Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория мотивации Абрахама МаслоуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Американский психолог А. Маслоу полагал, что люди мотивированы на поиск личных целей — и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу описал человека как «желающее существо», которому всегда чего-то недостает. Как только он удовлетворяет одну из своих потребностей, на ее месте появляется новая, и процесс этот бесконечен, он продолжается от рождения до смерти. По Маслоу, потребности человека организованы в виде набора уровней, расположенных в иерархическом порядке. На низшем уровне находятся физиологические потребности, необходимые для физического выживания человека. В эту группу входят потребности в пище, питье, воздухе, физической активности, сне, защите от экстремальных температур и т.п. Как говорит Маслоу, человек живет одним хлебом — когда хлеба нет. Пока его желудок пуст, другие потребности — в любви, статусе, признании — не «включаются». Но когда человек ест регулярно и в достаточном количестве, голод перестает быть первостепенной потребностью. То же справедливо и в отношении других человеческих потребностей — удовлетворенная потребность перестает быть мотиватором поведения. Этот факт имеет большое значение. Именно он систематически игнорируется традиционными представлениями об управлении людьми. Мы вернемся к этому несколько позже, а пока приведем простой пример — потребность человека в воздухе. До тех пор, пока вас не лишают возможности дышать, он не имеет существенного моти-вационного влияния на человеческое поведение. Когда физиологические потребности удовлетворены, начинают доминировать потребности следующего, более высокого, уровня и мотивировать поведение. Они называются потребностями в безопасности. Они включают в себя потребности в защите от опасности, угрозы, потери. Эти потребности имеют особенно большое значение тогда, когда человек занимает подчиненную позицию и его положение в значительной степени зависит от доброй (или злой) воли других людей. Произвол в действиях менеджеров, неопределенность в отношении продолжения трудовых отношений с организацией при истечении срока контракта, фаворитизм, или дискриминация в отношении менеджмента к работникам, непредсказуемость общей политики администрации — все эти факторы могут стать мощными мотиваторами потребности в безопасности на всех уровнях организации — от рабочего до вице-президента. Когда физиологические потребности человека удовлетворены и он может не заботиться о своем физическом благополучии, главными мотиваторами его поведения становятся социальные потребности — в дружбе и любви, принадлежности к определенному человеческому сообществу, потребности в общении с коллегами и т.п. Конечно, менеджмент знает о таких потребностях, но часто ошибочно полагает, что они представляют опасность для организации. Многие исследования между тем показывают, что тесно сплоченная, связанная тесными узами рабочая группа может, при соответствующих условиях, быть намного более эффективной в достижении целей организации, чем равное число разобщенных работников. Однако система менеджмента, опасаясь групповой враждебности в отношении собственных целей, часто ни перед, чем не останавливается, чтобы контролировать и направлять человеческие усилия способами, которые враждебны естественному «группированию» человеческих существ. Когда действия организации идут вразрез с социальными потребностями людей (и, возможно, их потребностям в безопасности), люди ведут себя так, что их действия направлены против организационных целей. Они сопротивляются, становятся антагонистичными, некооперативными, — одним словом, ведут себя, как в «Теории X». Но такое поведение — следствие политики менеджмента, а не причина, определяемая природой человека. На следующем уровне располагаются потребности в уважении (иногда их называют эго-потребностями). Они имеют очень большое значение для менеджмента и самого человека. Эти потребности принадлежат к двум типам:
1. Потребности, относящиеся к самоуважению — в уверен 2. Потребности, относящиеся к репутации человека — в В отличие от потребностей низших уровней, эти потребности редко бывают удовлетворены; человек ищет все большего и большего удовлетворения этих потребностей, коль скоро они становятся для него важными. Типичная производственная организация предоставляет мало возможностей для удовлетворения этих эгоистических потребностей человека на низших ступенях управленческой иерархии. Традиционные методы организации работы, особенно при организации массовой продукции, уделяют мало внимания этим аспектам мотивации работников. Если бы практика научного менеджмента намеренно строилась вразрез с этими потребностям (чего она, конечно, не делает), вряд ли она достигла бы этой цели лучше, чем она это делает при существующей практике. Наконец, на вершине пирамиды потребностей находятся потребности в самовыражении. Они состоят в стремлений реализовать потенциальные возможности человека, непрерывно саморазвиваться, быть творческой личностью в самом широком значении этого слова. Условия во многих организациях предоставляют лишь ограниченную возможность выражения этих относительно слабых потребностей. Подавление низших потребностей, которое испытывает большинство людей, отвлекает их энергию на борьбу за удовлетворение этих первостепенных потребностей, и потребности в самовыражении остаются «неразбуженными». Маслоу не считает, что уровни потребностей всегда образуют строго фиксированную последовательность. Для некоторых людей иерархия может принимать другой вид. Чаще всего встречается случай, когда эго-потребности являются более важными, чем социальные потребности. Такая перестановка основывается на представлении, что человек, которого любят, является сильным, уверенным в себе индивидом и потому внушает уважение окружающим. Поэтому люди, ищущие любви, могут парадоксальным образом проявлять агрессивное, ассер-тивное поведение. В действительности, они не считают своей конечной целью удовлетворение эго-потребностей. Такое поведение возникает у них как средство удовлетворения социальных потребностей. У некоторых по природе творческих людей стремление к самовыражению может быть ведущим даже при неудовлетворенных потребностях более низких уровней. Если люди захвачены какой-либо потребностью высокого уровня, она может стать для них более важной, чем базовые ценности. Люди с высокими идеалами или ценностями могут становиться даже мучениками и отказываться от многих вещей во имя своих идеалов. История дает нам примеры великого множества людей, которые творили и даже жертвовали своими жизнями, отстаивая свои ценности и идеалы. У некоторых людей потребности высших уровней могут быть утеряны; они могут быть мотивированы лишь на потребности низших уровней. Например, такое может случиться с человеком, который долгое время был безработным. Некоторые люди, которые были лишены любви в раннем детстве, могут навсегда остаться без социальных потребностей. Потребность, которая получала удовлетворение в течение достаточно длительного периода времени, может недооцениваться некоторыми людьми. ВСТАВКА 5.6.1 В рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни» рассказывается о золотоискателе, который возвращается на юг после сезона добычи. Патроны к ружью закончились, он не может добыть себе пищу и в течение многих дней питается только водянистыми болотными ягодами. «Он чувствовал только голод, и ночью ему снились пиры, званые обеды и столы, заставленные едой». В конце концов его подобрал находившийся поблизости китобойный корабль. «Он радовался изобилию пищи, тревожно провожал взглядом каждый кусок, исчезавший в чужом рту, и его лицо выражало глубокое сожаление. Он был в здравом уме, но чувствовал ненависть ко всем, сидевшим за столом. Его мучил страх, что еды не хватит. Он расспрашивал о запасах провизии повара, юнгу, самого капитана. После завтрака он прокрадывался на бак и, словно нищий, протягивал руку кому-нибудь из матросов. Тот ухмылялся и подавал ему кусок морского сухаря. Человек жадно глядел на него, как скряга на золото, и прятал за пазуху». Когда осмотрели его койку, обнаружили, что «она была набита сухарями. Матрац был полон сухарей. Во всех углах были сухари. Однако человек был в здравом уме. Он только принимал меры на случай голодовки — вот и все» (Лондон, 1954). Например, люди, которые никогда не испытывали хронического чувства голода, могут недооценивать его эффект и относиться к еде как к чему-то не очень важному. Между тем физиологические потребности заявляют о себе с огромной силой (вставка 5.6.1). С другой стороны, неизвестно, как повлияет на иерархию потребностей череда следующих одно за другим испытаний, которые выпадают на долю некоторых сообществ. На территории бывшей Российской империи на протяжении XX в. происходили бурные и болезненные события, вовлекавшие в свою орбиту сотни миллионов людей. Война с Японией и революция 1905 г., 1-ая мировая война (1914—1918), революция 1917 г., гражданская война (1918—1920), кровавая борьба за переустройство аграрного сектора (20—30-е гг.), голод и массовые репрессии 30-х, Великая Отечественная война (1941—1945), репрессии 40-х (в том числе против целых народов), мучительная переоценка