Усвоение несклоняемых существительных 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усвоение несклоняемых существительных



Нам пришла телеграмма с севера Чукотки. Посмотреть Север нас приглашают эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо. Чем похожи эти слова? Вы пробовали эскимо? Какое оно? (Сладкое, вкусное, холодное.) На Север полетим в аэробусе. Повторите это слово. Это очень большой самолет. Аэробус отправляется с аэродрома. Сейчас поедем в аэропорт. Повторите слова со звуком э. (Аэробус, аэропорт, аэродром.) Какая общая часть у этих слов? (Аэро.) «Аэро» — значит воздух.

Представьте, что мы уже летим в аэробусе. Приземлились. Нас встретили Эмма и Эрик. Они из семьи эскимосов. Чем мы их угостим? (Эскимо.) Слово эскимо не изменяется. Мы купили много ... (эскимо). Съели одно ... (эскимо). Эскимосы угощают нас кофе. Это слово тоже не изменяется. Одна чашка ... (кофе), много чашек ... (кофе).


10. Синтез слова эму

Эмма и Эрик очень хотят узнать название самой большой птицы.

Выставляется картинка страуса эму.

«Возьмите» звук э и обозначьте его кружочком. Пригласим к нему звук м. Какой слог получился? (Эм.) Дополните слог эм звуком у.

Кружочки выкладываются логопедом и детьми.

«Оживим» звуки этого слова, (э, м, у.) Какое слово получилось? (Эму.) Это — эму. Он живет в Австралии. Смог бы он жить на Севере?

Рассуждения детей.

Работа над предложением

Эмма и Эрик хотят послушать, как мы умеем придумывать предложения. Составьте предложения со словами эму, Эмма.

Развитие словотворчества детей

Научим Эмму сочинять чистоговорки. Мо-мо-мо ... (мне купили эскимо).

13. Знакомство с буквой э
Выставляются заглавная и строчная буква Э.

Это — Э

С открытым ртом

И большущим языком.

Г. Юдин

Нахождение буквы эв Красном замке.

На каком этаже поселилась буква э? На каких этажах живут гласные а, у, и?

Узнавание гласных букв по элементам Определить наличие гласного звука в словах антенна, иголки, утята, экран и поднять соответствующую букву. Чтение слова эму.

Итог занятия

Вот и закончилась наша экскурсия. На чем мы путешествовали? С кем познакомились? Что нового узнали? Мне очень понравилось быть вашим экскурсоводом. Спасибо за то, что внимательно слушали меня, помогали вести экскурсию и хорошо отвечали на вопросы.

Тема «Звуки б, б' и буква б»

КЛОУНЫ БИМ И БОМ

Материал.Изображения клоунов Бима и Бома; предметные картинки из серии Г.А. Каше, предметы (будильник, бусы,


берет, брошь, бумага); игрушки (бегемот, обезьянка, собачка, баран).

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Мы играем на балалайке, трубе, бубне. А теперь изобразите выступления клоунов, мимов, гимнастов.

Сообщение темы занятия

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? А какой первый звук вы услышали в имени Бим? Различаются ли они? Сегодня мы будем изучать звуки б, б'.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акус
тическим признакам

4. Произношение звуков б, б' в слогах

Бим и Бом играют на барабане, трубе и балалайке: бам-бом-бум-бим, би-ба-бо-би-ба-бо, ба-бо-бу-ба-бо-бу.

Слоги произносятся с изменением высоты и силы голоса.

5. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает: «Зачем вам эти цветные кружочки?» (Чтобы обозначать звуки.) Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую — красный. Даю вам звуки б, а. Какой слог получился? (Ба.) А теперь Бом дает вам звуки б, о. Верните ему слог. (Бо.) Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука м.) Бим дает вам кружочками слог би.Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим. Сравнение схем слов Бим, Бом.

Назовите гласный звук, который может изменить эти слова. А какие гласные звуки изменили слова бок, бак, бук, бык?

Дети называют гласные звуки Обозначение звуков цветовыми символами.

6. Произношение звуков в словах. Развитие внимания
и памяти

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки б, б'. Назовите подарки Бома. (Барабан, балалайка, бубен, бусы, браслет, брошка, бумага, баночка, булавка, будильник, букет.) Где вы произносили звук б? (В начале слова.) Назовите подарки Бима. (Бидон, берет, бинт, бинокль, бегемот, белочка, обезьянка.)


Определение позиции звука б'. В играх «Чего не стало?» и «Что появилось?» дети тренируются в запоминании расположения 4-5 предметов, угадывании их наощупь.

7. Творческие задания детей

Задайте вопросы Биму и Бому об этих предметах. Пусть они догадаются, какое слово вы задумали, назовите первый и последний звук или только первый звук. Можно перепутать звуки в слове, чтобы задание было труднее.

Физминутка

Бим и Бом приглашают нас потанцевать с ними. Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку.

