ТОП 10:

Шадбхуджа Махакала с мандалеядеватами.



Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Шадбхуджа Махакала изображен с божествами окружения (скр. мандалея-девата). Вокруг -Джинамитра, Шри Деви, Кшетрапала, Тракшад, Таккираджа, четыре махараджи (Вирупакша на тигре - это запад, Вайшравана на «снежном льве» - это север, Дхритараштра на слоне -это восток, Вирудхака на синем волке - юг), восемь махадев, Брахма, Варуна, Яма, восемь маханаг, восемь дикпал, двадцать восемь париварадеват, десять тенма. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, деревьев, украшенных золотыми ожерельями, водоемов.

Шадбхуджа Махакала с париварадеватами.

Монголия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Шадбхуджа Махакала изображен с божествами линии передачи (скр. паривара-девата). Вверху - Ваджрадхара, Ваджрасаттва, махасиддхи, двадцать восемь пуджана бодхисаттв (?). Вокруг - Джинамитра, Тракшад, Шри Деви, Таккираджа, десять дикпал, восемь маханаг, восемь махадев, девять бхайрав, четыре локапалы, восемь паривара-деват. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Сита Чинтамани Махакала.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Сита Чинтамани Махакала - дхармапала и божество - покровитель Джецун Дамба Хутухт. Входит в группу «трех божеств богатства»: Сита Махакала, Вайшравана и Ганеша, особо почитаемых в Монголии. Сита Чинтамани Махакала изображен в самапада-стханаке, одноликим, трехглазым, шестируким, в верхней левой руке - тришула, в средней - аркан, в нижней -амрита-калаша в капале, в верхней правой руке - картарика, в средней -амару. нижней на уровне сердца - тройная драгоценность - чинтамани. Цвет тела - белый. Стоит на двух винаяках белого цвета. В одеяниях и украшениях царевича. Вверху - Ваджрадхара. Вокруг - пять дакинь в цветах пяти семейств. У Падма-дакини (вверху слева), Будда-дакини (внизу в центре) и Ваджра-дакини (внизу справа) атрибуты семейств не совпадают с атрибутами в мандале «пяти татхагат». Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Сита Чинтамани Махакала.

Монголия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Сита Чинтамани Махакала изображен в самапада-стханаке, одноликим, трехглазым, шестируким. Отличительные иконографические элементы атрибутов - в капале с амрита-калашей драгоценности-мани, крюк-анкуша. Два винаяки серого цвета изображены с капалами, наполненными драгоценностями, и редькой (скр. мулака). Вверху - Дже Цонкапа с учениками. Вокруг - дакини пяти цветов (скр. панча-варна). Жертвенное подношение состоит из драгоценных и благословенных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов, гребни которых обрамлены деревьями.

Чатурмукха Махакала.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Чатурмукха Шри Махакала - дхармапала и главный охранитель школы сакья. Четырёхликий (чатур-мукха) Махакала изображен с левой выпрямленной ногой, четырехликим, четырехруким, в верхней левой руке - пика (скр. шакти), в нижней - ракта-капала, в верхней правой руке - меч, в нижней на уровне сердца - картарика. Цвет тела - синий. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Стоит на распростертой фигуре демона. Жертвенное подношение состоит из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.


Чатурмукха Махакала.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Чатурмукха Махакала изображен с левой выпрямленной ногой, четырехликим, четырехруким. Цвет тела - темно-синий. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Стоит на лежащей на животе фигуре демона. Вверху слева - Джецун Дамба Хутухта II Лобзанг Тенми Дронме (?), справа - Дже Цонкапа. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Кшетрапала.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Кшетрапала - дхармапала - входит в свиту Шри Деви как один из четырех советников. Кшетрапала изображен в ардха-парьянка-асане, одноликим, трехглазым, в левой руке -ракта-капала, в правой - картарика. Цвет тела - темно-синий. Ладони и стопы окрашены в красный цвет. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Вахана - медведь (скр. рикша), попирающий лежащую на животе фигуру демона. Рядом - божество разряда Мамо (?). Жертвенное подношение состоит из веществ обета в капале с ножками в виде отрезанных человеческих голов. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

