Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коваленко И. Н. , коваленко Н. П. Наука и искусство власти менеджера / учеб. Пособие, - одесса, феникс, 2006. – 485 С.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Коваленко И.Н., Коваленко Н.П. Наука и искусство власти менеджера / Учеб.пособие, - Одесса, Феникс, 2006. – 485 с.
5.9. Теория мотивации и потребностей Мак-Клелланда......................... 193 5.10. Теория когнитивного оценивания..................................................... 203 5.11. Постановка целей как мотивация........................................................ 205 5.12. Мотивация через подкрепление...................................................... '.. 206 5.13. Теория справедливости....................................................................... 207 5.14. Теория ожиданий.................................................................................. 209 5.15. Общий взгляд на мотивационные теории......................................... 212 5.16. Особенности мотивации некоторых категорий работников....... 215 Глава 6. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ...................................................................... 221 6.1. Авторитарный и демократичный стили............................................... 222 6.2. Либеральный стиль управления........................................................... 228 6.3. Управленческая решетка........................................................................ 233 Глава 7. СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ............................................................. 263 7.1. Ситуационная теория Фидлера............................................................. 263 7.2. Ситуационная модель лидерства Херси-Бланшара.......................... 281 7.3. Ситуационная теория Врума-Йеттона................................................. 287 7.4. Модель Арджайриса................................................................................ 301 Глава 8. ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ КОНТЕКСТЕ......................... 310 8.1. Организационный компонент власти.................................................. 310 8.2. Безвластие менеджера в организации................................................. 321 8.3. Наделение властью и делегирование................................................... 326 8.4. Составляющие наделения властью....................................................... 334 8.5. Портрет эффективного менеджера...................................................... 338 8.6. Эмоциональный интеллект.................................................................... 348 Глава 9. ВЛАСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ................................... 370 9.1. Классификация управленческих команд.............................................. 375 9.2. Идентификация командных ролей....................................................... 380 9.3. Описание командных ролей................................................................... 385 9.4. Построение команды............................................................................... 404 9.5. Эволюционно-исторические корни командных ролей................... 407 Глава 10. МЕНЕДЖМЕНТ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР. 419 10.1. Дистанция власти.......................................................................................... 424 10.2. Индивидуализм и коллективизм................................................................. 430 10.3. Маскулинность и фемининность............................................................... 443 10.4. Неприятие неопределенности................................................................... 448 10.5. Теории мотивации и измерения культуры.............................................. 450 10.6. Кому принадлежит власть в японских корпорациях?........................... 457 10.7. Модели организаций.................................................................................... 472 10.8. Измерения культуры и теория мотивации Герцберга........................... 478 10.9. Лидерство и измерения культуры............................................................. 481 Отзывы на книгу «Наука и искусство власти менеджера»................... 