Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория человеческих отношений Э. Мэйо

Поиск

Главный жизненный труд Элтона Мэйо теория человеческих отношений в управлении. Правда к этому выводу пришлось идти долгим путем экспериментов, проб и ошибок. Разрабатывая свою теорию человеческих отношений, Элтон Мэйо преследовал несколько целей:

повысить мотивацию человека к труду;

содействовать личностному росту любого работника;

создать уровень психологической подготовки работника в нововведениям на производстве;

улучшить качество решений управленческого и организационного характера;

обеспечить развитие сотрудничества среди работников и их трудовой морали.

Теория человеческих отношений появилась благодаря ряду экспериментов, которые Мэйо проводил в городе Хоторне недалеко от Чикаго. Экспериментальная работа проходила в 4 этапа и её общая продолжительность составила 13 лет. Все началось с обращения к американскому психологу руководства одного из предприятий, на котором наблюдалась высокая текучесть кадров. После ряда реорганизационных мероприятий, устроенных Мэйо, текучесть уменьшилась, а психолог сделал свой первый вывод о том, насколько важен процесс общения в производственных условиях. Во втором этапе перед ученым стояла задача повысить стимулы работников для повышения производительности труда. Увеличив освещенность помещения в одной из двух экспериментальных групп, Мэйо заметил парадокс – чем лучше становилось освещение в одной контрольной группе, тем лучше становилось производство и в другой, где освещении почти не было. Это открытие позволило сделать выводы о том, насколько для сотрудника значимо внимание со стороны руководства и администрации предприятия. Воодушевленный неожиданными результатами, Элтон Мэйо продолжил работу и в третьем этапе начал экспериментировать с различными условиями труда. Он добавил пару выходных в неделю, увеличил перерывы во время трудового дня и сделал прибавку к зарплате. При этих условиях производительность труда стала значительно выше. Это факт позволил сделать три важных вывода:

у людей присутствует потребность принадлежать своей рабочей группе;

на производстве существуют различные формальные и неформальные группы (основанные на дружеских взаимоотношениях и общих интересах);

любую неформальную группу можно использовать в интересах предприятия, воздействуя на всю группу через одного работника и тем самым увеличивая производительность труда.

В результате двух лет исследований, в коллективе, подвергшемся экспериментам Мэйо, производительность труда увеличилась на 40%. На четвертом этапе эксперимента психолог внедрил специального человека в одну из неформальных групп, чтобы изучить её сущность изнутри. Благодаря этим наблюдениям он сделал выводы, что внутри неформальной группы существует своя мораль. Она заключалась в следующих правилах – в группе нельзя выделяться и быть выскочкой, нельзя делать слишком мало и слишком много работы. Кроме того внутри группы существовали свои способы взаимопомощи и поддержки. Это привело ученого к выводу о том, что внутри группы существует своя мораль и свои нормы поведения в процессе трудовой деятельности.

Благодаря работам Элтона Мэйо в США быстро распространилось понятие «человеческие отношения», что в итоге привело к созданию официальной программы управления различными организациями. Эта программа содержала следующие принципы:

Человек - это существо которому необходимо принадлежать к определенной группе и поддерживать групповое поведение.

Ориентация руководства предприятий должна быть направлена в первую очередь на людей, а уже потом на продукцию. Т.е. чтобы повысить производственную эффективность, на первом месте должна быть высокая организация условий труда и общения.

Намного больший эффект будет иметь вознаграждение за труд всего коллектива, чем поощрение лишь одного работника.

Представители теории человеческих отношений

Основной вклад в развитие теории человеческих отношений помимо Э. Мэйо внесли Дуглас Мак-Грегор, Мэри Фоллет и Абрахам Маслоу. В ходе своих многолетних трудов им удалось доказать, что на производительность труда в трудовых коллективах влияют не столько технико-экономические, сколько социально-психологические факторы. В итоге работы этих ученых теория человеческих отношений приобрела ряд отличительных черт:

 

широкое участие рядовых людей в управлении организацией;

соединение формальной и неформальной властных структур;

преувеличение роли малой группы;

узкая специализация.

Представители теории человеческих отношений были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности претит природе человека. Поэтому каждый из ученых искал новую организационную структуру и новые формы труда и методы повышения мотивации работников предприятий. А «теория мотивации» А. Маслоу открыла новые горизонты в изучении поведения людей в трудовом коллективе.

Вопрос 6.

Социальные системы управления рассматриваются на различных уровнях:макроуровень – экономика страны в целом; региональный – субъекты РФ; микроуровни – организация, предприятие.

