Государственная политика Республики Беларусь в области охраны здоровья населения (закон «О здравоохранении»). 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика Республики Беларусь в области охраны здоровья населения (закон «О здравоохранении»).



Ответы к государственному экзамену по общественному здоровью и здравоохранению.

Государственная политика Республики Беларусь в области охраны здоровья населения (закон «О здравоохранении»).

Государственная политика в области охраны здоровья населения определяется соответствующей статьей 3 закона РБ "О здравоохранении". Согласно ей государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей

- профилактическую направленность здравоохранения

- доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения

- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей

- координацию и контроль МЗ РБ деятельности в области ЗО других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области ЗО

- экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения

- ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения

- участие общественности и граждан в охране здоровья населения

Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья (закон «О здравоохранении»).

Право граждан РБ на охрану здоровья определяется статьей 5 закона «О здравоохранении»:

Граждане РБ независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, гигиеническим воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, созданием условий для занитий физической культурой и спортом, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях ЗО.

Государственные организации ЗО могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с перечнем и порядком, определяемыми Советом Министров РБ.

Граждане РБ, временно выезжающие за ее пределы, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Порядок и условия обязательного медицинского страхования граждан РБ при выезде за ее пределы определяются Советом Министров РБ.

Полномочия государственных органов в области охраны здоровья (закон «О здравоохранении»).

Полномочия государственных органов в области охраны здоровья населения определяется статьей 13 закона «О здравоохранении»:

Президент РБ определяет основные направления государственной политики в области охраны здоровья населения, стратегию развития, утверждает Национальную концепцию охраны здоровья населения и национальные медицинские программы, осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья населения.

Национальное собрание РБ принимает законы по вопросам охраны здоровья населения и закон об утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, в котором определяются расходы на охрану здоровья населения.

Совет Министров РБ осуществляет государственную политику в области охраны здоровья населения, реализует национальные медицинские программы, разрабатывает, утверждает и реализует государственные программы по охране здоровья населения в пределах, предусмотренных законодательством, координирует деятельность органов государственного управления, юридических и физических лиц в области охраны здоровья населения.

Совет Министров РБ не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом РБ об осуществлении государственной политики в области охраны здоровья населения и о состоянии здоровья населения РБ.

Права и обязанности пациента при обращении за медицинской помощью (закон «О здравоохранении»).

Права и обязанности пациента при обращении за медицинской помощью определяются статьей 29 закона «О здравоохранении».

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи

- информацию об имени, фамилии, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи

- обследование, лечение и нахождение в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям

- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами

- перевод к другому лечащему врачу с разрешения руководителя организации здравоохранения (ее структурного подразделения)

- отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом

- обжалование поставленного диагноза, применяемых методов обследования и лечения, организации оказания медицинской помощи

- сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами

- получение в доступной для него форме информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья.

При нахождении на стационарном лечении пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а также на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой к должностным лицам организации ЗО, в которой ему оказывается медицинская помощь, а также к должностным лицам государственных органов или в суд.

Пациент обязан:

- принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья

- уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи

- предоставлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях

- выполнять медицинские предписания

- соблюдать правила внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов и бережно относиться к имуществу организации здравоохранения

Основы законодательства Республики Беларусь о здравоохранении.

А. Конституция РБ

Б. Законы РБ в области ЗО:

1. «О здравоохранении» (1993 г.)

2. «О лекарственных средствах» (2006 г.)

3. «О безопасности генно-инженерной деятельности» (2006 г.)

4. «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» (2002 г.)

5. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1999 г.)

6. «О трансплантации органов и тканей человека» (1997 г., изменения 2007 г.)

7. «О донорстве крови и ее компонентах» (1995 г.)

8. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (1994 г.)

9. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (1993 г.)

10. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г.) и др.

В. Указы и декреты Президента РБ в области ЗО:

1. Указ «Об объявлении 2008 года Годом здоровья»

2. Указ «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения»

3. Указ «О совершенствовании материального стимулирования отдельных категорий врачей»

4. Указ «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» и др.

Г. Постановления Совета Министров РБ в области ЗО:

1. «О некоторых вопросах бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан»

2. «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь»

3. «Об утверждении Государственной программы обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы»

4. «Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь» и др.