Бахьясадхана Дхармараджа.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бахьясадхана дхармараджа - дхармапала. Другое имя -Ямараджа, или царь Яма. Божество - покровитель Дже Цонкапы. Один из трех главных дхармапал школы гелук. Бахьясадхана дхармараджа изображен с левой вытянутой ногой, в итифаллическом виде, с головой быка, трехглазым, в левой руке - аркан, в правой руке - палица с черепом (скр. канкала-данда). Цвет тела - темно-синий. Ладони и стопы окрашены в светло-сиреневый цвет. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Вахана - бык или буйволна лежащей фигуре человека. Супруга - Чамунди или Ями синего цвета подносит Ямарадже капалу с кровью. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

Бахьясадхана Дхармараджа.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бахьясадхана дхармараджа изображен с левой вытянутой ногой в итифаллическом виде, с головой быка, трехглазым, в левой руке - ваджрный аркан (скр. ваджра-паща), в правой руке - палица. Цвет тела - темно-синий. Ладони и стопы окрашены в красный цвет. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Рядом - Чамунди с ракта-капалой. Яма с Ями стоят на быке, под которым лежащая фигура человека. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

Бахьясадхана Дхармараджа.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Бахьясадхана дхармараджа изображен с левой вытянутой ногой в итифаллическом виде, с головой быка, трехглазым, в левой руке - аркан, в правой руке - костяная палица с черепом и трезубцем. Цвет тела -темно-синий. Ладони и стопы окрашены в красный цвет. Рядом - Чамунди с ракта-капалой. Внизу - Антарасадхана дхармараджа и Гухьясадхана Ямараджа. Жертвенное подношение состоит из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор, скал, деревьев и водоемов с появляющимися из них драгоценностями.

Бахьясадхана Дхармараджа.

Бурятия, нач. XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

Бахьясадхана дхармараджа изображен с левой вытянутой ногой в итифаллическом виде, с головой быка, трехглазым, в левой руке -аркан, в правой руке - жезл с черепом и полуваджрой в навершии. Вверху - Дже Цонкапа с учениками. Внизу - Шьяма Тара, Сита Тара. Жертвенное подношение состоит из подношений пяти чувствам. Ландшафтный фон составлен из облаков, гор и водоем.

Гухьясадхана Дхармараджа.

Тибет, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Гухьясадхана дхармараджа изображен с левой вытянутой ногой, с головой быка, трехглазым, в левой руке - капала с кровью, в правой руке на уровне сердца - драгоценность-чинтамани. Цвет тела - красный. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Вахана - бык светло-розового цвета на лежащей фигуре человека. Лотос-подножие и солнечный диск помещены на треугольнике-триконе, наполненном кровью. Вверху - Дже Цонкапа с учениками. Жертвенное подношение состоит из капалы с кровью и жемчужинами-мани, золотых ваз с драгоценностями. Справа от лотосового подножия стрела с шелковыми лентами.

Пять Ямараджей.

Бурятия, нач. XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

В центре танки Антарасадхана Ямараджа, вокруг - Нила Ямараджа, Сита Ямараджа, Пита Ямараджа, Ракта Ямараджа. Вверху - Дже Цонкапа. В пещерах - отшельники-йогины. Жертвенное подношение состоит из веществ обета и торма со стрелой. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал, холмов и водоемов. Иконография танки отличается от изображений пяти ямараджей в «Пантеоне Монгольского Канджура» (№№159-163): у Пита Ямараджи и Сита Ямараджи заменены атрибуты, у всех ямараджей, кроме Антарасадханы Ямараджи, под ваханой-быком - лежащие человеческие фигуры.

318. Жанлон Дордже Мараджит-якша
(бахьясадхана, антарасадхана, гухьясадхана).

