ТОП 10:

Будда Шакьямуни с учениками Шарипутрой и Маудгальяяной.



Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Шакьямуни изображен в ваджра-асане, в левой руке - патра, правая рука - в бхуми-спарша-мудре. Справа - Шарипутра, слева -Маудгальяяна. Вверху - Дже Цонкапа, будда будущего мирового периода Майтрея и будда прошедшего мирового периода Кашьяпа. Внизу - Шьяма Тара, Сита Тара.

Будда Шакьямуни с учениками Шарипутрой и Маудгальяяной.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Шакьямуни изображен в ваджра-асане, в левой руке - патра, правая рука - в бхуми-спарша-мудре. Справа - Шарипутра, светло-бежевого цвета, слева - Маудгальяяна, белого цвета. Внизу -Шадбахунатха Махакала, Вина Сарасвати. Вверху слева и справа - Пуджадевата. Жертвенное подношение состоит из благословенных и драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, снежных гор, скал, холмов, деревьев и водоемов с введением стаффажных элементов в виде зверей, птиц.

Будда Шакьямуни с учениками Шарипутрой и Маудгальяяной.

Бурятия, XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Шакьямуни изображен в ваджра-асане, в левой руке - патра, правая рука -в бхуми-спарша-мудре. Справа - Шарипутра, слева - Маудгальяяна. Вверху в центре -Амитаюс, Сита Тара, Шьяма Тара, Ушнишавиджая, Манджушри. Внизу - Шри Деви, Шадбахунатха Махакала, Яма Дхармараджа. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор, холмов, цветов, водоемов с появляющимися из них разноцветными драгоценностями.

Будда Шакьямуни с учениками Шарипутрой и Маудгальяяной.

Бурятия, XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Шакьямуни изображен в ваджра-асане, в левой руке - патра с мироболаном, правая рука - в бхуми-спарша-мудре. Ладони и стопы окрашены в красный цвет. Вверху в центре - Манджугхоша, слева - три божества долгой жизни, Махачакра Ваджрапани, справа - Дже Цонкапа с учениками, Ваджрабхайрава. Внизу - Шри Деви, Бахьясадхана Дхармараджа, Антарасадхана Дхармараджа, Ракта Ямараджа, Шадбхуджа Махакала. Жертвенное подношение состоит из благословенных и драгоценных предметов, капала на ножках в виде черепов, объятых языками пламени и наполненных пятью нектарами. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал, холмов, деревьев, цветов и водоемов. Вариант: Бхайшаджьягуру.

Будда Шакьямуни (?).

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Шакьямуни изображен в ваджра-асане, в левой руке - патра, правая рука -в бхуми-спарша-мудре. Вверху в центре - Ваджрабхайрава, слева - Чакрасамвара, справа - Гухьясамаджа. Вокруг - махасиддхи и махапандиты традиций тантрического пути (тиб. бргйуд рим) Ваджрабхайравы, Чакрасамвары и Гухьясамаджи. Внизу Сита Ачала и шестирукий (шад-бхуджа) Махакала. Жертвенное подношение не изобра­жено. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

Будда Шакьямуни с Махасиддхами и Махапандитами.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

На конусообразной рельефной плакетке изображены фигуры будд трех времен, или трикала будда (?). Будды изображены стоя, левые руки - в жест благословения, правые руки - в жесте дарования защиты. Вокруг фигур - орнаментированная гравированная мандорла, переходящая в языки пламени. Трапецевидное основание барельефа символизирует гору Сумеру.

Трикала Будда.

Китай, 441 г. Бронза, литье, гравировка

Будда Махавайрочана представлен в ваджра-асане с жестом «постижения прозрения» (бодхи-анги-мудра). В японской традиции мантры (ял. сингон) Махавайрочана (ял. Дайнити) с бодхи-анги-мудрой называется Ваджрадхату Вайрочана как центральное бжество {скр. свадевата) мандалы «Алмазного мира» (яп. конго кай, скр. ваджра-дхату).

Будда Махавайрочана.