Законы функционирования социальных систем управления отражают объективно существующие систематически повторяющиеся взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К ним относят:

  1. Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов организации. На предприятии он выражается целенным направленным управлением производства, а на макроуровне – регулирование социально-экономического развития страны.
  2. Закон информационности и упорядоченности может существовать только при наличии получения информации. Информация внутри системы должна иметь порядочные прямые и обратные связи при наличии коммуникаций. Информационная среда включает в себя все знания граждан страны. Часть их воплощена страной в материальных ценностях и средствах производства. В тоже время часть информации существует в виде норм общей и политической культуры, морали…
  3. Закон развития заключаетсяв следующем. Онаспособна к развитию во времени (рождается, развивается, умирает) т. е. у её есть прошлое, будущее и настоящие. Цель её – идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления как правило рассматривают как желаемое состояние системы. После этого как правило выбирают стратегию развития фирмы.
  4. Закон композиции – стремление организации к объединению. Он очень актуален при нестабильной рыночной экономике. А связано это как правило, с тем что существует конкуренция и криминальные структуры, которые вмешиваются в их работу.

Эти законы функционирования социальных систем управления реализуются через людей и имеют закономерный характер проявления себя.

1.

2.

3.

4.

5. Суда относят также общие закономерности управления которые содержат формы управления собственности средства производства, а также эффективное планирование работы управляемой и управляющей системы, субъектов и объектов управления в процессе их разъединения и объединения в корпорации труда производства. Закономерностью их создания будет адекватная форма собственности на средства производства.

6. Преимущественная эффективность сознательного планового управления тоже закономерна и эффективнее систем управления стихийных. Примером будет служить широкое его применение в аналитическом рассмотрении дела в современно обществе.

7. Закономерность соотносительности управляющей и управляемой системы, субъекта и объекта управления будут соответствовать требованиям объекта управления.

8. Процесс разделения и корпорации труда в управлении. Оно как правило выражается в горизонтальном и вертикальном разделении труда управленца. Если посмотреть на это с другой стороны мы видим тут его координацию.

9. Частная закономерность:

1. Закономерность функции управления одна функция возрастает, другая убывает.

2. Закономерность оптимизации числа ступеней управления

3. Закономерность концентраций функции управления

4. Закономерность распределения контроля

Оптимальным числом подчиненных будет 7 -10 людей.

Они все имеют объективный характер.

 

Вопрос 7

 

Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Административный подход имеет два основных вида; административно -командный и административно – организационный.

Самым древним подходом к мотивации, безусловно является административно-командный. За тысячи лет до того как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей и научных работников, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации при помощи метода «кнута и пряника».

Административно-организационный подход к мотивации обычно связывают с классической школой управлении, родоначальником которой является Анри Файоль.

Управленческий подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию влияет множество внутренних факторов и факторов внешней среды, то не может быть единого «лучшего» способа ею управлять. Наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации.

 

 

Вопрос 8

В России в IX – XVI веках управления не существовало никаких теорий управления. А не существовало этих теорий по следующему моменту, а именно к тому времени небыли еще сформировано структуры государства. А были ещё раздробленные государства, которые враждовали между собой. И, как правило, это не носило системного характера. Отсюда делаем выводы, что в IX – XVI веках управления как такового не было, а носило хаотичный характер.

 

 

Вопрос 9.

Классическая или административная теория (первая половина 20 века).

Ф. Тейлор основные положения:

Выделение управления в самостоятельный вид;

Расчёт времени на выполнение операции;

Планирование;

Увеличение производства за счёт повышения зарплаты;

Подбор кадров.

Анри Файоль

Цель создание универсальной школы управления приводящей к успеху организации. Административный метод включает в себя часть:

1​ Техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);

2​ Коммерческую (закупка, продажа, обмен);

3​ Финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

4​ Охранную (охрана собственности физических лиц);

5​ Учётную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

6​ Административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Принципы управления – разделение труда; властные полномочия; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчинённость личных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (иерархия); порядок; беспристрастность; инициатива и корпоративный дух.

Макс Вебр уделял внимание лидерству и структуре власти.

Теория психических и человеческих отношений (1920 -1930 годы) – А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг.

Она уделяла внимание поведению людей. А именно требовала гуманного отношения к людям, уважение личности и демократизацию управления. В целом эта теория рассматривает предприятие как единую социальную систему, игнорируя производственные и технологические факторы. Недостаточность её выражается в следующем: нет системного подхода к управлению и не определено место человека в организации как системе.

Не стоит забывать и о А.А. Богданове, О. А. Ерманский – 1920 год – организационно-техническая теория и социальная теория Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский

Богданов разработка законов организации в действующей технике (организация вещей), экономике (организация людей), в политике (организация идей).

