Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формализация задач из различных предметных областейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот этап самый непростой, для его выполнения нужно умение выделять в предметной области наиболее важные характеристики для решения задачи и выявлять способы решения задач, принятые на практике, а также требуются специальные знания и умения моделирования предметной области. Поэтому часто привлекаются математики (или системотехники - аналитики), если предметная область слишком сложна. В результате формализации создается математическая модель предметной области, которая записывается средствами различных видов математических моделей, определяются входные и выходные данные для задачи (или комплекса задач). Либо просто формируется строгое описание задачи, поскольку не всякая предметная область может быть описана средствами какой-либо математической модели (так называемые слабо формализуемые или неформализуемые области).
Пример 1. Пусть в качестве предметной области рассматривается процесс зачисления абитуриентов в ВУЗ, который хорошо знаком читателю, а потому не требует пространных комментариев. Попробуем формализовать его, определив исходные данные, требуемые для решения задачи, результаты решения, а также сам процесс решения (при этом возможны некоторые упрощения относительно реального положения дел, которые не должны смущать недавнего абитуриента). Итак, процесс зачисления происходит описанным ниже образом: 1. в приемную комиссию поступают сведения об абитуриенте, включающие данные о его оценках из аттестата о среднем образовании; 2. по мере сдачи вступительных экзаменов оценки, если они положительны, добавляются к имеющимся сведениям об абитуриенте, либо абитуриент исключается из претендентов на зачисление, если экзамен не сдан; 3. когда все вступительные экзамены сданы, список абитуриентов упорядочивается по мере убывания общей суммы оценок по сданным экзаменам с учетом среднего балла по аттестату; 4. первые элементы из списка в количестве, соответствующем объему набора на первый курс, и есть студенты первого курса, фамилии которых вносятся в приказ на зачисление.
Таким образом, для решения задачи требуются следующие исходные (входные) данные: фамилия, имя, отчество студента (для различения в списке), оценки из аттестата, оценки за вступительные экзамены, объем набора на первый курс; результат решения (выходные данные) – список студентов первого курса в виде списка фамилий, имен, отчеств; ход решения (последовательность требуемых действий) описан выше. Формализация выполнена. Ее результат – описание решения в виде последовательности шагов, входные и выходные данные.
Пример 2. Пусть на первый курс по некоторой специальности зачислено N студентов. По результатам каждой сессии в течение первых четырех семестров часть студентов отчисляется за неуспеваемость в указанных среднестатистических количествах:
Построить модель изменения численности студентов для определения их количества к дипломному проектированию.
Эта задача относится к классу задач экстраполяции функций: определить значение функции y в точке x (x ∉ x 0, x n), если известны (n+1) значений функции y в точках x 0, x 1 x 2, …, x n.
Решим задачу двумя способами.
Первый способ. Используем возможности табличного процессора EXCEL, который позволяет аппроксимировать функцию y, если известны значения функции и ее аргументов в определенном количестве точек. Для этого занесем в таблицу EXCEL исходные данные, построим диаграмму точечного типа и сформируем линию тренда, запросив вывод в диаграмму установленной табличным процессором функциональной зависимости:
Как видно из рисунка, сформированная функциональная зависимость имеет вид: y (x) = 20,777 x -2,1513, где y – число отчисленных студентов; x – номер семестра. Тогда для определения числа оставшихся студентов к пятому курсу (дипломному проектированию) может быть построена модель:
st = N – y (10),
где st – число оставшихся к дипломному проектированию студентов. Формальная постановка задачи выполнена.
Второй способ. Используем интерполяционный многочлен Лагранжа для формализации задачи (несмотря на то, что этот многочлен решает задачу интерполяции, его можно использовать и для экстраполяции, если экстраполяционная точка не слишком отдалена от исходных точек).
В соответствии с принятыми выше обозначениями имеем: где y i – число отчисленных студентов в i-м семестре; p i(10) – коэффициент Лагранжа, который рассчитывается по формуле: и имеет значения из множества { p 1(10), p 2(10), p 3(10), p 4(10)}.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.006 с.) |