Вопрос 23. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 23. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств.



Классификация – это подразделение явлений на определенные классы, группы по самым различным основаниям.

Типология – это классификация, в основе которой лежат наиболее существенные системообразующие критерии, позволяющие раскрыть явление как целое.

Характеристики классификации:

1. один из способов познания, они создаются на основе познания объективных законов реальности и отражают закономерные связи между исследуемыми предметами и явлениями.

2. служат познанию глубоких сущностно-содержательных особенностей, которые не могут быть познаны каким-либо иным образом, кроме как организованного знания (так чтобы его структура соответствовала структуре исследуемого объекта).

3. дает возможность по месту, занимаемому в классификационной системе, сделать выводы о признаках и свойствах объекта, которые еще не известны.

4. позволяет в сжатом лаконичном виде выразить большие объемы информации.

5. способствует движению познания от уровня эмпирического к уровню теоретическому.

6. носит относительный, приблизительный характер.

7. бывают естественные, т.е. по сущностным признакам, и искусственные, в основе кот. лежат любые признаки, имеющие практическое значение. Естественные классификации – в основе которых лежат сущностные закономерности функционирования и развития объекта. Эти признаки носят устойчивый, повторяющийся характер; они играют системообразующую роль.

8. Классификация соотносится с понятиями систематизация и типология.

 

Этапы познания:

1. Первый познавательный прием - классификация. Классификация состоит в расчленении (анализ) хаотического целого на части по определенным признакам. Например, государства можно классифицировать: 1) по территории: большие, средние, малые; 2) по континентам: азиатские, американские, европейские, африканские; 3) по религиозному признаку: христианские, мусульманские.

2. Второй познавательный прием – систематизация. Это синтез, т.е. воссоединение целого из частей, в результате чего более глубоко познается сущность объекта, познаются признаки, которые не воспринимаются на эмпирическом уровне.

3. Третий познавательный прием – типология. Типология есть классификация (анализ) и систематизация (синтез). Классификация – познавательный прием, состоящий в расчленении целого на части. Систематизация – это результат познавательной деятельности, предстающий как система типов.

Тип – это высшая систематическая категория, высшее подразделение типологии.

Тип – это образец, которому соответствует определенная группа предметов или явлений.

Тип – это образец, содержащий характерные обобщенные черты какой-либо группы.

Тип связан: 1) с понятием среднего, обычного; 2) с понятием образцового; 3) с классификацией типов идеального целого, в котором отражены общие сущностные признаки объекта.

Существуют: 1) традиционные типологии (формационная и цивилизационная) и 2) нетрадиционные типологии.

Традиционные типологии государств.

Формационный подход к типологии государства.

Создатели К. Маркс и Ф. Энгельс. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, который основан на определенном способе производства (общество, находящееся на определенной ступени развития производительных сил).

Поэтому типу общества соответствует тип государства. Каждый тип государства отличается от другого: 1) экономической основой, т.е. типом производственных отношений; 2) классовой сущностью, т.е. орудием какого класса является государство; 3) социальным назначением, т.е. какие функции выполняет государство.

Четырем классовым типам общественно-экономической формации соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое, и шесть типов общества – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, коммунистическое.

1. Рабовладельческий тип государства. По своей сущности государство – это политическая организация класса рабовладельцев. Экономическую основу составляет частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и на рабов. Важнейшие функции государства – защита собственности рабовладельцев, подавление сопротивления рабов.

2. Феодальный тип государства. По своей сущности государство – политическая организация класса феодалов. Экономическую основу составляет собственность феодалов на землю, основные орудия и средства производства, а также собственность зависимых крестьян на мелкие орудия труда. Назначение феодального государства – защищать собственность феодалов, их сословные привилегии, угнетать и подавлять крепостных крестьян.

