Изучение личности и деятельности учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение личности и деятельности учителя



Цель: овладеть методами изучения личностных и профессиональных качеств педагога и методами диагностики педагогической деятельности.

На аудиторных занятиях по педагогике и педагогической психологии студенты постоянно слышат о том, каким должен быть учитель, что и как он должен делать. На практике студенты видят, насколько глубоки индивиду­альные различия между учителями и как разнообразны стили их педагогиче­ской деятельности. Выполняя задания по изучению личности и деятельности учителя, студенты овладевают исследовательскими навыками, которые необ­ходимы им для анализа собственных профессионально значимых качеств личности и собственной педагогической деятельности. Такой самоанализ яв­ляется необходимым условием профессиональной самоидентичности.

Студенты должны изучить личность и деятельность 3-х учителей и со­ставить их психологические портреты (желательно выбрать учителей, разли­чающихся по темпераменту, по стилю педагогической деятельности, по опы­ту работы и т.д.). Психологические портреты должны подтверждаться диаг­ностическими материалами. В заключении необходимо дать сравнительный анализ личности и деятельности учителей, являющихся объектами исследо­вания.

Критерии оценки выполнения задания:

— раскрыты ли профессиональные и личностные качества педагога;

— отмечены ли особенности его взаимодействия с учащимися (характер пе­дагогического общения, стратегии решения конфликтных ситуаций);

— изучен ли стиль педагогической деятельности;

— проанализированы ли результаты труда учителя (обученность и воспитан­ность учащихся);

— выявлены ли какие - либо профессиональные деформации личности учи­теля;

— психологизм портретов;

 

В целях исследования личности и деятельности учителя могут быть использованы: специальные опросники, тесты, наблюдения. Некоторые из них приводятся в Приложении № 2.

 

Изучение личности и деятель­нос­ти учителя

Цели:

Методы исследования:

Методики исследования:

1. (название)

2. (название)

3. (название)

 

 

Учитель [№1] (Ф.И.О., предмет, класс, шко­ла, стаж)

Методика №1 (название)

Полученные результаты:

Вывод:

Методика №2 (название)

Полученные результаты:

Вывод:

Методика №3 (название)

Полученные результаты:

Вывод:

Психологический портрет учителя

 

 

Заключение, в котором дается сравнительный анализ личности и деятельности учителей, являющих­ся объектами исследования

 

 

Примечания:

1. Психологический портрет каждого учителя составить отдельно. В заключении сопоставить собранный материал.

2. К работе прилагаются все исходные исследовательские материалы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Цель: овладеть навыками психологического анализа деятельности учи­теля и учащихся на уроке.

Для психологического анализа должны быть выбраны уроки (не менее 3-х), на материале которых возможно проследить как деятельность учителя, так и деятельность учащихся.

Уроки необходимо подробно законспектировать.

 

Примерная форма конспекта урока:

Этапы урока   Примерное время   Деятельность учителя   Деятельность учащихся   Примечания  
                   

 

Психологический анализ урока предполагает не просто констатацию психологических моментов (позитивных или негативных), но и установление причин, приведших к успеху или неудачам.

Психологический анализ урока должен основываться на следующих принципах:

1. Урок должен проводиться не только ради прохождения программы по тому или иному предмету, а в целях формирования интеллектуальной, моральной, волевой и других сторон личности школьников.

2. Необходимо, чтобы цели урока стали целями самих учащихся. Учащиеся должны работать на уроке не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

3. Все элементы урока должны быть воспитывающими.

4. Центральным компонентом урока является организация познавательной дея­тельности учащихся (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания).

5. Успех урока определяется не только внешними факторами (качество про­грамм, методы обучения, мастерство учителя, но и внутренними условиями — индивидуально-психологическими особенностями учащихся) (Подробнее о принципах анализа урока в кн. Л.Т. Охитиной, И. А. Зимней и др.).

Основными критериями оценки выполнения данного задания являются:

- психологический анализ урока не должен сводиться к его методическому разбору; необходимо раскрыть психологические закономерности усвоения материала учащимися, дать психологическое обоснование структуры и цен­тральной идеи урока, особенностей индивидуального подхода к отдельным учащимся;

- при анализе урока должны учитываться специфика предмета и характер программного материала;

- анализ урока должен проводиться с учётом его типа, используемых на уро­ке технологий;

- необходимо проанализировать урок с точки зрения его соответствия прин­ципам развивающего обучения, отметив его реальную пользу. Примерные планы и ориентировочные схемы анализа урока приводятся в Приложении № 3.

Образец оформления задания «Психологический анализ урока»

 

Психологический анализ урока

Цели:

Методы исследования:

 

Урок [№1] (предмет, класс, шко­ла, учитель, программа)

 

 

Конспект урока №1

Этапы   время   Деят. учит.   Деят. уч-ся   Примеч.
                   

 

Анализ урока (по плану):

 

 

Заключение «Мои представления о посещенных уроках».