Япония, XVIII в. Бронза, литье

Будда Амитабха изображен в ваджра-асане, руки держат патру. Цвет тела -красный. Ладони и стопы окрашены в светло-сиреневый цвет. Мандорла вокруг тела из радужных световых полос, оканчивающихся драгоценностями-мани. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Будда Амитабха.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

На апплицированном свитке будда Амитабха изображен стоя, в одеяниях и украшениях Самбхога-кайи, руки держат патру. Слева - монах, который «увидел» будду бесконечного света (Амитабха) с - лазуритовая гора Сумеру, окруженная материками и золотыми горами посередине моря подношений пяти чувствам.

Будда Амитабха.

Бурятия, нач. XX в. Аппликация, шелк, золотая фольга.

 

Будда Бхайшаджьягуру изображен в ваджра-асане, в левой руке - патра, в правой руке -стебель лекарственного растения миробалана. Цвет тела - синий. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов. В Махаяне и Ваджраяне будда Бхайшаджьягуру - учитель врачевания, входит в группу восьми будд врачевания.

Будда Бхайшаджьягуру.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Бхайшаджья-гуру изображен в ваджра-асане, в левой руке - патра с произрастающим из нее миробаланом, а в правой руке - стебель цветущего миробалана. Цвет тела - синий. Ладони и стопы окрашены в красный цвет. Жертвенное подношение состоит из драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и цветов.

Будда Бхайшаджьягуру.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Бхадрашри (или Шрибхадра) изображен в ваджра-асане, левая рука - в дхьянамудре, правая рука - в жесте отречения (скр. шрамана-мудра). Цвет тела - зеленый. Жертвенное подношение состоит из пары золотых серег царя, пары золотых серег царицы. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор и холмов.

Будда Бхадрашри.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Нагешвара-раджа изображен в ваджра-асане, обе руки у сердца в жесте наивысшего просветления (скр. ануттара-бодхи-мудра). Цвет тела - синий. Голову обрамляют семь змей, с лунного сидения свисают их хвосты. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

Будда Нагешварараджа.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в ваджра-асане, в обеих руках держит стебли лотосов. В одеяниях и украшениях - Самбхога-кайи. По обеим сторонам на уровне плеч - цветы лотоса. Тиарообразно уложенный шиньон украшен тройной драгоценностью (скр. триратна).

Гуаньинь.

Китай, XVII в. Бронза, литье.

 

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в бхадра-асане, в руках - стебель с бутоном лотоса. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. По обеим сторонам на уровне плеч слева - книга, справа - раковина (?). Митрообразная корона украшена фигуркой татхагаты Амитабхи. Ездовое животное - полулежащий лев с оскаленной пастью, на лотосе.

Гуаньинь.

Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка, минеральные краски.

 

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в ваджра-асане, в левой руке - жезл (?), правая рука - в вьякхьяна - (или а6хайя)-мудре. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Справа на уровне плеча - книга на цветке лотоса. На облаковидных орнаментах, отходящих от лотоса - сидения Гуаньинь, два персонажа из свиты бодхисаттвы. Ездовое животное - стоящий лев с оскаленной пастью на лотосе.

Гуаньинь.

Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, минеральные краски.

 

Гуаньинь- бодхисаттва-махасаттва Махаяны, воплощение Авалокитешвары в женском облике, как «Отец-и-мать всех будд». Гуаньинь изображена в свободной позе, одноликой, двурукой, в левой руке ребенок, в правой четки. В шелковом одеянии и драгоценных украшениях, на голове -кружевная накидка. Восседает на лунном диске и светло-розовом лотосе. Справа от лотосового сидения - кувшин с веткой ивы, книга «Праджня-парамиты», сверху - голубь с нитью золотых бусин (?) в клюве – символ плодородия. Слева - поклоняющиеся, справа - дварапала Вэйто (?). Вверху -Дже Цонкапа с учениками, внизу - Шьяма Тара, Сита Тара. На переднем плане - две драгоценности-мани. Ландшафтный фон составлен из разноцветных (в «тибетском» стиле), блекло-бежевых (в «китайском» стиле) облаков, гор, слоистых холмов, берега моря, бамбуковой рощи. Композиция с Гуаньинь соответствует распространенному в китайской иконографии типу изображений Гуаньинь-чадоподательницы.

