Теория человеческих отношений Э. Мэйо 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория человеческих отношений Э. Мэйо



Главный жизненный труд Элтона Мэйо теория человеческих отношений в управлении. Правда к этому выводу пришлось идти долгим путем экспериментов, проб и ошибок. Разрабатывая свою теорию человеческих отношений, Элтон Мэйо преследовал несколько целей:

повысить мотивацию человека к труду;

содействовать личностному росту любого работника;

создать уровень психологической подготовки работника в нововведениям на производстве;

улучшить качество решений управленческого и организационного характера;

обеспечить развитие сотрудничества среди работников и их трудовой морали.

Теория человеческих отношений появилась благодаря ряду экспериментов, которые Мэйо проводил в городе Хоторне недалеко от Чикаго. Экспериментальная работа проходила в 4 этапа и её общая продолжительность составила 13 лет. Все началось с обращения к американскому психологу руководства одного из предприятий, на котором наблюдалась высокая текучесть кадров. После ряда реорганизационных мероприятий, устроенных Мэйо, текучесть уменьшилась, а психолог сделал свой первый вывод о том, насколько важен процесс общения в производственных условиях. Во втором этапе перед ученым стояла задача повысить стимулы работников для повышения производительности труда. Увеличив освещенность помещения в одной из двух экспериментальных групп, Мэйо заметил парадокс – чем лучше становилось освещение в одной контрольной группе, тем лучше становилось производство и в другой, где освещении почти не было. Это открытие позволило сделать выводы о том, насколько для сотрудника значимо внимание со стороны руководства и администрации предприятия. Воодушевленный неожиданными результатами, Элтон Мэйо продолжил работу и в третьем этапе начал экспериментировать с различными условиями труда. Он добавил пару выходных в неделю, увеличил перерывы во время трудового дня и сделал прибавку к зарплате. При этих условиях производительность труда стала значительно выше. Это факт позволил сделать три важных вывода:

у людей присутствует потребность принадлежать своей рабочей группе;

на производстве существуют различные формальные и неформальные группы (основанные на дружеских взаимоотношениях и общих интересах);

любую неформальную группу можно использовать в интересах предприятия, воздействуя на всю группу через одного работника и тем самым увеличивая производительность труда.

В результате двух лет исследований, в коллективе, подвергшемся экспериментам Мэйо, производительность труда увеличилась на 40%. На четвертом этапе эксперимента психолог внедрил специального человека в одну из неформальных групп, чтобы изучить её сущность изнутри. Благодаря этим наблюдениям он сделал выводы, что внутри неформальной группы существует своя мораль. Она заключалась в следующих правилах – в группе нельзя выделяться и быть выскочкой, нельзя делать слишком мало и слишком много работы. Кроме того внутри группы существовали свои способы взаимопомощи и поддержки. Это привело ученого к выводу о том, что внутри группы существует своя мораль и свои нормы поведения в процессе трудовой деятельности.

Благодаря работам Элтона Мэйо в США быстро распространилось понятие «человеческие отношения», что в итоге привело к созданию официальной программы управления различными организациями. Эта программа содержала следующие принципы:

Человек - это существо которому необходимо принадлежать к определенной группе и поддерживать групповое поведение.

Ориентация руководства предприятий должна быть направлена в первую очередь на людей, а уже потом на продукцию. Т.е. чтобы повысить производственную эффективность, на первом месте должна быть высокая организация условий труда и общения.

Намного больший эффект будет иметь вознаграждение за труд всего коллектива, чем поощрение лишь одного работника.

Представители теории человеческих отношений

Основной вклад в развитие теории человеческих отношений помимо Э. Мэйо внесли Дуглас Мак-Грегор, Мэри Фоллет и Абрахам Маслоу. В ходе своих многолетних трудов им удалось доказать, что на производительность труда в трудовых коллективах влияют не столько технико-экономические, сколько социально-психологические факторы. В итоге работы этих ученых теория человеческих отношений приобрела ряд отличительных черт:

 

широкое участие рядовых людей в управлении организацией;

соединение формальной и неформальной властных структур;

преувеличение роли малой группы;

узкая специализация.

Представители теории человеческих отношений были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности претит природе человека. Поэтому каждый из ученых искал новую организационную структуру и новые формы труда и методы повышения мотивации работников предприятий. А «теория мотивации» А. Маслоу открыла новые горизонты в изучении поведения людей в трудовом коллективе.

Вопрос 6.

Социальные системы управления рассматриваются на различных уровнях :макроуровень – экономика страны в целом; региональный – субъекты РФ; микроуровни – организация, предприятие.

