Мандала Синханады Авалокитешвары. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мандала Синханады Авалокитешвары.



Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

В центре 5-частной мандалы Синханада Авалокитешвара изображен в свободной позе, одноликим, белого цвета, левая рука в варада-мудре, правой рукой он опирается сзади о лунный диск, слева -тришула с бунчуком и извивающейся змеей, справа на лотосе с длинным стеблем - праджня-кхадга. Вокруг - джины Вайрочана, Амогхасиддхи, Акшобхья, Ратнасамбхава. Мандала составлена из четырехгранной горы Сумеру из рубинов, изумрудов, ляпис-лазури, золота, пятислойной стены с расписанными карнизами, лотосовой кромкой, воротами-торанами, увенчанными зонтами и ваджрной сетью; вокруг драгоценные и благословенные предметы, богини подношения, йогины цветов четырех семейств, лотосовая ограда, ваджрная ограда, ограда из разноцветных языков пламени.

Мандала Курукуллы.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

В центре 15-частной мандалы Курукулла изображена в окружении четырех богинь: Ваджры, Гаури, Чхунмы и Ваджра-дакини. В основных и промужеточных направлениях мандалы - восемь богинь: Гаури, Чаури, Ветали, Гхасмари, Пуккаси, Шабари, Чандали, Домби, Кхечари и Бхучари. Гора Сумеру составлена из ляпис-лазури, изумрудов, хрусталя и золота.

Мандала Хеваджры.

Монголия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

В центре 17-частной мандалы йидам Хеваджра изображен шестнадцатируким в окружении восьми богинь: Гаури, Чаури, Ветали, Гхасмари, Пуккаси, Шабари, Чандали и Домбини. В промежуточных направлениях - четыре божества: Вимша, Вина, Мукунда и Мураджа. В четырех воротах - Хаясья, Шукарасья, Шванасья и Синхасья. Гора Сумеру составлена из рубинов, изумрудов, хрусталя и золота. Вокруг дворца - йогины, монах-шравака, внешняя ограда - из восьми кладбищ, восьми гор.

Мандала Хеваджры.

Монголия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

В центре 17-частной мандалы йидам Хеваджра изображен в окружении восьми богинь. Вокруг центрального дворца (скр. гарбха-кута-нагара) четыре павильона: (1) восточный дворец (скр. пурва-кута-нагара); (2) южный дворец (скр. дакшина-кута-нагара)); (3) западный дворец (скр. пашчимакута-нагара) и северный дворец (скр. уттара-кута-нагара). Божества окружающих дворцов представляют формы проявления йидама Хеваджры. В основных и промежуточных направлениях восемь охранительных божеств.

Ступа Абхисамбуддха-бодхи махачайтья.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ступа - символ «Наивысшего Просветления» Будды, Дхарма-кайи, или «Тела Истины». Ступа Абхисамбуддха-бодхи махачайтья изображена на лунном диске и разноцветном лотосе, вокруг - нимб-гало и сияние-мандорла. В реликварии (скр. кантхака) - Будда Шакьямуни. Вверху - Ваджрапани и Херука Ваджрасаттва белого цвета. Жертвенное подношение состоит из драгоценностей-мани и бивней слона. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор, скал, холмов, деревьев, цветов и водоемов.

Ступа Сарва-асвастика-виджая махачайтья.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ступа Сарва-свастика-виджая махачайтья изображена с сиянием-мандорлой, украшенной цветочной гирляндой. В реликварии - сугата Апари-амитаюс. Вверху - Ушниша-виджая и Сита Тара. Внизу - семь драгоценностей царя-чакравартина. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал, деревьев и водоемов с выплывающими из них драгоценностями.

Ступа Боднатх.

Бурятия, XX в. Парма, холст, водяные краски.

 

Ступа Боднатх (тиб. бйа рунг кха шор) - ступа, хранящая останки (скр. шарира) будды прошедшего мирового периода - Махакашьяпы. Эпитеты ступы: Монлам Тамчед Друпа, или «Исполняющая все благопожелания». Ступа Боднатх изображена на золотистом фоне, украшенном солнцем, луной и разноцветными облаками. На хармике [с четырех сторон] изображены «Глаза [Мудрости] Будды» (скр. буддха-чакшух).

Ступа Боднатх.

Бурятия, нач. XX в. Парма, грунтованная ткань, водяные краски.