Бодхисаттва Локешвара.

Непал (?), XIX в. Сандал, бронза, резьба, позолота, инкрустация.

 

Бодхисаттва Локешвара (Авалокитешвара) представлен в стоячей позе, левая рука - в бхуми-спарша-мудре (?), правая рука -в варада-мудре. В одеяниях и украшениях бодхисаттвы. Тиарообразная корона, инкрустированная бирюзой, украшена фигуркой стоящего татхагаты Амитабхи (?).

Гуаньинь.

Япония, XVII в. Бронза, литье.

 

Бодхисаттва Каннон представлена в ваджра-асане, левая рука - в жесте, изображающем «милостынную чашу Будды» (скр. буддха-патра-мудра), правая рука - в вьякхьяна-мудре (?); в левой руке - сосуд (?). В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Корона из стилизованных растительных орнаментов украшена фигуркой татхагаты Амитабхи.

Гуаньинь.

Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота.

 

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в ваджра-асане, левая рука - в буддха-патра-мудре, правая рука - в жесте «Трех драгоценностей» (скр. триратна-мудра). В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Корона из стилизованных растительных орнаментов украшена фероньеркой с треми драгоценностями и подвеской из жемчуга.

Гуаньинь.

Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота

Бодхисаттва Гуаньинь представлена в позе отдыхающего царя. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Слева на уровне плеча - книга, справа - кувшинчик (скр. кундика). Орнаментированная корона украшена восьмилепестковым цветком лотоса.

Гуаньинь.

Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка

Бодхисаттва Гуаньинь представлена сидящей на скале в раджалила-асане, и относится к типу «Гуаньинь-луны-и-воды», созерцающая отражение луны в воде. На голове - корона с пятью финиалами. Вокруг - персонажи из свиты бодхисаттвы, донаторы. Слева от Гуаньинь - голубь. Ландшафт символизирует райский остров Путо (Потала), местопребывание бодхисаттвы Гуаньинь.

Каннон.

Япония, XVIII в. Дерево, лак, позолота.

 

Бодхисаттва Каннон (скр. Авалокитешвара) представлена в стоячей позе, правая рука - в абхайя-мудре. Волосы лазуритового цвета, с обеих сторон свисают длинные шелковые ленты киноварно-красного цвета, украшена миниатюрной золотой фигуркой татхагаты Амитабхи. Накидка, шарф и юбка-паридхана ниспадают пышными складками.

Акашагарбха.

Непал (?), XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка.

 

Акашагарбха - бодхисаттва-махасаттва, шестой в группе восьми великих бодхисаттв (скр. ашта махабодхисаттвах), «сыновей Победоносного» (скр. джина-путра). Относится к семейству Татхагаты. Бодхисаттва Акашагарбха представлен в стоячей позе, в левой руке - стебель цветка лотоса, на котором солнце, правая рука -в варада-мудре. В одеяниях и украшениях царевича.

Пусянь.

Китай, XVII в. Бронза, литье, позолота, тонировка, роспись.

 

Бодхисаттва Пусянь (снр. Самантабхадра) представлен в бхадра-асане, в руках -книга. В одеяниях и украшениях царевича. По обеим сторонам на уровне плеч слева - книга, справа - жемчужина в золотом ореоле. Митрообразная корона украшена фигуркой татхагаты Амитабхи. Ездовое животное - полулежащий слон на лотосе.

Хастивахана Самантабхадра.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Самантабхадра - бодхисаттва-махасаттва, восьмой в группе восьми великих бодхисаттв. Относится к семейству либо Татхагаты, либо Ваджры (Кула-иша - Ваджрасаттва). Самантабхадра на слоне в качестве ездового животного (хасти-вахана) изображен в свободной позе, в левой руке - чаша с драгоценностями-мани, в правой руке - исполняющая желания драгоценность, или чинтамани, шестилучевая, в пламенном ореоле. В одеяниях и украшениях царевича. Ездовое животное - белый слон с клыками. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Майтрея.

