Государственный кадастровый учет земель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный кадастровый учет земель



Указывается порядок кадастрового учета земельного участка как объекта недвижимости; процесс регистрации прав на земельный участок; учет обременении в документах кадастра. Задачи, содержание и методы учета земель. Количественный учет земель. Учет качества земель. Учет количественно-качественных показателей в документах кадастра. Способы сбора количественно-качественных показателей. Виды земельно-учетных документов. Проектирование и разработка автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости (АС ГКН).

Земельно-кадастровая документация.

Указывается структура земельно-кадастровых органов.

Рынок земли и недвижимости.

Указываются цели и задачи оценки земли в условиях рыночной экономики. Кадастровая оценка земли. Рыночная оценка земли.

Заключение. Делается общий вывод о приобретенных навыках, умений в ходе прохождения учебной практики.

 

Начало практики 30.05.16 Конец практики 10.06.16

Место проведение практики ООО «ГеоМир» улица Горького 240/3 офис 303.

Предприятие «Земельно-кадастровая компания Геомир» работает в сфере «Землеустроительные и земельно-кадастровые работы».

Дата (число, месяц, год) Посещаемость
30.05.16  
31.05.16  
1.06.16  
2.06.16  
3.06.16  
6.06.16  
7.06.16  
8.06.16  
9.06.16  
10.06.16  

 

Целями учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (по кадастру недвижимости) являются

- закрепление и углубление у обучающегося теоретических знаний и умений по вопросам содержания кадастра недвижимости;

- овладение практическими навыками по организации, информационном обеспечении и правовой базе кадастра недвижимости;

изучение базовых способов, видов и форм оценки различных видов недвижимости.

Задачами учебной практики являются:

- закрепление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, посредством практического изучения работы государственных органов, организаций и учреждений;

- углубленное изучение законодательства;

- изучение системы государственного управления;

- формирование навыков поведения при работе с документацией.

 

 

Объектом государственного кадастрового учета выступают все земельные участки в пределах территории РФ независимо от их целевого назначения и формы собственности.

По результатам государственного кадастрового учета ведется Единый государственный реестр земель.

Содержание государственного земельного кадастра составляют сведения о землях (земельных участках) в пределах территории РФ, занесенные в соответствующие документы государственного земельного кадастра.

Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные.

К основным относятся документы, содержащие сведения о земельных участках:

- Единый государственный реестр земель,

- кадастровые дела,

- дежурные кадастровые карты (планы).

Вспомогательные документы включают разнообразную учетную документацию, например, книги учета документов, книги учета выданных сведений.

Кадастровые номера присваиваются каждому земельному участку, который учитывается как объект имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ведение государственного земельного кадастра — постоянная работа, которая заключается в сборе сведений о земельных участках, их документировании в Едином государственном реестре земель, на кадастровых картах, накоплении, обработке, учете и хранении. Этот процесс начался сравнительно недавно и особую актуальность принял в связи с развитием института собственников в РФ. Основными принципами ведения государственного земельного кадастра являются непрерывность его ведения, открытость сведений, единство учета сведений, ГЗК всей территории РФ, сопоставимость сведений земельного кадастра с другими кадастрами.

 

Порядок регистрации прав на земельные участки.

Земельный участок с точки зрения гражданского законодательства является недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав. Поэтому основаниями возникновения прав на землю являются, прежде всего, те, которые предусмотрены гражданским, земельным и другими актами российского законодательства РФ.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, иные ФЗ, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты РФ.

Участниками данных отношений являются согласно гл. 1, ст. 5 ФЗ от 17 июня 1997 г. собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане РФ, иностранные государства, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - с другой.

Примерное содержание процедуры регистрации прав на земельный участок позволит представить этот процесс:

1) прием от заявителя документов;

2) проверка полноты состава поданных заявителем документов, их соответствия установленным требованиям оформления и содержания;

3) проведение правовой экспертизы документов, которая включает:

- проверку действительности поданных заявителем документов;

- проверку наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица;

- проверку наличия ранее зарегистрированных (ранее заявленных) прав на подлежащий регистрации земельный участок;

4) выявление оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

5) при отсутствии каких-либо оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав на земельный участок - внесение соответствующих сведений о нем в ЕГРН. Он содержит информацию о существующих прекращенных правах на объекты о правообладателях. Идентификация земельного участка в ЕГРН осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета;

6) подготовка и выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на земельный участок, посредством совершения на представленных заявителем правоустанавливающих документах надписей о произведенной государственной регистрации прав.

