![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формализация задач из различных предметных областейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот этап самый непростой, для его выполнения нужно умение выделять в предметной области наиболее важные характеристики для решения задачи и выявлять способы решения задач, принятые на практике, а также требуются специальные знания и умения моделирования предметной области. Поэтому часто привлекаются математики (или системотехники - аналитики), если предметная область слишком сложна. В результате формализации создается математическая модель предметной области, которая записывается средствами различных видов математических моделей, определяются входные и выходные данные для задачи (или комплекса задач). Либо просто формируется строгое описание задачи, поскольку не всякая предметная область может быть описана средствами какой-либо математической модели (так называемые слабо формализуемые или неформализуемые области).
Пример 1. Пусть в качестве предметной области рассматривается процесс зачисления абитуриентов в ВУЗ, который хорошо знаком читателю, а потому не требует пространных комментариев. Попробуем формализовать его, определив исходные данные, требуемые для решения задачи, результаты решения, а также сам процесс решения (при этом возможны некоторые упрощения относительно реального положения дел, которые не должны смущать недавнего абитуриента). Итак, процесс зачисления происходит описанным ниже образом: 1. в приемную комиссию поступают сведения об абитуриенте, включающие данные о его оценках из аттестата о среднем образовании; 2. по мере сдачи вступительных экзаменов оценки, если они положительны, добавляются к имеющимся сведениям об абитуриенте, либо абитуриент исключается из претендентов на зачисление, если экзамен не сдан; 3. когда все вступительные экзамены сданы, список абитуриентов упорядочивается по мере убывания общей суммы оценок по сданным экзаменам с учетом среднего балла по аттестату; 4. первые элементы из списка в количестве, соответствующем объему набора на первый курс, и есть студенты первого курса, фамилии которых вносятся в приказ на зачисление.
Таким образом, для решения задачи требуются следующие исходные (входные) данные: фамилия, имя, отчество студента (для различения в списке), оценки из аттестата, оценки за вступительные экзамены, объем набора на первый курс; результат решения (выходные данные) – список студентов первого курса в виде списка фамилий, имен, отчеств; ход решения (последовательность требуемых действий) описан выше.
Формализация выполнена. Ее результат – описание решения в виде последовательности шагов, входные и выходные данные.
Пример 2. Пусть на первый курс по некоторой специальности зачислено N студентов. По результатам каждой сессии в течение первых четырех семестров часть студентов отчисляется за неуспеваемость в указанных среднестатистических количествах:
Построить модель изменения численности студентов для определения их количества к дипломному проектированию.
Эта задача относится к классу задач экстраполяции функций: определить значение функции y в точке x (x ∉ x 0, x n), если известны (n+1) значений функции y в точках x 0, x 1 x 2, …, x n.
Решим задачу двумя способами.
Первый способ. Используем возможности табличного процессора EXCEL, который позволяет аппроксимировать функцию y, если известны значения функции и ее аргументов в определенном количестве точек. Для этого занесем в таблицу EXCEL исходные данные, построим диаграмму точечного типа и сформируем линию тренда, запросив вывод в диаграмму установленной табличным процессором функциональной зависимости:
Как видно из рисунка, сформированная функциональная зависимость имеет вид: y (x) = 20,777 x -2,1513, где y – число отчисленных студентов; x – номер семестра. Тогда для определения числа оставшихся студентов к пятому курсу (дипломному проектированию) может быть построена модель:
st = N – y (10),
где st – число оставшихся к дипломному проектированию студентов. Формальная постановка задачи выполнена.
Второй способ. Используем интерполяционный многочлен Лагранжа для формализации задачи (несмотря на то, что этот многочлен решает задачу интерполяции, его можно использовать и для экстраполяции, если экстраполяционная точка не слишком отдалена от исходных точек).
В соответствии с принятыми выше обозначениями имеем: где y i – число отчисленных студентов в i-м семестре;
p i(10) – коэффициент Лагранжа, который рассчитывается по формуле: и имеет значения из множества { p 1(10), p 2(10), p 3(10), p 4(10)}.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.6 (0.008 с.) |