Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органические и бюрократические (или механистические) структурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В механистической структуре проблемы и задачи, с которыми сталкивается система в целом, разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным направлениям. Каждый специалист решает свою задачу как нечто обособленное от реальных задач, стоящих перед организацией в целом, как будто это его задача — предмет субконтракта. «Кто-то там наверху» должен решать, насколько эти частные задачи соответствуют задачам всей организации. Технические методы и средства решения задач, права и обязанности каждого функционального элемента механистической системы точно определены. Взаимодействие в системе управления происходит в основном по вертикали, т.е. между начальником и подчиненным. Производственная деятельность и поведение персонала регламентируются инструкциями и решениями руководства. Такая управленческая иерархическая система строится на том, что вся информация о положении фирмы и ее задачах доступна или может быть доступна только главе фирмы. Управление такой организацией, хорошо известное по многочисленным схемам как сложная иерархическая структура, использует очень простую схему контроля, где информация поступает снизу вверх, подвергаясь последовательному усилению. Когда возникающие проблемы и требуемые действия нельзя разложить на отдельные элементы и распределить среди специалистов в соответствии с четко определенной иерархической ролью каждого, нестабильные условия вызывают к жизни органические системы. В этом случае сотрудники должны решать свои конкретные задачи в свете задач фирмы в целом. Значительная часть формальных характеристик и определений должностных обязанностей (в категориях полномочий, конечные результаты, станет уровень мотивации. Соотношение между конечными результатами и мотивацией часто записывают в виде символического произведения: РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ = УМЕНИЯ х МОТИВАЦИЯ. Максимальные результаты получаются, когда каждый из сомножителей максимален. Если один из множителей мал, малым будет и все произведение. Если умения фиксированы и менеджер хочет улучшить работу организации, он должен обратить внимание на уровень мотивации. Мы рассмотрим различные теории мотивации и их значение для управления. При этом мы обращаемся к ним почти в хронологическом порядке. Теории, будь то в физике, биологии или психологии, не всегда отклоняются потому, что они перестают соответствовать новым фактам. Обычно новая теория включает старую в виде частного случая, т.е. новая теория объемлет большее число фактов и рассматривает их самосогласованно. Но даже те теории, которые устаревают, часто содержат в себе зерна истины, которые легче увидеть в рамках хотя и не столь полных, но зато более простых построений. В психологии параллельное рассмотрение «старых» и «новых» теорий имеет смысл еще и потому, что здесь нет таких однозначных законов, какие существуют в естественных науках, и различные теории скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Мотивация по Фредерику Тейлору Первым применил методы мотивации «отец научного менеджмента» Ф. Тейлор (Taylor, 1991). Середина XIX в. характеризуется появлением первых предприятий массового производства, что требовало реорганизации старой системы управления, унаследованной от ремесленничества. Впервые организационные проблемы оказались в центре внимания и были подвергнуты систематическому исследованию в поисках новых и эффективных методов. Два человека заложили фундамент новой философии менеджмента — Фредерик Уинслоу Тейлор в Америке и Анри Файоль во Франции, вошедшей в историю под названием научного менеджмента. Тейлор задумался о двух вещах. Работая рабочим, а затем и инженером на заводе, он видел, с одной стороны, что подавляющее число работников имели низкую зарплату при длительном рабочем дне и высоком риске травматизма; с другой стороны, он осознавал воз-можнрсть рационализации трудового процесса, что могло увеличить производительность. Если производительность возрастет, рабочие будут получать большую зарплату при меньшей затрате усилий и более достойных условиях труда, предприниматели будут получать большие прибыли и получат возможность направлять их часть на улучшение условий работы. Тейлор полагал, что так же, как можно спроектировать наилучшую машину для выполнения каждой конкретной работы, существует и лучший оперативный метод, с помощью которого работник может выполнить свою задачу. Для этого достаточно разделить каждое задание на «элементарные» компоненты, измерить время, необходимое для их выполнения, отбросить нерациональные действия, а затем соединить части в целое самым эффективным способом. Одновременно Тейлор предложил, чтобы оплата труда зависела от производительности. Фактически, он ввел мотивационную схему, основанную на финансовом вознаграждении: если вы хотите, чтобы работник проявлял инициативу — дайте ему стимул. Хорошо известным примером применения этого метода является изучение самим Тейлором погрузки в вагоны железных болванок на одном из американских заводов. Согласно расчетам Тейлора, оптимальная организация погрузки должна была увеличить производительность почти в 4 раза, что и подтвердилось на практике. Одновременно возросла и оплата труда. Система Тейлора была воспринята его современниками и последователями односторонне. Они не увидели в ней ничего нового, кроме возможности увеличения результативности в процессе интенсификации труда. Со временем это привело ко многим проблемам и, в