Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная конфигурацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Университеты, больницы, лечебные учреждения, консалтинговые и юридические фирмы, инвестиционные банки, аудиторские компании, архитектурные и проектные бюро, дизайнерские студии и т.п. принадлежат к типу организаций, называемых профессиональными. Работа в таких организациях характеризуется высокой сложностью и может выполняться и контролироваться только высококвалифицированными профессионалами. В то же время она остается достаточно стабильной на протяжении длительных промежутков времени, что позволяет совер- шенствовать мастерство работников с помощью стандартизированных операционных программ. Профессиональная организация нанимает на работу хорошо обученных специалистов, которые составляют ее оперативное ядро, и предоставляет им право контроля над собственной работой. Этот контроль означает, что специалисты работают независимо от своих коллег, но в очень тесном контакте с потребителями своих услуг — будь то больные в больнице, студенты в университете, менеджеры фирм, нуждающиеся в консалтинге. Необходимая координация между специалистами осуществляется почти автоматически благодаря их высокой квалификации и общей образовательной базе. Но как бы ни были стандартизированы знания и умения специалистов, сложность работы оставляет профессионалам много степеней свободы в том, как выполнять свою работу. Нельзя найти двух хирургов, одинаково делающих одну и ту же операцию, или двух профессоров, неотличимо читающих один и тот же курс. Ключевым элементом профессиональной организации — как по роли, так и по величине — является оперативное ядро, в то время как техноструктура и средняя линия не очень развиты. Благодаря значительной децентрализации, профессионалы не только контролируют свою собственную работу, но и осуществляют некий коллективный контроль над административными решениями, которые их касаются (например, при приеме на работу коллег, их продвижении, при распределении ресурсов). Частично это достигается тем, что они сами выполняют некоторую часть административной работы (например, университетские преподаватели являются членами разных комиссий, комитетов, советов); кроме того, различные административные посты занимаются самими профессионалами или людьми с их «благословения». Возникает достаточно демократическая административная структура, которую иногда изображают в виде пирамиды, основание которой — профессионалы — находится вверху, а вершина — администрация — внизу. Конечно, такая картина несколько условна и преуменьшает роль Вторая проблема машинной организации относится к управлению. Так как оперативное ядро рассматриваемой конфигурации не предназначено для разрешения конфликтов, многие возникающие там проблемы выплескиваются на администрацию. Но для достижения требуемого структурой контроля машинная конфигурация вынуждена прибегать к узкой специализации и самой управленческой структуры. Это, в свою очередь, создает проблемы в коммуникациях и координации действий. Все коммуникационные барьеры в таких структурах препятствуют неформальным коммуникациям среди менеджеров. Узкий «функционализм» не только препятствует координации; он также способствует созданию «феодальных княжеств», что на уровне организации в целом приводит к политическим играм «до победы», оставляя в стороне предназначение организации — обслуживать своих потребителей. Каким же образом машинная организация разрешает проблемы координации? Рефлекторно она снова прибегает к стандартизации, например, совершенствуя квалификационные характеристики или увеличивая количество правил и процедур. Но так как стандартизация не приспособлена к решению нестандартных проблем, она только ухудшает ситуацию и приводит к разрастанию конфликта. Таким образом, для улаживания проблем, связанных с координацией, машинной организации остается лишь один механизм — прямое управление с вершины пирамиды власти. В результате возникает чрезмерная централизация власти, которая тянет за собой множество других проблем. Инновационная конфигурация Ни одна из конфигураций, рассматриваемых до сих пор, не способна на проведение сложного инновационного процесса, какого требует, например, завод, производящий сложное оборудование, кинокомпания, выпускающая боевики, или исследовательская организация в области высоких технологий. Предпринимательская организация может заниматься инновациями, но только относительно простыми. Машинная и профессиональная организации нацелены на исполнение заданных программ, улучшение стандартов, а не на изобретение новых. Диверсифицированная организация смогла разрешить некоторые проблемы стратегической негибкости машинной конфигурации, но и она не является истинным инноватором, так как слишком большую роль в ней играет контроль. Во вставке 2.4.1 приводится пример создания инновационной организации. ВСТАВКА 2.4.1 В начале 80-х годов XX ст. Стив Джобе, которому тогда было 27 лет, был председателем Совета директоров компании «Apple Computers». Он пришел к выводу, что следующим шагом его компании должно быть создание совершенно нового компьютера, иначе мощная IBM может уничтожить Apple в конкурентной борьбе. Вопрос состоял в том, как спроектировать новое поколение компьютеров и опередить