К документам, представленным на государственную регистрацию прав на земельный участок, относятся:

1) заявление о государственной регистрации прав на земельный участок;

2) документ об уплате пошлины;

3) кадастровый паспорт (если предоставлялся ранее, то не требуется);

4) договор о совершении сделки с земельным участком либо:

- акт о праве на недвижимое имущество;

- свидетельство о праве на наследство, если право возникло по наследству;

- вступивший в законную силу судебный акт, если право возникло по решению или приговору суда;

- иные акты передачи прав на земельный участок и сделок с ним, изданные в соответствии с законодательством РФ, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, либо иные документы, которые в соответствии с действующим законодательством подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на земельный участок.

Также необходимо отметить, что российское законодательство запрещает оказывать заявителям в приеме документов на государственную регистрацию прав, а при необходимости заявителям предлагают предоставить недостающие документы, а также документы, полностью отвечающие установленным требованиям оформления и содержания. (Обращаем внимание на то, что все документы, кроме заявления, должны быть в двух экземплярах).

Считаем необходимым рассмотреть случаи отказа в регистрации земельного участка.

Это происходит по следующим основаниям:

1) право не подлежит государственной регистрации;

2) акт госоргана или органа местного самоуправления признан недействительным;

3) в процессе правовой экспертизы представленных документов выявлены противоречия между уже зарегистрированными правами и заявленными правами на земельный участок;

4) правоустанавливающий документ о земельном участке свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на него;

5) документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют установленным требованиям закона;

6) правообладатель не представил заявление, а также иные необходимые документы на регистрацию ранее возникшего права на земельный участок;

7) с заявлением о регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

Если по поводу границ земельного участка ведется судебный спор, то это не является основанием для отказа в его регистрации. Об отказе в регистрации прав на земельный участок и причинах принятия соответствующего решения заявитель извещается в письменной форме в срок не более 5 дней после окончания срока рассмотрения представленных документов. Но этот отказ в регистрации прав может быть обжалован в суд заинтересованным лицом.

В отношении земельных участков, образованных из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (как разграниченной, так и неразграниченной), допускается государственная регистрация прав их аренды. С указанного момента внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения в отношении земельных участков, образованных из государственной или муниципальной собственности, утрачивают временный характер.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, объединении, перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другими ФЗ осуществляется образование земельных участков.

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними представляет собой юридически акт признания и подтверждения государством возникновения прав на земельные участки в соответствии с законодательством.

Следует отметить, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления органа власти, полномочного на распоряжение такими участками или действующего по его поручению лица, либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки представлены в соответствии с ЗК РФ.

В случаях, когда для образования земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо принятие решение органа власти, полномочного на их распоряжение, названное полномочие может быть указано в соответствующем решении.

Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Указанное правило не применяется в отношении государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому иди дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем 5 лиц.

Государственную регистрацию можно рассматривать в двух аспектах: как специфическую деятельность государства и как результат этой деятельности. При этом государственная регистрация как деятельность не всегда заканчивается государственной регистрацией в виде результата, поскольку результатом этой деятельности может быть отказ в государственной регистрации.

Государственная регистрация как деятельность определяется, прежде всего, ее целями и содержанием. Применительно же к определению деятельности имеют значение только непосредственные цели, на которые эта деятельность в каждом случае направлена. При этом нужно отметить, что государственная регистрация как деятельность может рассматриваться в узком и широком смысле. В широком смысле государственная регистрация прав на недвижимость может быть определена как одна из функций государства, осуществляемая его специальными органами в целях защиты имущественных прав участников гражданского оборота. К государственной регистрации в этом смысле относится деятельность не только регистрирующего органа по рассмотрению конкретных документов, но и государства по организации системы регистрации, установлению принципов ведения реестра, автоматизации регистрационных процессов, методов отражения и защиты информации, а также предоставлению информации о государственной регистрации прав на недвижимость. Приведенное определение не раскрывает содержательную сторону государственной регистрации, не указывает, в чем именно состоит эта деятельность государства. И здесь необходимо обратиться к понятию регистрации в узком смысле, т. е. рассмотреть, что же представляет собой деятельность регистрирующего органа в каждом конкретном случае. В этом смысле государственная регистрация прав представляет собой процесс рассмотрения заявления (требования) заинтересованного лица, адресованного государственному органу, о внесении сведений о его праве на объект недвижимого имущества в установленные законом формы (государственный реестр). Этот процесс состоит из приема представленных заявителем документов, их правового анализа с точки зрения установления оснований для регистрации либо отказа в регистрации, принятия соответствующего решения, отражения этого решения в формах, установленных законом, и выдачи документов заявителю с уведомлением о принятом решении.

