Инновационные факторы экономического роста



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные факторы экономического роста



Инновационные факторы экономического роста

 

В современном мире наука стала одним из важнейших инструментов обеспечения поступательного экономического развития. Это объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, способность генерировать и внедрять достижения научно-технического прогресса превращается в один из факторов обеспечения конкурентоспособности как национальной экономики в целом в глобальной конкурентной среде, так и отдельных товаропроизводителей на конкретных рынках. Во-вторых, в настоящее время наука сама по себе превратилась в специфическую сферу товарного производства, которая производит очень дорогостоящий товар — объекты интеллектуальной собственности (ОИС).

Получение новых знаний и технологий и их эффективное использование в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень обеспечения национальной безопасности и жизни народа. Доля интеллектуальной собственности может составлять более половины всего капитала промышленных предприятий и фирм, а амортизация нематериальных активов служит стабильным источником средств для воспроизводства на современной технической базе.

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной экономической политики ведущих мировых стран становится инновационная деятельность. Переход к инновационно-ориентированной политике в экономике обусловлены усилением роли и влияния новых технологий, как на формирование потребительских предпочтений, так и на организацию и эффективность производственных процессов. «Мир вступил в эпоху инновационной экономики и главным источником благосостояния становятся не природные ресурсы, а результаты интеллектуальной деятельности и основанные на них нововведения». В этих условиях самыми ценными активами для субъектов хозяйствования становятся результаты интеллектуальной деятельности, которые обретают форму охраняемой законом промышленной собственности. В настоящее время основными корпоративными интересами хозяйствующих субъектов становятся самостоятельное осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), создание собственной научно-технической и экспериментальной базы, постоянный мониторинг фундаментальных и прикладных исследований, генерирование и использование новых научных знаний, полная интеграция науки и производства. Форсированное и масштабное развитие новых технологий приводит к тому, что во всем мире экономический рост определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания.

Отличительной особенностью современного развития инновационной деятельности в мировой экономике в целом является тот факт, что вложения в науку и создание новых технологий не являются непременной обязанностью государства. Как показывает практика, в странах «большой семерки» участие государства в инвестировании НТП в пропорциональном отношении постоянно снижается, так как эту роль все больше начинают выполнять частные и корпоративные инвесторы.

Так в среднем, General Motors выделяет на НИОКР до 10 млрд. долл. в год, Ford – 7 млрд., IBM – 4 млрд. Как следствие, фокус основных конкурентных преимуществ сместился сегодня в сторону наращивания и использования нематериальных активов в качестве основного источника конкурентоспособности. В мире отчетливо проявилась тенденция к активному участию интеллектуальной собственности при переделе товарных рынков.

Осуществляя разработку новых технологий, хозяйствующие субъекты создают при этом не только объекты промышленной собственности, но и другие не менее важные для экономики своего предприятия конкурентоспо­собные преимущества. А именно, введение нематериальных активов в хозяй­ственный оборот и эффективное управление ими позволяет не только защи­тить бизнес, но и повысить стоимость предприятия, увеличив размеры акти­вов, а также обеспечить себе дополнительные источники денежных поступ­лений за счет продажи лицензий.

Научно-техническая сфера в последнее время активно влияет на общую стратегию бизнеса, что перемещает ее на уровень ответственности корпоративного руководства. И если прежние условия кон­куренции позволяли осуществлять периодические инвестиции в НИОКР, то сейчас финансирование научно-исследовательской деятельности строится на постоянной основе, в тесном взаимодействии с другими службами предпри­ятия. Всеобъемлющее влияние новых технологий на экономический результат деятельности хозяйствующих субъектов вынуждает фирмы интегрировать НИОКР и технологические стратегии с базовой корпоративной.

 


Жизненный цикл инновации

 

Жизненный цикл инновации - период времени от зарождения идеи у новатора до освоения и использования его у потребителя – инноватора, до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновационный процесс постоянно воспроизводится и имеет явно выраженную цикличность. Стадии ЖЦИ в условиях рыночного механизма продвижения новшества: а) создание новшества; б) коммерциализация новшества, т. е. выведение его на рынок; в) приобретение его потребителем; г) освоение новшества (иногда эту стадию называют "внедрением"); д) потребление новшества, т. е. его использование и обновление своей технологии и продукции или услуги; е) вторичное распространение.