Законы функционирования социальных систем управления отражают объективно существующие систематически повторяющиеся взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К ним относят:

  1. Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов организации. На предприятии он выражается целенным направленным управлением производства, а на макроуровне – регулирование социально-экономического развития страны.
  2. Закон информационности и упорядоченностиможет существовать только при наличии получения информации. Информация внутри системы должна иметь порядочные прямые и обратные связи при наличии коммуникаций. Информационная среда включает в себя все знания граждан страны. Часть их воплощена страной в материальных ценностях и средствах производства. В тоже время часть информации существует в виде норм общей и политической культуры, морали…
  3. Закон развитиязаключаетсяв следующем. Онаспособна к развитию во времени (рождается, развивается, умирает) т. е. у её есть прошлое, будущее и настоящие. Цель её – идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления как правило рассматривают как желаемое состояние системы. После этого как правило выбирают стратегию развития фирмы.
  4. Закон композиции– стремление организации к объединению. Он очень актуален при нестабильной рыночной экономике. А связано это как правило, с тем что существует конкуренция и криминальные структуры, которые вмешиваются в их работу.

Эти законы функционирования социальных систем управленияреализуются через людей и имеют закономерный характер проявления себя.

1.

2.

3.

4.

5. Суда относят также общие закономерности управлениякоторые содержат формы управления собственности средства производства, а также эффективное планирование работы управляемой и управляющей системы, субъектов и объектов управления в процессе их разъединения и объединения в корпорации труда производства. Закономерностью их создания будет адекватная форма собственности на средства производства.

6. Преимущественная эффективность сознательного планового управления тоже закономерна и эффективнее систем управления стихийных. Примером будет служить широкое его применение в аналитическом рассмотрении дела в современно обществе.

7. Закономерность соотносительности управляющей и управляемой системы, субъекта и объекта управления будут соответствовать требованиям объекта управления.

8. Процесс разделения и корпорации труда в управлении. Оно как правило выражается в горизонтальном и вертикальном разделении труда управленца. Если посмотреть на это с другой стороны мы видим тут его координацию.

9. Частная закономерность:

1. Закономерность функции управления одна функция возрастает, другая убывает.

2. Закономерность оптимизации числа ступеней управления

3. Закономерность концентраций функции управления

4. Закономерность распределения контроля

Оптимальным числом подчиненных будет 7 -10 людей.

Они все имеют объективный характер.

 

Вопрос 7

 

Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Административный подход имеет два основных вида; административно -командный и административно – организационный.

Самым древним подходом к мотивации, безусловно является административно-командный. За тысячи лет до того как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей и научных работников, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации при помощи метода «кнута и пряника».

Административно-организационный подход к мотивации обычно связывают с классической школой управлении, родоначальником которой является Анри Файоль.

Управленческий подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию влияет множество внутренних факторов и факторов внешней среды, то не может быть единого «лучшего» способа ею управлять. Наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации.

 

 

Вопрос 8

В России в IX – XVI веках управления не существовало никаких теорий управления. А не существовало этих теорий по следующему моменту, а именно к тому времени небыли еще сформировано структуры государства. А были ещё раздробленные государства, которые враждовали между собой. И, как правило, это не носило системного характера. Отсюда делаем выводы, что в IX – XVI веках управления как такового не было, а носило хаотичный характер.

 

 

Вопрос 9.

Классическая или административная теория (первая половина 20 века).

Ф. Тейлор основные положения:

Выделение управления в самостоятельный вид;

Расчёт времени на выполнение операции;

Планирование;

Увеличение производства за счёт повышения зарплаты;

Подбор кадров.

Анри Файоль

Цель создание универсальной школы управления приводящей к успеху организации. Административный метод включает в себя часть:

1​ Техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);

2​ Коммерческую (закупка, продажа, обмен);

3​ Финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

4​ Охранную (охрана собственности физических лиц);

5​ Учётную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

6​ Административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Принципы управления – разделение труда; властные полномочия; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчинённость личных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (иерархия); порядок; беспристрастность; инициатива и корпоративный дух.

Макс Вебр уделял внимание лидерству и структуре власти.

Теория психических и человеческих отношений (1920 -1930 годы) – А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг.

Она уделяла внимание поведению людей. А именно требовала гуманного отношения к людям, уважение личности и демократизацию управления. В целом эта теория рассматривает предприятие как единую социальную систему, игнорируя производственные и технологические факторы. Недостаточность её выражается в следующем: нет системного подхода к управлению и не определено место человека в организации как системе.

Не стоит забывать и о А.А. Богданове, О. А. Ерманский – 1920 год – организационно-техническая теория и социальная теория Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский

Богданов разработка законов организации в действующей технике (организация вещей), экономике (организация людей), в политике (организация идей).