IBM, Решение Джобса состояло в создании ad-hoc-структуры. Проект выполнялся в отдельном здании, над которым подняли пиратское (!) знамя «Веселого Роджера» как символ того, что новый продукт создается вне рамок существующей бюрократии. Был выделен специальный штат экспертов. Команда по созданию компьютера «Макинтош» под руководством самого Джобса начала работу и посвятила этому много беспокойных дней и ночей. Через два года сформировалось видение компьютера и появился первый образец. Каждый «Макинтош», произведенный позже, имел на внутренней панели выгравированные имена команды создателей. Когда проект «Макинтош» стартовал, задача была сформулирована очень нечетко («пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»). Никто не мог предсказать, как будут развиваться события, и потому организация должна была быть в высшей степени адаптивной, чтобы она могла приспособиться к любому повороту событий. В этом — вся суть ad-hoc-кратии. Сложные инновации требуют особой конфигурации. Она должна быть способной объединить экспертов из самых различных областей в устойчиво работающую команду, выполняющую соответствующий — ad hoc1 — проект. В терминологии Минцберга такая конфигурация называется инновационной, или «ad hoc-кратией». Инновация означает отход от установившихся моделей, стандартов. Поэтому инновационная организация не может рассчитывать на координацию своих действий путем стандартизации, как это бывает в других конфигурациях. Она должна избегать всех внешних атрибутов бюрократической структуры, таких как четкое разделение труда, глубокая дифференциация структуры, высокоформализованное поведение, упор на планирование и контроль. Превыше всего, она должна оставаться гибкой. Из всех конфигураций эта выявляет менее всего уважения к классическим принципам менеджмента, в особенности к единоначалию. Информация в ней течет свободными неформальными потоками, пренебрегая порядком и последовательностью ступеней власти. Возникающая структура является матричной. Предпринимательская конфигурация также остается гибкой, органичной структурой и способна к инновациям. Но эта инновация ограничена простыми ситуациями, которые могут быть охвачены одним лидером. Инновация сложной природы требует иного типа гибкой структуры, способной соединить воедино различные формы экспертизы. Таким образом, ad hoc-кратия должна привлекать и давать власть экспертам — людям, чьи знания и умения подняты на высокий уровень в процессе обучения. Но, в отличие от профессиональной, инновационная организация для достижения координации не может рассчитывать на стандартизованное мастерство своих экспертов, ибо стандарты убивают инновацию. Скорее, она должна рассматривать имеющиеся знания и умения только как базу,
Ad hoc (лат.) — буквально «к этому», к данному случаю, для данной на которой объединяются и возникают новые знания и умения. Таким образом, ad hoc-кратия должна ломать границы привычной специализации и дифференциации. Это достигается тем, что решение проблем поручается не отдельным специалистам в заранее предопределенных областях, а мультидисциплинар-ным командам, объединяющим свои усилия. Каждая команда формируется вокруг одного конкретного проекта. В этих условиях работает лишь один координационный механизм — взаимная адаптация. Менеджеры ad hoc-кратии редко «управляют» в обычном смысле слова, прибегая к командам. Вместо этого они проводят достаточно длительное время в качестве связующих звеньев, обеспечивая координацию между различными командами и структурными единицами. Расчет на высококвалифицированных экспертов влечет за собой значительную децентрализацию власти в инновационной организации. Принятие решений и последующие действия оказываются распределенными между различными позициями и уровнями организации в зависимости от конкретной проблемы. Власть смещается туда, где имеются компетентные и знающие данную конкретную проблему эксперты — будь то линейные менеджеры, штабной персонал или работники оперативного ядра. Инновационные организации существуют в двух основных формах. Операционная ad hoc-кратия проводит инновационный процесс и решает проблемы непосредственно для своих заказчиков. Ее мультидисциплинарные команды часто работают на контрактной основе, как, например, в случае консалтинговой фирмы или рекламного агентства. Для каждой операционной ad hoc-кратии всегда можно найти соответствующую профессиональную бюрократию, которая выполняет аналогичную работу, но более узко ориентированную. Сталкиваясь с проблемами заказчика, операционная ad hoc-кратия вовлекается в сложный творческий процесс поиска нового решения; профессиональная же бюрократия диагностирует ситуацию, сводит ее к известной проблеме и применяет к ней стандартную про- грамму решения. В одном случае действия направлены на инновации, в другом — на совершенствование. Так, один театр ставит одну за другой авангардные пьесы (театр Р. Виктюка), другой — год за годом играет В. Шекспира или А. Чехова '(МХАТ). Ключевой особенностью операционной ad-hoc-кратии является почти полное слияние административной и операционной работы. В ad-hoc-проекте трудно отделить планирование и проектирование от исполнения, отличить средние уровни организации от оперативного ядра — специалисты всех уровней трудятся бок о бок в одной команде. Другая