С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Первая стадия – внедрение новшества – является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей. Вторая стадия – стадия промышленного освоения производства – характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции. Третья стадия – стадия подъема – отличается быстрым наращиванием производства, увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства. Четвертая стадия – стадия зрелости и стабилизации – характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей. Пятая стадия – стадия увядания или упадка – связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. На первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.
Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.

Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества. Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей: 1) определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям; 2) определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества; 3) выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии; 4) распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла; 5) тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий; 6) формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.

Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технологии.


Маркетинговая информация

 

В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий менеджерам требуется разнообразная информация.

Маркетинговая информация позволяет предприятию: снизить финансовый риск и опасность для образа фирмы; получить конкурентные преимущества; следить за маркетинговой средой; координировать стратегию; оценивать эффективность деятельности; подкреплять интуицию менеджеров.

Обычно маркетинговую информацию подразделяют на первичную и вторичную.

Первичная информация - это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований. Методами сбора первичной информации являются: наблюдения: мониторинг продаж, тестирование магазинов, технические методы наблюдения; эксперименты: полевые и лабораторные; опросы: личные интервью, анкетирование по почте, телефонные интервью.

Достоинства первичной информации: сбор в соответствии с точно поставленной целью; известна и контролируема методология сбора; результаты доступны для компании и могут ограждаться от конкурентов; известна надежность.

Недостатки: большое время на сбор и обработку; дороговизна; сама фирма не всегда может собрать все необходимые данные.

Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние.

Основными источниками внешней вторичной информации являются: публикации национальных и международных официальных организаций; публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций; публикации торгово-промышленных палат и объединений; сборники статистической информации; отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий; книги, сообщения в журналах и газетах; публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций; прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации; материалы консалтинговых организаций.

Достоинства вторичной информации: дешевизна по сравнению с первичной информацией; возможность сопоставления нескольких источников; быстрота получения по сравнению со сбором первичной информации. Недостатки: неполнота; устареваемость; иногда неизвестна методология сбора и обработки; невозможность оценить достоверность.

Исследования, выполненные на основе вторичной информации, как правило, являются предварительными (обзорными) и носят описательный или постановочный характер. С помощью таких исследований можно определить, например, общеэкономические характеристики рынка, положение в отдельных отраслях, национальные и иные особенности при выходе на зарубежные рынки.
При проведении вторичных исследований значимость внутренней или внешней информации определяется в зависимости от целей исследования и объекта исследования.

Основные источники маркетинговой информации можно классифицировать следующим образом:

1. Внутренние. К ним относится информация, полученная руководством внутри фирмы. Основанием получения такого рода информации является обратная связь, налаженная между руководителем фирмы и персоналом.

2. Внешние. К внешним источникам получения информации относятся книги, газеты, журналы, радио и телевидение. Внешнюю текущую информацию можно также получать в процессе контактов, бесед с клиентами, поставщиками, потребителями и прочими лицами, которые не являются сотрудниками фирмы.

При маркетинговом исследовании используются следующие типы информации: общая, коммерческая и специальная.

Общая информация представляет собой данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом по отрасли производства. Источником для получения такой информации обычно являются данные, предоставляемые статистическими учреждениями, отчеты за период, публикуемые в СМИ.

Коммерческая информация получается из деловой документации фирмы, от партнеров, клиентов, поставщиков. Это могут быть заказы, заявки, деловая переписка и т.д.

Специальная информация это данные, полученные в результате специальных мероприятий, проведенных по изучению рынка. Это, например опросы населения, клиентов, выставки-продажи, материалы, полученные из специальных маркетинговых организаций.

Отбор источников информации

На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно. Вторичные данные - информация, которая уже где-то су­ществует, будучи собранной ранее для других целей. Первичные данные - информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Исследование обычно начи­нают со сбора вторичных данных. Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор первичных данных.

Методы исследования. Существует три способа сбора первичных данных, а именно наблюдение, эксперимент, опрос. Наблюдение - один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. Эксперимент. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования – вскрыть причинно-следственные отношения путем отсева противоречивых объяснений результатов наблюдения. Опрос стоит где-то на полпути между наблюдением и экспериментом. Наблюдения лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент – для выявления причинно-следственных связей, тогда как опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п.

