![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический профиль личности школьникаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(состояние и динамика)
Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же, душевная жизнь человека очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям. Для избежания ошибок необходимо ответственно, соблюдая логику исследования в психологии, подходить к диагностике личностных свойств школьника, т.е. желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс психолога»: • Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект. • Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации. • Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей. • Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживать принцип: «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу: «Пришел, измерил и ушел» (В.В. Давыдов). • В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем — к подбору адекватных методик, а не наоборот. • Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они ни были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Ценностные ориентации - это пристрастное отношение человека к объектам и явлениям среды, которые связаны с его потребностями, таковыми могут быть, например, друзья, учение, книга, одежда, любовь, семья, спорт, телевидение, музыка, активная содержательная жизнь, саморазвитие и т.д. Роль ценностной ориентации состоит в том, что она как бы «заводит» и направляет психическую жизнь ребенка: он думает, запоминает, переживает и действует в соответствии с миром своих ценностей. Методики определения ценностных ориентации Наиболее популярными методиками считаются опросники У.В. Кала, В.В. Раудика и Е.Б. Фанталовой (студент может применять или оба, или один из опросников по своему усмотрению).
Опросник У.В. Кала и В.В. Раудика «Значимость различных сфер жизни для учащихся среднего и старшего школьного возраста» (опросник анонимный)
Инструкция Учащимся предлагается в 10-балльной системе оценить каждую из указанных сфер жизни. Наиболее значимые для учеников сферы — в 8-10 баллов; просто значимые — 5-7 баллов; нейтральные — 3-4 балла; совсем не значимые — 1-2 балла. Пункты 14, 15, 16 заполняются самостоятельно учеником, если он считает нужным указать и оценить другие значимые для него сферы. Обработка данных После опроса определяется средняя оценка (в баллах) каждой сферы для каждого школьника и класса, затем проводится ранжирование: высший ранг (место) приписывается той сфере, которая получила больший средний балл и т.д., в порядке убывания. Соотнеся ранг сфер по данным опроса изучаемого школьника с рангом класса, можно сравнивать личное и групповое проявление установок (ценностей). Возможно применение корреляционного анализа (по Ч. Спирмену).
Возможная интерпретация • На развитие личности школьника влияет не одна, а система сфер (деятельности), но не рядоположенно, а при ведущей роли наиболее важных ценностей (сфер). • Продуктивна оптимальная иерархия сфер, если ведущими являются учение, друзья, семья, литература, искусство, спорт и др., при своеобразной эмоциональной разрядке и возможностями для самоутверждения личности в этих сферах. • Возможна неблагоприятная для развития личности структура ценностей (социальных установок), т.е. выдвижение на первые места вспомогательных сфер, например, одежды, телевидения, музыки и др., и «выброс» на последние места основных сфер — учения, друзей, семьи, литературы, искусства, спорта и т.д. — вызываются, как правило, непосильностью для ребенка основных сфер деятельности и, как следствие из этого, психическим напряжением, стрессами и затруднениями в самоутверждении личности. ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ» Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоциональный - самоотношение, самооценка и т. л Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках "Я- В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало изученной психологической проблемой. Одной из причин такого положения является то, что проблема Для практического изучения особенностей самосознания, само- Интерпретация I. Тест "Автопортрет" адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. "Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, пишет Р. Берне, - но вы не можете сделать это на работе. Все это Р. Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, следующим образом. Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.
Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии. Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении. Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног. Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста "Автопортрет" для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношении к ней. Цель методики - выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см. Инструкция: "Нарисуйте свой портрет". При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом. 1. Эстетическое изображение - выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту "Автопортрет", в частности, всегда можно различить лиц, обладающих "рукой художника". Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей. 2. Схематическое изображение - в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И.П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению. 3. Реалистическое изображение - выполненное с более тщательными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.