частности, к уменьшению мотивации. Для этого были веские причины. Люди чувствовали, что их работа была лишена творческого содержания, она качественно обесценивалась, превращая работников в простое продолжение машины. В этих условиях идентификация с организацией становится практически невозможной. Мотивирующая цель вытесняется жестко предписанными правилами, не оставляющими места для личной идентификации. Задания фиксированы и приспособлены к техническим требованиям и незначительно меняются с ростом мастерства работника. Чем более его задание определено, тем более он вынужден использовать все меньшую долю своих способностей. Оплату он получает только за скорость и умение работать руками. (Именно это заставило Американскую федерацию труда объявить Тейлора «врагом № 1» для рабочих!). Хоторнские эксперименты Следующая стадия в понимании роли мотивации в рабочих условиях была начата экспериментами по исследованию связи между физическими условиями труда и производительностью на заводе Хоторна компании Western Electric в США (Bedeian, 1986). «Условия труда» включали продолжительность рабочего дня, число и длительность перерывов для отдыха, освещенность и другие факторы, относящиеся к «нечеловеческой» стороне предприятия. Группу девушек, собирающих телефонное оборудование, поместили в отдельную комнату, где за ними тщательно наблюдали. Как только экспериментаторы начали менять условия работы, они обнаружили, что по мере введения каждого нового изменения производительность существенно менялась. Будучи опытными экспериментаторами, они решили, выполнив весь запланированный цикл изменений, вернуть девушек к исходным условиям — плохой освещенности, длинному рабочему дню, ликвидировали паузы для отдыха. К удивлению исследователей, результаты продолжали идти вверх — выше того уровня, который был зафиксирован при наилучших условиях труда. Ученые вынуждены были искать другие факторы, помимо контролируемо менявшихся физических условий. Прежде всего, было совершенно очевидно, что во время эксперимента в группе девушек возник и продолжал поддерживаться высокий моральный дух. Они были явно мотивированы на упорную и качественную работу. Принципы научного менеджмента не могли объяснить результаты эксперимента. Привлечение к экспериментам группы ученых Гарвардского университета под руководством психолога и социолога Элтона Мэйо помогло установить следующее. 1. Девушки чувствовали себя необычно, так как их выдели 2. Среди работниц и между ними и их руководителем воз 3. Социальные контакты и хорошие отношения между де «Хоторнский эффект» вошел в словарь психологов и социологов для.обозначения изменений, вносимых в эксперимент самым фактом наблюдения. Но в то же время хоторнские эксперименты впервые обратили внимание на социальные и психологические аспекты поведения на работе. Как хоторнские эксперименты, так и многочисленные более поздние исследования показали важность социального фактора на работе. Результаты работы оказываются зависящими не только от усилий каждого человека, но и от социальных связей между работниками. Со временем стало ясно, что практически при всех обстоятельствах в организациях возникают неформальные отношения, объединения, ассоциации, которые существенно влияют на мотивацию к работе, получаемые результаты, качество продукции. Хоторнские эксперименты были основной причиной, по которой промышленная психология была переименована в промышленную социальную психологию. Мы увидели, каким образом две ранние теории мотивации отвечали на вопрос: «Что мотивирует людей на работе?». Одна из них акцентировала внимание на денежном вознаграждении, другая — на социальных взаимоотношениях. Однако ни каждая из них в отдельности, ни вместе они не могут объяснить всю сложность процесса мотивации на работе. Когда американская актриса Бет Девис при подписании контракта с киностудией требует, чтобы сумма ее гонорара была хотя бы на один доллар больше, чем вознаграждение любой другой кинозвезды, какой психологический фактор здесь играет основную роль? Ясно одно — деньги здесь не играют главной роли. Еще одно подтверждение этому мы находим в исследовании, в котором большую группу людей попросили ответить на вопрос, продолжали бы они работать, если бы их финансовое положение не требовало этого. 69 процентов мужчин и 65 процентов женщин ответили утвердительно (Bedeian, 1986). Значит, работа дает им нечто большее, чем денежное вознаграждение. Существует некий мотивационный фактор, который «тянет» их на работу. ками, тем не менее до сих пор остаются самыми популярными при объяснении мотивации работников. Это — теория потребностей А. Маслоу, «Теория X» и «Теория У» Д.Мак-Грегора и двухфакторная модель Ф- Герцберга. К этому времени, как мы показали, сформировались два подхода к управлению организациями, которые можно назвать рационалистическим и поведенческим. В первом из них главное место занимает совершенствование производственной, технической, технологической — одним словом, «машинной» части организации. При этом мотивация основана на денежном вознаграждении. Во втором подходе акцент делается на управлении поведением работников — на «человеческой стороне предприятия». В завершенном виде различие между этими двумя подходами предстает в классической работе одного из наиболее видных представителей «школы человеческих отношений» — американского ученого Дугласа Мак-Грегора. Остановимся на его работе «Человеческая сторона предприятия» (1957), оказавшей большое влияние на последующее развитие теории управления (McGregor, 1966).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.009 с.) |