Китай, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Жанлон Дордже Мараджит-якша (тиб. жанг блон рдо рдже дгра 'дул) - дхармапала - хранитель тантр врачевания. Относится к разряду гонпо (скр. натха). Вариант имени - Жанлон Дордже Дудул. Жанлон Дордже Мараджит-якша изображен во дворце с золотыми крышами, в свободной позе, одноликим, трехглазым, в левой руке - ратна-калаша с амритой, в правой руке - драгоценность-чинтамани. Облачен в шелковые одежды тибетского покроя. Попирает две фигурки человека. Вокруг - божества трех садхан. Жертвенное подношение состоит из драгоценного сосуда для лекарств (?) и драгоценностей-мани. Ландшафтный фон составлен из облаков и драгоценных деревьев.

Шри Деви.

Китай, XVIII в. Медь, чеканка, позолота, минеральные краски.

Шри Деви - дхармапала - гневная форма Сарасвати. Божество-покровитель Далай Лам и Панчен Лам. Под гонорификационным титулом: «Черный покровитель» - охранительное божество правительства Тибета: «Гадэн Пхобранг». Входит в число главных охранителей четырех основных школ тибетского буддизма: сакья, гелук, кагью и ньингма. Хранитель монастыря (скр. сангха-арама-пала) Таши Галдан Даргйалинг (Тамчинский дацан) - местопребывания (бурят, хуре) Бандидо Хамбо Ламы - «Держателя учения» (скр. щарана-натха) в Бурятии до 30-х г XX в. Шри Деви представлена в свободной позе на мчащемся муле (скр. ашватара), одноликой, трехглазой, в левой руке - ракта-капала, в правой - атрибут утрачен. Цвет тела - темно-синий. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Над головой - зонт. Вместо седла и попоны круп мула покрыт свежесодранной человеческой кожей, игральные кости (скр. акши) подвешены на веревке.

Шри Деви.

Китай, нач. XX в. Бронза, литье, позолота, минеральные краски.

 

Шри Деви представлена в свободной позе на мчащемся муле, одноликой, трехглазой, в левой руке - ракта-капала (?), в правой руке - частично сокранившаяся палица. Во рту - фигурка человека. - золотой. В одеяниях и украшениях дхармапалы. В темно-пурпурных волосах - луна, солнце и капля (скр. бинду) красного цвета.

Шри Деви.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Шри Деви изображена в свободной позе на мчащемся муле, одноликой, трехглазой, в левой руке - ракта-капала, в правой руке - палица с полуваджрой в навершии. Цвет тела - темно-синий. В одеяниях и украшениях дхармапалы. Над головой зонт из павлиньих перьев. Жертвенное подношение не изображено. Лаконичный ландшафтный фон из облаков, цветочков и орнаментально изображенного моря с волнами крови.

Шри Деви.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Шри Деви изображена в свободной позе на мчащемся муле, одноликой, трехглазой, в левой руке - ракта-капала, в правой руке - палица с полуваджрой в навершии. Цвет тела - темно-синий. В одеяниях и украшениях дхармапалы. - полумесяц. Над головой зонт из павлиньих перьев. Жертвенное подношение состоит из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал, холмов и моря с бурлящими волнами крови.

Шри Парвати Раджни.

Бурятия, XVIII в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Шри Парвати Раджни изображена в свободной позе на мчащемся муле, одноликой, трехглазой, в левой руке -ракта-капала, в правой руке - палица в виде позвоничника с черепом и полуваджрой в навершии. Спереди -Макара-вактра дакини, сзади - Синха-вактра дакини. Вверху слева - Шарадраджни, богиня осени; внизу слева - Хемантараджни, богиня зимы; внизу справа - Васантараджни, богиня весны; вверху справа -Варшараджни, богиня лета. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и орнаментально изображенного моря с красными и желто-золотыми полосами-волнами.

Читипати.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Читипати [яб-юм] - охранители кладбищ (щмащана-пати), или «хозяины мест сожжения трупов». Воплощение Махакалы. Читипати изображены в танцующей позе, в левых руках - ракта-капала и сосуд изобилия (скр. пурна-гхата), в правых руках -палка с черепом и злак. Правые ноги поджаты, левые - на раковинах. В шелковых юбках и шарфах. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков и холмов.