 

Примечания:

1. Анализ каждого урока составить отдельно. В заключении со­поставить собранный материал.

 

Приложение 1

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

1. Мотивы учебной деятельности;

2. Самосознание (самооценка);

3. Психологический профиль личности школьника (состояние и динамика);

4. Ценностные ориентации;

5. Тест «Автопортрет»;

6. Интеллект;

7. Характер выполнения учебной деятельности.

МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотив — побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т.д. Отрица­тельные мотивы: страх, корысть, подражание, желание выделиться и т.д.

Положительные мотивы обеспечивают и эффективность дея­тельности, и успешность психического развития ребенка. Отрица­тельные мотивы в определенной мере тоже ведут к успеху, но вре­менно, однако неблагоприятно влияют на личность.

Обычно у человека складывается набор и тех и других моти­вов, но важным является их строение, т.е. удельный вес каждого мотива в общей структуре, которая всегда иерархична.

Благоприятной для личностного развития является иерархия с ведущей ролью положительных мотивов.

Обычно психологи чаще всего изучают не столько сам мотив, сколько мотивацию, т.е. объяснение испытуемым своего мотива (а это не всегда одно и то же). Приведем один из многих опросников в изучении мотивации.

Текст опросника

Дорогой друг!

Учеба занимает в твоей школьной жизни большое место. Про­сим Вас показать свое мнение по этому вопросу.

Какие, по твоему мнению, причины побуждают учиться боль­шинство учеников твоего класса и тебя лично?

Обведи номер вопроса, соответствующего твоему мнению, за класс кружком, а за себя поставь перед вопросом знак (+). Можно отмечать несколько вопросов (1-3), если это соответствует твоему мнению.

Вопросы

1. Учимся, потому что хотим больше знать.

2. Учимся, потому что сейчас все учатся.

3. Учимся, потому что интересно.

4. Потому что нравится учиться.

5. Привлекает сам процесс учебы.

6. Из-за любопытства.

7. Заставляют родители.

8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.

9. Хочу быть авторитетным в школе.

10. Неприятно испытывать наказание за плохую учебу.

11. Люблю заниматься самообразованием.

Обработка

Количественная обработка данных опроса проводится с помо­щью таблицы.

Кол-во учащихся   Из них по позициям  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  
Абсолютное число   (%) по классу      
Абсолютное число   (%) индивидуальных      

Качественная обработка. Установление иерархии мотивов — расположить по значимости (на основе %) мотивы в общий ряд. Оценка полученной иерархии мотивов: соотношение удельного ве­са положительных и отрицательных мотивов.

Возможная интерпретация

Преобладающими мотивами учебной деятельности стали (ука­зать иерархию мотивов), вследствие таких факторов деятельности школы, семьи, как (дается на основе анализа особенностей данной школы).

Для усиления или переориентации мотивации учебной дея­тельности школьников целесообразно ввести следующие педагоги­ческие воздействия... (предлагается система психолого-педаго­гических средств, выработанных совместно с педагогическим коллективом).

 

САМОСОЗНАНИЕ (САМООЦЕНКА)

Самосознание — открытие своего «Я», приводящее к форми­рованию «Я-образо», «Я-концепции».

Самооценка — более или менее конкретное проявление са­мосознания, - оценивание школьником своих возможностей одно­временно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).

Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и небла­гоприятная — завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.

Шкала самооценки личности

Данная шкала, разработанная A.M. Прихожин, представляет собой вариант известной методики Дембо—Рубинштейн, отличаю­щийся от общепринятых прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов (79).

Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить верти­кальной линией, нижняя точка которой будет символизировать са­мое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:

1)здоровье,

2) умственные способности,

3) характер,

4) авторитет у сверстников,

f

5) умение многое делать своими руками, умелые руки,

6) внешность,

7) уверенность в себе.

На каждой линии написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне раз­вития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

Итак: «-» - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.

«X» - такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определен­ного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).

Например, на линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

Задание

Далее изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с ука­занием верхней, нижней точек и середины шкалы.

При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чер­точками, середина - едва заметной точкой.

Порядок проведения

Методика может проводиться как фронтально - с целым клас­сом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтени­ем инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не способен», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень бы­строе или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

 

 

Обработка результатов

Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характери­стику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

Этап

По каждой из шести шкал («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверен­ность в себе») определяются:

а) уровень притязаний в отношении данного качества - по рас­стоянию в миллиметрах от нижней шкалы («О») до знака «X»;

б) высота самооценки - от «О» до знака «-»;

в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «X» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

Этап

Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

З этап

Определяется степень дифференцированности уровня притя­заний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемо­го все значки «X» (для определения дифференцированности само­оценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференциро­ванности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкрет­ного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность по­казателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соот­ветственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использо­ван лишь для ориентировки.

Этап

Особое внимание обращается на такие случаи, когда притяза­ния оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускают­ся или заполняются не полностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шка­лы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируют­ся и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.73.68 (0.054 с.)