Консолидированный бюджет, его роль в финансовой системе страны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консолидированный бюджет, его роль в финансовой системе страны.



Ответ: Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (бюджетов районов в городе и бюджетов города → консолидированный бюджет). К.б.

используют для расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели К.б. являются основанием для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета. К.б. не утверждается каким-либо законодательным органом власти, поэтому не является юридическим документом. Выполняет функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов… Источники доходов на разных уровнях консолидированного бюджета разный, например, в доходах консолидированного бюджета РФ преобладает источник НДС, а в консолидированных бюджетах субъектов – налог на прибыль. Причина структурного расхождения являются: закрепленные за каждым уровнем бюджетной системы собственных доходных источников; действующие в тот или иной период пропорции распределения ставок между федеральными и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз; отраслевая специализация и общий уровень соц.-экономического развития той или иной территории; распределение полномочий между уровнями бюджетной системы, в т.ч. законодательное установление перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов соответствующего уровня и др.

 

38.Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Реформирование межбюджетных отношений на современном этапе.

Ответ: Межбюджетные отношения представляют собой отношения между органами власти различных уровней, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

- закрепление за бюджетами собственных и регулирующих доходов;

- равенство прав субъектов в отношениях с федеральным центром и муниципалитетов в отношениях с региональными органами власти;

- выравнивание уровней бюджетной обеспеченности. Выравнивание осуществляется с учетом расчетных показателей, учитывающих не фактические доходы и расходы, а потенциально возможные доходы и необходимые расходы.

Индекс бюджетной обеспеченности конкретного региона рассчитывается как отношение индекса налогового потенциала к индексу расходов данного бюджета.

В свою очередь данные индексы отражают налоговый потенциал и стоимость осуществления обязательных бюджетных расходов в сравнении со средними российскими показателями.

- транспарентность (ясность, прозрачность, гласность) меж бюджетных отношений;

- взаимная ответственность сторон за исполнение межбюджетных обязательств;

- четкая нормативная регламентация, исключающая возможность торга и субъективизма в распределении бюджетных средств;

- обеспечение гарантий единого доступа граждан, вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам.

Разграничение расходов и доходов — это такое их разделение между звеньями бюджетной системы, которое предполагает законодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоянной основе конкретных видов расходов и доходов в полном размере или частично.

Если бюджетная обеспеченность субъекта без учета межбюджетных трансфертов ниже среднероссийского значения, осуществляется выравнивание за счет дотации до соответствующего данного среднего расчетного значения.

Выделяют следующие формы межбюджетных трансфертов:

1.Дотации – перечисляются за счет средств фонда финансовой поддержки регионов на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности и с целью обеспечения сбалансированности бюджетов.

2. Субсидии – выделяются на условиях софинансирования для осуществления целевых расходов.

3. Субвенции – перечисляются из фонда компенсации в случае, если расходные полномочия передаются с одного бюджетного уровня на другой.

4. Иные межбюджетные трансферты (единовременные, чрезвычайные виды расходов).

Основными задачами в настоящее время являются:

Повышение самостоятельности субъектов и снижение их финансовой зависимости от федерального центра;

Более четкое разграничение расходных и доходных полномочий по уровню бюджетной системы; исключение встречных денежных потоков.

 

39.Бюджетный федерализм, понятие, виды, модели.

Ответ: Бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Бюджетный федерализм – это принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.

Основная задача бюджетного федерализма заключается в выборе в конкретных экономических и политических условиях наиболее эффективной модели бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить за ними соответствующие источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи (межбюджетных трансфертов) регионам.

Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.

Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:

- региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятельности;

- финансовым обеспечением независимости и самостоятельности является право регионов (штатов и т.п.) устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения;

- четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Как правило, налоговыми источниками центрального бюджета являются подоходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и местных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги);

- центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;

- система бюджетного выравнивания развита слабо. Как правило, федеральные средства предоставляются в виде целевых перечислений на финансирование конкретных программ;

- центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно изыскивают средства для погашения дефицита бюджета.

Кооперативная модель бюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:

- широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода;

- наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;

- введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам;

- повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов (дефицит бюджета, наличие долга);

- ограничение самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствований. Как правило, внешними заимствованиями могут заниматься только органы федеральной власти, тогда как региональные власти — внутренними заимствованиями;

- наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, дотации, субвенции и т.п.

Модели бюджетного федерализма

Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм) Германская (фискальный федерализм)
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») совместные налоги («один налог — три бюджета»)
2. самостоятельность в расходах 2. совместное регулирование расходов
3. непринятие «мандатов» 3. «финансируемые мандаты»
4. слабое выравнивание 4. сильное выравнивание
5. свобода заимствований 5. ограничения заимствований
6. возможность «банкротства» 6. помощь кризисным регионам

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.255.225 (0.022 с.)