Инновационность как фактор конкурентоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационность как фактор конкурентоспособности



 

Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде зависит не столь­ко от ресурсных возможностей, сколько от инновацион­ного характера предпринимательства в конкретной сфе­ре. С одной стороны, сама по себе предпринимательская способность является особым фактором производства, соединяющим все остальные факторы в единую эконо­мическую систему ради получения предприниматель­ской прибыли. С другой стороны, вовлекаемые сегодня в производство труд и капитал, меняют свое качество и производительность на базе новых технологий, что по­зволяет резко повысить уровень хозяйствования.

Сочетание инновационного предпринимательства с новым качеством капитала характеризует современный этап развития мирового производства. Инновационный процесс является одним из важнейших факторов экономического развития. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Инновационность кон­курентных факторов это одна из основных качественных характеристик уровня конкурентоспособности. Чем глубже новации проникают в используемые мате­риальные ресурсы, чем эффективнее инвестиции обслу­живают нововведения в производстве, тем лучше накоп­ленные богатства отражают результаты этих процессов тем фундаментальней и долгосрочней становится конкурентоспособность. Рынок требует умения рисковать, если риск рацио­нально соотносится с будущими конкурентными пре­имуществами.

Конкурентоспособность зависит от исходного со­стояния субъекта реального сектора экономики, наличия рыночного спроса на его продукцию, возможности привлечения финансовых ресурсов, уровня менеджмента. Вместе с тем существуют такие важные аспекты, без которых невозможно говорить о развитии. Речь идет об инновационном характере деятельности и сбалансированности интересов всех звеньев товаропроводящей сис­темы, функционирующей в определенном эффективном режиме.

В современной трансформируемой экономике информационно-аналитическая, законодательно-правовая и инновационная деятельность являются важнейшими аспектами формирования конкурентоспособности предприятия в силу таких внешних факторов как:

· реформирование экономики;

· глобализация и интернационализация бизнеса;

· внедрение и адаптация международного менеджмента;

· развитие современной техники и инновационных технологий.

Высококачественная импортная продукция оставляет российскую промышленность перед выбором – остановить производство или выпускать конкурентоспособную продукцию. Еще одна движущая сила «инновационной экономики» - предприниматели. В условиях рыночной экономики разработка и внедрение инноваций становится практически неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Жесткая конкуренция – одна из основных мотиваций развития инноваций: производителей и потребители в процессе использования устаревшей тех­ники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства по средствам инновационных технологий. Предприниматели и организации, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг).

НТР на современном этапе стала ключевым фактором развития ведущих отраслей экономики, под ее воздействием ускоренными темпами обновляется техническая база производства и потребления, преобразуется сырье, непрерывно совершенствуется производимая продукция, пополняется ее ассортимент, интенсифицируется процесс исследований и разработок новых видов продукции. Влияние НТР на конкурентоспособность предприятий, отраслей, стран, их товаров носит многоплановый характер. Оно сказывается через изменение характера конкуренции, повышение значимости проблемы качества и надежности, появление новых товаров, новой технологии, преобразование производственной базы, усиление воздействия на рыночный спрос, на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности. Повышение роли научно-технического потенциала в современном производстве привело к тому, что конкурентная борьба предприятий на мировом рынке все больше перемещается в область новизны и совершенствования выпускаемой продукции и технологии производства. Выпуск новых или обновленных товаров служит главной цели - выделению, отличию, дифференциации продукции компании на рынке и получению за счет этого преимуществ, покупательских предпочтений. Расширение деловых операций на рынке осуществляется предприятием на базе предложения покупателям товаров, отличающихся от товаров-аналогов за счет каких-то новых качеств, что обеспечивает потенциальную конкурентоспособность изделий.

Инновационная деятельность представляет собой процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению и коммерческой реализации на рынке с целью получения прибыли, распространению в другие сферы. Для повышения конкурентоспособности предприятия на базе инновационной деятельности необходимо четко сформулировать цель, оценить конкурентный потенциал предприятия, выявить сильные и слабые стороны, разработать конкурентную стратегию и мероприятия по ее реализации. Для этого предприятию необходимо разработать и реализовать концепцию управления развитием, которая должна охватывать все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры компании. Управление развитием должно охватывать организационные, кадровые, коммуникационные и информационные аспекты деятельности предприятия.

В методологическом плане выделяют два основных подхода к трактовке управления развитием. Во-первых, это расширительный подход, когда в систему управления развитием включаются механизмы и инструменты инвестиционного, инновационного процесса, стимулирования НТП и других инструментов политики роста. Во-вторых, это ограничение системы только инновационными механизмами, инструментами реализации научно-технической политики и мерами инициирования перевода предприятий на использование новых технологий, модернизации продуктов и методов регулирования организационно-экономических процессов.

Целостность и системность управления развитием предприятия придают его основные составляющие: стратегическое планирование, процедуры выбора и реализации приоритетов финансовой политики компании, механизма обеспечения инвестиционного и инновационного процесса, включая обеспечение развития организационного, технологического и научно-технического потенциала, стимулирования НТП. Анализ практики показывает, что управление изменениями может происходить в разнообразных ситуациях и иметь разные формы осуществления. Ключевым объектом при этом становятся связи, которые могут возникать между внешними и внутрифирменными условиями, кадровыми параметрами организации, основными инструментами управления изменениями. Прежде всего, необходимо четко выявить эти связи, а затем сделать обоснованные оценки адекватности состояния компании и инструментария реализации изменений.

Инновации, представляя собой научно-техническое и технологическое совершенствование производства, придают экономическому росту интенсивный характер. Основное содержание инноваций заключается в повышении наукоемкости производства и увеличении на этой базе его эффективности. Инновации выражаются в снижении материальных и трудовых затрат, улучшении качества продукции, освоении новых технологий, обеспечении устойчивости расширенного воспроизводства.

Из важнейших целей деятельности любого предприятия в условиях рынка - инновации в области техники, технологии, организации труда или управления. От того, насколько успешными будут результаты их инновационной деятельности, зависит конкурентоспособность предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.005 с.)