Блок 3 коррекционная Работа с подростками и ихродителями, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 3 коррекционная Работа с подростками и ихродителями, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений



Занятие 9. Знакомство

Цели занятия: создать благоприятные условия для взаимодействия подростков и их родителей; способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя; тренировать навыки конструктивного взаимодействия в отношениях ребенок-родитель; предоставить детям и родителям возможность выражать свои чувства и эмоции; побудить участников группы к совершенствованию системы взаимоотношений внутри семьи.

 

Содержание занятия:

Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы. Психолог рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены.

1.Обсуждение принципов групповой работы

Доверительный стиль общения

Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники доверяли друг другу, в качестве первого шага к созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, независимо от возраста.

Общение по принципу «здесь и сейчас»

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это работа механизма психологической защиты.

Но наша основная задача – превратить группу в особое зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас.

Персонификация высказываний

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа «Большинство людей считает, что…» на «Я думаю …»; «Некоторые из нас думают …» на «Я думаю…» и т.п.

Искренность

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить откровенно, то мы молчим. Это правила предполагает открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность.

Конфиденциальность относительно всего происходящего в группе

Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.

Акцент на сильных сторонах личности

Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работаем. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее доброе слово.

Недопустимость непосредственных оценок человека

При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.

Активное участие в происходящем

Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.

Уважение к говорящему

Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем и даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека, пока он не закончит говорить. Лишь после этого мы задаем вопросы, благодарим его или спорим с ним.

2.Знакомство

Цель: создать комфортную психологическую атмосферу внутри группы; предоставить детям и родителям возможность позитивной поддержки друг друга; получить положительную обратную связь.

Процедура поведения: Участники по кругу представляются по следующему алгоритму: представляются по имени; каждый ребенок и родитель называют по 3 положительных качества, которые, на их взгляд, присущи их родителям и соответственно детям.При обсуждении важно отметить чувства, возникающие при представлении и возможные трудности при выполнении задания.

3.Основная часть

Упражнение «Народная мудрость»

Цель: способствовать осознанию: значимости семьи в жизни человека; психологической и социальной роли детей и родителей;важности и необходимости психологической поддержки внутри семьи.

Процедура проведения: Группа делится на две части: дети и родители.

Задача участников – истолковать смысл предложенных пословиц, касающихся отношений в семье.

Каждой группе психолог предлагает для рассмотрения следующие пословицы:

Группе детей: 1. «Без корня и трава не растет».

2. «При солнышке тепло, при матери добро».

3. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

 

Группе родителей: 1.«Порванную веревку как ни вяжи, все узел будет».

2.«Потихоньку и ольху согнешь, а в крутце и вяз

сломишь».

3.«Не мы на детей походим, они на нас».

В заключение группы приводят свои интерпретации пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально сегодня.

Упражнение «Идеальная семья»

Цели: создать условия для эффективного обмена мнениями между родителями и детьми об идеальной семье; актуализировать проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми; способствовать осознанию адекватности системы требований и ожиданий относительно членов своей семьи; стимулировать участников группы к совершенствованию семейных взаимоотношений; адаптировать идеальные представления к реальным условиям и людям.

Процедура проведения:Участники группы в процессе индивидуальной работы отвечают на следующие вопросы:

- как вы представляете себе «идеальную» семью?

- представление о «правильном» воспитании детей;

- характеристика «хороших детей» и «хороших родителей»;

- ожидание родителей и детей в отношении друг друга;

- можно ли назвать мою семью идеальной?

- чего не достает, чтобы моя семья считалась таковой?

- для чего в жизни нам необходимы идеалы?

Затем родитель и ребенок обсуждают свои позиции, собственное видение «идеальной» семьи, анализирует точки соприкосновения и разногласия во взглядах.

Далее выводы, сделанные во время работы в паре, выносятся на обсуждение группы.

4.Рефлексия

Цель: обозначить эмоциональное состояние участников; оценить эффективность занятия.

Процедура проведения: Участникам предлагается поделиться с окружающими своими чувствами, впечатлениями, расставить акценты на позитивных и негативных моментах во время занятия, проговорить свои пожелания на следующий день.Далее предлагается оценить эффективность занятия по пятибалльной шкале (индивидуально, анонимно).

 

Занятие 10. Язык принятия

Цели: предоставить возможность прояснения отношений между родителем и ребенком посредством вербализации своих чувств и мыслей; создать условия для получения обратной связи; побудить к анализу и осознанию своего отношения к близкому человеку; способствовать обучению способам конструктивного взаимодействия родителей и детей.

Содержание занятия:1.Приветствие

Процедура проведения: Каждый участник сообщает группе о своем эмоциональном состоянии и настрое на предстоящее занятие.