Китай, XIX в. Медь, чеканка, инкрустация, позолота, золотистая паста, роспись.

 

Майтрея - бодхисаттва-махасаттва, седьмой в махаянской группе восьми великих бодхисаттв, относится к семейству Кармы (кула-иша - Амогхасиддхи) и считается буддой будущего мирового периода. Возможный вариант - воплощение Ваджрадхары. Майтрея представлен в бхадра-асане, симвозирующей его приход в «Благой период времени» (скр. бхадра-кальпа), руки - в дхарма-чакра-правартана-мудре. В одеяниях и украшениях царевича. По обеим сторонам на уровне плеч -лотосы. Фигура Майтреи размещена в позолоченном киоте с фестончатым завершением.

Майтрея.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бодхисаттва Майтрея изображен в бхадра-асане, руки - в дхарма-чакра-правартана-мудре. В одеяниях и украшениях царевича. По обеим сторонам на уровне плеч, слева - золотой сосуд с носиком (скр. камандалу), справа - золотая дхарма-чакра. Перед львиным престолом - разноцветные деревья из драгоценностей (?). Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Майтрея.

Монголия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бодхисаттва Майтрея изображен в бхадра-асане, руки - в дхарма-чакра-правартана-мудре. В одеяниях и украшениях царевича. По обеим сторонам, на уровне плеч слева - драгоценный сосуд, справа - драгоценная чакра. Жертвенное подношение состоит из драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Майтрея.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бодхисаттва Майтрея изображен в бхадра-асане, руки - в дхарма-чакра-правартана-мудре. В одеяниях и украшениях царевича. Атрибуты - камандалу и дхарма-чакра. Через левое плечо перекинута шкура черной антилопы, символизирующая сострадательное сознание (скр. каруна-читта) бодхисаттвы. Вокруг - бодхисаттвы Акашавимала (?) и Манджушригарбха (?). Жертвенное подношение состоит из драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Майтрея.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бодхисаттва Майтрея изображен в бхадра-асане, руки - в дхарма-чакра-правартана-мудре. В одеяниях и украшениях царевича. Атрибуты - камандалу и дхарма-чакра. Слева - бодхисаттва Падмапани, справа - бодхисаттва Манджушри. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

221. Тысяча одно [изображение] Майтреи.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бодхисаттва Майтрея изображен в бхадра-асане, руки - в дхарма-чакра-правартана-мудре. В одеяниях и украшениях царевича. Атрибуты - камандалу и дхарма-чакра. Вокруг 1000 [изображений] Майтреи. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Пита Праджняпарамита.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Праджняпарамита является видьей, или духовной супругой (скр. патни) Ваджрадхары, воплощением «Совершенной Мудрости». Так же называется и класс раннемахаянских текстов. Эпитет: «Мать всех будд». Пита Праджняпарамита изображена в ваджра-парьянка-асане, одноликой, четырехрукой, в первой левой руке - ратна-калаша, во второй левой руке - книга, в третьей правой руке - ваджра, в четвертой правой руке - четки-мала. Цвет тела - желтый. Ладони и ступни окрашены в фиолетово-красный цвет. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Сарасвати.

Тибет, XIX 8. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Пита Сарасвати, видья, или духовная супруга Манджушри. Воплощение интуитивного знания. Эпитет:

«Вина, или держащая лютню». Сарасвати изображена в раджалила-асане, одноликой, с двумя

руками, в которых держит музыкальный инструмент - вину. Цвет тела - белый. В одеяниях

и украшениях Самбхога-кайи. Восседает на лотосе, появляющемся из водоема. Внизу слева - монах

с жертвенными дарами. Жертвенное подношение состоит из разноцветных жемчужин-мани, золотых

серег царя, золотых серег царицы. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, цветов

с введением стаффажного элемента в виде диких зверей и водоплавающих птиц.

Шьяма Тара.

Монголия, XVIII в. Школа Дзанабадзара. Бронза, литье, позолота, минеральные краски.