Результаты и выводы маркетингового исследования оформля­ются в виде аналитического отчета, который включает следую­щую информацию: название группы (агентства, фирмы), проводящей исследо­вание, и клиента, для которого выполнено исследование; суть проблемы и цели исследования, оформленные в иссле­довательском резюме; основные результаты исследования, представленные в виде аргументированных выводов и рекомендации по решению пробле­мы; группы анализируемых физических и (или) юридических лиц, критерии их выделения, способы выборки и ее тип, надежность полученной информации; технология проведения наблюдений, экспериментов и опро­сов; период времени, в течение которого проводилось исследова­ние; географические границы анализируемого рынка; расчеты и приложения.

Помимо этого отчет должен содержать всю необходимую информацию для раз­работки комплекса маркетинга, направленного на решение по­ставленной проблемы.

Основные этапы маркетингового исследования: 1. Определение цели, задачи и объекты наблюдения 2.Обеспечение доступности к наблюдений к среде 3. Выбор способа наблюдения 4. Подготовка технологического обеспечения 5. Подготовка наблюдателя, ему должны быть поставлены четкие задачи, что он должен фиксировать 6. Фиксация результатов 7. Контроль наблюдения 8. Отчет о наблюдениях

Отчет по маркетинговым исследованиям может быть как структурированным, так и бесструктурным, то есть по разработанной схеме отчета или в свободной форме.

 

План денежных потоков от реализации инвестиционного проекта

  1. Определение денежного потока от операционной деятельности

Приток

1.1 Выручка

Отток

1.2 Материалы и комплектующие (отток)

1.3 Заработная плата и отчисления

1.4 Общезаводские и накладные расходы

1.5 Издержки реализации

1.6 Амортизация

1.7 Расходы будущих периодов

1.8 % по кредиту

1.9 Налог на имущество

Результат

1.10 Прибыль от реализации

1.11 Налог на прибыль

1.12 Чистая прибыль

Сальдо от операционной деятельности (п.12+/п.6+п.8/)

  1. Определение денежного потока от инвестиционной деятельности

Приток

2.1 Поступление средств от продажи основных активов

Отток

2.2 Затраты на производственное оборудование

2.3 Затраты на оборотные средства

2.4 Затраты на нематериальные активы

Сальдо от инвестиционной деятельности

Сальдо от операционной и инвестиционной деятельности

Накопленное сальдо от операционной и инвестиционной деятельности

 

  1. Определение денежного потока от финансовой деятельности

Приток

3.1 Долгосрочный кредит

Отток

3.2 Погашение основного долга

3.3 % по кредиту

Сальдо от финансовой деятельности

 

Сальдо от трех видов деятельности

Накопленное сальдо от всех деятельности

Если накопленное сальдо от всех видов деятельности положителен на каждом этапе, то с финансовой точки зрения проект реализуем.

Учет фактора времени ориентирован на то, что настоящая ценность денег больше, чем будущая. Поэтому для соизмерения разновременных величин применяется дисконтирование.

Дисконтирование – приведение затрат и результатов к одному моменту времени, т.е. определении ценности денежных средств затрат и результатов, осуществляемых в разное время к условиям данного года.

Дисконтирование основано на том, что любая сумма, полученная в будущем, в настоящее время обладает меньшей стоимостью. Для приведения к начальному моменту времени используется коэффициент дисконтирования, определяемый как величина, обратная начислению процента.

Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле:

at=(1+En)Tp-t

где En – норматив дисконтирования (норма % на капитал или норма дохода, скорректированная с учетом инфляции минимальная приемлемая для инвестора доходность вложенного капитала при альтернативных и доступных на рынке безрисковых направлениях вложения), определяется по уровню % за банковский кредит или по цене авансированного капитала.

Tp – год приведения затрат и результата

t – год, затраты и результаты которого приводятся к расчетным

При данном методе экономического обоснования, затраты и результаты приводятся к году начала реализации проекта, т.к. для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, будучи завтра инвестированы они скорее принесут дополнительный доход.