486 ПРЕДИСЛОВИЕ Каждая организация должна выполнять свою миссию и — в условиях рыночной конкуренции — делать это эффективно и результативно. Насколько это ей удается, зависит от многих — внешних и внутренних — факторов. Главным среди последних является умелое управление, которое определяет содержание принимаемых решений и методы их воплощения. Отсутствие любого из этих компонентов делает управление неэффективным: неудачное решение при наличии самого надежного метода гарантированно приведет к неудаче, а правильное решение, неумело воплощенное, тоже заканчивается провалом. Поэтому грамотная имплементация решения является непременным компонентом эффективного управления. Решения воплощаются в жизнь персоналом под управлением высшего руководителя, который должен обладать соответствующей властью как правом использовать имеющиеся ресурсы и направлять усилия подчиненных на выполнение поставленных им задач. Эта власть должна быть не только формальной (властью кабинета), но и реальной (властью знаний, умений и авторитета), если руководитель хочет привести организацию к цели. Фактор власти просматривается во всех действиях, предпринимаемых в организации, и если понимать под менеджментом целостную систему планирования, организации, мотивации и контроля, то именно власть формирует ее и подчиняет единой стратегии достижения требуемого результата. Поэтому власть выступает решающим фактором, который определяет эффективность системы управления. В этой книге рассматриваются современные представления о власти руководителя в организации и факторах, влияющих на ее эффективность. Эти факторы можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся профессиональные знания и умения руководителя, его личностные качества, к внешним — организационный контекст в его множественных проявлениях. Успешность действий руководителя в решающей степени зависит от того, насколько он понимает этот контекст, умеет на него воздействовать (а если надо — то и формировать) и использовать заложенные в нем возможности. Взаимодействие руководителя с «человеческой стороной предприятия» и составляет основное содержание книги. Мы стремились сделать ее самодостаточной — в том смысле, что в нее включены практически все смежные вопросы, имеющие отношение к столь разветвленной теме, так что читателю не придется раз от раза отвлекаться от чтения для обращения к дополнительным источникам. В силу этого обстоятельства, а также по причине центральной роли, которую играет власть в организациях, данную книгу можно назвать курсом «мини-менеджмента». Первые две главы вводят читателя в организационный контекст. Обычно в учебниках по менеджменту основной акцент делается на организационно-правовых формах организаций. Отдавая им должное, мы избрали здесь другой подход, основанный на фундаментальных работах Генри Минцберга, который создал лучшую, с нашей точки зрения, классификацию организаций. Подобно своеобразной таблице элементов Менделеева, она помогает понять природу организаций и их особенности для различных отраслей экономики, так что читатель легко поймет, чем, например, университет как система отличается от машиностроительного завода, а консалтинговая фирма — от исправительного учреждения. Выпускник университета, усвоивший классификационную схему Минцберга, с первого дня работы будет чувствовать себя уверенно в любой организации, ибо для него будут изначально понятны основные блоки организации, их относительная роль и значимость в структуре, а также характер взаимоотношений между работниками, начальниками и подчиненными. Свежеиспеченный специалист, он быстро обратит на себя внимание руководства и будет первым кандидатом на продвижение. В 3-й главе мы обращаемся к теме власти с психологической точки зрения. Здесь мы используем в первую очередь исследования психологической школы Гарвардского университета. Ее выдающийся представитель, Дэвид Мак-Клелланд, в серии блестящих работ исследовал психологию управления и создал теорию мотивации, которая удивительно удачно описывает интересующий нас предмет, связывая эффективность управления с определенной констелляцией мотивов руководителя. Если бы высшие руководители фирм, компаний и государств проходили тестирование на определение их внутренней мотивации по Мак-Клелланду, а общество прислушивалось к рекомендациям ученых, управление организациями (и государствами) было бы намного более эффективным. Мы надеемся, что наши читатели по достоинству оценят науку Мак-Клеллан-да и возьмут ее на вооружение, что, несомненно, даст им определенные конкурентные преимущества на рынке трудовых ресурсов. В 4-й главе в традиционном ключе рассматриваются основные источники власти в организации. Полномочия награждать и наказывать, экспертные возможности, личный пример, легитимность — все эти источники, со своими достоинствами и недостатками, в совокупности создают базу власти, — тем большую, чем большее число источников доступно менеджеру. Мы включили также материал, который учебники обычно обходят, — об обратном влиянии власти на ее носителя. К сожалению, это влияние бывает дурным, развращающим, а руководители зачастую не выдерживают испытания медными трубами, чем портят жизнь и себе, и компаниям, в которых работают. Впрочем, компании несут свою долю ответственности, отдавая предпочтение духовым инструментам и забывая духовные критерии в оценке своих руководителей. 