Д. Постановления МЗ РБ:

1. «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению»

2. «Об утверждении порядка льготного обеспечения аптеками отдельных категорий граждан перевязочными материалами по рецептам врачей» и др.

Е. Приказы МЗ РБ:

1. «О платных медицинских услугах»

2. «Об утверждении форм первичной медицинской документации в организациях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь»

Прогнозирование

8) интернационализм – помощь системы ЗО другим странам, координация действий с МЗ иностранных государств и т.д.

В РБ - 2 формы системы ЗО: государственная и частная.

Организация медицинской помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях. Номенклатура амбулаторно-поликлинических организаций. Основные направления развития амбулаторно-поликлинической помощи в республике.

Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается следующими учреждениями:

1) амбулаториями и поликлиниками, входящими в состав больниц

2) самостоятельными городскими поликлиниками

3) сельскими врачебными амбулаториями

4) диспансерами

5) женскими консультациями

6) здравпунктами

7) фельдшерско-акушерскими пунктами

Основные принципы оказания амбулаторно-поликлинической помощи:

- доступность

- территориальная участковость

- профилактическая направленность

- преемственность

- бесплатность

- этапность

Основные направления развития амбулаторно-поликлинической службы в РБ:

- повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению

- увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний

- преодоление различий в обеспечении медицинской помощью городского и сельского населения

- улучшение системы подготовки и переподготовки врачей и среднего медперсонала

- укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинической службы

- проведение стандартизации оказания помощи населению путем создания протоколов и алгоритмов, основанных на международных рекомендациях, рекомендациях ВОЗ и др.

Реабилитация: медицинская, профессиональная, социальная. Определение понятий. Организация системы реабилитации больных и инвалидов в РБ. Закон РБ «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Реабилитация - это комплекс мер различного характера, направленных на снижение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности для инвалида достижения социальной интеграции. Это межведомственное понятие ( в реабилитации должны участвовать не только врачи).

Основные виды реабилитации:

а) медицинская реабилитация - процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм

б) медико-профессиональная реабилитация - процесс восстановления трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней;

в) профессиональная реабилитация - система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции;

г) трудовая реабилитация - процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте;

д) социальная реабилитация - система мероприятий, обеспечивающих улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества

Направления реабилитации:

1) реабилитация больных – направлена на предупреждение дефекта, профилактика инвалидности

2) реабилитация инвалидов – снижение тяжести инвалидности, адаптация инвалида к бытовой и трудовой среде.

Уровни предупреждения инвалидности

а) первичная профилактика инвалидности - снижение частоты возникновения нарушенных функций, затрудняющих жизнедеятельность и ограничивающих трудоспособность.

б) вторичная профилактика инвалидности - ограничение степени нарушения функций или обратное развитие при уже имеющихся заболеваниях, врожденных или приобретенных дефектах.

в) третичная профилактика инвалидности - предупреждение перехода возникших или врожденных функциональных нарушений на уровне инвалидности в устойчивые дефекты, приводящие к утяжелению инвалидности и нетрудоспособности.

В 1994 г. принят закон "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов". На его основе действует государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов.

Статья 4. Задачи законодательства РБ в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов:

- создание правовых гарантий для организации и развития системы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов;

- обеспечение и защита прав граждан Республики Беларусь на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию;

- участие общественных организаций инвалидов в государственных программах реабилитации инвалидов.

Статья 5. Государственная программа по предупреждению инвалидности включает:

- изучение причин инвалидности;

- разработку мер по предупреждению или ограничению случаев потери здоровья, включая программы иммунизации;

- разработку мер по предупреждению врожденных дефектов, хронических и профессиональных заболеваний, несчастных случаев, травматизма, а также перестройку человеческой психики с помощью

внешнего воздействия;

- создание системы раннего выявления и профилактики инвалидности;

- создание специальных программ по снижению травматизма

- разработку программ аттестации и рационализации рабочих мест и условий труда как мер профилактики профессиональных и других заболеваний

- проведение медицинского обследования и оздоровление детей;

- анализ всех случаев травматизма, вызванных чрезвычайными и экологическими обстоятельствами или риском возникновения таких обстоятельств;

- контроль за неумеренным использованием лекарственных средств, наркотиков, алкоголя, табака и других стимуляторов;

- создание специальных программ по снижению частоты и тяжести наследственной патологии, эндокринных, психических заболеваний, приводящих к инвалидности, а также заболеваний алкоголизмом;

- меры воспитания, разъяснительной работы о вреде курения и алкоголизма, избыточной массы тела, недостаточной физической активности как факторов риска онкологических, сердечно-сосудистых и

других хронических заболеваний;

- научное обеспечение разрабатываемых программ, подготовку кадров, образовательные, просветительные и другие меры.

