Финансы домохозяйств, состав, роль и значение в финансовой системе страны.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы домохозяйств, состав, роль и значение в финансовой системе страны.



Ответ:Домашние хозяйства на современном этапе выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.

Финансы домашнего хозяйства - это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйств, по мнению современных экономистов, занимают важное место и являются третьим звеном финансовой системы.

Финансовые ресурсы домохозяйства – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода общества.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи – зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, – пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

В структуру финансовых ресурсов домашнего хозяйства входят:

- денежные средства, предназначенные для текущих расходов — расходов на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т.п.), плата за периодически потребляемые услуги и др.;

- денежные средства, предназначенные для капитальных расходов — приобретения непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (мебель, жилье, транспортные средства и т.д.), оплаты услуг, достаточно редко потребляемых участниками домашнего хозяйства (образование, медицинская операция, туристические путевки);

- денежные сбережения;

- денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.

В системе экономических отношений домашние хозяйства исключительно важны, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домохозяйства играют следующие роли:

- выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

- предоставляют тем же фирмам факторы производства;

- сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

Экономические отношения разнообразны, они существуют на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности, образуют содержание самостоятельной экономической категории. Одна из таких категорий — финансы домашнего хозяйства, отражающие реально существующие экономические отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение.

 

24. Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления.

Ответ:Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

В составе государственных финансов можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне).

Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ.

Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и территориальные государственные внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов в Российской Федерации:

- государственные финансы на федеральном уровне:

А). Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Б) Государственный внебюджетный фонд РФ — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ).

- государственные финансы на региональном уровне:

А). Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 БК РФ).

Б). Территориальный государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации отдельных конституционных прав граждан (в частности, на охрану здоровья и медицинскую помощь) (ст. 13 БК РФ).

Организация государственных и муниципальных финансов зависит от формы государственного устройства и особенностей построения местного самоуправления.

Традиционно унитарное государство отличает высокая степень централизации государственных финансовых ресурсов, когда основная часть бюджетных средств находится в распоряжении центральных органов государственной власти. В свою очередь формирование бюджетов местных органов власти осуществляется посредством отчислений от доходов, подлежащих зачислению в центральный бюджет, и финансовой помощи. В федеративном государстве в отличие от унитарного предусматривается разграничение доходов между бюджетами, осуществляемое в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. При этом объем финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение федеральных органов государственной власти, сокращается, а доля доходов, зачисляемых в бюджеты органов государственной власти субъектов федерации, увеличивается. Масштабность межбюджетного перераспределения средств в федеративном государстве по сравнению с унитарным существенно ниже.

Конституция Российской Федерации устанавливает принцип равноправия ее субъектов, что исключает различия в объеме полномочий их органов власти. Соответственно равноправными субъектами Российской Федерации являются края, области и входящие в их состав автономные округа. Формирование финансовых ресурсов таких краев, областей и автономных округов осуществляется в условиях разграничения полномочий между данными субъектами Российской Федерации. При этом состав и объем доходов, зачисляемых в бюджеты указанных субъектов Российской Федерации, регулируется федеральными законами и договорами между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.

Организация местных финансов определяется принадлежностью муниципального образования к тому или иному уровню административно-территориального деления государства и зависит от статуса территории, на которой оно формируется.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.006 с.)