5-я глава посвящена мотивации деятельности как одному из инструментов повышения эффективности власти. Мы рассмотрели практически все мотивационные теории, от раннего механистического подхода «отца» научного менеджмента Фредерика Тейлора до последних работ по теориям ожиданий и справедливости. Обладая формальной властью и намереваясь ее увеличить, руководитель не должен пользоваться только простейшими мотиваторами, такими, например, как пресловутые «кнут и пряник», а прибегать и к более тонким методам воздействия на «человеческую сторону предприятия». В первую очередь необходимо делиться властью, вовлекать людей в управленческую деятельность, делегировать им полномочия, что воодушевляет их и наделяет энергией созидания. В 6-й главе рассмотрены стили управления руководителей. В своих крайних проявлениях можно выделить два основных способа действий, соответствующих авторитарному и демократическому использованию власти. Мы подробно анализируем схему управления, созданную американскими учеными Робертом Блейком и Джейн Моутон, в которой объединяются в единое целое — «решетку менеджмента» — измерения власти, соответствующие «направленности на работу» и «направленности на отношения». Психологически привлекательным способом управления, создающим в организации комфортную атмосферу совместного труда и в то же время приводящим к высокой производительности, является стиль, сочетающий в себе максимальные «количества» указанных измерений. Подход Блейка-Моутон наглядно демонстрирует, как демократичное исполнение власти не только дает прекрасные экономические результаты, но и благотворно влияет на здоровье менеджеров и их подчиненных. Эффективный менеджмент оказывает терапевтическое действие! 7-я глава посвящена анализу влияния ситуации на эффективность управления. Изучая феномен управления, ученые пришли к выводу, что успех руководителя определяется не только его личными качествами или стилем поведения, но и внешними обстоятельствами, в которых он работает. Так возникли различные модели управления, в которых на первое место поставлены ситуации, способствующие успеху или, наоборот, мешающие эффективному руководству. В ситуационных теориях предполагается, что стиль А эффективен при условиях «а», стиль В — при условиях «в» и т.д. Поиски условий а, в, с,... со временем выявили набор ситуационных переменных, которые существенно влияют на успешность управления. В теории Фидлера ситуационными переменными являются позиция власти (сильная или слабая), взаимоотношения руководитель—подчиненный (хорошие-плохие), структура задания (четкая или размытая). В ситуационной модели Херси-Бланшара эффективность осуществления власти зависит от того, в какой степени поведение лидера — его ориентированность на задачу или человеческие отношения — соответствует зрелости подчиненного, которая и является ситуационной переменной. Люди, характеризующиеся разными уровнями зрелости, требуют разных стилей руководства. В ситуационной теории Врума-Йеттона предполагается, что проблема эффективного управления сводится к выбору стиля управленческого решения, которое может быть авторитарным, консультативным или групповым, причем его можно выбирать в соответствии с определенным (мы подробно описываем его) алгоритмом. В модели Арджайриса анализируется сама возможность действовать ситуационно и изменять свой стиль управления. Она исходит из того, что у каждого человека есть базовый набор ценностей («управляющих переменных»). Поведение человека в любой ситуации состоит в нахождении и выборе таких способов действий, которые максимально согласовались бы с его управляющими переменными. Можно сказать: каковы управляющие переменные, таков и стиль. Поэтому эффективные методы управления требуют соответствующего набора базовых переменных, и организация должна изначально создавать условия для их формирования. 