 

Ступа Боднатх изображена в обрамлении пятицветной радуги. Полусфера-анда украшена изображением велико сострадательного одиннадцатиликого (экадаша-мукха) Авалокитешвары. Вверху слева - Ситатапатра, Сита Тара, Шьяма Тара, справа - Дже Цонкапа, Панчен Лама III, Далай Лама VII. В основании полусферы - фриз с изображением будд и йидамов. Жертвенное подношение состоит из восьми благих эмблем, торма, драгоценных и благословенных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и деревьев.

Ступа Боднатх.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ступа Боднатх изображена на фоне райского ландшафта с драгоценными деревьями, бассейнами из семи драгоценностей с водой «восьми заслуг». В центре полусферы-анда -одиннадцатиликий (экадаша-мукха) Авалокитешвара. Внизу - Арапачана Манджушри, будда Бхайшаджья-гуру, пять татхагат. В чайтьях - Ваджрапани и Шадакшара Авалокитешвара. Вверху - татхагата Амитабха и Джняна-саттва Манджугхоша. В верхней части танки - пуджа-деви. В нижней части преданный монах, подносящий мандалу. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам, по сторонам которого белый слон и синий олень.

Ступа Боднатх.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Ступа Боднатх изображена в окружении будд и йидамов: Ситы Тары, Вайрочаны, Амогхасиддхи, Ваджрапани, Гухьясадханы Хая гривы, Манджушри, Ратнасамбхавы, Акшобхьи, Амитаюса и дхармапалы Махакалы. Цвет ступы - кораллово-красный. Одиннадцатиликий (экадаша-мукха) Авалокитешвара изображен на фоне мандорлообразной ниши-тораны, вписанной в центральную часть ступы от ведики до анды. Вверху - пуджа-деви. Внизу - Брахма и Индра, подношения пяти чувствам, восемь благих эмблем в виде пуджа-деви, семь драгоценностей чакравартина, восемь благословенных подношений. Ландшафтный фон составлен из облаков, цветов и холмов.

Сукхавати.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Сукхавати - «Чистая земля» (скр. паришуддха-буддха-кшетра) рай будды Амитабхи. Будда Амитабха изображен в центре композиции в двухэтажном павильоне, украшенном штандартами из разноцветного шелка. Вверху - джина Амитаюс. Перед павильоном пруд с белыми лотосами, из которых рождаются люди в «Чистой земле». Будда Амитабха дважды изображен идущим, вокруг -почитатели. Внизу - пять пуджа-деви, символизирующих подношения пяти чувствам. Персонажи, изображенные на танке, обозначают благих существ, практиковавших веру (скр. шраддха), нравственность (скр. шила), обеты (скр. пранидхана) и созерцание (скр. дхьяна) с опорой на великий обет (скр. маха-пранидхана) будды Амитабхи, и возродившихся в раю Сукхавати. Возможно, над дворцом изображены лестницы из драгоценностей, осененные деревьями из драгоценностей, которые украшают четыре склона горы Сумеру. Фигурки на лестницах могут обозначать медитативное восхождение созерцателя, изображенного на втором этаже дворца.

Сукхавати.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Будда Амитабха изображен в центре композиции в двухэтажном павильоне с золотыми крышами. На балконах боковых павильонов изображены персонажи, исполняющие на музыкальных инструментах райскую музыку. Пять пуджа-деви представлены в пяти цветах (скр. панча-варна).

Сукхавати.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Будда Амитабха изображен в центре композиции в двухэтажном павильоне с золотыми крышами. В красных медальонах- восемь благих эмблем. Стены боковых павильонов украшены панелями нефритово-зеленого цвета с нитевидным золотым орнаментом. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам

Сукхавати.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Будда Амитабха изображен на фоне дворца с зелеными и пурпурно-золотыми крышами. Вокруг - шесть монахов-шраваков, восемь великих бодхисаттв. Перед троном - лотосовый пруд. Внизу идущий будда Амитабха. Райский ландшафт обозначен драгоценными деревьями, пышными бутонами цветов, слоистыми скалами цвета изумруда.

Сукхавати.

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Амитабха изображен на фоне дворца с зелеными, лазурными и золотыми крышами. Слева - бодхисаттва Ваджрапани, справа - бодхисаттва Майтрея. Вверху - пять групп бодхисаттв и архатов с буддой Амитабхой в центре. Внизу в центре - группа девяти будд Амитаюс. Слева и справа - будда Амитабха в окружении монахов. По сторонам от трона -монахи, подносящие мандалу и чашу с золотыми (?) плодами. Райский ландшафт обозначен многоцветными облаками, драгоценными деревьями, водами цвета светлого лазурита.