3. Буржуазный тип государства. По своей сущности государство – политическая организация буржуазии. Экономическая основа – частная собственность капиталистов на орудия и средства производства при юридической независимости пролетариата от эксплуататоров. Функции буржуазного государства – охрана частной собственности капиталистов, эксплуатация и подавление наемных рабочих.

4. Социалистический тип государства. По своей сущности государство – политическая организация трудящихся. Экономическую основу составляет социалистическая (государственная) собственность. Важнейшее назначение государства – охрана социалистической собственности, подавление эксплуататорских классов, защита интересов трудящихся.

Формационный подход объясняет и смену одного типа государства другим. Она происходит закономерно в результате революции, когда низший тип заменяется более высоким. Так, рабовладельческое государство заменяется феодальным, феодальное – буржуазным. Поскольку все три названных типа государства эксплуататорские, то отрицание одного другим не исключает преемственности. Чего не скажешь о социалистическом государстве. Оно как высший и последний тип государства может возникнуть только после разрушения эксплуататорского государства.

Недостатки формационного подхода.

1. Однолинейность, излишняя запрограммированность формационного подхода вступает в противоречие с ходом исторического развития. На самом деле процесс становления, функционирования государств отличается многолинейностью, многовариантностью. Есть страны, которые вовсе не знали рабовладения. В современном мире можно найти островки с характерными чертами средневековья.

2. Недооцениваются формационным подходом культурные, национальные, религиозные и т.п. факторы, за классами теряется личность.

Цивилизационный подход к типологии государств.

Ключевые положения данного подхода в следующем:

1) при классификации государств необходимо в одинаковой мере учитывать не только экономические условия (способ производства), но и национальные, культурные, религиозные, психологические основы общества;

2) исходя из идеи единства, целостности земной цивилизации нужно говорить не об отрицании одной ступени развития другой (например, древней – средневековой и т.д.), а о непрерывном поступательном движении государства от неразвитого состояния к все более развитому, не исключая, конечно, движения назад, вспять, длительные застойные состояния у тех или иных народов;

3) при этом решающим критерием их развитости служит отводимое в государстве место человеку, его правам и свободам;

4) отстаивание классовых интересов нельзя считать решающим в сущности и назначении государства, государство всегда было и есть проводник общих дел, средство поиска согласия, компромисса между классами, слоями, группами населения.

Направления:

I. Подход А. Тойнби.

Родоначальником цивилизационного подхода считается английский историк Арнольд Тойнби.

История человечества – история замкнутых локальных цивилизаций. Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, этнических, географических, психологических, языковых и других признаков.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Этот подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Каждая цивилизация подобно живому организму имеет жизненный цикл: зарождение, развитие, расцвет, загнивание, смерть.

Каждая цивилизация вычленяется на основе 7 признаков, 2 из которых являются постоянными: 1) религия и форма ее организации; 2) степень удаленности от места первоначального возникновения.

Государства бывают первичными и вторичными: 1) в первичных государствах (Древний Египет, Китай, Индия) – причины их возникновения во внутреннем развитии. Такое государство неизбежно сохраняет целый ряд архаических черт, например, родоплеменную структуру общества, являющуюся частью, субъектом экономического базиса; 2) вторичные государства возникли под влиянием первичных, часто на их развалинах, их возникновение стимулировалось внешними культурными, экономическими, геополитическими причинами (Древняя Германия).

Государство является частью социокультурного комплекса, а не экономического.

 

Подход С.С. Алексеева.

Известный современный правовед С.С. Алексеев, используя цивилизационный подход, подразделяет государства на развитые и неразвитые. К неразвитым он относит теократически-азиатские, рабовладельческие, феодальные общества и государства, а также авторитарные и тоталитарные государства в современную эпоху. Развитые – демократические.

Критерий разделения – уровень развитости права.

Неразвитое право – придаток государственной власти, всецело зависящее от ее усмотрения.

Развитое право – воплощает все свойства права как нормативного социального феномена, противостоящее любому произволу, в том числе произволу государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.016 с.)