2.Разминка

Упражнение: «Все, некоторые, я…»

Цель: способствовать снятию напряжения; развивать навыки свободного общения; почувствовать принадлежность к группе.

Процедура проведения: Участники сидят на стульях по кругу, водящий стоит в центре и произносит: «Меняются местами те, кто …» (продолжение фразы может быть любым: акцент на внешних качествах, интересах, вкусах, привычках, ценностях и т.д.).

Во время смены мест водящий должен успеть занять свободный стул. Следующим водящим становится тот, кому не хватило места и т.д.

Можно обратить внимание, на какие объединяющие признаки делают, в основном, акцент участники группы.

3.Основная часть

Упражнение «Ассоциации»

Цели: стимулировать осознание особенностей личности каждого участника; предоставить участникам возможность увидеть себя глазами других людей; соотнести самооценку и оценку членов группы; способствовать формированию умения слушать и давать обратную связь; способствовать коррекции восприятия себя и других.

Процедура проведения: Участникам группы предлагается в течение 1 – 2 минут внимательно посмотреть друг на друга. Далее любой человек заявляет о желании услышать ассоциации, возникающие у членов группы при восприятии его личности. И все по кругу высказывают свои ассоциации, связанные с этим человеком. Ассоциации могут быть любые: образы из мира растений и животных, предметы быта, явлений природы и т.п.При обсуждении участники делятся своими впечатлениями и чувствами.

Задание «Оцениваем друг друга»

Цель: способствовать вербализации своих чувств, мнений; создать возможность для конструктивного обсуждения возникающих проблем между родителями и детьми; создать условия для получения обратной связи; побуждать к анализу причин разногласий во взаимоотношениях.

Процедура проведения: Участникам предлагается заполнить следующую таблицу:

 

Что огорчает в моем ребенке (родителе) Что меня радует в моем ребенке (родителе)
  1.   2.   1.   2.

 

Далее родитель и ребенок имеют возможность поделиться информацией, работая в парах.

По окончании выполнения задания группа обсуждает:

-какую часть таблицы было труднее заполнить, где получилось больше записей;

-происходит обмен мнениями, впечатлениями, чувствами во время заполнения таблицы, во время работы в парах.

Дискуссия на тему: «язык принятия» и «язык непринятия»

Цель: побудить участников к осознанию конструктивных и неконструктивных способов взаимодействия.

Ответы на вопросы в предыдущем задании позволят выйти на обсуждение данной темы.

Психолог с участниками группы обсуждает, что значит «принятие» или «непринятие» другого человека.

Как мы выражаем «язык принятия» и «язык непринятия», рассматривая при этом конкретные примеры.

Рассмотрим следующие параметры:

1. оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой конфетами) – и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);

2. временное качество («Сегодня у тебя задание не получилось») – и постоянное («У тебя никогда ничего не получается как следует»);

3. невербальные проявления (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

Предлагается вопрос для обсуждения:

«Как я понимаю, что меня или принимают, или не принимают окружающие люди?».

Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия».

В качестве примера ведущему предлагается вариант таких изысканий группы.

 

«Язык принятия»   Оценка поступка, а не личности Похвала Комплимент Временный язык Ласковые слова Поддержка Выражение заинтересованности Сравнение с самим собой Одобрение Согласие Позитивный телесный контакт Улыбка Контакт глаз Доброжелательные интонации Эмоциональное присоединение Поощрение Выражение своих чувств Отражение чувств ребенка «Язык непринятия» Отказ от объяснений Негативная оценка личности Сравнение не в лучшую сторону Постоянный язык Указание на несоответствие родительским ожиданиям Игнорирование Команды Приказы Подчеркивание на неудачи Оскорбление Угроза Наказание «Жесткая» мимика Угрожающие позы Негативные интонации  

 

Упражнение «Эксперимент»

Цель: обучать участников группы способам конструктивного общения.

Процедура проведения: Подросткам по желанию предлагается сказать какую-либо фразу. Далее взрослые формулируют ответ сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Дети обсуждают и выбирают те ответы, которые вызвали у них наиболее сильные чувства. В ходе работы важно сделать акцент на том, что согласие и принятие не одно и то же. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь; гораздо труднее, не выражая согласие, дать понять другому человеку, что его принимают и считаются с ним, несмотря на разные точки зрения.

Психогимнастическое упражнение

Цель: снять эмоциональное напряжение; побудить участников к оценке своей способности понимать других людей.

Процедура проведения: Участники передают по кругу чувства с помощью тактильных ощущений с закрытыми глазами. Один из участников старается передать любое чувство (или представление о нем) соседу, в тот – следующему участнику. Поскольку группа сидит с закрытыми глазами, для распознавания чувства можно полагаться только на ощущения рук. Участники группы могут передавать чувство таким же образом, как его получили, или придумать иной способ, важно лишь сохранить полученное чувство.