Сукхавати.

Китай, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Амитабха изображен в центре композиции внутри золотого круга с радужными краями, обрамляющего райскую сферу. Цвет тела - золотой. Восседает на павлиньем троне. Вокруг - восемь великих бодхисаттв: Гухьяпати Ваджрадхара, Кшитигарбха, Самантабхадра (сарва-джина-пита-маха?), Акашагарбха, Авалокитешвара (Каруна-ишвара), Манджугхоша (Джняна-саттва), Шрутанама Ниварана-вишкамбхин, Майтрея (Даша-бхуми-пати). Вверху сугата Апаримитаюр-джняна. Внизу -благословляющий будда Амитабха в сопровождении восьми великих бодхисаттв. Жертвенное подношение состоит из золотой дхарма-чакры. кораллов, рoгob носорога.

Сукхавати.

Бурятия, нач. XX б. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Амитабха изображен в центре композиции внутри золотого круга с радужными краями, обрамляющего райскую сферу. Цвет тела - золотой. Он восседает на павлиньем троне. Вокруг - восемь великих бодхисаттв. Вверху - джина Амитаюс. Внизу - благословляющий будда Амитабха красного цвета, в сопровождении восьми великих бодхисаттв. Жертвенное подношение состоит из золотой дхарма-чакры, бивней слона, драгоценностей-мани, двух патр с жертвенными ингредиентами.

Сукхавати.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Будда Амитабха изображен в центре композиции внутри золотого круга с радужными краями, обрамляющего райскую сферу. Цвет тела - золотой. Он восседает на павлиньем троне. Вокруг - восемь великих бодхисаттв. Внизу - благословляющий будда Амитабха в сопровождении восьми великих бодхисаттв. Жертвенное подношение состоит из золотой дхарма-чакры, бивней слона, драгоценностей-мани, рога носорога, ветки коралла, двух патра с жертвенными ингредиентами.

Тушита.

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Тушита - «Чистая земля бодхисаттв» (скр. бодхисаттва-кшетра), в которой пребывают бодхисапвы на десятой стадии духовного роста (скр. даша-бхумика) до того, как становится полностью «Совершенно просветленными», или абхисамбуддхой. Досточтимый (бхаттарака) Майтрея изображен во дворце с золотыми крышами в центре композиции. Вокруг - манджу-натха великий (чхенпо) Цонкапа и досточтимый шри Атиша. Вверху - пуджа-деви. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам и драгоценностей-чинтамани. Райский ландшафт обозначен многоцветными облаками и жрагоценными деревьями.

4 15. Тушита.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бхаттарака Майтрея изображен в центре композиции внутри золотого круга с радужными краями, обрамляющего райскую сферу. Вокруг - восемь великих бодхисаттв, архаты, пуджа-деви, фигурки Будды и архата в радужных кругах, сцена кропления водой из золотой калаши почитателей Майтреи. Вверху - натха Майтрея с бодхисаттвами Манджушри и Майтрея (?). Внизу - левитирующий Махакала, Дже Цонкапа с учениками, царь Шанкха, в правление которого Майтрея родится в Кетумати и обретет «Наивысшее полностью совершенное просветление», а также его супруга Брахмавати во дворце в Кетумати, Майтрея в образе будды, окруженный учениками. Райский ландшафт обозначен цветами, драгоценными деревьями, прудами с плавающими птицами.

Тушита.

Бурятия, кон. XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Бхаттарака Майтрея изображен в центре композиции внутри золотого круга с радужными краями, обрамляющего райскую сферу. Вокруг - восемь великих бодхисаттв. Вверху - натха Майтрея с бодхисаттвами Манджушри и Майтреей (?), архаты и пуджа-деви. В боковых павильонах - бодхисаттвы Манджушри-гарбха и Акашавимала («Самбхога-кайя-формы» Дже Цонкапы и Шри Атиши в раю Тушита). Внизу у края золотого круга - левитирующий Махакала, Дже Цонкапа с учениками, воплощение (Нирмана-кайя) Майтреи, Шри Атиша с учениками. В нижней части танки - царь Шанкха в шелковом шатре, преданный монах, подносящий мандалу, Яма дхарма-раджа, царица Брахмавати во дворце с золотыми и зелеными крышами. Ландшафтный фон составлен из облаков, деревьев и низких холмов.

