Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двухфакторная теория мотивации ГерцбергаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основываясь на теории Маслоу, американский ученый Гер-цберг утверждал, что в понимание поведения индивида на работе определяют два различных типа человеческих потребностей (Herzberg, 1992).Один набор потребностей возникает из его «животной природы», присущего человеку стремления избежать болезненного столкновения с окружением, дополненного приобретенным личным опытом. Например, голод, один из основных биологических стимулов, направляет действия человека на зарабатывание денег, — и деньги сами становятся специфическим стимулом. Другой набор потребностей относится к чисто человеческой характеристике — способности достигать чего-то и, посредством этого, испытывать чувство психологического роста. Стимулами для потребностей роста являются виды работ, которые способствуют росту, — в рабочих условиях их можно назвать содержанием работы. Таким путем Герцберг пришел к некой классификации потребностей человека в их связи с мотивацией. Герцберг провел интервью с большим числом работников раз-, личных организаций, в которых их просили вспомнить реальные случаи и обстоятельства, при которых они испытывали особенно Другой набор факторов, в случае их наличия, мотивирует работников на высшие усилия и результаты (контент-факторы). Эти факторы связаны с содержанием работы (их называют мотиваторами, или факторами роста). Они влияют на чувство удовлетворенности или отсутствие удовлетворенности. Например, творческая работа может сама по себе приносить, человеку удовлетворенность. Другими словами, причину хороших чувств, удовлетворенность работники всегда искали в самих себе. К мотиваторам относятся достижения в выполнении задачи, Гигиенические факторы приблизительно соответствуют низшим уровням потребностей Маслоу, мотиваторы — высшим. Должное внимание к гигиеническим факторам будет предотвра- щать неудовлетворенность, но само по себе не создаст положительной установки или мотивации к работе. Оно как бы приведет мотивацию в «нейтральное» состояние. Противоположностью неудовлетворенности является не удовлетворенность, а отсутствие неудовлетворенности. Чтобы мотивировать работников на то, чтобы они показали все, на что способны, менеджеры должны уделить внимание мотиваторам, или факторам роста. Герцберг подчеркивает, что гигиенические факторы столь же важны, как и мотиваторы, но по разным причинам. Гигиенические факторы необходимы, чтобы избежать различных неприятных сторон работы и не допускать несправедливого отношения менеджера к работникам. Мотиваторы же относятся к тем переменным, которые реально мотивируют людей. Менеджеры в процессе управления должны учитывать теорию Герцберга. Если менеджмент хочет создать положительную мотивацию, то необходимо обращать внимание не только на гигиенические факторы, но и на мотиваторы. Работа Герцберга показывает, что результативная работа с большей вероятностью приводит к удовлетворенности работой, чем удовлетворенность работой приводит к результативности. Со времени появления оригинальной работы Герцберга теория была подтверждена многократно с различными типами работников, включая ученых, инженеров, техников, рабочих на конвейере, сборщиков, медсестер и т.п., причем исследованные группы включали людей различных национальностей. Критика теории Герцберга в основном касается двух моментов. Во-первых, многие исследователи считают, что эта теория только ограниченно применена к работникам ручного труда, выполняющим неквалифицированную работу, которая для них неинтересна, носит повторяющийся, монотонный характер. Но именно эти люди представляют наибольшую проблему для менеджмента с точки зрения их мотивации. Во-вторых, критике подверглась методология Герцберга, основанная на интервьюировании рабочих. Дело в том, что люди имеют тенденцию относить к самим себе причины их удовлетворения — как следствие их эго-потребности, в то время как они же склонны обвинять других (или внешние факторы) в неудовлетворенности. Поэтому требуются более объективные методы оценки удовлетворенности и неудовлетворенности. При всех своих недостатках двухфакторная теория представляет эмпирическую методику для исследования мотивации. Герцберг обратил внимание на «качество рабочей жизни». Оно должно обеспечиваться перестройкой рабочего процесса с акцентом на мотивационные факторы, которые могут сделать работу более интересной и способствовать удовлетворению высших потребностей человека. Рассмотренные теории мотивации вовсе не означают, что все Конкретные потребности или мотивы выявляют различия как между группами индивидов (напр., менеджеры в сравнении с неменеджерами), так и между индивидами внутри одной группы. Собраны значительные эмпирические свидетельства о том, что менеджеры имеют более сильные побуждения к достижению и выполнению^ задач, чем неменеджеры. В свою очередь, эффективные менеджеры имеют более сильные потребности к достижению, власти и экономическим вознаграждениям, чем 'менее эффективные менеджеры. Были проведены исследования мотивационных факторов в успехе менеджеров. Они показали, что существуют различия в потребностях или мотивах среди менеджеров.
1. Менеджеры среднего уровня (по сравнению с рядовыми 2. Успешные менеджеры средних звеньев обладают мень Наблюдатели поведения руководителей знают, что даже удачливые менеджеры сильно различаются по потребностям или мотивам. Например, некоторым людям просто нравится упорно работать и выказывать поведение, более направленное на достижение цели по сравнению с другими. Президенты некоторых компаний работают по 70 часов в неделю, другие же — только 45. Некото-1 рые профессора публикуют сотни научных статей на протяжении своей карьеры, другие — несколько десятков. Похоже, что суще-1 ствует почти генетическое, наследственное различие в характерах1 людей, которое и определяет различия в уровнях побуждений. Можно ли указать объективные критерии, позволяющие различать руководителей по их внутренней устремленности к достижению, мотивации на успех, которые, в конечном счете, и поднимают их на ту или иную ступень управленческой иерархии, и продвигают по ней, оставляя одного на уровне руководителя подразделения, а другого вознося на вершину гигантской корпорации, распоряжающейся судьбами сотен тысяч людей? Исследование этих проблем нашло отражение в серии блестящих работ, выполненных американским психологом Дэвидом Мак-Клелландом (MacClelland, 1987).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.221 (0.007 с.) |