Вещные права на землю подлежат государственной регистрации во всех случаях, за исключением предусмотренных законом. Например, в силу ст. 609 ГК РФ и п. 2 ст. 26 Земельного кодекса договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее года, не подлежат государственной регистрации.

Что касается судебной практики в отношении земельных правоотношений, то здесь существует множество споров, возникающих в процессе приобретения прав на землю.

Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верхнего суда РФ от 16 сентября 2008 г., № 4-В08-11). С приобретением права собственности на жилой дом и переходом права пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором расположен дом, к лицу переходит и право на оформление земельного участка в собственность (Суды областей, краев. Постановление от 19 июня 2008 г.).

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Действующее земельное законодательство предусматривает следующие 6 видов прав на земельные участки:

- право собственности;

- право постоянного (бессрочного) пользования;

- право пожизненного наследуемого владения;

- право аренды;

- право безвозмездного срочного пользования;

- право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Земельный кодекс РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные кодексом, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Учитывая данное положение земельного законодательства, государственная регистрация прав на земельные участки имеет следующее значение.

Только с момента государственной регистрации прав на земельный участок можно считать данные права возникшими. Это утверждение основано на норме п. 2 ст. 8 ГК РФ, согласно которой права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В связи с тем, что Земельный кодекс РФ считает права на земельные участки подлежащими государственной регистрации, на них распространяется указанная норма. Данный вопрос имеет большое практическое значение, поскольку без государственной регистрации права на земельный участок (а в ряде случаев - также сделок с земельным участком) даже при наличии акта государственного или муниципального органа, договора или судебного решения, предоставляющего (устанавливающего, признающего) право на участок, отсутствуют юридические основания для осуществления субъектом, у которого должно возникнуть соответствующее право, вытекающих из него правомочий. Однако исключением из указанного правила являются те случаи, когда отсутствие необходимости в государственной регистрации соответствующего права (сделки) непосредственно следует из закона. Например, в силу п. 2 ст. 26 ЗК РФ не подлежат государственной регистрации договоры аренды (субаренды) земельных участков, заключенные на срок менее чем один год.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Это означает, что никакие иные юридические акты, включая решения органов власти, решения судов и т. д., не могут рассматриваться в качестве достаточного доказательства принадлежности тому или иному лицу соответствующего права на земельный участок. Они являются лишь основаниями для возникновения права на участок посредством его государственной регистрации.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что сказанное в полной мере применимо лишь к тем правам, которые возникли после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также государственную регистрацию прав, которая осуществлялась в субъектах РФ и муниципальных образованиях до этого момента (ст. 6 Закона). Зарегистрированное право на земельный участок может быть оспорено только в судебном порядке (ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Данное правило фактически является одной из предусмотренных законодательством гарантий устойчивости зарегистрированного права на земельный участок. Оно означает, что при наличии у юридического или физического лица документов, свидетельствующих о произведенной регистрации его права на земельный участок, данное право может быть прекращено или признано недействительным лишь на основании судебного решения, а не в административном порядке.

В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами, выдаваемыми в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», т. е. в результате произведенной регистрации права. В соответствии со ст. 14 указанного Закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на земельные участки удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (например, свидетельством о государственной регистрации прав постоянного (бессрочного) пользования, свидетельством о государственной регистрации права собственности).

Однако правоустанавливающие документы, выданные до начала выдачи свидетельств в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (например, свидетельства о праве собственности на земельные участки, государственные акты на право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками), сохраняют свою юридическую силу (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства»).

Как следует из п. 2 ст. 31 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон в соответствии с законодательством РФ. Однако вопросами возмещения вреда ответственность государственных регистраторов не ограничивается, поскольку ст. 170 УК РФ предусматривает и уголовную ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра и занижение размеров платежей за землю.