8-я глава книги является центральной для понимания феномена власти в организации. В ней формулируется понятие «эффективного менеджера» как руководителя, обладающего необходимыми качествами и ресурсами для приведения организации к успеху (при заданных внешних условиях). Здесь показано, что личностные характеристики и своеобразный «организационный компонент власти», объединяясь, создают синерге-тический эффект, существенно влияя на возможности менеджера управлять эффективно. Мы анализируем, в первую очередь, работы «гуру менеджмента» Р. М. Кантер, а также Р. Бояциса, ученика Д. Мак-Клелланда, который на большом статистическом материале идентифицировал набор «компетенций», влияющих на эффективность. Они входят в четыре «кластера эффективности»: управления целью и действиями; лидерства; управления человеческими ресурсами; направленности на других. Дальнейшие исследования, выполненные в последнюю декаду XX в., выделили еще одну «компетенцию эффективности» — так называемый эмоциональный интеллект (ЭЙ). Идентифицированный на основе новейших исследований экспериментальной нейрологии конца XX в., ЭЙ включает в себя способность точно воспринимать свои и чужие эмоции, управлять ими, а также понимать сигналы, которые шлют эмоции о взаимоотношениях. Если профессиональное мастерство и некоторый уровень коэффициента интеллекта являются необходимыми начальными условиями для занятия управленческих позиций, то ЭЙ является обязательным условием эффективного лидерства. Среди компетенций ЭЙ имеется умение работать в команде. Глава 9-я посвящена специально анализу командной работы. Основная идея этого раздела состоит в том, что формирование команды только по таким признакам, как высокий интеллект, профессиональное мастерство и психологическая совместимость работников, может не дать ожидаемого положительного эффекта. Подбирать управленческий состав надо по своеобразному принципу дополнительности, в соответствии с кото- рым управленческая команда есть совокупность менеджеров, взаимно дополняющих друг друга по профессиональным умениям, социально-психологическим характеристикам и выраженным способностям обеспечивать отдельные стадии управленческого процесса, от формирования и принятия решения до его воплощения в готовый продукт. Это как бы «управленческий конвейер», но с тем отличием, что одни и те же члены команды сопровождают свой общий «автомобиль» от момента зарождения идеи до ее воплощения в готовый продукт — похоже на то, как это было впервые осуществлено в Швеции на конвейере по производству автомобилей «Вольво». При этом один член команды выдвигает идеи, черпая их из собственного воображения, другой — заимствуя их из внешнего мира; третий оценивает их и подвергает беспощадной критике; четвертый распределяет задания и координирует их исполнение; пятый умело предотвращает и разрешает конфликтные ситуации; шестой заботится о том, чтобы идея не осталась на бумаге, а была воплощена в конечный продукт; седьмой использует свою нервную энергию на то, чтобы выискивать недостатки и поддерживать «разность потенциалов», достаточную для того, чтобы не иссяк ток энтузиазма в продвижении к цели; восьмой следит за качеством работы, расставляет последние штрихи и стремится сделать продукт совершенным. Но если на конвейере «Вольво» члены команды периодически меняются местами для ослабления отупляющего однообразия повторяющихся движений, то в управленческой команде роли, наоборот, намного более фиксированы. Например, генератору идей вряд ли стоит меняться местами с координатором — у них совершенно разные роли. Весь смысл управленческой команды состоит в том, чтобы на каждую роль был поставлен человек, для которого она является естественной, а он в ней — наиболее эффективен. Команда, состоящая из людей со средними значениями коэффициента интеллекта, но подобранная по указанному принципу, оказывается способной на выдающиеся результаты. Наконец, в 10-й главе рассматриваются особенности управления, связанные с национальной культурой и менталитетом. Не существует универсальных законов функционирования систем, состоящих из многих людей, как универсальны, скажем, законы тяготения. Можно говорить лишь о некоторых весьма общих системных требованиях, играющих роль запретов, нарушать которые нельзя. Каждая организация несет на себе отпечаток характеристик тех людей, которые в ней работают. С одной стороны, люди имеют общую «человеческую» природу; с другой, они отличаются по многим психологическим признакам, так что от них нельзя ожидать единообразного поведения. Но на фоне всего разнообразия личностных характеристик можно обнаружить некоторые общие способы поведения, свойственные отдельным человеческим сообществам. То, как люди думают, чувствуют и действуют, определяется не только врожденными психологическими особенностями индивидов, но и тем, что они усвоили на пройденном жизненном пути в конкретных исторических, географических и социальных условиях, создав собственную оригинальную культуру (в широком значении этого слова). На основе анализа большого объема данных были выделены более десятка так называемых «измерений» культуры (ИК). Мы рассматриваем в книге измерения, предложенные Г.