4 17. Тушита.

Бурятия, кон. XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бхаттарака Майтрея изображен в центре композиции внутри золотого круга с радужными краями, обрамляющего райскую сферу. Вокруг - восемь великих бодхисаттв. Вверху - натха Майтрея с бодхисаттвами Манджушри и Майтреей (?). В боковых павильонах - бодхисаттвы Манджушригарбха и Акаша-вимала. Внизу - левитирующий Махакала, Дже Цонкапа с учениками, царь Шанкха, монах, подносящий мандалу, Яма дхармараджа, царица Брахмавати.

4 18. Тушита.

Бурятия, кон. XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бхаттарака Майтрея изображен в центре композиции внутри золотого круга с радужными краями, обрамляющего райскую сферу. Вокруг - восемь великих бодхисаттв. Вверху - натха Майтрея с бодхисаттвами Манджушри и Майтреей (?). Солнце и луна изображены внизу у края золотого круга. В нижней части танки -левитирующий Махакала, царь Шанкха, царица Брахмавати.

Тушита.

Бурятия, нач. XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бхаттарака Майтрея изображен в трех иконографических видах: (1) вверху во дворце с зелеными, золотыми и лазурными крышами Майтрея, находящийся в созерцании высшей Тушиты (скр. тушита-вара-бхавана - майтрея), в окружении восьми великих бодхисаттв, в боковых павильонах - бодхисаттва Манджушри-гарбха и бодхисаттва Акаша-вимала; (2) в центре - Бхаттарака Майтрея в радужном круге на фоне райских деревьев (возможно, деревьев, известных как нага-пушпа. или «цветы дракона». согласно «Арья-майтрея-вьякарана-сутре», нага-пушпа - «древо Просветления», под которым Майтрея обретет «Наивысшее полностью совершенное Просветление»); (3) под радужным кругом - Майтрея в сцене поклонения Брахмы и Индры. Вокруг сцен-эпифании -левитирующий Махакала, монахи и божества. Внизу слева -сцена явления Дже Цонкапы совершающему подношение ученику. В центре -гора Сумеру. Справа - царь Шанкха во дворце в Кетумати. Жертвенное подношение состоит из драгоценных и благословенных предметов.

Абхирати.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Абхирати - «Чистая земля», рай будды Акшобхьи. Будда Акшобхья изображен во дворце с золотыми и лазурными крышами. Он восседает на троне, поддерживаемом двумя слонами. Вокруг - восемь великих бодхисаттв, Шьяма Тара, Брахма, Индра. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Райский ландшафт обозначен бирюзово-слоистыми облаками, деревьями с драгоценными плодами, цветами, восьмигранной оградой цвета темного лазурита с низками драгоценностей.

Абхирати.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Будда Акшобхья изображен во дворце с золотыми и киноварными крышами. Вокруг - бодхисаттвы Ваджрасаттва и Ваджрараджа (?). Вверху - Гухьясамаджа (= Гухья Акшобхья-ваджра). В четырех углах -будда Акшобхья в украшенном виде (скр. мукута-дхарин) во дворцах с золотыми и киноварными крышами. В верхней части танки слева -пуджа-бодхисаттвы, спускающиеся по золотой лестнице, а справа -монахи, поднимающиеся по золотой лестнице. Внизу - Будда под шелковым зонтом в сопровождении монаха. В центре лотосовый пруд. Жертвенное подношение состоит из золотой дхарма-чакры, установленной в патре, золотых ваз с цветами. Райский ландшафт обозначен разноцветными облаками, драгоценными деревьями и цветами. Рай Абхирати обрамлен зигзагообразной оградой лазурного цвета, с золотым орнаментом, с внешней стороны и розового цвета, с золотым орнаментом, с внутренней стороны.

Поталака.

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Поталака - «Чистая земля», рай бодхисаттвы Авалокитешвары и Кхадирявани Тары. Кхадиравани Тара изображена во дворце с золотыми крышами. Слева - Анучара Экаджати, справа - Анучара Судхана-кумара. Вверху слева -Шри Деви. Справа от центральной фигуры - архаты и Шьяма Тара в пещерах, к которым ведут лестницы, преданные монахи. Вверху - сцены поклонения. Внутри зигзагообразной ограды храмы - монахи, подносящие мандалу, донаторы, животные. В нижней части танки - паломники, подплывающие к острову на кораблях. Жертвенное подношение состоит из драгоценных и благословенных предметов. Райский ландшафт обозначен облаками, сине-зелеными скалами с золотой отделкой, цветами.