О.Е. Ерманский формулирование главного принципа теории рационального управления ставшего критерием рациональной работы.

Н.А. Витке социально-трудовая концепция управления производством. В ней чётко разграничены вещи и люди, которыми управляют руководители.

Ф.Р. Дунаевский – теория административной ёмкости. По ней под ней понималось руководство определённым числом подчинённых.

А.А. Богданове, О. А. Ерманский, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский сказать нужно немного. Это я брал из августовских лекций на основе учебника «Теория управления» под ред. Н.И. Астаховой, Г.И. Москвина, М.,2012, Юрайт

 

Вопрос 10

 

Советская модель управления.

методы управления (жесткие, административные);

цели и задачи управления

система подборки и расстановки кадров

господство партии

отсутствует использование достижений науки и техники.

 

 

Вопрос 11.

Особенности современных управленческих преобразований в России.

Государство выполняет разнообразные функции и все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. Функция управления включает фактически все функции государства, поэтому функции государства и функции государственного управления являются тождественными понятиями. Многие функции государства независимы от его природы ( защита от внешних угроз, принуждение и т.д.). Для ряда других функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства, его целевые ориентиры. Они определяют количественный состав функций, их содержание и назначение. Эта взаимосвязь целого и зависимых от него величин. Изменяются цели государства, система и функции управления, одни функции становятся ненужными, потребность в других появляется, третьи – остаются неизменными по форме, но наполняются новым содержанием. Главными функциями государства остаются хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. Процесс управления не прямолинеен и не одномоментен, на всю систему воздействует масса актов с различными целями, принципами, программами, поэтому функции управления можно разложить на множество подфункций, каждая из которых представляет собой форму воздействия на систему, т.е. рычаг управления. Основу функций управления составляют постановка целей ( задач), организация дела, планирование. регулирование, контроль за исполнением и др. Создаются структуры соподчиненности, которые координируют, согласовывают действия всех подразделений, оформляют принятые решения в нормативные акты, приказы, инструкции. Все это завершается на основе информации, отчетности. В специфических условиях России конца ХХ в. на первое место выдвигается функция реформирования общества. К реформам относятся имеющие системный, структурный и политический характер изменения, осуществляемые в рамках государственной политики на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Временные рамки реформирования определяются сроком перехода от плановой экономики к рыночной. Он завершается достижением финансовой стабилизации. После этого экономика развивается на рыночной основе и государство от реформирования переходит к регулированию для ускорения экономического роста. Хотя задачи регулирования отличны от задач реформирования, оно тоже не обходится без нововведений и принципиальных изменений. В результате реформ общество становится открытым, утверждается частный сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночной дисциплине, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень. Основными мерами осуществленными в процессе реформирования являются:

1​ Введение института частной собственности на средства производства, в том числе и на землю.

2​ Приватизация государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда.

3​ Предоставление всем предприятиям и гражданам, в том числе иностранным, свободы экономической, предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической, торговли.

4​ Либерализация цен при государственном регулировании их незначительного количества.

5​ Реорганизация государственных и сельскохозяйственных предприятий с отменой обязательного государственного заказа. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

6​ Формирование рыночной инфраструктуры ( биржи, финансовый рынок, рынок труда. учреждения по антимонопольному регулированию и банкротству предприятий).

7​ Утверждение независимости Банка России, введение конвертируемости рубля.

8​ Либерализация личных доходов и расходов

9​ Введение платности услуг здравоохранения, образования и ряда других учреждений социальной сферы.

10​ Признание и гарантирование политических прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Пожалуйста, подождите

Сообщить в Яндекс о проблеме

 

Вопрос 12

Каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных систем: управляющей и управляемой.

К управляемой системе – объекту управления – относятся все элементы и подсистемы предприятия, объединения, корпорации, обеспечивающие непосредственный процесс материальных благ или оказания услуг. В качестве объекта могут выступать также отдельные направления деятельности людей и совокупность их элементов: научно-технический прогресс, качество продукции, инвестиционные проекты, финансы и т.д. В качестве объекта нашего углубленного изучения выступает управление природопользованием. Элементами и подсистемами являются природная среда и животный мир, атмосфера, водные, земельные, лесные и другие ресурсы.

К управляющей системе, так называемому субъекту управления, относятся все элементы и подсистемы аппарата управления предприятия, корпорации, государственных и муниципальных органов, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Каждая из этих систем – «объект», «субъект» управления – имеет свои особенности, отличающиеся между собой по системе адаптации к внутренним условиям и по отношению к внешней среде.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.249.22 (0.009 с.)