ТОП 10:

Панчен Лама III Лобзанг Дондруб.



Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Лобзанг Дондруб - Панчен Лама III (1505-1568) в линии преемственности от Кедруба Дже, именуемого Панчен Ламой I. В другой линии преемственности Панчен Ламой I называют Лобзанг Чойкьи Гьялцена (1569-1662), воплощение Лобзанг Дондруба. Лобзанг Дондруб изображен в сукха-асане, без нимба, с повязками, закрывающими глаза до посвящения; в руках держит кисть и лист бумаги. Вверху справа - Сонам Чокланг (1438-1505), предшественник Лобзанг Дондруба.Вверху слева - Махачакра Ваджрапани; внизу слева - махапандака Карма-Натха (?); вокруг -сцены поклонения; в пещере - сцена «явления» Карма-Натхи Лобзанг Дондрубу. Жертвенное подношение состоит из драго­ценных и благословенных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал, деревьев и водоемов.

Панчен Лама III Лобзанг Дондруб.

Китай, XIX в. Нагтан, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Лобзанг Дондруб изображен в сукха-асане без нимба с повязками, закрывающими глаза до посвящения; в левой руке держит лист бумаги, покрытой черной тушью; правая рука -в кхатака-мудре (?); вверху справа - Сонам Чокланг; вверху слева - махачакра Ваджрапани; внизу слева - махапандака Карма-Натха (?); вокруг - сцены поклонения; в пещере - сцена «явления» Карма-Натхи Лобзанг Дондрубу. Жертвенное подношение состоит из драгоценных и благословенных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал, деревьев и водоемов.

Джецун Дамба I.

Бурятия, начало XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Джецун Дамба (тиб. рдже бцун дам па; монг. богдо геген) Лобзанг Тенби Гьялцен (1635-1723), Дзанабадзар (скр. джняна-ваджра). Другие титулы: Джецун Дамба Хутухту (тиб. рдже бцун дам па ху тхуг тху), Ундур Геген (монг. йнц\р геген). Он же - Нирмана-кайя (тиб. спрул ску, монг. хубилган) ламы Таранатхи (1575-1634) из школы джонанг тибетского буддизма. Далай Лама V Нгаванг Лобзанг Гьяцо (1617-1682) объявил Дзанабадзара воплощением Таранатхи в 1650 г., пожаловав тибетский титул Джецун Дамба, или «Досточтимый Возвышенный», и зонт из желтого шелка. Джецун Дамба I изображен сидящим на троне в «скрытой» позе, правая рука - в жесте «Трех драгоценностей» (скр. триратна-мудра) с ваджрой, левая рука - в свободном жесте (скр. авакаша-мудра) с гхантой. Ваджра и гханта относятся к иконографии Таранатхи в пантеоне «Аштасахасрики Праджняпарамиты». Изображен без головного убора, вокруг головы - нимб зеленого цвета. Цвет тела - желтовато-розовый. Сидение - трон со спинкой, окаймленной шелком белого цвета, с семью подушками из шелка разных цветов, указывающими на высокий духовный статус изображенного персонажа; к сидению слева приставлена лесенка, покрытая красным лаком, справа - столик с ритуальными предметами, над сидением балдахин - киворий (тиб. бла брес) из шелка разных цветов, местами расшитого золотыми узорами.

Джецун Дамба II.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Джецун Дамба II ЛобзангТенби Дронме (1724-1757) родился отДархан-цин вана Дондуб Дордже из рода Тушету-ханов и Цаган Дары Баярту и приходился внучатым племянником Дзанабадзару. Джецун Дамба II изображен сидящим на троне в ваджра-асане с ваджрой и гхантой, в левой руке - патра. Ландшафтный фон составлен из стаффажных фигур, облаков, холмов и водоемов. Не изображено жертвенное подношение - иконографический атрибут всех классов и категорий божеств и учителей (гуру).

Джецун Дамба II.

Монголия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Джецун Дамба II изображен в ваджра-асане на львином престоле, с ваджрой, гхантой и патрой. На заднем плане - сцены из жизнеописания Джецун Дамба Хутухты. Вверху - Ваджрабхайрава, Панчен Лама I (?), Экадашамукха Авалокитешвара, Праджняпарамита, внизу - Сита Брахма, Ямараджа. Перед троном - жертвенное подношение. Ландшафтный фон составлен из стафоражных фигур, облаков, холмов, водных потоков.

Джецун Дамба V.