4.Рефлексия

Цель: оценить эмоциональное состояние участников; получить обратную связь.

 

Занятие 11. Решим проблему

Цели: обучить участников способам эффективной коммуникации для разрешения проблем; предоставить возможность решения реально существующих конфликтных ситуаций; обеспечить эмоциональную поддержку.

Содержание занятия:

1.Приветсвие

Цели: создать благоприятную атмосферу; получить позитивную обратную связь.

Процедура проведения: Перебрасывая мяч, участники делают комплименты друг другу.

2.Основная часть

Информация об алгоритме решения конфликта

Психолог знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Г. Гордону. Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых необходимо знать и применять их, чтобы избежать лишних трудностей при решении конфликтов, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов.

Алгоритм разрешения конфликта представлен в виде таблицы (подготовить в качестве стимульного материала и раздать участникам на руки).

 

Шаги Цели Действия
1.Распознавание и определение конфликта. Вовлечь «партнера» в процесс решения проблемы. Четко и немногословно сообщить «партнеру», что существует проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество «партнера» необходимо.  
2.Выработка возможных альтернативных решений. Собрать как можно больше вариантов решения. Узнать решения «партнера» (свои можно предоставить позже), не оценивая и не принижая предложенные им. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив.  
3.Оценка альтернативных решений. Помочь «партнеру» высказать свое мнение по каждому варианту. Предложить «партнеру» высказаться, какие из решений выглядят лучше, чем остальные; дать ему возможность выразить свои чувства и интересы, высказать мнение о наиболее приемлемом варианте и о том, что не устраивает (или устраивает) «партнера» в других вариантах решения конфликта.  
4.Выбор наиболее приемлемого решения. Принять окончательное решение. Узнать, что думает «партнер» о совместно выбранном решении, принимает ли он его. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге.  
5.Выработка способов выполнения решения. Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения. Обсудить вопросы типа: «Когда начнем? Кто будет следить за временем?» Каковы будут критерии качества выполняемой работы? и т.п.  
6.Контроль и оценка результатов. Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения. Интересоваться, по-прежнему ли партнер доволен принятым решением и его результатами. Сообщить о своих чувствах и мыслях по поводу результатов решения (они могут изменяться). Пересмотреть или скорректировать решение, если это потребуется.  

Упражнение «Решим проблему»

Цели: отработать алгоритм решения конфликта; создать условия для решения реальных проблемных ситуаций.

Процедура проведения: Работа осуществляется в паре, дети и родители пытаются решить конфликт, применяя полученную информацию. Затем по желанию участники могут продемонстрировать остальным результаты совместной работы.

Упражнение «Это здорово!»

Цели: создать условия для эмоциональной поддержки; стимулировать повышение самооценки.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу. Каждый по очереди выходит в центр круга и заявляет о любом своем качестве, умении или таланте. В ответ на каждое высказывание все те, кто стоят в кругу, хором отвечают: «Это здорово!», и одновременно поднимают большой палец правой руки.При обсуждении выясняют:

- что понравилось больше: быть в центре круга и получать позитивную поддержку другим?

- что чувствовали, стоя в центре круга?

- что чувствовали, давая поддержку другим?

Информирование и обсуждение правил поведения в конфликтной ситуации

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам правила; затем дети и родители стараются прокомментировать каждое из них.

Правила заключаются в следующем:

 

1. Дай партнеру «выпустить пар»;

2. Не давай партнеру по конфликту отрицательных оценок;

3. Делай Я – сообщение, а не Ты – сообщение;

4. Не расширяй зону конфликта;

5. В конфликте третий лишний;

6. Извинись, если чувствуешь, что не прав.

Особый акцент необходимо сделать на использование Я – сообщение.

Психолог рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: «ты – сообщениях» и «я – сообщениях».

Ты – сообщение часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у другого чувство обиды и горечи, желание защитить свое «Я».

Я – сообщение – более эффективный способ изменения поведения другого человека в желаемую сторону. В то же время сохраняются отношения между людьми.

Ведущий знакомит родителей с моделью Я – сообщение, которая состоит из трех основных частей:

1. событие (когда…, если…);

2. личная реакция (я чувствую…);

3. предпочитаемый исход (мне хотелось бы, чтобы…; я предпочел…; я был бы рад…).

В обращении может использоваться не полная форма Я – сообщения, а укороченная (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор» и т.п.).

Первоочередная цель Я – высказываний – не заставлять кого-то что-то сделать, а передать свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

Упражнение «Строим мосты вместо стен…»

Цель: обучать участников выражению негативных чувств социально приемлемыми способами.

Процедура проведения: Ведущий предлагает родителям и детям потренироваться в применении Я – сообщения таким образом:

Дети описывают какой-то факт неприемлемого поведения со своей стороны, а родители формулируют Я – сообщение, затем озвучивают их в круг. Отмечаются наиболее удачные варианты.