Агхора Махакала.

Бурятия, нач. XX в. Школа С.-Ц. Цыбикова. Дерево, папье-маше, резьба, позолота, минеральные краски.

 

Агхора Махакала - дхармапала. Другие имена: Махаракта Махакала, Бегце, Чамсинг. Воплощение Махакалы и божество-покровитель Монголии. Агхора Махакала представлен елевой вытянутой ногой, одноликим, трехглазым, в левой руке - сердце человека, слева - пика (скр. кунти) с бунчуком и флагом, лук со стрелой, в правой руке - меч с рукоятью в виде скорпиона. Попирает фигурки человека и лошади. Цвет тела - красный. Одет в облачение полководца, панцирь (тиб. го кхраг) и сапоги монгольского кроя.

Агхора Махакала.

Бурятия, нач. XX в. Аппликация, шелк, золотые и серебряные нити.

 

Ha апплицированном свитке Агхора Махакала изображен с левой вытянутой ногой, в левой руке - сердце человека, слева - тришула с бунчуком и флагом, лук со стрелой; в правой руке - меч с рукояткой из скорпиона. По сторонам спереди - Лекден Сокдак Марпо на волке, сзади - Рикчай Лхамо, сестра и спутница Бегце, на медведе. Жертвенное подношение состоит из капалы с кровью. Ландшафтный фон составлен из облаков и скал.

Агхора Махакала.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Агхора Махакала изображен с левой вытянутой ногой, в левой руке - сердце человека, слева -пика с бунчуком и флагом, лук со стрелой, в правой руке - меч с рукояткой из скорпиона. Внизу слева - Рикпай Лхамо, на медведе, пожирающем светлокожего человека, справа -Лекден Сокдак Марпо на волке, пожирающем темнокожего человека. Жертвенное подношение состоит из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, скал и водоемов фиолетово-розового цвета.

328. Агхора Махакала с восемью [ужасными] Палачами.

Бурятия, начало XX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Агхора Махакала изображен в окружении восьми палачей с мечами, или «пожирающих плоть, выпивающих кровь и останавливающих дыхание жизни» врагов, под коими понимаются омрачения (клеша), «яды сознания». По сторонам центральной фигуры, впереди - Лекден Сокдак Марпо, сзади - Рикчай Лхамо. Жертвенное подношение состоит из веществ обета и драгоценностей-мани. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

 

329. Агхора Махакала с восемью [ужасными] Палачами.

Бурятия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Агхора Махакала изображен в окружении восьми палачей с мечами, или (тиб.) триток шенпа гье. Вверху - татхагата Амитабха. По сторонам центральной фигуры, впереди - Лекден Сокдак Марпо, сзади - Рикчай Лхамо. Жертвенное подношение не изображено. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал и холмов.

330. Агхора Махакала с тридцатью [ужасными] Палачами.

Монголия, XIX в. Танка, грунтованная ткань, минеральные краски.

 

Агхора Махакала изображен в окружении тридцати палачей красного цвета, уничтожающих омрачения (клеша), или «яды сознания». Вверху - гуру Падмасамбхава. По сторонам центральной фигуры, спереди - Лекден Сокдак Марпо, сзади - Рикчай Лхамо. Жертвенное подношение состоит из веществ обета. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов, водоема с волнами крови.

Вайшравана.

Бурятия, конец XIX в. Дерево, папье-маше, роспись.

 

Вайшравана - локапала, дхармапала и йидам - охранитель севера, владыка якшей и божество богатства. Гонорификационныи титул: махараджа. Один из трех главных дхармапал школы гелук. Махараджа Вайшравана представлен в свободной позе, одноликим, двуглазым, с усами и бородкой клинышком, в левой руке - мангуста, в правой руке - штандарт. Цвет тела - золотой. В одежде полководца, на ногах - сапоги монгольского покроя. Вахана - белый лев с пурпурно-красной гривой.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.49 (0.013 с.)