Монголия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Джецун Дамба V Лобзанг Цултрим Джигме (1815-1842) изображен в «скрытой» позе, в левой руке - книга и сосуд с эликсиром долгой жизни, правая рука держит стебель цветка лотоса, на голове - шапка с тульей из золотой парчи, с полуваджрой на макушке, с околышами из черного бархата. Цвет тела - золотисто-желтый. Спинка львиного престола увенчана обрамлением в виде орнаментального элемента, напоминающего древний индийский мотив «корень лотоса» (скр. падма-мула). Внутри обрамления висит маленькая танка с изображением Ваджрадхары. Перед троном - стол с жертвенными подношениями. По обеим сторонам - два монаха в позе поклонения с мандалой и ратна-калашей. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, водоемов.

Нгаван Чойдан.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Тичен Нгаванг Чойден, пятьдесят пятый в линии наставников на престоле монастыря Гадэн (тиб.: дга'лдан кхри па рим бйон), глава школы гелук. Вариант: Шераб Сенге. Нгаванг Чойден изображен сидящим в ваджрасане, руки сложены в дхарма-чакра-правартана-мудре, на двух лотосах помещены ваджра и гханта. Нимб вокруг головы -розового цвета с обрамлением зеленого цвета. Цвет тела - белый. Мандорла окаймлена цветами и листьями лотоса.

Джамьян-шадпа I.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Джамьян-шадпа I Нгаванг Цондуй (1649-1723), Кункхьен Джамьян-шадпа Дордже - великий мудрец (махапандита), автор «Сиддханты» (тиб. груб мтха чхен мо) - сочинения о школах философских воззрений Индии, основал в 1709 г. монастырь Лавран Ташикийл, ставший одним из наиболее авторитетных центров учености гелук. Джамьян-шадпа I изображен в центре биографической танки, в «скрытой» позе, в правой руке держит стебель цветка лотоса с дхарма-чакрой, в левой руке - книгу.

Вокруг головы - нимб зеленого цвета, обведенный изумрудно-зеленой полосой. Цвет тела - золотой. На коленях - плат из шелка золотисто-желтого цвета, с разноцветной каймой и густой бахромой из золотых нитей. Перед львиным - сцены из жизнеописания, эпифании божеств и гуру: шадбаху-натха Махакала, Манджугхоша, Ваджрапани, Мачиг Лабкья Долма (?), Атиша Дипанкара Шриджняна. Вверху слева - храм Кесара, внизу справа - три [фигуры] Махаврати Дхармараджи в одеяниях ритуала Чам.

Лубсан-Ниндаг Банзаракшеев.

С.-Ц. Цыбиков. Бурятия, нач. XX в. Дерево, резьба, роспись, позолота.

 

Настоятель (тиб. кхри па; старобурят, ширегету) в 1880-1903 гг. общины Янгажинского дацана Таши Чарбаблин (осн. в 1830 г.). Скульптура (скр. рупа) изображает Ширегету Ламу Лубсан - Ниндага в «скрытой» позе, в жесте созерцания. Одет в тройную монашескую одежду, на голове - шапка пандита с загнутыми вверх наушниками. Скульптура работы С.-Ц. Цыбикова (1877-1934) отличается чертами портретности.

Гухьясамаджа.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Гухьясамаджа - йидам Ануттара-йога-тантры. Относится к семейству Ваджры (ваджра-кула), глава которого (кула-иша) - Акшобхья. Тантристы полагают, что Будда Шакьямуни наставлял в «Гухья-самаджа-тантре» царя Уддияны Индрабхути. Тот передал практику тантры махасиддхе Сарахе. Видья, или духовная супруга, - Ваджраспарша, голубого цвета. Гухьясамаджа изображен в ваджра-асане, трехликим, шестируким, в одеяниях и украшениях царевича. Цвет тела темно-синий. Вверху -Ваджрадхара, вокруг - ламы школ сакья (?) и кагью. Внизу Шадбаху-натха Махакала. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал, холмов и водоемов.

Гухьясамаджа.