4. Метафорическое изображение - человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора. 5. "Автопортрет в интерьере" - изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение. 6. Эмоциональный автопортрет - человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п. 7. Изображение позы или движения - человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п. 8. Изображение автопортрета со спины - вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения. Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные - от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения. На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.). Материал, полученный в тесте "Автопортрет", можно также упорядочить по схеме Рида: - перечисляющий рисунок - изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один - мыслительный экстраверт; - органический рисунок - на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т.д. - мыслительный интроверт; - гаптический рисунок - изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни - "болит зуб", "болит голова" и т.д. - сенсорный интроверт; - эмфатический рисунок - изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне - сенсорный экстраверт;
- декоративный рисунок - изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора - сенсорный экстраверт; - имажинарный рисунок - изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении - эмоциональный интроверт; - ритмический рисунок - изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека - идущего, бегущего по лестнице и т. д. - интуитивный экстраверт; - структурный рисунок - изображение себя "как есть"; голова, руки, ноги и т. д., может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост - интуитивный интроверт. Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (ЮНГ) 1. Что Вы предпочитаете? а) немного близких друзей б) большую товарищескую компанию а) с занимательным сюжетом б) с раскрытием переживаний другого 3. Что Вы скорее можете допустить в работе? а) опоздание б) ошибки 4. Если Вы совершаете дурной поступок то а) остро переживаете б) острых переживаний нет 5. Как Вы сходитесь с людьми? а) быстро, легко б) медленно, осторожно 6. Считаете ли Вы себя обидчивым? а) да б) нет 7. Склонны ли Вы смеяться от души? а) да б) нет 8. Считаете ли Вы себя а) молчаливым б) разговорчивым 9. Откровенны ли Вы или скрытны? а)откровенен б) скрытен 10 Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний? а) да 6) нет 11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете а) говорить б) слушать 12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой? а) да б) нет 13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать? а) да б) нет 14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник? а) да б) нет 15 Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению? а) да б) нет 16. Легко ли меняется Ваше настроение? а) да б) нет 17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды? а) да б) нет 18. Ваши движения а) быстры б) медленны 19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях? а) часто б) редко 20. В затруднительных случаях вы а) спешите обратиться за помощью б) не обращаетесь ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Показатели ЭКСТРАВЕРСИИ - ответы I-б, 3-а, З-б, 4-6, 5-а, 6-б, 7-а, 8-6, 9-а, 10-6, 11-а, 12-6, 13-а, 14-6, 15-а, 16-а, 17-а, 18-а, 19-6, 20-а Количество совпавших ответов подсчитывается и умножается на 5. БАЛЛЫ 0-35 - интроверсия 36-65 - амбоверсия 66-100 - экстраверсия ИНТЕЛЛЕКТ Интеллект — способность ребенка к сущностному (опосредованному и обобщенному) отражению мира и степень адаптации к нему. Для учащихся 5-6 классов можно использовать методику «Исключение». Методика «Исключение» Испытуемым зачитывают 5 слов и объясняют, что 4 слова объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое лишнее слово надо найти и записать на листочке под соответствующим номером. На запись дается 10 секунд. Затем зачитываются следующие 5 слов. 1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий. 3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. 4. Лист, почка, кора, чешуя, сук. 5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. 6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый. 7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога. 8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. 9. Успех, неудача, выигрыш, спокойствие, удача. 10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша. 12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький. 13. Хата, печь, дым, хлев, будка. 14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель. 15. Секунда, час, год, вечер, неделя. 16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила. Обработка Оценка выводится в условных баллах по таблице:
Для учащихся 10-11 классов можно использовать более сложный вариант методики «Исключение». Психолог предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых одно обобщающее слово и в скобках - набор из пяти слов, два из них более связаны с обобщающим. Нужно найти эти два слова в каждой строчке и подчеркнуть. 1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, вода, тина). 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, крутость, печать). 8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово). 9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор). 10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказание, правило). 11. Война (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты). 12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст). 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). 15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели). 16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк). 17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион). 18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные). 19. Любовь (роды, чувства, человек, город, природа). 20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.46 (0.013 с.) |