 

Шьяма Тара - бодхисаттва в традиции Махаяны и видья (духовная супруга татхагаты Амогхасиддхи) в традиции Ваджраяны, относящаяся к семейству Кармы. Шьяма Тара представлена в свободной позе с поджатой левой ногой, одноликой, двурукой, правая рука - в варада-мудре, левая рука у сердца - в витарка-мудре. Цвет тела - золотой, в одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. От обеих рук поднимаются стебли лотосов: левый цветок лотоса в виде нераскрывшегося бутона, правый цветок лотоса в виде раскрывшегося бутона.

Шьяма Тара.

Тибет, XIX в. Бронза, литье, позолота, инкрустация, минеральная краска.

Шьяма Тара представлена в свободной позе с поджатой левой ногой, одноликой, двурукой, правая рука в варада-мудре, левая рука в витарка-мудре. Цвет тела -золотой, в одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. От обеих рук поднимаются стебли лотосов. Драгоценные украшения инкрустированы бирюзой и кораллами.

Шьяма Тара.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Шьяма Тара изображена в свободной позе с поджатой левой ногой, одноликой, двурукой, правая рука - в варада-мудре, левая рука - в витарка-мудре. Цвет тела -зеленый, в одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. От обеих рук поднимаются стебли лотосов. Ладони и стопы окрашены в светло-розовый цвет. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Шьяма Тара.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Шьяма Тара изображена в свободной позе с поджатой левой ногой, одноликой, двурукой, правая рука - в варада-мудре, левая рука - витарка-мудре. Цвет тела -зеленый, в одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. От обеих рук поднимаются стебли лотосов, с раскрывшимся цветком и нераскрывшимся бутоном. Жертвенное подношение состоит из драгоценностей-мани. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов

 

Шьяма Тара.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Шьяма Тара изображена в свободной позе с поджатой левой ногой, одноликой, двурукой, правая рука - в варада-мудре, левая рука - в витарка-мудре. Цвет тела зеленый, в одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. От обеих рук поднимаются стебли цветов лотоса. Ладони и стопы окрашены в фиолетово-розовый цвет. Вверху - татхагата Амитабха. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Шьяма Тара.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Шьяма Тара изображена в свободной позе с поджатой левой ногой, одноликой, двурукой, правая рука - в варада-мудре, левая рука -в витарка-мудре. Атрибуты - лотосы. Цвет тела - зеленый. Ладони и стопы окрашены в фиолетово-красный цвет. Вверху - джина Амитаюс и татхагата Амитабха. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор и водоемов.

Триада Кхадиравани Тары.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Кхадиравани Тара изображена в свободной позе с поджатой левой ногой, правая рука -в варада-мудре, левая рука - в витарка-мудре. Атрибуты -лотосы. Цвет тела - зеленый. Внизу слева - Анучара Бхрикути, справа - Анучара Судхана-кумара. Жертвенное подношение состоит из драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Триада Кхадиравани Тары.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Кхадиравани Тара изображена в свободной позе с поджатой левой ногой, правая рука - в варада-мудре, слева - Анучара Бхрикути, справа - Анучара Судхана-кумара. Жертвенное подношение состоит из драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Аштамахабхая Тара.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Тара - «[Подательница] восьми великих защит» (скр. ашта-маха-абхайя). Соответствует Ашта-абхайятрана одиннадцатиликому (экадаша-мукхе) [арье Авалокитешваре], восьми сопровождающим божествам Авалокитешвары - «духовно ответственном за спасение от той или иной опасности». В центре танки - арья [мула] Шьяма Тара, вокруг - ещё восемь тар, зеленого цвета, в правой руке - ваза с драгоценностью; лотосовое сидение лучом света

касается взывающего о помощи, символизируя освобождение от опасности омрачений, например, «от страха перед львом - гордыней», т. е. то, что внешне изображено - перед львом, у того внутренний смысл - «освобождение от гордыни». Рядом с каждой тарой -фигуры, обозначающие опасность: слон, лев, змея, огонь, вода, пишача и т. д. Вверху - Циумарпо, якша-охранитель сокровищ монастыря Самье в Тибете. Внизу - Маричи.

Аштамахабхая Тара.