Хоф-стеде, которые оказывают наибольшее влияние на менеджмент в целом и эффективность власти в частности. Первое измерение, дистанция власти, является мерой отношения сообщества к тому факту, что власть в организациях распределена неравномерно, и отражается в ценностях, разделяемых, с одной стороны, носителями власти, с другой — людьми подчиненными. Второе измерение, избегание (неприятие) неопределенности, показывает ту меру, в какой сообщество воспринимает неопределенные, неясные ситуации и старается уйти от них установлением формальных норм доведения, неодобрением отклонений от определенных образцов и стандартов, верой в абсолютную силу экспертного знания. Третье измерение относится к характеристике поведения людей с позиций коллективизма и индивидуализма. Индивиду- ализм предполагает систему взаимоотношений, в которой люди заботятся прежде всего о себе и своих семьях, в то время как коллективизм характеризуется тесными социальными связями, взаимной заботой людей друг о друге и лояльностью их по отношению к организации. Наконец, четвертое измерение относится к степени проявления в сообществе маскулинности и фемининности. «Мужскими» ценностями считаются ассертивность, стремление к обладанию деньгами и вещами, восхищение героями, четкая дифференциация тендерных ролей, независимость и т.п. «Женское» начало включает такие ценности, как качество жизни, взаимозависимость, сочувствие неудачникам, равенство полов и т.п. Мы придаем большое значение измерениям культуры, так как именно они определяют многообразие и своеобразие характеристик стран и народов и обнаруживают статистически значимые корреляции со многими сторонами их жизни. Одни комбинации возносят страны на вершины экономического успеха, которые удивляют мир все новыми и новыми научными открытиями и поразительными инженерными достижениями, в то же время отчуждая людей друг от друга в крайних проявлениях индивидуализма и поставляя клиентов для психоаналитиков; другие — вдохновляют на создание лучших мировых образцов литературы, музыки, живописи, но заставляют страдать в безуспешных поисках духовных идеалов, правды и справедливости, сопровождаемых полным неумением решать практические проблемы экономической и политической жизни; третьи — превращают людей в общество трудоголиков, не умеющих работать плохо, принимающих решения только консенсусом, избегающих конфликтов и готовых приносить личные интересы в жертву интересам компании; четвертые — делают смыслом жизни служение Богу и отказ от мирских благ, находя удовлетворение в построении самобытных философских систем и аскетическом образе жизни на фоне суровых и величественных гор и т.д. Таким образом, ИК «работают» так, что положительные и отрицательные стороны жизни разных сообществ оказываются тесно переплетенными. Отсюда следует важный вывод: было бы непоследовательным рассматривать их по отдельности, вознося хвалу одним и хулу — другим. Если нужно что-то менять, скажем, в экономике, то следует хорошо подумать, с чего начинать, ибо экономические процессы могут быть настолько тесно связанными с какими-то измерениями культуры, что последняя не даст произойти изменениям и только скомпрометирует их. Нечто подобное и происходит на территориях стран бывшего Советского Союза, где привнесенные извне и считающиеся прогрессивными новшества часто не вписываются в рамки местных культур. Происходит то же, что и при пересадке человеческих органов — отторжение чужого, если не предпринимать специальных мер. В первую очередь это касается форм осуществления власти. С одной стороны, социалистические ценности коллективистического общества, поддерживаемые и воспроизводимые большой дистанцией власти сохранившейся во многом старой системы управления, упорно сопротивляются индивидуалистическому подходу к жизни, несущему, казалось бы, столь желанное материальное благополучие. С другой стороны, малая дистанция