Практическое усвоение творительного падежа существительных. Развитие фонематических представлений

Чем угостим Бима и Бома? (Бубликами, баранками, бананами, хлебом, батоном, бутербродом, бульоном, колбасой, блинами, рыбой, бисквитом.) А я угощу их «буханкой бубликов». Дети исправляют намеренную ошибку логопеда.

О чем можно сказать «буханка»? (О хлебе буханка хлеба.) А теперь я хочу подарить им цветов — букет или буфет? (Букет.)

Произношение звуков в предложениях и чистоговорках

Я приготовила Биму и Бому гостинцы.

Объясняется смысловое значение этого слова. Выставляются картинки с изображениями клубники, яблока, грибов, кабачка, баклажана.

Составьте предложения с этими словами.

Подбор предложений к схеме, предложенной логопедом. Биму и Бому понравились ваши предложения. Они тоже хотят вам сказать свои предложения, слушайте: «Дети будет играть на балалайка. В бидон налить молоко». Дети исправляют предложения.

11. Произношение звуков б, б' в стихах. Выделение слов со звуками б, б'

Дети, прочитаем вместе со мной стихи Биму и Бому.

Бобер в лесу затеял бал. Бобер на бал гостей созвал: Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок!

А Пудваль


Знакомство с буквой б

Чтение слогов ба, бо, 6и, бу и слов Бим, Бом.

Итог занятия

Тема «Звуки п, б»

ПРИКЛЮЧЕНИЕ ОХОТНИКА ПУЛЬКИ И СОБАКИ БУЛЬКИ

Материал.Плоскостные фигурки (охотник Пулька, собака Булька); картинки животных (барсук, бобр, зубр, барс, бурундук, дикобраз, верблюд, зебра, пантера, павиан, пума, гепард, леопард, гиппопотам); птиц (павлин, попугай, колибри); пеналы с наборами для языкового анализа.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Мы — охотники. У нас в руках фоторужье. Выслеживаем барса, фотографируем верблюда. Испугались зубра. Удивились, увидев павлина.

2. Выделение звуков из слов. Сравнение звуков п, б по артикуляционно-акустическим признакам

Выставляются плоскостные фигурки охотника Пульки и собаки Бульки.

Я — охотник Пулька, а это моя собака Булька. Мы хотим с вами изучать звуки. Какой первый звук в имени Пулька? (п). В кличке Булька? (б).Чем они похожи? Чем различаются?

3. Произношение звуков п, б в слогах

Увидел Пулька нашу группу, удивился: «Па-ба-па! Ба-па-ба!» Булька увидел незнакомые лица, испугался: «Пы-бы-пы! По-бо-по!»

4. Произношение звуков в словах
Послушайте, что говорит Пулька:

Эх, кабы да кабы Сюда сбежались звери бы! Зоопарк бы я устроил И дома им всем построил.

Поедем на поиски зверей для Пулькиного зоопарка? Путь наш будет неблизким. На чем можно добраться? (На поезде.)


Плыть ... (на пароходе, на плоту). Лететь ... (на аэроплане, в аэробусе). Сначала сядем в ... (поезд).

Выставляется картинка или игрушка.

Паровоз пускает пар, Печку топит кочегар: п-п-п.

Остановились в лесу. Кого увидели? (Барсука, бобра, барса, бурундука, зубра.) Какой звук услышали в этих словах? Угадайте, кто сначала поселится в зоопарке — в слове первый звук б, последний к? (Барсук, бурундук.) В слове первый звук б, второй а, последний с — кто это? (Барс.) Какой гласный звук есть в слове бобр} (Звук о.) Посадим зверей в клетки. На ком мы покатаемся, если в названии есть звуки п, о, н'и? На ... (пони). Обозначьте слово пони кружочками.

5. Звуковой анализ слова пони

Усвоение приставочных глаголов

Садимся на пароход. На пароходе... (поплывем). Океан... (переплывем). К берегу ... (подплывем, причалим, пришвартуемся).

Падежное управление

В порту видели много ... (теплоходов, пароходов). Любуемся ... (парусной лодкой, парусником, теплоходом, пароходом). Сходим на берег по ... (трапу). Мы приплыли в Африку. Что увидели здесь? (Пальмы.) Увидели много ... (пальм). Пулька предлагает нам покататься на ... (верблюде). Здесь есть птичий рынок. Каких птиц мы купим? (Павлина, попугая, колибри.) Купим двух ... (павлинов, попугаев, колибри).

Физминутка

Имитация движений разных животных.

Падежное управление

Каких зверей мы возьмем в свой зоопарк? (Пуму, пантеру, зебру, гепарда, леопарда, павиана, гиппопотама, дикобраза.) «Бросьте» изучаемый звук.

Дети называют слово и изучаемый звук.

В каких словах звук п слышится в начале? (Пума, пантера.)

10. Звуковой анализ слова пума

«Разбросайте» звуки слова пума, (п, у, м, а.) В каком слове несколько звуков /г? (Гиппопотам.)





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.014 с.)