Основными показателями, используемыми для расчетов эффективности инвестиционных проектов, являются:

  1. Чистый доход (ЧД) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период ЧД=∑ Фm=∑ Dt-∑Kt (ЧД= дисконтированный доход - дисконтированный отток)

2. Чистый дисконтированный доход, чистый приведенный эффект, чистая текущая стоимость проекта (ЧДД, NPV) – чистый поток денежных средств за время жизни проекта, приведенный в сопоставимый вид в соответствии с фактором времени

ЧДД=∑ Фm* at

NPV>0 результаты превышают затраты

NPV<0 результаты ниже затрат

NPV=0 нулевая прибыль

3. Внутренняя норма доходности (IRR) определяет минимально гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат; ставка при которой проект окупает затраты (NPV=0); определяет максимальную ставке платы по заемным источникам финансирования проекта, при котором достигается безубыточность проекта. Это значение необходимо сопоставлять с нормой дисконта, при этом tckb IRR>Е проекты имеют положительный ЧДД и поэтому эффективны.

4. Индекс доходности (PI) характеризует относительную отдачу проекта на вложенные в него средства. Более точно характеризует сумму полученной прибыли на 1 рубль вложенных средств.

5. Период окупаемости – период времени, начиная от финансирования работ до того момента , когда чистая прибыль и амортизационные отчисления по проекту сравняются с суммой инвестируемых затрат.

 


План денежных потоков от реализации инвестиционного проекта

  1. Определение денежного потока от операционной деятельности

Приток

4.1 Выручка

Отток

4.2 Материалы и комплектующие (отток)

4.3 Заработная плата и отчисления

4.4 Общезаводские и накладные расходы

4.5 Издержки реализации

4.6 Амортизация

4.7 Расходы будущих периодов

4.8 % по кредиту

4.9 Налог на имущество

Результат

4.10 Прибыль от реализации

4.11 Налог на прибыль

4.12 Чистая прибыль

Сальдо от операционной деятельности (п.12+/п.6+п.8/)

  1. Определение денежного потока от инвестиционной деятельности

Приток

5.1 Поступление средств от продажи основных активов

Отток

5.2 Затраты на производственное оборудование

5.3 Затраты на оборотные средства

5.4 Затраты на нематериальные активы

Сальдо от инвестиционной деятельности

Сальдо от операционной и инвестиционной деятельности

Накопленное сальдо от операционной и инвестиционной деятельности

 

  1. Определение денежного потока от финансовой деятельности

Приток

6.1 Долгосрочный кредит

Отток

6.2 Погашение основного долга

6.3 % по кредиту

Сальдо от финансовой деятельности

 

Сальдо от трех видов деятельности

Накопленное сальдо от всех деятельности

Если накопленное сальдо от всех видов деятельности положителен на каждом этапе, то с финансовой точки зрения проект реализуем.

Учет фактора времени ориентирован на то, что настоящая ценность денег больше, чем будущая. Поэтому для соизмерения разновременных величин применяется дисконтирование.

Дисконтирование – приведение затрат и результатов к одному моменту времени, т.е. определении ценности денежных средств затрат и результатов, осуществляемых в разное время к условиям данного года.

Дисконтирование основано на том, что любая сумма, полученная в будущем, в настоящее время обладает меньшей стоимостью. Для приведения к начальному моменту времени используется коэффициент дисконтирования, определяемый как величина, обратная начислению процента.

Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле:

at=(1+En)Tp-t

где En – норматив дисконтирования (норма % на капитал или норма дохода, скорректированная с учетом инфляции минимальная приемлемая для инвестора доходность вложенного капитала при альтернативных и доступных на рынке безрисковых направлениях вложения), определяется по уровню % за банковский кредит или по цене авансированного капитала.

Tp – год приведения затрат и результата

t – год, затраты и результаты которого приводятся к расчетным

При данном методе экономического обоснования, затраты и результаты приводятся к году начала реализации проекта, т.к. для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, будучи завтра инвестированы они скорее принесут дополнительный доход.

Основными показателями, используемыми для расчетов эффективности инвестиционных проектов, являются:

  1. Чистый доход (ЧД) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период ЧД=∑ Фm=∑ Dt-∑Kt (ЧД= дисконтированный доход - дисконтированный отток)

7. Чистый дисконтированный доход, чистый приведенный эффект, чистая текущая стоимость проекта (ЧДД, NPV) – чистый поток денежных средств за время жизни проекта, приведенный в сопоставимый вид в соответствии с фактором времени

ЧДД=∑ Фm* at

NPV>0 результаты превышают затраты

NPV<0 результаты ниже затрат

NPV=0 нулевая прибыль

8. Внутренняя норма доходности (IRR) определяет минимально гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат; ставка при которой проект окупает затраты (NPV=0); определяет максимальную ставке платы по заемным источникам финансирования проекта, при котором достигается безубыточность проекта. Это значение необходимо сопоставлять с нормой дисконта, при этом tckb IRR>Е проекты имеют положительный ЧДД и поэтому эффективны.