Санитарно-эпидемиологическая служба в Республике Беларусь, структура, функции, управление. Отрасли санитарной деятельности. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

Санитарно-эпидемическая служба - система государственных учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Задачи санэпидслужбы:

1) обеспечение своевременной гигиенической оценки всего нового, что внедряется в народное хозяйство

2) разработка и внедрение, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними

3) организация и контроль за реализацией мероприятий и рекомендации по оздоровлению условий труда, быта, отдыха населения

В основе организации санэпидслужбы лежит:

1. государственный характер санитарно-эпидемической деятельности

2. научная плановая основа санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий

3. единство управления санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности, состоящая в том, что эта работа сосредоточена в едином комплексном учреждении - ЦГиЭ.

4. участие всех медицинских организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе при организующей роли санэпидслужбы

5. участие населения в санитарно-оздоровительной работе и пропаганде гигиенических знаний

Основная задача - государственный санитарный надзор; контроль за проведением санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Содержание работы СЭС (контроль за выполнением):

1) предупреждение и ликвадация загрязнения окружающей среды

2) оздоровление условий труда на сельско-хозяйственном и промышленном производстве для снижения общей и профессиональной заболеваемости

3) создание наиболее благоприятных условий для нормального развития и обучения детей и подростков

4) оздоровление питания населения - рациональное питание, предупреждение отравлений пищевыми продуктами

5) предупреждение, снижение и ликвидация инфекционных и паразитарных заболеваний, предупреждение заноса и распространения карантинных инфекций.

Государственный санитарный надзор осуществляется органами санэпидслужбы (СЭС) в форме предупредительного и текущего надзора за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, отдельными гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил.

Организационная структура СЭС РБ:

а) республиканский уровень: возглавляет заместитель министра ЗО - главный государственный санитарный врач РБ, он имеет 4 заместителя, возглавляет санитарно-эпидемический отдел. Есть республиканский ЦГиЭ, который занимается научной и практической деятельностью.

б) областной уровень: областной ЦГиЭ, его главный врач является главным государственным санитарным врачом области, он же заместитель начальника управления ЗО области

в) районный уровень: районный ЦГиЭ - главный врач - главный государственный санитарный врач района, заместитель главного врача района

Научно-исследовательские организации СЭС: научный практический центр гигиены (ранее НИИ гигиены), научно-исследовательский институт микробиологии и эпидемиологии.

Всего ЦГиЭ в РБ - 146, кроме них есть центры дезинсекции и дератизации, дезинфекционные станции, санитарно-контрольные пункты.

Организационная структура ЦГиЭ (на примере):

1. Организационный отдел - координирует всю работу СЭС в масштабе территории обслуживания, состоит из отделений: компьютеризации, информационного обеспечения, метрологии и стандартизации, эпидемического анализа и прогнозирования

2. Санитарно-гигиенический отдел- отделения коммунальной гигиены, гигиены труда, пищевой гигиены, гигиены детей и подростков, токсикологического.

3. Санитарно-эпидемиологический отдел - отделения противоэпидемическое, паразитологическое, дезинфекционное, иммунологическое, санитарно-эпидемиологического анализа и лаборатории (токсикологические, бактериологические, вирусологические, паразитологические)

4. Радиационная гигиена.

5. Отдел больничной гигиены и дезинфекции

6. Отдел особо опасных инфекций

7. Отдел профилактики СПИД.

Правовые основы деятельности ЦГиЭ определяются:

а) конституцией РБ

б) законом о ЗО

в) законом «О санитарно-эпидемическом благополучии»

г) совокупностью санитарно-гигиенических и санитарно-профилактических нормативов, норм, правил, отдельных постановлений правительства, решений совета народных депутатов по санитарно-противоэпидемическим вопросам.

