Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 2 коррекционная работы с подростками, напавленная на формирование положительного образа я

Поиск

Занятие 4. Путешествие к своему Я

Цель занятия: расширение системы представлений подростков о себе.

Оборудование: мячи разного цвета, таблицы с качествами личности, цветные карандаши.

Содержание занятия:

1.Приветствие

Упражнение «Ритуалы приветствия»

Процедура проведения: Вы, наверное, знаете, что в разных странах используются различные ритуалы приветствия. Например, в Японии распространен такой вариант: легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам, а жители Индии в знак приветствия делают легкий поклон, складывая ладони перед лбом. Сейчас я предлагаю вам попробовать самим придумать какой-нибудь необычный вариант приветствия (обсуждаются варианты, выбирается наиболее интересный). А затем участники становятся в круг и приветствуют друг друга.

2.Разминка

Упражнение «Линеечка»

Цель: помощь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении, мобилизация внутренних ресурсов на выполнение задания.

Процедура проведения: Каждая команда с помощью жестов и мимики (невербальное общение)строятся по росту; по цвету глаз; по размеру обуви; по месяцам рождения; от А до Я (имена); от номера квартиры. Обсуждение:Что помогло в коллективной деятельности? Что мешало? Какие ощущения испытывали в результате поражения, победы?

3.Основная часть

Упражнение «Я - уникальный».

Цель: формирование представления о собственной уникальности.

Процедура проведения: На планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два мяча разного цвета. Один передам налево, другой - направо. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все...». Учащиеся, получившие второй мяч, продолжают высказывание «Я, не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В конце упражнения проводится обсуждение, в результате которого психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Упражнение «Самоотношение».

Цель: формирование представления о самоотношении подростка.

Процедура проведения: Сейчас я раздам вам таблицы, в которых перечислены утверждения, отражающие разные личности. Прочитайте список утверждений, подчеркните те характеристики, которые можете отнести к себе и раскрасьте место рядом с ним тем цветом, который наиболее полно выражает ваше отношение к данному утверждению. Помните, что нет правильных или неправильных ответов, подходящих или неподходящих цветов. Старайтесь делать выбор, долго не раздумывая.

«Путешествие к своему «Я»

  Цвет
Я счастливый  
У меня ничего не ладится  
Я тугодум  
Я неуклюжий  
Я зануда  
   
Я неудачник  
Я добросовестный  
Я обманщик  
Я интроверт  
Я фантазер  
   
Я оптимист  
Я человек надежный  
Я раздражительный  
Я хороший друг  
Я подвержен настроению  
Я общителен  
Я религиозный  
Я умный  
Я слабый  
Я опрометчивый  

Обсуждение: теперь внимательно посмотрите на эту таблицу. Какие цвета преобладают в ваших таблицах? Как вы думаете почему? Как это связано с вашим отношением к самим себе? А теперь давайте немного отдохнем и расслабимся.

Упражнение «Остров мечты»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Процедура проведения: Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место, займите его и наслаждайтесь жизнью. Подумайте о тех, кто находится там, рядом с вами – ваши самые близкие люди, любимые предметы. Пауза. Посмотрите вокруг себя. Каждому здесь хорошо. Шум волн, теплое солнышко, белый песок. Вы лежите в тени пальм, каждая клеточка тела расслаблена, вы наслаждаетесь жизнью. Запомните это чувство. Почувствуйте свободу. А теперь медленно открывайте глаза.

Упражнение: «Мое самовосприятие».

Цель: развитие способности к осознанию своего «Я».

Процедура проведения: Сейчас посмотрите на схему. Подчеркните те характеристики, которые можете отнести к себе. Отметьте, какие из них, на ваш взгляд, наиболее устойчивы. Распределите выделенные характеристики по трем столбцам, отражающим отношение к собственным качествам. Много ли характеристик, которые вас устраивают? Какие бы качества хотелось развить? Как, это можно сделать? Почему вы считаете, что важны именно эти качества?