Поталака.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Кхадиравани Тара изображена во дворце с пурпурными стенами, с лазурными, золотыми и пурпурными крышами. Слева от центральной фигуры - Анучара Экаджати, справа - Анучара Судхана-кумара. Вверху - Дже Цонкапа. Внизу в центре - Шри Деви. Вокруг - божества подношений, сцены поклонения. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам, книг. Райский ландшафт обозначен драгоценными деревьями, прудом с перилами из семи драгоценностей, горами с остроконечными золотыми вершинами.

Поталака.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Кхадиравани Тара золотого цвета изображена во дворце с золотыми крышами. Слева -Анучара Экаджати, справа - Анучара Судхана-кумара. Ввверху - татхагата Амитаюс, гуру. Вокруг трёх центральных персонажей - сцены поклонения: слева - божества подношений во главе с Индрой, справа - божества подношений во главе с Брахмой. В нижней части танки Будда с двумя гуру на фоне ступы-чайтьи и сцены житий.

Кхечари.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Кхечари - «Чистая земля», рай Ваджрайогини. Наро Дакини, или Сарва-буддха-дакини, изображена в центре радужной мандалы на шестиугольнике, образованном из двух треугольников, наполненных кровью. Вверху слева от центральной фигуры - Карма-дакини, внизу слева - Будда-дакини, внизу справа - Ратна-дакини, вверху слева - Падма-дакини; вокруг - дакини, сиддхи, богини подношений. Вверху во дворце - Юганаддха Ваджрасаттва. На дворцовой террасе размещены шестнадцать бодхисаттв Ваджрадхату (?) во главе с Юганаддхой Ваджрасаттвой. В четырех углах танки - Парама-сукха Чакра-самвара, внизу слева - Читипати (яма-ями), внизу справа - Кшатитарака Нила Чатур-мукха Шри Махакала, вверху справа - Будда Шакьямуни с Шарипутрой и Маудгальяяной. Верхнюю часть мандалы занимает дворец с золотыми и зелеными крышами, окруженный драгоценными деревьями. В нижней части танки божества, монах, подносящий мандалу, сцены из житий сиддхов, созерцавших Ваджрайогини, монахи. Жертвенное подношение состоит из горы Сумеру, окруженной материками, солнца и луны. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор, скал, пещер, вод.

 

Кхечари.

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Наро Дакини золотого цвета изображена в центре радужной мандалы; вверху слева от нее - Карма-дакини, внизу слева -Ваджра-дакини, внизу справа - Ратна-дакини, вверху справа -Падма-дакини; вокруг - дакини, сиддхи, богини подношений. Вверху во дворце - Юганаддха Ваджрасаттва. На дворцовой террасе размещены шестнадцать бодхисаттв Ваджрадхату (?) во главе с Юганаддхой Ваджрасаттвой. На вершине пламенного ореола - Сахаджа Самвара-прапта. В четырех углах танки, вверху слева - Парама-сукха Чакра-самвара, - Кшатитарака Нила Чатур-мукха Шри Махакала, внизу в центре - Читипати (яма-ями), внизу справа - Шадбхуджа Джняна-Махакала, вверху справа - Будда Шакьямуни с Шарипутрой и Маудгальяяной. В нижней части танки монах, подносящий мандалу, божества, сцены из житий сиддхов, монахи. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор, скал, пещер, вод.