9. Индекс доходности (PI) характеризует относительную отдачу проекта на вложенные в него средства. Более точно характеризует сумму полученной прибыли на 1 рубль вложенных средств.

10. Период окупаемости – период времени, начиная от финансирования работ до того момента , когда чистая прибыль и амортизационные отчисления по проекту сравняются с суммой инвестируемых затрат.

 


Инновационные факторы экономического роста

 

В современном мире наука стала одним из важнейших инструментов обеспечения поступательного экономического развития. Это объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, способность генерировать и внедрять достижения научно-технического прогресса превращается в один из факторов обеспечения конкурентоспособности как национальной экономики в целом в глобальной конкурентной среде, так и отдельных товаропроизводителей на конкретных рынках. Во-вторых, в настоящее время наука сама по себе превратилась в специфическую сферу товарного производства, которая производит очень дорогостоящий товар — объекты интеллектуальной собственности (ОИС).

Получение новых знаний и технологий и их эффективное использование в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень обеспечения национальной безопасности и жизни народа. Доля интеллектуальной собственности может составлять более половины всего капитала промышленных предприятий и фирм, а амортизация нематериальных активов служит стабильным источником средств для воспроизводства на современной технической базе.

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной экономической политики ведущих мировых стран становится инновационная деятельность. Переход к инновационно-ориентированной политике в экономике обусловлены усилением роли и влияния новых технологий, как на формирование потребительских предпочтений, так и на организацию и эффективность производственных процессов. «Мир вступил в эпоху инновационной экономики и главным источником благосостояния становятся не природные ресурсы, а результаты интеллектуальной деятельности и основанные на них нововведения». В этих условиях самыми ценными активами для субъектов хозяйствования становятся результаты интеллектуальной деятельности, которые обретают форму охраняемой законом промышленной собственности. В настоящее время основными корпоративными интересами хозяйствующих субъектов становятся самостоятельное осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), создание собственной научно-технической и экспериментальной базы, постоянный мониторинг фундаментальных и прикладных исследований, генерирование и использование новых научных знаний, полная интеграция науки и производства. Форсированное и масштабное развитие новых технологий приводит к тому, что во всем мире экономический рост определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания.

Отличительной особенностью современного развития инновационной деятельности в мировой экономике в целом является тот факт, что вложения в науку и создание новых технологий не являются непременной обязанностью государства. Как показывает практика, в странах «большой семерки» участие государства в инвестировании НТП в пропорциональном отношении постоянно снижается, так как эту роль все больше начинают выполнять частные и корпоративные инвесторы.

Так в среднем, General Motors выделяет на НИОКР до 10 млрд. долл. в год, Ford – 7 млрд., IBM – 4 млрд. Как следствие, фокус основных конкурентных преимуществ сместился сегодня в сторону наращивания и использования нематериальных активов в качестве основного источника конкурентоспособности. В мире отчетливо проявилась тенденция к активному участию интеллектуальной собственности при переделе товарных рынков.

Осуществляя разработку новых технологий, хозяйствующие субъекты создают при этом не только объекты промышленной собственности, но и другие не менее важные для экономики своего предприятия конкурентоспо­собные преимущества. А именно, введение нематериальных активов в хозяй­ственный оборот и эффективное управление ими позволяет не только защи­тить бизнес, но и повысить стоимость предприятия, увеличив размеры акти­вов, а также обеспечить себе дополнительные источники денежных поступ­лений за счет продажи лицензий.

Научно-техническая сфера в последнее время активно влияет на общую стратегию бизнеса, что перемещает ее на уровень ответственности корпоративного руководства. И если прежние условия кон­куренции позволяли осуществлять периодические инвестиции в НИОКР, то сейчас финансирование научно-исследовательской деятельности строится на постоянной основе, в тесном взаимодействии с другими службами предпри­ятия. Всеобъемлющее влияние новых технологий на экономический результат деятельности хозяйствующих субъектов вынуждает фирмы интегрировать НИОКР и технологические стратегии с базовой корпоративной.

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.012 с.)