Государственный санитарный надзор органами и учреждениями СЭС осуществляется в 2-х формах:

а) предупредительной - за строительством, планировкой, застройкой населенных пунктов, планированием размещения промышленности

б) текущей - санитарное обследование объектов коммунального хозяйства, промышленных мероприятий, пищевых объектов, детских дошкольных и школьных учреждений, источников инфекции и прочее.

Должностные лица ЦГиЭ при осуществлении государственного санитарного надзора выполняют контрольную и организаторскую функции. Среди медработников только санитарный врач имеет право принуждения.

Закон РБ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (1993 г.) регулирует общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения РБ, сохранения и укрепления здоровья, физического, духовного развития и долголетней активной жизни людей; закон определяет компетенцию республиканских и местных органов государственной власти и управления в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения; обязанности предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов, общественных объединений, должностных лиц и граждан по соблюдению санитарных норм, правил, гигиенических нормативов и проведению санитарно-гигиенических, профилактических, противоэпидемических и противорадиационных мероприятий; систему государственного контроля и надзора; виды ответственности за нарушения санитарного законодательства.

Основные разделы закона:

- общие положения

- права и обязанности граждан, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения

- полномочия высших органов государственной власти и управления в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения

- общие требования по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения

- государственный контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства РБ

- ведомственный санитарный надзор, производственный и общественный санитарный контроль

- ответственность за нарушение санитарного законодательства.ельности, состоящая в том, что эта работа сосредото

Формирование здорового образа жизни как основа профилактической деятельности медицинских организаций и врачей. Медико-социальные проблемы здорового образа жизни. Государственная программа «По формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь».

До 60-х г.г. 20 в. основной подход в ЗО: главное - излечить болезнь, позднее - профилактика болезней, к 90-м г.г. основной подход - получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.

Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел - формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ -сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).

Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы

- укреплять здоровье человека

- предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть

- вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом

Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.

Элементы ЗОЖ:

1) медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ

2) трудовая деятельность людей

3) хозяйственно-бытовая деятельность человека - материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность

4) социальная деятельность семьи - уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье

5) деятельность, направленная на восстановление физических сил.

Медико-социальные проблемы ЗОЖ:

- медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)

- изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью

- уровень культуры населения

- учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)

- выявление и оценка групп риска

- активное участие населения

- разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).

Принципы формирования ЗОЖ:

- сознательный личный образ жизни - индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.

- научность -содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.

- массовость - участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.

- доступность - при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.

- целенаправленность - выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.

- оптимистичность -следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний

- актуальность -выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.

Служба формирования ЗОЖ:

1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)

2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты

3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник

4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.

Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.

Основные задачи службы:

- координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;

- вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;

- постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;

- предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;

- организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.

ГП «По формированию здорового образа жизни населения РБ» на 2007-2010 г.г.

Цель ГП: формирование системы ЗОЖ во всех сферах деятельности человека, направленной на сохранение и укрепление здоровья людей, снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.

Задачи ГП:

- формирование потребности в ЗОЖ, повышение престижности и ценности здоровья, как фактора жизнестойкости, успешности, активного долголетия

- обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в процессе формирования ЗОЖ населения

- создание образовательной, научной, правовой, экономической, материально-техни­чес­кой базы по формированию здорового образа жизни

- совершенствование организационно-методи­ческого, информационного сопровождения деятельности по формированию здорового образа жизни

- консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по реализации комплексных программ охраны здоровья человека

- развитие материальной базы оздоровительных учреждений для всех слоев населения

- внедрение комплексной межотраслевой системы информационно-пропагандистской, образовательной и оздоровительной работы с населением, включая массовую, групповую, индивидуальную

- расширение производства товаров физкультурно-оздоровительного назначения

- развитие и внедрение новых форм культурно-массового и физкультурно-оздоровительного досуга населения

Ожидаемые результаты программы:

- повышение уровня знаний населения по основным факторам риска для здоровья и альтернативным формам поведения на 15-20%

- вовлечение в организованные формы занятий физической культурой и спортом до 15% населения

- уменьшение числа граждан с избыточным весом на 3-5%

- увеличение числа граждан, владеющих навыками само- и взаимопомощи, психологической разгрузки на 15%

- снижение распространенности курения на 3-5%, в т.ч. среди лиц до 16 лет – на 10%, от 16 до 25 лет – на 10%

- увеличение числа граждан, контролирующих рацион и режим питания на 15%

- снижение заболеваемости от социально значимых заболеваний на 1% в год

- снижение распространения пьянства и алкоголизма среди всех возрастных категорий населения на 2–4%.