Монголия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

В центре танки - арья [мула] Шьяма Тара, по обеим сторонам - Анучара Бхрикути и Анучара Судхана-кумара, вокруг - восемь тар, символизирующих сострадательное сознание Шьяма Тары. Это - Мана-синха-абхайятрана, Моха-хасти-абхайятарини деви, Двеша-агни-прашамани, Иршья-сарпа-виша-пахарани, Кудришти-чора-упадрава-ниварани, Гхора-матсарья-шринкхала-мочани, Рага-угхавераварта-шошани, Самшая-пишача-абхайятрана тара. Вверху - татхагата Амитабха.

Двадцать Одна Тара.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

В центре танки - арья [мула] Шьяма Тара в свободной позе с поджатой левой ногой, левая рука -в витарка-мудре, правая рука - в варада-мудре. Цвет тела - зеленый. Ладони и стопы окрашены в фиолетово-красный цвет. Вверху - татхагата Амитабха золотого цвета. Вокруг - 20 тар золотого цвета, левые руки - в витарка-мудре с цветком лотоса, правые руки - в варада-мудре с вазой, наполненной драгоценностями. Жертвенное подношение состоит из драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, цветов и водоемов.

Двадцать Одна Тара.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

В центре танки - Кхадиравани Тара в свободной позе с поджатой левой ногой, - зеленый. Ладони и стопы окрашены в фиолетово-красный цвет. Вверху - татхагата Амитабха золотого цвета. По обеим сторонам - Анучара Бхрикути и Анучара Судхана-кумара. Вокруг - 20 тар белого, красного, желтого, синего и коричневого цветов, их левые руки - в витарка-мудре с цветком лотоса, правые руки - в варада-мудре. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор, холмов, деревьев, цветов и водоема. Серия из двадцати одной тары, изображенная на танках №№234-235, не соответствует иконографии «Двадцати одной тары» (тиб. сгрол ма ньер гчигма) как в традиции Сурьягупты, так и Атиши (джо луге).

Сита Тара.

Бурятия, нач. XX в. С.-Ц. Цыбиков (1877-1934). Дерево, папье-маше, резьба, инкрустация, роспись.

Сита Тара - бодхисаттва в традиции Махаяны и видья в традиции Ваджраяны. Относится к семейству Падмы (или Татхагаты). Является также божество долгой жизни. Сита Тара представлена в ваджра-парьянка-асане, одноликой, семиглазой, двурукой, левая рука -у сердца в витарка-мудре, правая рука - в варада-мудре. Её атрибут - лотос - не представлен. Цвет тела - белый. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Семь глаз, расположенных также на ладонях и ступнях, символизируют бодрствование сострадательного сознания Сита Тары.

237. Сита Тара.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Сита Тара изображена в ваджра-парьянка-асане, левая рука - в витарка-мудре, правая рука - в варада-мудре. Атрибут - голубой лотос (скр. нила-утпала). Цвет тела - белый. Ладони и стопы окрашены в бело-розовый цвет. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Сита Тара.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Сита Тара изображена в ваджра-парьянка-асане, левая рука - в витарка-мудре, правая рука - в варада-мудре. Атрибут - лотос. Цвет тела - белый. На дидеме (скр. мукута) - фигурка татхагаты Амитабхи. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Сита Тара.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Сита Тара изображена в ваджра-парьянка-асане, левая рука - в витарка-мудре, правая рука - в варада-мудре. Атрибут - лотос. Цвет тела - белый. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, деревьев с золотыми украшениями, водоемов с появляющимися из них золотыми драгоценностями-оменами.

Сита Тара.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Сита Тара изображена в ваджра-парьянка-асане, левая рука - в витарка-мудре, правая рука - в варада-мудре. Атрибут - лотос. Цвет тела - елый. Жертвенное подношение состоит из драгоценностей-мани, тигровой шкуры, покрытой шелком красного цвета с золотыми узорами. Ландшафтный фон составлен из облаков, снежных гор, холмов, скал, водопадов, пруда с лазуритовой и золотой водой.

Сита Тара.