427. Бхавачакра.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

«Колесо существования» (скр. бхава-чакра) или «колесо взаимозависимого возникновения» (скр. пратитья-самутпада-чакра). Изображает сансару как непрекращающийся процесс порождения неведения, страдания и других звеньев круговорота бытия. Колесо обхватывает Яма, «владыка смерти», символизирующий неумолимость чередования рождений и смертей, неотвратимость закона кармы как «сцепления» причины и следствия. В центральном круге - свинья, петух и змея, которые обозначают соответственно оскверняющие «яды сознания»: неведение, страсть, гнев. В светлом полукруге - фигуры, совершенствующихся индивидуумов, в темном полукруге - сцепившиеся фигуры, влекомые оскверняющими действиями. Средний круг содержит изображение «шести видов существования» (скр. шад-гати): божеств (скр. дева), полубогов (скр. асура), людей (скр. манушья), животных (скр. тирьяк), ненасытных духов (скр.прета), мучеников в аду (скр. нарака). Наружный узкий круг содержит изображения «двенадцати взаимозависимых звеньев» (скр. двадаша-анга пратитья-самутпада): 1) слепой человек - «неведение» (скр. авидья), 2) горшечник, придающий форму глиняному сосуду - «силы и влияния прежних деяний, карма» (скр. санскара), 3) прыгающая обезьяна - «осознание» (скр. виджняна), 4) человек, переправляющийся на лодке - «имя и форма» (скр. нама-рупа), 5) благоустроенный дом с закрытыми окнами -«шесть источников познания» (скр. шад-аятана), 6) обнимающиеся мужчина и женщина - «соприкосновение» (скр. спарша), 7) человек со стрелой в глазу -«чувственное переживание» (скр. ведана), 8) человек с чашей вина - «желание» (скр. тришна), 9) человек, собирающий плоды - «обладание» (скр. упадана), 10) птица, сидящая в гнезде - «бытие, жизнь» (скр. бхава), 11) рожающая женщина - «рождение» (скр. джати), 12) человек, несущий труп на сожжение - «старость и смерть» (скр. джара-марана). Наверху - Будда Шакьямуни и бодхисаттва Кхасарпана Авалокитешвара.

Бхавачакра.

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бхавачакра изображена в центре композиции; вверху слева - рай Сукхавати, соединенный с сектором ада лучом белого света, с фигурками существ, высветливших неблагую карму и рождающихся в раю; вверху справа - Будда, указывающий на луну, символизирующую просветление. В нижней части танки слева - скелеты, на счетах (?) с красными и синими косточками подсчитывающие неблагие деянияа, справа - человеческие фигурки в одеждах китайского покроя, на счетах складывающие благие деяния. Ландшафтный фон составлен из разноцветных облаков и зеленой земли.

Сенапати.

Китай, XIX в. Медь, чеканка, позолота, роспись.

 

Сенапати - драгоценный полководец царя-чакравартина, относящийся к его семи драгоценностям. Драгоценный полководец представлен с левой вытянутой ногой, одноликим, в левой руке - щит в виде львиной морды, в правой руке - меч. Стоит на лотосе с четырьмя рядами лепестков, вырастающем из драгоценной вазы, установленной на резном лотосовом пьедестале с решетчатой балюстрадой.

Ваджрамала.

Бурятия, нач. XX в. С.-Ц. Цыбиков. Дерево, резьба, роспись.

Ваджрамала («Ваджрные четки») - божество, символизирующее жертву четками из мандалы Сарвавида Вайрочаны. Ваджрамала представлен в сукха-асане, левой рукой опирается о лотосовое сидение, в правой руке -четки; цвет тела - белый; в одеяниях и украшениях царевича.

Ваджралока.

Бурятия, нач. XX в. С.-Ц. Цыбиков. Дерево, резьба, роспись

 

Ваджралока («Ваджрный Свет») - богиня, символизирующая жертвоприношение зрению из мандалы Сарвавида Вайрочаны. Ваджралока представлена в сукха-асане, двумя руками держит чашу с фитилем, цвет тела - белый; в одеяниях и украшениях царевича.

Ваджрадхупа.

Бурятия, нач. XX в. С.-Ц. Цыбиков. Дерево, резьба, роспись.

 

Ваджрадхупа («Ваджрное благовоние») - богиня, символизирующая жертвоприношение обонянию из мандалы Сарвавида Вайрочаны. Ваджрадхупа представлена в сукха-асане; двумя руками держит чашу с благовонием; цвет тела - белый; в одеяниях и украшениях царевича.

Канг дзе Дордже Лумо.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Дордже Лумо - богиня из свиты «единой матери» (эка-матри) Шри Деви - изображена в центре композиции восседающей на вепре (?), стоящем на лунном диске и лотосе, помещенных на горе Сумеру. Вверху - Будда Шакьямуни, Ригсум Гонпо; слева от горы Сумеру - лу верхом на лошади и лу верхом на медведе (?); на фоне Сумеру - лу верхом на змее; справа от Сумеру - лу верхом на обезьяне. В четырех углах танки: вверху слева - дракон, внизу слева - лев, внизу справа - тигр, вверху справа -Гаруда. Канг дзе, или предметы жертвенного подношения, состоят из барана, лошади и верблюда, тормы, подношений пяти чувствам, штандартов, флагов. Ландшафтный фон составлен из гор, деревьев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.056 с.)