Юридическая природа государственной регистрации сделок с земельными участками заключается в том, что она является формальным условием обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является земельный участок, и призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Государственная регистрация не затрагивает самого содержания обстоятельств, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имуществен-ную самостоятельность и поэтому не может и не должна рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированного Конституцией РФ права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.

 

Учет обременении в документах кадастра.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведения о части земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости только в целях определения пределов действия установленного или устанавливаемого ограничения (обременения) вещных прав и при условии, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь земельный участок.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре в целях осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости. При этом в случае, если часть земельного участка образована в связи с необходимостью обеспечения доступа образуемых (измененных) земельных участков к землям (земельным участкам) общего пользования, сведения об устанавливаемом ограничении (обременении) вещных прав в границах указанной части земельного участка должны быть включены в соответствующий межевой план (п. п. 63, 64 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).

Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Кроме того, ограничения (обременения) вещных прав на земельные участки (например, сервитут) могут быть установлены по соглашению между лицом, в пользу которого устанавливается ограничение (обременение), и собственником земельного участка. В данном случае ограничение (обременение) прав на земельный участок возникает на основании соответствующего договора, заключенного между указанными лицами. При этом, учитывая положения ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеуказанный договор о сервитуте в границах образуемой части земельного участка носит характер предварительного договора, препятствий для заключения которого в связи с отсутствием учетного номера части земельного участка, по мнению Департамента недвижимости, не существует.

Таким образом, в случае, предусмотренном п. 64 Требований, по мнению Департамента недвижимости, в состав приложения межевого плана может быть включен предварительный договор, в котором стороны обязуются заключить в будущем договор о сервитуте на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Согласно п. 63 Требований в случае, если земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых земельных участков доступом к землям (земельным участкам) общего пользования в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утвержденных в установленном порядке схем расположения земельных участков, проектов границ земельных участков, актов об установлении сервитутов и т.п.).

Учитывая изложенное, в случае образования части земельного участка, необходимой для обеспечения доступа образуемого (измененного) земельного участка к землям (земельным участкам) общего пользования, для осуществления государственного кадастрового учета указанной образуемой части земельного участка в состав межевого плана должны быть включены документы, необходимые для осуществления такого учета и подтверждающие устанавливаемое ограничение (обременение) вещного права на соответствующий земельный участок.

 

Земельный учет как государственное мероприятие решает общегосударственные задачи рационального использования и охраны земельных ресурсов. В этом случае государство определяет задачи, содержание и порядок ведения земельного учета. Она устанавливает:

1. Содержание земельно-учетной информации и методы её получения.

Формы 22 содержание учетной и отчетной документации.

Сроки предоставления отчетности.

Органы и лица, осуществляющие земельный учет.

Порядок контроля за ведение земельного учета Земельный учет ведется по единой методике, что обеспечивает сопоставимость и сводимости данных.

Условия правильной постановки земельного учета:

- своевременность и непрерывность его ведения;

- необходимость систематического учета количественных и качественных изменений в состояние земель;

3. Согласованность по времени получение и записей соответствующих учетных сведений ясность и доступность данных земельного участка;

4. Сопоставимость земельно-учетной и земельно-кадастровой документации.

В зависимости от задач, содержание, специфики работ, требований и принципов земельный учет, как и в целом, получение кадастровой информации, подразделяются на первичный (основной) и текущий (последующий), которые тесно взаимосвязаны между собой и предоставляют определенную систему единого процесса земельного учета.

Первичный земельный учет включает:

Получение, отработку, систематизацию и анализ всех имеющихся по учитываемой территории планово-картографических материалов; Проведение соответствующих полевых работ по съемкам и обследованиям с целью получения необходимых первичных исходных земельно-учетных данных и планово-картографических материалов; Определение количественного и качественного состояния, распределение и использования земель всей учитываемой территории; Изготовление специальных земельно-учетных электронно-плановых материалов с отражением конкретного состояния; Внесение первичных данных в земельно-учетные текстовые документации; 6. Определение состава и распределения земельного фонда но наблюдением земель, землевладельцам и землепользователем, угодьям и их качественному состоянию, по административным единицам и отраслям народного хозяйства.

