

Дети изображают работу на разных машинах.

10. Уточнение значения слова пылесос. Анализ слова пыль

Пых спрашивает у вас: с помощью какой машины можно избавиться от пыли? Что сосет пыль? (Пылесос.) Почему эту бытовую машину так назвали?

Ответы детей.

«Бросьте» Пыху из слова пыль первый звук. (Звук п.) Второй — ... (ы), третий — ... (л'). Какие одинаковые звуки в словах пыль, Пых? (Звуки п, ы.) На каком месте стоит звук ы в этих словах? (На втором месте.)


Произношение звука ы в предложениях

Расскажите Пыху об этих предметах. Для чего они нужны? Что с ним можно делать?

Выставляются картинки или предметы: куклы, мыло, лыжи, карандаши, шорты, столы . Составление предложений детьми.

Физминутка

Дети, вы любите игру «Чудесные превращения»? Давайте покажем Пыху, как мы умеем превращаться в разных зверей. Дилы-дилы-дилы — появились ... (крокодилы). Дети изображают дремлющего крокодила, затем — охотящегося крокодила.

Моты --моты-моты — появились ... (бегемоты).

Дети показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты. Афы - афы-афы — жуют листики ... (жирафы). Дети тянутся вверх, изображая жирафов. Ны - ны -ны, водой брызгают ... (слоны). Дети надувают щеки, как бы набирая воду, затем «брызгаются». Яны - яны-яны, по веткам скачут ... (обезьяны).

Дети изображают скачущих обезьян.

113. Произношение звука ы в чистоговорках и стихах Пыху оченьхочется услышать ваши чистоговорки. Придумайте их со словами бегемоты, обезьяны, слоны. Выставляется иллюстрация к сказке К. Чуковского «Бармалей». Вам знакома эта сказка? Подскажите мне слова:

В Африке ... (акулы), В Африке ... (гориллы), В Африке большие, Злые ... (крокодилы).

14. Знакомство с буквой ы

А бедняжка буква ы Бродит с палочкой, увы.

А. Шибаев

Какие элементы вы заметили в букве ы? (Две палочки и полуовал.) Встаньте по три человека. Догадайтесь, как можно изобразить букву ы.

Два ребенка стоят прямо, один — в полусогнутом состоянии.

Найдите букву ы в кассах. Составьте слоги мы, ны, ты, слово Пых.

Итог занятия


Тема «Звук и буква э»

ЭКСКУРСИЯ

Материал.Картинки (дома с разным количеством этажей, экскаватор, электричка, электроприборы, аэробус, аэросани, эскимос, эскимо, эму), буквенные кассы, буквы Э, э, Красный замок.

Ход занятия

Оргмомент

Пантомима «Прогулка в лес». Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.

Мы зашли далеко в лес и заблудились.

Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.

Заблудились мы в лесу. (грустно) Эхо! Эхо!

Закричали все: «Ау!» (громко) Вот потеха.

Никто не отзывается, (печально) Это эхо каждый раз

Лишь эхо откликается. Передразнивает нас.
Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ay! Ay!» E. Благинина

Нашли тропинку, возвращаемся домой.

Сообщение темы занятия

Какой первый звук вы услышали в слове эхо. (Звук э.) Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком э, познакомимся с буквой э.

3. Характеристика звука э по артикуляционным и аку
стическим признакам

4. Развитие фонематического восприятия и слуховой
памяти

Игра «Поймай звук». Запоминание и воспроизведение звукового ряда.

5. Произношение звука э в словах

Дети, сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. Что такое экскурсия?

Ответы детей. При затруднении — объяснение логопеда. Вы будете экскурсантами, а я — экскурсоводом. Как называются похожие слова? (Родственные слова.) Образование относительных прилагательных. Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Многоэтажные, двухэтажные, одноэтажные.) Если в доме де-


вять этажей, значит, дом ... (девятиэтажный). Сосчитаем этажи в этом доме. (Первый этаж, второй этаж, третий этаж, четвертый этаж.) Этот дом ... (четырехэтажный). Какой этаж находится выше — второй или четвертый? (Четвертый этаж выше.) Дополняйте предложения. В доме много ... (этажей). Мы поднялись на пятый ... (этаж). Спустились с пятого ... (этажа). В строящемся доме растут ... (этажи).

Выставляется картинка строящегося дома.

Посмотрите, как строят дома. Какая это машина? (Экскаватор.) Кто управляет экскаватором? (Экскаваторщик.) Придумайте ему имя со звуком э. (Эдик.) Эдик спрашивает: куда мы идем? (На экскурсию.)

Подбор родственных слов

Дальше мы отправимся на электричке. Повторите это слово. Придумайте родственные слова. (Электричество, электрический, электровоз, электропоезд.) Все слова происходят от слова электричество. Что такое электричество? Ответы детей.

А вот и электростанция, здесь вырабатывается электрический ток.

Подбор определений к существительным

По каким проводам идет ток? (По электрическим проводам.) Какая лампочка над вами? (Электрическая.) Искры ... (электрические). Приборы, машины ... (электрические). Знаете, кто устраняет поломки, когда гаснет свет? (Электрик.) Повторите это слово. Как избежать соприкосновения с электрическим током? Что может случиться, если не соблюдать осторожность?

Рассуждения детей.

8. Выделение звукаэ из стихотворения

Электричество в домах, Свет горит на этажах, Экономить надо свет Ты запомнил или нет?

Назовите слова со звуком э. (Электричество, этаж, экономить.) Как вы понимаете слово экономить"?

Объяснения детей, при затруднении объясняет логопед. Что было бы, если бы отключили электричество? Рассуждения детей. Обобщение логопеда.


Какие электрические машины или приборы есть у вас дома?

Ответы детей. Почему их называют электроприборами?

Игра «Четвертый лишний». Выставляются электроприборы и один предмет, не относящийся к этой группе Дети должны объяснить, почему этот предмет лишний.

Продолжим экскурсию. В чем мы едем? (В электричке.) Где услышали звук э? (В начале слова.) Посмотрите направо.

Выставляется картина «Элеватор». Повторение слова по одному и хором.

Здесь хранится зерно. Отхлопаем ритм слова элеватор. Это слово короткое или длинное? (Длинное.) Где мы услышали звук э? (В начале слова.) Какое слово длиннее — электричка или этаж? Ответы детей.

Физминутка

Мы приехали на Кавказ. Там увидели гору Эльбрус. Перед тем как подняться на нее, пойдем на эстрадное представление. Вот это — эстрада. Артисты готовы к выступлению? Идет цирковое представление. Выступают эквилибристы. Выступают танцоры.

Включается танцевальная музыка. Дети танцуют, а затем садятся на места.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.012 с.)