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Гухьясамаджа изображен в окружении четырех божеств мандалы. В полной мандале Гухьясамаджи насчитывают тридцать два божества. Линия передачи (скр. rypy-парампара) «Гухья-самаджа-тантры» - Гухьясамаджа, Ваджрапани, Индрабхути, Сараха. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

Ваджрабхайрава.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ваджрабхайрава - йидам Ануттара-йога-тантры. Относится к семейству Падмы, (падма-кула), глава которого (кула-иша) - Амитабха. Известны и другие трактовки: к семейству Татхагаты (татхагата-кула, глава -Вайрочана), к семейству Ваджры. В трех названных семействах он является гневным воплощением Манджушри и «родоначальником отцовской тантр» (тиб. пха ргйуд). Видья - духовная супруга - Ваджра-ветали либо Джняна-дакини. Цвет тела видьи - голубой. Ваджрабхайрава изображен

в позе с левой выпрямленной ногой (скр. пратьялидха-асана), девятиликим, с 32 руками и 16 ногами, обнаженным, в украшениях охранителей законоучения (скр. дхармапала-абхарана). Цвет тела темно-синий, но оно излучает «огнь мудрости» (скр. махаджняна-агни). Вверху - Дже Цонкапа с учениками. Внизу жертвенное подношение в виде капалы с кровью, установленной на трех черепах. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Ваджрабхайрава.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ваджрабхайрава изображен в пратьялидха-асане. Внизу - Яма Дхармараджа. Ландшафтный фон составлен из деревьев, скал, облаков, холмов и водоемов с включением стаффажных элементов: фигур восхваляющих, ступы, кладбища, капал с кровью.

72. Ваджрабхайрава.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ваджрабхайрава изображен в окружении двенадцати божеств {скр. двадаша-дева), и десяти гневных {скр. даша-кродха): Ямантака, Праджнянтака, Падмантака, Вигхнантака, Ачала, Таккираджа, Ниладанда, Махабала, Ушнишачакравартин, Сумбхараджа. Внизу в центре - бахья-садхана, антара-садхана и гухья-садхана Ямы. Вверху - Манджушри, махасиддха Лалитаваджра и Синхамукха дакини. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

Ваджрабхайрава.

Монголия, XIX в. Нагтан, грунтованная ткань, минеральные краски, тушь.

На танке с черным фоном (тиб. наг тханг) Ваджрабхайрава изображен в окружении гуру, йидамов, дхармапал: Джебцун Миларепа, Джанджа Лалитаваджра, Амитаюс в позе единения (яб-юм), Сита Самвара, Ушниша-виджая, Махакала (тоже в яб-юм), Брахмана-рупа Махакала, Кубера-Вайшравана, Шри Деви, Шадбхуджа Махакала, Яма Дхармараджа, Дордже Легпа, Бегце, Синха-мукха Дакини, Сита Тара, Ваджрапани-Хаягрива-Гаруда [тройная система], Манджушри, Дже Цонкапа, Марпа-переводчик (лоцава). Вверху Будда Шакьямуни. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал и холмов.

Мандала Ваджрабхайравы.

Тибет, XIX в. Мандала, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Мандала, нарисованная на холсте (тиб. рас брис кйи дкйил 'кхор), представляет Ваджрабхайраву как центральное божество мандалы (скр. мандала-иша). Ваджрабхайрава изображен в соединении (скр. юга-наддха; тиб. яб-юм) с видьей Ваджраветали, без божеств окружения (скр. паривара). Фон одноцветный темно-синий.

Мандала Ваджрабхайравы.

Бурятия, XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Мандала, структурно оформленная в виде танки (тиб. дкйил кхор гйи тханг ка), представляет Ваджрабхайраву как мандала-ишу, в окружении двенадцати божеств мандалы. В полной мандале - тринадцать божеств (скр. трайодаша-дева) вместе с мандала-ишей. Вверху - Дже Цонкапа с учениками. Вокруг - Кубера-Вайшравана, Шри Деви, Шадбхуджа Махакала, Яма Дхармараджа, Сита Чинтамани Махакала. Ландшафтный фон составлен из облаков и гор.

Экавира Ваджрабхайрава.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Единственный герой (эка-вира) Ваджрабхайрава изображен в итифаллическом состоянии. Вверху - Далай Лама VII Калзанг Гьяцо (?), вокруг - Ракта Ямантака, бахья-садхана Яма, антара-садхана Яма, Ракта Ямараджа, Кришнари Бхайрава, или Кришнари Бхайрававаджра. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор, холмов, скал, цветущих кустов, водоемов, с включением стаффажных элементов: пещер с медитирующими отшельниками - йогинами, ступы, разноцветных драгоценностей. Внизу - жертвенные подношения «гневного» типа: перед лотосовым подножием (скр. падма-питха) капала с человеческими органами, у кромки изображения капала с кровью.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.205 (0.008 с.)