Механическое движение населения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на здоровье населения. Цель и задачи подпрограммы «Оптимизация миграции» Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

Динамика населения — это изменение количества населения. Изменение численности населения может происходить под влиянием механического дви­жения (миграций) и в результате естественного движения.

Миграция (латинского migratio - перехожу, пе­реселяюсь) - это перемещение людей, связанное, как правило, со сменой места жительства. Один из основных при­знаков миграции - пересечение административных границ территории (госу­дарства, области, города и т.д.)

Классификация миграций в зависимости от их характеристик:

а) по направлению потоков миграции:

1. внешняя - сопряжена с пересечением государственной границы (эмиграция - выезд граждан из своей страны, иммиграция - въезд в страну на проживание граждан другой страны).

В мире внешние миграции оказывают значительное влия­ние на изменение численности населения, при­водят к смешению различных этнических групп населения. В последние годы в РБ идет незначительное нарастание миграци­онных процессов за счет беженцев из бывших союзных республик, носящих проблематичный характер, и приводящих к росту социальной напряженности, безработице, преступности, увеличению эпидемиологической опасности и за­носу инфекции, росту заболеваемости коренного населения. Для ряда стран (США, Германия, Великобритания, ЮАР) внешняя миграция - источник пополнения населения и трудовых ресурсов.

2. внутренняя - происходят в пределах государственных границ, включают межрайонные перемещения, переселение населения из села в город (урбанизация).

Урбанизация - повышение количества и значимости городов в развитии общества (общемировая тенденция). В зависимости от уровня урбанизации выделяют: очень высокий (более 80% населения в городах - Германия, Дания), высокий (60-80%), средний (50-60%), низкий (до 50%), очень низкий. В РБ 71% горожан.

Недостатки урбанизации:

- ухудшение экологии

- рост заболеваемости, изменение структуры заболеваемости и смертности

- ухудшение эпидемической обстановки

- необходим пересмотр плановых нормативов медицинской помощи, изменение сети медицинских учреждений

Положительные черты урбанизации: увеличение качества и объема медицинской помощи.

б) по причинам миграции:

1. добровольные (трудовые, рекреацион­ные, культурно-бытовые и т.д.)

2. вынужденные (депортация или насильствен­ное перемещение, беженство)

в) по времени перемещения:

1. безвоз­вратная - с постоянной сменой места жительства

2. возвратная (периодиче­ская):

а. сезонные - перемещение в опреде­ленные периоды года

б. маятниковые - регулярные, ежедневные, еженедельные поездки к месту работы или учебы и т.д. за пределы своего населенного пункта или района города

в. нерегулярные - в отпуск, командировку

Влияние миграционных процессов на показатели здоровья населения:

а) в результате миграции происходит перенос и распространение инфекционных заболеваний (необходимость санитарных пропускников на вокзалах, портах, аэропортах).

б) в процессе следования пассажиров необходимо оказание медицинской помощи

в) необходимость медицинского обследования людей, уезжающих куда-то работать.

г) маятниковая миграция не только увеличивает число контактов, способствующих распространению инфекционных заболеваний, но и ведет к росту стрессовых ситуа­ций, травматизма.

д) сезонная миграция ведет к неравномерной сезонной нагрузке учреждений здравоохранения.

Цель подпрограммы «Оптимизация миграции»: оптимизация внутренних и внешних миграционных процессов и управление потоками внешней миграции с учетом национальных демографических интересов.

Задачи подпрограммы «Оптимизация миграции»:

1. в области регулирования внутренних миграционных потоков необходимо:

- стимулирование нанимателей, в том числе индивидуальных предпринимателей и глав фермерских хозяйств, к созданию рабочих мест в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда

- улучшение информированности населения о возможности переселения на новое место жительства и новое место работы в сельскую местность

2. в области регулирования внешних миграционных потоков необходимо:

- обеспечение положительного сальдо внешней миграции

- содействие оформлению документов для въезда на постоянное жительство в РБ иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют основания для приобретения гражданства РБ, в упрощенном порядке, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы

- предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РБ и о порядке приобретения гражданства РБ

- содействие социально-бытовому обустройству иммигрантов, их инт





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.01 с.)