форма, административная ad hoc-кратия, также работает с командами проектов, но иначе. В то время как операционная ad hoc-кратия выполняет проекты для клиентов, административная ad hoc-кратия обслуживает сама себя — созда- , вая новое оборудование или проектируя новые виды деятельности. В отличие от оперативной АХК, в административной АХК существует четкое различие между ее административной компонентой и оперативным ядром. Ядро попросту как бы отсечено от остальной части организации, так что административная компонента может сама быть структурирована как АХК. Ярким примером этого типа усеченной структуры является издательская индустрия. Ее редакционная часть должна быть творческой и инновационной, отвечающей динамичному окружению, в то время как печатание является высокостандартизированной процедурой, требующей машинно-бюрократических методов менеджмента. Еще одна форма отсечения возникает в условиях, когда оперативное ядро становится высокоавтоматизированным. Тогда оно может функционировать самостоятельно, почти не нуждаясь в прямом контроле со стороны административной компоненты, которая принимает структуру АХК. Из рассмотренного следует, что в обоих типах АХК соотношения между оперативным ядром и административной компонентой не похожи ни на одну из конфигураций. В администра- тивной АХК оперативное ядро отсечено и становится относительно второстепенной частью организации; в операционной АХК они слиты воедино. В любом случае, потребность в традиционном прямом управлении уменьшается, так что менеджеры оказывают влияние скорее благодаря своей компетенции и знанию дела, чем посредством формальной власти. Это означает, что различие между линейными менеджерами и штабным персоналом становится неопределенным. Не имеет больше смысла делать различие между теми, кто имеет формальную власть решать, и теми, кто получил неформальное право советовать. Власть решать в АХК переходит к тем, кто имеет необходимую компетенцию, независимо от формального положения. На деле, ключевую роль в АХК играет поддерживающий штабной персонал, так как многие из экспертов находятся именно в этой части организации (особенно в административной АХК). Однако, как было сказано, этот персонал не дифференцирован столь резко от других частей организации, как в бюрократических конфигурациях. Другая часть штабного персонала, техноструктура, играет здесь меньшую роль, так как АХК не нуждается в стандартизации как средстве координации действий — здесь действует иной механизм координации. Аналитики из техноструктуры могут, конечно, использоваться при планировании и других формах анализа (например, маркетинговых исследованиях и экономических прогнозах), но эти аналитики, вероятно, сами принимают участие в проектах различных команд. Высшие руководители стратегического апекса этой конфигурации не тратят много времени на формулировку конкретной стратегии. Но они должны проводить значительную часть времени в битвах за тот или иной стратегический выбор и улаживании проблем, возникающих в столь зыбкой структуре. Инновационная конфигурация объединяет в себе нечеткие рабочие обязанности с неформальной властью, основанной на компетентности. Такая комбинация порождает много конфликтов и агрессивности. Задача менеджеров всех уровней состоит в том, чтобы направлять их в созидательное русло. Поэтому менеджеры АХК должны быть мастерами человеческих отношений, умеющими использовать все возможности современного менеджмента для того, чтобы соединить склонных к индивидуализму экспертов в эффективно действующую команду. Значительную часть времени высшие руководители должны посвящать мониторингу проектов. Работа над инновационным проектом известна сложностью контроля. Никакие информационные системы менеджмента не могут дать полных, однозначных результатов. Поэтому необходим тщательный личный контроль проектов, чтобы обеспечить их выполнение в соответствии с запланированными параметрами, своевременно и в пределах бюджета (или, скорее, не с очень большим опозданием по срокам и отклонениям от бюджета). Возможно, наиболее важной ролью высшего руководства в этой конфигурации (и особенно в операционной АХК) является связь с внешним миром. Другие конфигурации сосредоточивают свое внимание на устойчивых рынках и потому более или менее гарантированы, что будут обеспечены работой. Не так складываются обстоятельства в операционной АХК, которая живет от проекта до проекта и исчезает, когда заказов нет. Так как каждый проект является единственным в своем роде, организация никогда не может быть уверенной в том, когда и откуда придет следующий проект. Поэтому высшее руководство должно посвящать значительную часть своего времени обеспечению организации все новыми и новыми проектами. Это означает необходимость развития контактов и установления связей с потенциальными потребителями и переговоров о заключении контрактов. Инновационная конфигурация возникает в том случае, когда внешнее окружение является динамичным и сложным. Динамичное окружение, являясь непредсказуемым, требует не механистической, а органичной структуры (см. вставку 2.4.1); сложное окружение требует децентрализованной структуры. Только инновационная конфигурация удовлетворяет обоим условиям. ВСТАВКА 2.4.1
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.009 с.) |