О.Е. Ерманский формулирование главного принципа теории рационального управления ставшего критерием рациональной работы.

Н.А. Витке социально-трудовая концепция управления производством. В ней чётко разграничены вещи и люди, которыми управляют руководители.

Ф.Р. Дунаевский – теория административной ёмкости. По ней под ней понималось руководство определённым числом подчинённых.

А.А. Богданове, О. А. Ерманский, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский сказать нужно немного. Это я брал из августовских лекций на основе учебника «Теория управления» под ред. Н.И. Астаховой, Г.И. Москвина, М.,2012, Юрайт

 

Вопрос 10

 

Советская модель управления.

методы управления (жесткие, административные);

цели и задачи управления

система подборки и расстановки кадров

господство партии

отсутствует использование достижений науки и техники.

 

 

Вопрос 11.

Особенности современных управленческих преобразований в России.

Государство выполняет разнообразные функции и все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. Функция управления включает фактически все функции государства, поэтому функции государства и функции государственного управления являются тождественными понятиями. Многие функции государства независимы от его природы (защита от внешних угроз, принуждение и т.д.). Для ряда других функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства, его целевые ориентиры. Они определяют количественный состав функций, их содержание и назначение. Эта взаимосвязь целого и зависимых от него величин. Изменяются цели государства, система и функции управления, одни функции становятся ненужными, потребность в других появляется, третьи – остаются неизменными по форме, но наполняются новым содержанием. Главными функциями государства остаются хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. Процесс управления не прямолинеен и не одномоментен, на всю систему воздействует масса актов с различными целями, принципами, программами, поэтому функции управления можно разложить на множество подфункций, каждая из которых представляет собой форму воздействия на систему, т.е. рычаг управления. Основу функций управления составляют постановка целей (задач), организация дела, планирование. регулирование, контроль за исполнением и др. Создаются структуры соподчиненности, которые координируют, согласовывают действия всех подразделений, оформляют принятые решения в нормативные акты, приказы, инструкции. Все это завершается на основе информации, отчетности. В специфических условиях России конца ХХ в. на первое место выдвигается функция реформирования общества. К реформам относятся имеющие системный, структурный и политический характер изменения, осуществляемые в рамках государственной политики на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Временные рамки реформирования определяются сроком перехода от плановой экономики к рыночной. Он завершается достижением финансовой стабилизации. После этого экономика развивается на рыночной основе и государство от реформирования переходит к регулированию для ускорения экономического роста. Хотя задачи регулирования отличны от задач реформирования, оно тоже не обходится без нововведений и принципиальных изменений. В результате реформ общество становится открытым, утверждается частный сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночной дисциплине, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень. Основными мерами осуществленными в процессе реформирования являются:

1​ Введение института частной собственности на средства производства, в том числе и на землю.

2​ Приватизация государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда.

3​ Предоставление всем предприятиям и гражданам, в том числе иностранным, свободы экономической, предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической, торговли.

4​ Либерализация цен при государственном регулировании их незначительного количества.

5​ Реорганизация государственных и сельскохозяйственных предприятий с отменой обязательного государственного заказа. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

6​ Формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовый рынок, рынок труда. учреждения по антимонопольному регулированию и банкротству предприятий).

7​ Утверждение независимости Банка России, введение конвертируемости рубля.

8​ Либерализация личных доходов и расходов

9​ Введение платности услуг здравоохранения, образования и ряда других учреждений социальной сферы.

10​ Признание и гарантирование политических прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Пожалуйста, подождите

Сообщить в Яндекс о проблеме

 

Вопрос 12

Каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных систем: управляющей и управляемой.

К управляемой системе – объекту управления – относятся все элементы и подсистемы предприятия, объединения, корпорации, обеспечивающие непосредственный процесс материальных благ или оказания услуг. В качестве объекта могут выступать также отдельные направления деятельности людей и совокупность их элементов: научно-технический прогресс, качество продукции, инвестиционные проекты, финансы и т.д. В качестве объекта нашего углубленного изучения выступает управление природопользованием. Элементами и подсистемами являются природная среда и животный мир, атмосфера, водные, земельные, лесные и другие ресурсы.

К управляющей системе, так называемому субъекту управления, относятся все элементы и подсистемы аппарата управления предприятия, корпорации, государственных и муниципальных органов, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Каждая из этих систем – «объект», «субъект» управления – имеет свои особенности, отличающиеся между собой по системе адаптации к внутренним условиям и по отношению к внешней среде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 4252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.01 с.)