Аналогичную работу выполняют и подростки, им могут предлагать ситуации, как родители, так и сверстники. (Например, излишняя эмоциональность и несправедливость со стороны родителей или ситуации, когда родители, в силу определенных обстоятельств, не выполнили своего обещания, недовольство поступком друга и т.д.).

По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями и мыслями.

3.Рефлексия

Процедура проведения: Встав в круг, участники аплодируют друг другу за работу на занятии.

 

Занятие 12. Заключительное

Цели: создать условия для совместного взаимодействия родителя и ребенка; способствовать сближению позиций и взглядов детей и родителей; побудить участников к совершенствованию своих взаимоотношений в семье.

Содержание занятия:

1. Приветсвие

Цели: создать благоприятный психологический климат в группе; способствовать вербализации своих чувств и мыслей.

Процедура проведения: Каждый участник произносит пожелание группе, начиная со слов: «Хочу пожелать группе…»

2.Основная часть

Упражнение «Командир»

Цели: способствовать совместному взаимодействию родителя и ребенка; создать условия для принятия ответственности за результат совместной деятельности; оценить эффективность взаимодействия; предоставить возможность оценить собственный ресурс, сравнивая себя с окружающими.

Процедура проведения: Взаимодействие происходит в паре родитель – ребенок. В парах договариваются об очередности исполнения ролей командира и подчиненного. Затем пары сходятся для поединка. Поединок – это состязание двух пар участников между собой, двое надвое. Непосредственно состязаются подчиненные. Командиры руководят ими. Подчиненные сидят или стоят друг перед другом с закрытыми глазами. Расстояние между ними не должно быть больше метра. Каждый из них вытягивает вперед, навстречу сопернику правую руку. Задача подчиненного – шлепнуть своей ладонью по протянутой к нему руке соперника как можно большее количество раз, а самому увернуться от встречных ударов. Руки могут двигаться только в плоскости. Убирать руку нельзя. Это засчитывается как поражение. Можно перемещать ладонь вверх – вниз, вправо – влево, кругами, по диагонали, зигзагами. Командиры стоят позади своих подчиненных и руководят движениями их ладоней. Для того, чтобы оперативное руководство было эффективным, командиры вынуждены быстро реагировать на изменение обстановки, стремится предугадывать намерения соперника, учитывать скорость выполнения команд как в своей, так и в противоположной паре. Команды поэтому звучат коротко: «Вверх!», «Вниз!», «Крути рукой быстрее!», «Бей!» и т.д.По окончании упражнения уместно поинтересоваться, кому из участников комфортнее, легче было в роли командира, а кому – в роли исполнителя.

Упражнение «Декларация прав»

Цели: способствовать конструктивному диалогу детей и родителей; создать условия для сравнения позиций и взглядов «отцов» и детей на свои права и права окружающих; способствовать сближению позиций и выработке совместного решения о правах обеих сторон.

Процедура проведения: Психолог делит группу на две половины: дети и родители. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа составит свой список, родители и дети начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем, каждое право можно внести в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.

Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на видном месте.

По окончании дискуссии участники делятся своими впечатлениями и подводят итоги.

Упражнение «Что нас объединяет»

Цели: создать условия для эмоционального сближения детей и родителей;

способствовать совместному взаимодействию при решении поставленной задачи.

Процедура проведения: Работа осуществляется в парах ребенок – родитель.

Во время работы необходимо определиться с 10 признаками, которые объединяют членов каждой пары. Затем пары делятся информацией с группой.

Процедура заключения договора между родителем и ребенком

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам заключить договор между собой, в котором бы оговаривались взаимные обязательства в отношении друг друга, и условия дальнейшего взаимодействия.

Упражнение «Обратная связь»

Процедура проведения: Участники группы пишут друг другу слова поддержки, свои впечатления о взаимодействии с тем или иным человеком, пожелания и т.д. Затем вручают записки адресатам.

3.Рефлексия

Процедура проведения: С группой обсуждаются следующие вопросы:

- Что больше всего запомнилось, понравилось во время работы?

- Какие вопросы были, на ваш взгляд, наиболее актуальными и

интересными?

- Чему научились в процессе занятий?

- Оценить эффективность тренинга в целом.

- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

Список использованных источников

 

1.Анн,Л.Ф.Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.

2.Грецов, А. Г. Практическая психология для подростков и родителей / А. Г. Грецов.– СПб: Питер, 2006. – 224 с.

3.Желдак, И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания /И.М. Желдак. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 240с.

4.Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Лидерс.— М.: Академия, 2001. — 256 с.

5. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб.: Речь, 2000. - 150 с.

6.Прихожан,А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А.М.Прихожан. – М.: Сфера, 1997. – 192 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.106 с.)