событий, связанных с культом личности (50—60-е гг.), стагнация 70—80-х, перестройка 80-х, распад Советского Союза и дезорганизация и хаос переустройства жизненного уклада (снова-таки миллионов людей) 90-х — какой должна быть иерархия потребностей после всех этих событий? Не останутся ли в ней только потребности низших уровней и деформированные представления о высших человеческих ценностях?.. Маслоу считает, что иерархия потребностей является относительно универсальной и характерна для различных культур. В то же время он признает, что существуют различия в моти-вационном удовлетворении в зависимости от конкретной культуры. Более подробно мы рассмотрим, этот вопрос в 9-й главе. Маслоу подчеркивает, что не следует считать, что некоторая потребность должна быть полностью удовлетворена, прежде чем возникнет потребность следующего уровня. Он только предполагает, что при движении вдоль уровней иерархии степень удовлетворения потребностей уменьшается. Например, для некоторого человека, могут быть удовлетвбренны-ми: на 85% — физиологические потребности; на 70% — потребности в безопасности; на 50% — социальные потребности; на 40% — эго-потребности и на 10% — потребность в самовыражении. Потребности высших уровней непрерывно нарастают по мере удовлетворения потребностей низших уровней. В то же время относительная важность этих потребностей меняется по мере психологического развития индивида. Существуют определенные проблемы в попытках применить теорию Маслоу в практической работе менеджера. — Люди не обязательно удовлетворяют свои потребности, — Индивидуальные различия людей предполагают, что они — Некоторые вознаграждения удовлетворяют более чем
— Даже для людей на одном уровне иерархии мотивацион- — Маслоу рассматривал удовлетворенность главным моти- Итак, мы рассмотрели основные положения теории мотивации Маслоу. Какие выводы в отношении менеджмента можно сделать отсюда? Мы снова возвращаемся к книге Мак-Грегора «Человеческая сторона предприятия». Известно, что человек, страдающий, скажем, витаминной недостаточностью, болен. Аналогично, неудовлетворение физиологических потребностей имеет поведенческие последствия. Если вы больны, вы ведете себя иначе, чем в здоровом состоянии. По Маслоу, то же справедливо — хотя не всегда признается — в отношении неудовлетворения потребностей высших уровней. Человек, чьи потребности в безопасности, сопричастности, независимости или статусе не удовлетворяются, болен столь же несомненно, как и тот, у кого, скажем, язва желудка. И его болезнь будет иметь поведенческие последствия. Мы ошибемся, если отнесем его пассивность, враждебность, отказ от ответственности на счет присущей ему «человеческой природы». Такие формы поведения являются симптомами болезни по названию «неудовлетворение социальных и эго-потребностей». Человек, у которого удовлетворены потребности низших уровней, больше не должен их удовлетворять. С практической точки зрения, они как бы не существуют. Часто возникает вопрос: «Почему люди не работают более продуктивно? Мы платим большую зарплату, создаем хорошие рабочие условия, предоставляем великолепные дополнительные льготы и устойчивую занятость. Однако люди не желают работать в полную силу, ограничиваясь минимальными усилиями». В действительности, происходит следующее. То, что менеджмент удовлетворил физиологические потребности и потребность в безопасности, сдвигает мотивационный акцент на социальные и, возможно, эго-потребности. Если на работе не существует возможности удовлетворить эти потребности высших уровней, люди не будут удовлетворены. Их поведение и отражает эту неудовлетворенность. В этих условиях, если менеджмент продолжает фокусировать свое внимание на физиологических потребностях, его усилия обречены на неудачу. В таких условиях люди, скорее всего, будут настаивать на увеличении оплаты труда. Более чем когда-либо для них становится важным приобретение материальных ценностей, которые могут частично (и косвенно) удовлетворить их неудовлетворенные потребности. Хотя деньги имеют лишь ограниченную ценность в удовлетворении потребностей высших уровней, они могут превратиться в фокус всех интересов — если только они и доступны. Долгое время в управлении применяли политику «кнута и пряника», основанную на смене поощрений и наказаний и вере в незыблемую силу такого метода. Как относиться к такой «теории» в свете идей Маслоу? Средства удовлетворения физиологических потребностей в безопасности могут быть обеспечены (или не обеспечены) менеджментом. В частности, наем на работу сам является таким средством. Так же как зарплата, рабочие условия, дополнительные выплаты. С помощью