  Меня это радует Мне это безразлично Мне это неприятно
Я счастливый      
У меня ничего не ладится      
Я тугодум      
Я неуклюжий      
Я зануда      
Я неудачник      
Я добросовестный      
Я обманщик      
Я интроверт      
Я фантазер      
Я оптимист      
Я человек надежный      
Я раздражительный      
Я хороший друг      
Я подвержен настроению      
Я общителен      
Я религиозный      
Я умный      
Я слабый      
Я опрометчивый      

Обсуждение: теперь давайте попытаемся сравнить два упражнения, где вы работали с одними и теми же таблицами, но в первом случае, вы выражали свое отношение к тем или иным своим качествам с помощью цвета, а во втором случае уже на словесном, осознанном уровне пытались оценить их. Какое упражнение было наиболее сложным и почему? Совпали ли ваши описания качеств в первом и втором случаях? Если нет, то почему? Всегда ли наше отношение к самим себе является осознанным? Почему?

4.Рефлексия

Упражнение:«Спасибо за приятное занятие»

Цель: рефлексия упражнений, получение обратной связи от участников.

Процедура проведения: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Сейчас мы постараемся выразить благодарность друг другу. Я попрошу одного из вас встать в центр, второй человек подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба участника остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг. А теперь пусть каждый по кругу выскажется, что понравилось ему на сегодняшнем занятии? Что нового он узнал? Какие трудности возникали при выполнении упражнений?

Занятие 5. Кто я?

Цель занятия: расширение системы представлений подростков о себе

Оборудование: листы формата А4, ручки, фломастеры.

Содержание занятия:

1.Приветсвие

Упражнение «Эхо»

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Процедура проведения: Здравствуйте, я рада видеть вас на нашем занятии. И для начала предлагаю поприветствовать друг друга. Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным жестом. Затем группа хором называет его имя, и повторяют жест.

2.Разминка

Упражнение «Прогулка»

Цель: двигательная и эмоциональная разминка.

Процедура проведения: Представьте себе, что мы находимся в лесу. У нас нет палаток, конечно же, нет зонтов, а гроза надвигается. Мы видим, что недалеко от нас пещера. Мы все дружно бежим туда, прибежали вовремя, началась гроза. Гроза прошла очень быстро, перестал идти дождь. Все мы вышли и увидели просто чудо, перед нами появилось огромное искусственное озеро, ведь мы не заметили, что среди камней имеется «корыто для воды». Давайте поплескаемся!

3.Основная часть

Упражнение «Кто Я?».

Цель: формирование более полного представления о себе, своих особенностях.

Процедура проведения: Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и напишите 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Старайтесь отвечать, не задумываясь, и писать первое, что придет в голову. А теперь можете посмотреть все, что вы написали. Обсуждение: трудно было писать о себе? Какие характеристики вы поставили на первое место? С каких позиций вы рассматриваете себя в данном самоописании и почему? (ученик, сын, спортсмен и т.д.). С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное задание?

Упражнение «Герб своего «Я»»

Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Процедура проведения: На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб. человек, увидевший ваш герб, смог бы понять, с кем он имеет дело. Нарисуйте контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте одно правило: контур должен быть разделен на несколько областей.Обсуждение: замечательно, а теперь давай попробуем проанализировать то, что вас получилось. Легко или трудно было рисовать свой герб? Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Какие трудности возникли при создании герба? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки? Почему?

Упражнение «Представь себя в виде животного»

Цель: актуализация представлений о себе самом и своем идеальном «Я».

Процедура проведения: А сейчас попробуйте изобразить себя в виде животного, которым вы бы хотели больше всех быть. Объясните, пожалуйста, причины, по которым вы выбрали именно это животное, какие его черты вас привлекают? Есть ли у вас черты? Какие есть, а каких нет? Как их можно развить? Как вы думаете, окружающие люди видят в вас эти качества?

4.Рефлексия

Упражнение «На занятии было…»

Цель: рефлексия упражнений, получение обратной связи от участников.

Процедура проведения: По кругу каждому из участников предлагается закончить предложение. «Сегодня на занятии мне было (вырази чувство)».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.008 с.)