власти, соответствующая лучшим традициям демократии, не приживается на землях, где высшие руководители правят почти самодержавно и им еще при жизни ставят золотые памятники... Мы видим, что можно создать фактически новую карту земного шара, где традиционные страны объединяются в кластеры по признакам близости измерений культуры и мировоззрений. Эффективный руководитель должен хорошо понимать эту новую географию, и она сослужит ему верную службу при передвижениях через страны и континенты и подъеме по иерархическим ступеням. Как показывает краткий обзор содержания, потребителями нашей книги могут быть, в первую очередь, студенты высших учебных заведений, специализирующиеся по менеджменту и экономике. Каждая глава или ее раздел представляют не только теоретический материал, но и могут служить темами для обсуждения на семинарских занятиях. Особую пользу пособие принесет слушателям бизнес-школ, осваивающим программы мастера делового администрирования (МВА), а также молодым бизнесменам, которые верят в народную мудрость, что «учение — свет, а неученых тьма», и вне зависимости от того, какая часть этой формулы им близка, готовы воспринять последние достижения управленческой науки. Мы достаточно полно отразили современную мировую литературу по менеджменту, а новейшие тенденции науки об управлении проследили по последним публикациям в журнале «Harvard Business Review». Особенностью книги является наше стремление к полноте рассмотрения каждого обсуждаемого вопроса и отказ от приведения упрощенных и безжизненных схем, которые получаются, когда из теории выжимается вся «вода» и вместе с ней часто выплескивается и «ребенок» — живая наука о менеджменте. Мы остаемся верны и следуем духу отечественной школы образования, всегда ставившей на первое место глубину и фундаментальность научного подхода. Читатель почувствует логику рассуждений классиков и силу аргументов современных «гуру менеджмента», поймет достоинства и недостатки разных теорий — и, глядишь, сам станет на стезю творческого развития менеджмента (не Боги горшки обжигают!). Именно этим наверняка занимаются многие современные бизнесмены, накопившие какую-то толику собственных открытий в менеджменте, но тщательно скрывающие их в своих «творческих мастерских», не допуская туда представителей академического мира. (Нам кажется, что пришло время отказаться от этого заблуждения и совместно с учеными познавать отечественный опыт ведения бизнеса, — ведь ограненный алмаз и сверкает намного ярче, и ценится намного дороже своего природного оригинала). А другой категории наших читателей, студентам, мы напомним, что редким достоинством менеджмента является то, что вклад в него можно внести в любом возрасте — начиная со студенческой скамьи, как свидетельствуют многочисленные примеры из западных учебников менеджмента. Мы приглашаем всех читателей к этой увлека- Донецыса обласиа Ушаерсаяька нау«оза бйлютека Ил.Н.К.Крулсысо! тельной деятельности — почти игре, но игре интеллектуальной, которая приносит не только творческое удовлетворение, но и материальный достаток, и уважение многих-многих людей, которым вы как действующий или будущий эффективный руководитель сможете обеспечить интересную и достойную жизнь, — в регионе, где работаете, городе, где живете, в школе или университете, где учатся или будут учиться ваши дети. Наконец, это может иметь место в заморских странах, где пока не избалованы свежими управленческими идеями из стран бывшей шестой части земного шара, но неизменно поражаются интеллекту, энергии и находчивости людей из этого региона. ГЛАВА 1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ОРГАНИЗАЦИЮ Всякая профессия есть заговор против непосвященных Бернард Шоу И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба Библия, Бытие, 28, 12 Для того чтобы организация функционировала, ею надо управлять. Управление относится как к технической части организации, так и к поведению людей. В любой организации существует некоторый технологический процесс, в результате осуществления которого выпускается основная продукция — будь то автомобиль, обслуживание клиентов в гостинице, обучение студентов в университете, исполнение новой симфонии или перевоспитание преступников в колонии. Чтобы управлять этими процессами, надо, прежде всего, быть профессионалом своего дела — в автомобилестроении, гостиничном деле, образовании, дирижерском искусстве, перевоспитании. И в любом случае надо управлять поведением людей. Процесс этот более сложен, чем «машинные» технологии, ибо машина ведет себя однозначно («работает», «неисправна», «не работает»), а поведение человека часто бывает внешне нелогичным (можно ли его называть «неисправным»?) и непредсказуемым (т.