В задачи первичного учета входят:

Выявление и запись сведений о происшедших изменениях, распределении, количестве и качестве земель; Нахождение ошибок, допущенных при первичном учете, и внесение соответствующих поправок:

3. Определение правомерности и узаконности происшедших изменений. Отличием содержания текущего учета является то, что при этом используется, материалы основного учета и измеряются территории, где произошли изменения в состоянии и использование земель. Между первичным и текущем учетом существует связь, которая выражается в том, что первичный создает основу для ведения второго, определяет сферу его действия, а второй (текущий), обновляя, исправляя и дополняя данные первого, систематически поддерживает сведения о земле на уровне современности.

Количественный учет земель

При учете количества земель не только определяют общую площадь земельного фонда, категорий земель, территорий административных единиц, землепользований и землевладений, но и получают сведения о площадях мелиорируемых земель, видах и подвидах угодий. Важным является то, что учет земель ведется по фактическим размерам и состоянию земельных угодий на доброкачественных планово-картографических данных, выявленных электронно-картографических материалах и текущих данных, выявленных электронно-графическим способом и в соответствии с действующей классификацией земель. Наиболее детальному учету подлежат земли с различной формой собственности, сельскохозяйственные и лесохозяйственные угодья.

Качественный учет

 

Важнейшей и сложной проблемой при учете земель является определение и фиксация качества земли как природного ресурса и как средства производства, что обусловливает необходимость классификации, основанной на соответствующих научных принципах. Все земли характеризуются прежде всего по почвам, которые наиболее полно выражают сущность земли. Почвы различаются в первую очередь по происхождению и развитию. Поэтому при учете земель применяется определенная группировка почв и классификация земель. Почва представляет собой верхний рыхлый слой земной суши, сформированный под влиянием различных факторов почвообразования. Ввиду многообразия почвенных разновидностей для характеристики качества земель при учете почвы объединяют в группы, характерные для почвенного покрова каждой природно-экономической зоны. Всего насчитывается 350 групп почв.

В зависимости от свойств почв группы подразделяются на подгруппы:

по механическому составу на 6 подгрупп (глинистые и тяжелосуглинистые, суглинистые, легкосуглинистые, супесчаные и песчаные);

по степени каменистости на 4 подгруппы (малокаменистые, умеренно каменистые, многокаменистые и очень каменистые);

по уклонам местности на 4 подгруппы (пологих склонов от 5° до 8-10°; покато-крутых склонов от 10° до 12-15°);

по подверженности эрозии и дефляции, по заболоченности, по засоленности, по солонцеватости на 3 подгруппы (слабо, средне, сильно).

Качество земли как средства производства определяется не только почвами, но и другими природными факторами (климат, рельеф и т.д.), а также хозяйственной деятельностью человека. Поэтому при учете качества земель дается производственно-генетическая классификация земель, свидетельствующая об изменяемости самих земель, их развитии во времени и пространстве, а в составе земельного фонда выделяются специальные категории, зональные типы, классы, подклассы и виды земель.

Основным отчетным документом на уровне землевладения (землепользовании) является экспликация земель или поконтурная ведомость, в которой отражаются данные количественного учета земель в разрезе всех видов и подвидов угодий. Форма экспликации может быть произвольной. Однако в ней должны быть отражены все необходимые данные для составления Отчета о наличии и распределении земель на следующем уровне - в административном районе (муниципальном образовании). Перечень видов и подвидов угодий зависит от особенностей конкретного землевладения (землепользования). Для сельскохозяйственных предприятий в Поконтурной ведомости обязательно указываются не только виды сельскохозяйственных угодий, но и их подвиды. Учитывается также культуртехническое состояние сельскохозяйственных угодий.

Внесение записей производится на основании фактического состояния использования земель ежегодно с точностью до 0,1 га. Последовательность записи угодий должна соответствовать второму разделу земельно-кадастровой книги предприятия, организации, учреждения. Записи контуров производятся в порядке их нумерации на плане. По каждому виду и подвиду угодий подводятся итоги. Вычисляют также общие площади сельскохозяйственных угодий и всего землевладения (землепользования).

Отдельно учитываются земли предприятий, расположенных в границах основного землевладения (землепользования) и являющихся посторонними для него. В итоге подсчитывается вся площадь.

Отчетным документом на уровне административного района, субъекта Российской Федерации и Федерации в целом является Отчет о наличии и распределении земель.

Отчет о наличии и распределении земель является документом, содержащим обобщенные сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель, необходимые для управления земельными ресурсами. Объектом учета для целей составления данного отчета является земельный фонд соответствующей территории в ее границах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.061 с.)