Бурятия, XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Сита Тара изображена в ваджра-парьянка-асане, левая рука - в витарка-мудре, правая рука - в варада-мудре. Атрибут - лотос. Цвет тела - белый. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из цветов, водоема, из которого вырастает лотос, окруженного горами из золота, берилла и янтаря.

Ситатапатра.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ситатапатра - бодхисаттва в традиции Махаяны и видья в традиции Ваджраяны. Относится к семейству Падмы. Ситатапатра изображена в ваджра-парьянка-асане, одноликой, трехглазой, двурукой, левая рука у сердца держит белый зонт (скр. атапатра), правая рука - в абхайя-мудре. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи. Цвет тела - белый. Ладони и стопы окрашены в фиолетово-розовый цвет. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам и драгоценности-чинтамани. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Ситатапатра.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ситатапатра изображена в ваджра-парьянка-асане, одноликой, двурукой, левая рука у сердца держит белый зонт, правая рука - в абхайя-мудре. Цвет тела - белый. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из разноцветных облаков и зеленых холмов.

Ситатапатра.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ситатапатра изображена в ваджра-парьянка-асане, левая рука держит белый зонт, правая рука - в абхайя-мудре. Цвет тела -белый. Ладони и стопы окрашены в светло-красный цвет. Внизу -Шьяма Тара и Сита Тара. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Ситатапатрапараджита.

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ситатапатра-параджита - йидам Крия-тантры. Относится к семейству Татхагаты. Полумирная/полугневная форма проявления Ситатапатры. Вариант наименования -Ушниша-Ситатапатра-параджита. Эпитет - «Мать всех победителей». Йидам Ситатапатра-параджита изображена впозе с правой выпрямленной ногой, тысячеликой и тысячерукой, в основной левой руке держит зонт из красного шелка и стрелу, в основной правой руке держит дхарма-чакру красного цвета, в остальных левых руках - стрелы, в правых - чакры. Цвет тела - белый, основное лицо матового оттенка, остальные лица - красные, желтые, белые. В одеяниях и украшениях Самбхога-кайи.Тысяча ног попирает фигуры существ, символизирующих бесчисленные омрачения,преображаемые в йоге сострадания йидама. Мандорла вокруг тела лазуритового цвета,пронизанная сияющими золотыми лучами, окружена языками пламени. Вверху слева -будда Майтрея, внизу - три божества бхагавата Махакалы. Жертвенное подношениесостоит из драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал, холмов и водоемов.

Ушнишавиджая.

Бурятия, нач. XX в. Школа С.-Ц. Цыбикова. Дерево, папье-маше, позолота, инкрустация, минеральные краски.

 

Ушниша-виджая - йидам Крия-тантры. Относится к семейству Падмы (или Татхагаты). Йидам Ушниша­виджая представлена в ваджра-парьянка-асане, трехликой, девятиглазой, восьмирукой, две основные руки в дхарма-чакра-правартана-мудре, держат вишва-ваджру и ваджрный аркан (скр. ваджрапаша), в правой верхней руке фигурка татхагаты Амитабхи, левая верхняя рука - в жесте угрозы (скр. тарджани-мудра), в правой средней руке - стрела, в левой средней руке - лук, правая нижняя рука - в варада-мудре, в левой нижней руке - амрита-калаша. Цвет тела - белый. Правое лицо желтого цвета, центральное лицо белого цвета, левое лицо синего цвета. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе.

 

Маричи.

Монголия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Маричи - йидам Крия-тантры. Относится к семейству Татхагаты. Эпитет - «Мать всех будд». Божество-защитница от всех препятствий и болезней. Йидам Маричи изображена в раджа-лила-асане, одноликой, двурукой, в левой руке цветок лотоса, правая рука - в варада-мудре. Цвет тела - желтый. Лотосовое сидение помещено на повозку, расписанную киноварно-красным лаком, в которую впряжены семь вепрей (скр. сапта сукара-ратха). Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал и цветов.