е. «немашинным»). Между двумя компонентами организаций — машинной и человеческой — существует тесное взаимодействие и взаимовлияние, ибо человек «воодушевляет» технологический процесс, а последний влияет на способы и формы управления. Поэтому, прежде чем изучать управление поведением человека в организации, мы рассмотрим кратко организацию как структуру и выявим основные закономерности, кото- Перечисленные конфигурации заполняют пространство возможных типов организаций. Конечно, каждая конфигурация является идеализацией, упрощением реальных ситуаций. Ни одна из организаций никогда не существует в какой-либо одной из конфигураций. Но некоторые достаточно точно описываются по преимуществу какой-либо из названных конфигураций, дополняясь элементами других,.чтобы в совокупности соответствовать реальной, «живой» организации. Рассмотрим каждую из конфигураций отдельно. ВСТАВКА 2.1.1 ВСТАВКА 2.1.2 Основатель компании «Motorola» Пол Галвин более всего на свете мечтал построить великую и бессмертную компанию. Он поощрял сомнения, споры, несогласие и предоставил своим сотрудникам возможность продемонстрировать, что они со всем могут справиться самостоятельно. Он бросал им вызовы и наделял огромной ответственностью, и все это, чтобы стимулировать организацию и ее членов учиться и расти — часто методом проб и ошибок. С самого начала он был одержим идеей преемственности управления. По иронии, он не боялся личного поражения. Его заботила судьба компании. В противоположность Галвину, основатель «Zenith» Юджин Мак-Дональд мл. не имел никаких планов насчет преемника, и потому после его неожиданной кончины в 1958 году на вершине его компании не оказалось ни единого таланта. Мак-Дональд был исключительно харизматичным лидером, который приводил компанию в движение силой своей потрясающей личности. Прослывший «сумасбродным и упрямым руководителем», Мак-Дональд обладал «колоссальной самоуверенностью... базировавшейся на огромном самомнении». Он требовал от окружающих, кроме разве что близких друзей, обращения «Капитан». Обладая блестящим чутьем экспериментатора, он реализовал массу своих идей, однако его грубый нрав практически привел компанию к уходу с рынка телевизоров. Смерть Галвина и Мак-Дональда разделили 18 месяцев. «Motorola» покоряет новые горизонты, о каких Галвин и не мечтал. «Zenith» чахнет. К 1993 году компании так и не удалось возвратить себе энергию и изобретательский порыв, которым она обладала при жизни Мак-Дональда (Коллинз, Поррас, 2004). Инновационная конфигурация Ни одна из конфигураций, рассматриваемых до сих пор, не способна на проведение сложного инновационного процесса, какого требует, например, завод, производящий сложное оборудование, кинокомпания, выпускающая боевики, или исследовательская организация в области высоких технологий. Предпринимательская организация может заниматься инновациями, но только относительно простыми. Машинная и профессиональная организации нацелены на исполнение заданных программ, улучшение стандартов, а не на изобретение новых. Диверсифицированная организация смогла разрешить некоторые проблемы стратегической негибкости машинной конфигурации, но и она не является истинным инноватором, так как слишком большую роль в ней играет контроль. Во вставке 2.4.1 приводится пример создания инновационной организации. ВСТАВКА 2.4.1 В начале 80-х годов XX ст. Стив Джобе, которому тогда было 27 лет, был председателем Совета директоров компании «Apple Computers». Он пришел к выводу, что следующим шагом его компании должно быть создание совершенно нового компьютера, иначе мощная IBM может уничтожить Apple в конкурентной борьбе. Вопрос состоял в том, как спроектировать новое поколение компьютеров и опередить IBM, Решение Джобса состояло в создании ad-hoc-структуры. Проект выполнялся в отдельном здании, над которым подняли пиратское (!) знамя «Веселого Роджера» как символ того, что новый продукт создается вне рамок существующей бюрократии. Был выделен специальный штат экспертов. Команда по созданию компьютера «Макинтош» под руководством самого Джобса начала работу и посвятила этому много беспокойных дней и ночей. Через два года сформировалось видение компьютера и появился первый образец. Каждый «Макинтош», произведенный позже, имел на внутренней панели выгравированные имена команды создателей. Когда проект «Макинтош» стартовал, задача