этих средств работником можно управлять до тех пор, пока он борется за существование. Повторим, что человек живет хлебом единым, когда хлеба нет. Но теория кнута и пряника перестает работать, как только человек достигает определенного уровня жизни и в действие вступают потребности высших уровней. Менеджмент не может «снабдить» человека ни самоуважением или уважением со стороны коллег, ни удовлетворением потребности в самовыражении. Что он может — так это создать условия, чтобы индивид сам искал их удовлетворения или же, наоборот, условия могут мешать работнику в достижении удовлетворения. Но «создание условий» — это не есть обращение к традиционному «контролю» как одной из функций менеджмента. Последний не является надежным механизмом для управления поведением. И менеджмент оказывается в странной ситуации. Обеспечив удовлетворение потребностей низших уровней, менеджмент лишает себя возможности использовать в качестве мотиваторов «инструменты», на которые рассчитывал обычно традиционный подход к управлению — вознаграждения, обещания, стимулы или угрозы и другие принудительные действия. Философия менеджмента, основанная на директивном управлении и контроле — вне зависимости от того, полагается ли она на «жесткие» или «мягкие» методы — неспособна мотивировать людей в условиях, когда человеческие потребности, на которые она рассчитывает, теряют свою значимость как мотиваторы поведения. Предписания и контроль бесполезны в мотивации людей, у которых на первом месте стоят социальные и эго-потребности. Как жесткий, так и мягкий стили терпят неудачу, так как они попросту не соответствуют ситуации. Люди, лишенные возможности удовлетворять эти потребности на работе, ведут себя так, как можно ожидать, — они ленивы, пассивны, сопротивляются изменениям, безответственны, готовы следовать за демагогами, выставляют неразумные экономические требования. Менеджмент оказывается в сетях, сплетенных собственноручно. Итак, по Мак-Грегору, менеджмент, понимаемый как дирек-тивность и контроль, вне зависимости о того, мягкий он или жесткий или «строгий, но справедливый», — не может обеспечить эффективную мотивацию человеческих усилий в достижении целей организации. Он терпит неудачу, так как директивы и контроль — бесполезные методы мотивации людей, у которых физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены и у которых доминируют социальные эго-потребности и потребности в самовыражении. В силу этих причин необходима другая теория управления людьми, основанная на более реалистических предположениях о природе человека и человеческой мотивации. Эту теорию Мак-Грегор называет «Теорией Y». Теория Y Основные положения этой теории сводятся к следующему: 1. Менеджмент несет ответственность за организацию произ 2. По своей природе люди не пассивны, они не находятся в 3. Мотивация, потенциал развития, способность быть ответ 4. Существенной задачей менеджмента является умение пре «Теория Y», таким образом, создает возможности, высвобождает потенциал человека, устраняет препятствия, поощряет рост. Традиционные теории научного менеджмента рассматривали человека привязанным к определенной работе, не использовали его возможностей, не поощряли самостоятельности и ответственности, порождали пассивность, лишали работу ее значения. Привычки людей, их установки, ожидания — т.е. их целостная система членства в индустриальной организации — вытекали из соответствующего опыта. Изменение направления в сторону «Теории Y» требует существенного изменения установок как менеджеров, так и работников. ЭДак-Грегор считает, что люди привыкли, что в большинстве организаций, ими; управляют, манипулируют, контролируют и потому они ищут удовлетворения своих потребностей (социальных, эгоистических, в самовыражении) вне организации. Это в равной степени относится и к менеджерам, и к работникам. «Теория X» рассчитывает исключительно на внешний контроль над человеческим поведением, в то время как «Теория Y» полагается на самоконтроль, самоуправление. Сам Мак-Грегор считает, что предположения «Теории Y» более правильны, чем «Теории X». Поэтому он предлагает такие меры, как партисипативное принятие решений, ответственные и вдохновляющие виды работ, хорошие человеческие отношения в качестве средств увеличения мотивации работников к работе. К сожалению, не существует свидетельств, подтверждающих справедливость как «Теории X», так и «Теории Y», так же как данных, что применение «Теории Y» приводит к повышению мотивации работников. Как мы увидим позже, каждая из теорий может быть успешной в зависимости от обстоятельств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.015 с.) |