Пема Дракпо.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Пема Дракпо - гуру-йидам - одно из восьми воплощений гуру Падмасамбхавы. Относится к семейству Падмы. Пема Дракпо изображен в позе с левой выпрямленной ногой, в левой вытянутой руке - скорпион (скр. вришчика), в правой поднятой вверх руке -ваджра. Цвет тела красный. В одежде и украшениях дхармапал (скр. дхармапала-абхарана). Ладони и стопы - светло-розового цвета. Ногами попирает две антропоморфные фигуры. Перед йидамом на солнечном диске Гаруда; перед лотосовым престолом треугольник (скр. трикона) с танцующими дакини. Вверху будда Амитабха, вокруг ■ дхарма-раджа Трисонг Децен, Ваджрапани, Брахмана-рупа Махакала, Шри Деви, Данда Махакала, Дакини Варахи (?), Лохакхадга Хаягрива, Манджугхоша. Жертвенные подношения состоят из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, цветов и водоемов.

Атигухья Хаягрива.

Китай, XIX в. Бронза, литье, позолота, минеральные краски.

Хаягрива - йидам Ануттара-йога-тантры. Относится к семейству Падмы., а в системе «трех владык» - к семейству Авалокитешвары. В иконографии ньингмы Хаягрива имеет крылья за спиной, что указывает на принадлежность йидама к мандале Чхемчхок Херуки, или высшего Херуки. Видья - Ваджраварахи. Йидам Атигухья Хаягрива представлен в позе елевой выпрямленной ногой, трехликим, шестируким. Цвет тела - золотой. В киноварно-красных волосах лошадиная голова. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Ногами попирает две распластанные на солнечном диске антропоморфные фигуры (?).

Гухьясадхана Хаягрива.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Йидам Атигухья Хаягрива изображен в пратьялидха-асане, трехликим, шестируким, с крыльями за спиной. Цвет тела - красный. В волосах-лошадиная голова зеленого цвета. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Видья - Шьяма Тара, Сита Тара. Жертвенное подношение состоит из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

Гухьясадхана Хаягрива.

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Гухьясадхана Хаягрива - йидам Ануттара-йога-тантры. Относится к семейству Падмы. Йидам Гухьясадхана Хаягрива изображен в пратьялидха-асане, трехликим, шестируким. В одеяниях и украшениях дхармапалы. В полыхающих золотом волосах - три лошадиные головы зеленого цвета. Цвет тела - красный. Вверху - гуру Падмасамбхава. Вокруг -Синхавактра дакини, Дордже Дракден, Бегце, Дамчан Ваджрасадху, Ваджрайогини. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, водоемов.

Атигухья Хаягрива.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Йидам Гухьясадхана Хаягрива представлен в пратьялидха-асане, трехликим, шестируким. Цвет тела красный. В волосах три лошадиные головы зеленого цвета. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Восемь ног попирают разноцветных змей-нагов, распластанных на солнечном диске, обрамленном ободком из драгоценностей золотого цвета.

Гухьясадхана Хаягрива.

Бурятия, XIX в. Папье-маше, позолота, минеральные краски.

 

Йидам Гухьясадхана Хаягрива изображен в пратьялидха-асане, трехликим, шестируким. Цвет тела красный. В волосах, сверкающих золотом, три лошадиные головы зеленого цвета. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Восемь ног попирают разноцветных змей-нагов. Жертвенное подношение состоит из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал, холмов и водоемов.

Гухьясадхана Хаягрива.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Йидам Гухьясадхана Хаягрива изображен в пратьялидха-асане, трехликим, шестируким. Цвет тела красный. В отливающих золотом волосах три лошадиные головы зеленого цвета. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Восемь ног попирают разноцветных змей-нагов. Жертвенное подношение состоит из капала, наполненной кровью. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

Гухьясадхана Хаягрива.

Бурятия, XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

На апплицированном свитке йидам Гухьясадхана Хаягрива изображен в пратьялидха-асане, трехликим, шестируким. Цвет тела красный. В золотых волосах три лошадиные головы зеленого цвета. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Восемь ног попирают разноцветных змей-нагов. Вверху - Дже Цонкапа с учениками. Внизу - Дамчен Гарва Цхэнчан и Бегце.

Гухьясадхана Хаягрива.

Бурятия, нач. XX в. Аппликация, шелк, шелковые нити, золотая фольга.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.042 с.)