была сформулирована очень нечетко («пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»). Никто не мог предсказать, как будут развиваться события, и потому организация должна была быть в высшей степени адаптивной, чтобы она могла приспособиться к любому повороту событий. В этом — вся суть ad-hoc-кратии. Сложные инновации требуют особой конфигурации. Она должна быть способной объединить экспертов из самых различных областей в устойчиво работающую команду, выполняющую соответствующий — ad hoc1 — проект. В терминологии Минцберга такая конфигурация называется инновационной, или «ad hoc-кратией». Инновация означает отход от установившихся моделей, стандартов. Поэтому инновационная организация не может рассчитывать на координацию своих действий путем стандартизации, как это бывает в других конфигурациях. Она должна избегать всех внешних атрибутов бюрократической структуры, таких как четкое разделение труда, глубокая дифференциация структуры, высокоформализованное поведение, упор на планирование и контроль. Превыше всего, она должна оставаться гибкой. Из всех конфигураций эта выявляет менее всего уважения к классическим принципам менеджмента, в особенности к единоначалию. Информация в ней течет свободными неформальными потоками, пренебрегая порядком и последовательностью ступеней власти. Возникающая структура является матричной. Предпринимательская конфигурация также остается гибкой, органичной структурой и способна к инновациям. Но эта инновация ограничена простыми ситуациями, которые могут быть охвачены одним лидером. Инновация сложной природы требует иного типа гибкой структуры, способной соединить воедино различные формы экспертизы. Таким образом, ad hoc-кратия должна привлекать и давать власть экспертам — людям, чьи знания и умения подняты на высокий уровень в процессе обучения. Но, в отличие от профессиональной, инновационная организация для достижения координации не может рассчитывать на стандартизованное мастерство своих экспертов, ибо стандарты убивают инновацию. Скорее, она должна рассматривать имеющиеся знания и умения только как базу,
Ad hoc (лат.) — буквально «к этому», к данному случаю, для данной на которой объединяются и возникают новые знания и умения. Таким образом, ad hoc-кратия должна ломать границы привычной специализации и дифференциации. Это достигается тем, что решение проблем поручается не отдельным специалистам в заранее предопределенных областях, а мультидисциплинар-ным командам, объединяющим свои усилия. Каждая команда формируется вокруг одного конкретного проекта. В этих условиях работает лишь один координационный механизм — взаимная адаптация. Менеджеры ad hoc-кратии редко «управляют» в обычном смысле слова, прибегая к командам. Вместо этого они проводят достаточно длительное время в качестве связующих звеньев, обеспечивая координацию между различными командами и структурными единицами. Расчет на высококвалифицированных экспертов влечет за собой значительную децентрализацию власти в инновационной организации. Принятие решений и последующие действия оказываются распределенными между различными позициями и уровнями организации в зависимости от конкретной проблемы. Власть смещается туда, где имеются компетентные и знающие данную конкретную проблему эксперты — будь то линейные менеджеры, штабной персонал или работники оперативного ядра. Инновационные организации существуют в двух основных формах. Операционная ad hoc-кратия проводит инновационный процесс и решает проблемы непосредственно для своих заказчиков. Ее мультидисциплинарные команды часто работают на контрактной основе, как, например, в случае консалтинговой фирмы или рекламного агентства. Для каждой операционной ad hoc-кратии всегда можно найти соответствующую профессиональную бюрократию, которая выполняет аналогичную работу, но более узко ориентированную. Сталкиваясь с проблемами заказчика, операционная ad hoc-кратия вовлекается в сложный творческий процесс поиска нового решения; профессиональная же бюрократия диагностирует ситуацию, сводит ее к известной проблеме и применяет к ней стандартную про- грамму решения. В одном случае действия направлены на инновации, в другом — на совершенствование. Так, один театр ставит одну за другой авангардные пьесы (театр Р. Виктюка), другой — год за годом играет В. Шекспира или А. Чехова '(МХАТ). Ключевой особенностью операционной ad-hoc-кратии является почти полное слияние административной и операционной работы. В ad-hoc-проект<
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.013 с.) |