Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетрадиционные типологии государств.

Поиск

Типология государств по отношению к религии (4 типа).

1. Светские. Государство не контролирует отношение граждан к религии, не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушено законодательство. Государство не оказывает церкви никаких видов помощи, не поручает церкви выполнение никаких видов функций, имеющих юридическое значение. Церковь не вмешивается в политическую жизнь страны, а лишь удовлетворяет религиозные потребности страны (Россия, Украина, Белоруссия).

2. Клерикальные. Религия имеет статус государственной. Государственная религия имеет привилегированное положение по сравнению с другими. Церковь имеет: собственность на землю, здания, сооружения; имеет налоговые льготы. Священники получают заработную плату от государства. Церковь осуществляет юридические полномочия, имеет представителей в государственных органах, имеет право на цензуру в области образования, печатной продукции, кино и телевидение (Норвегия, Дания, Швеция).

3. Теократические. Государственная власть принадлежит определенной церкви. Религиозные нормы входят в систему законодательства, им принадлежит приоритет перед законом. Глава государства является верховным священнослужителем (Иран, Саудовская Аравия, Ватикан).

4. Атеистические. Религиозные организации запрещены или преследуются властью. Церковь не имеет собственности. Тотальный контроль за церковью со стороны государства. Государство проводит репрессии против священников и верующих; существует запрет на проведение религиозных обрядов в общественных местах. Свобода совести сводится к проповедованию атеизма. Церковные организации не имеют статус юридического лица (СССР, Албания, Северная Корея).

 

Иные классификации государств. Например, государства подразделяются на:

· демократические и недемократические;

· государства западной и восточной цивилизации;

· автократические и поликратические государства.

1. Автократия. Бесконтрольное неограниченное полновластие одного лица – главы государства. Он является источником и выразителем суверенитета государства, а также носителем законодательной, исполнительной и судебной власти (все древневосточные деспотии, феодальные монархии и т.п.).

2. Поликратия. Источник власти народ. Выразитель суверенитета – представительный орган, осуществляющий законодательную власть и контролирующий исполнительную власть.


Вопрос 24. Формы государственного устройства современных государств.

Форма государственного устройства – это составная часть структуры государства, политико-территориальная организация государства, которая характеризует распределение государственной власти между центром и частями государства.

Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).

Унитарные государства.

Унитарное государство – это единое государство, части которого не обладают признаками государственности (Белоруссия, Франция).

1. Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы (области, провинции, кантоны и др.), которые не обладают политической самостоятельностью.

2. Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов власти.

3. В унитарном государстве существует единое гражданство, административно-территориальные единицы собственного гражданства не имеют. Есть одна конституция, единое законодательство; нормотворческая деятельность местных органов носит подчиненный, подзаконный характер.

4. В унитарном государстве существует одна система высших органов представительной, законодательной и судебной власти. Одна финансовая, налоговая системы.

5. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус, равное положение по отношению к государству в целом.

В зависимости от объема предоставляемых полномочий различают унитарные централизованные государства (с «жесткой» привязкой к центру, управлением из центра или через назначаемых им чиновников) и унитарные децентрализованные государства (с широким объемом полномочий, осуществляемых без согласования с центром и с хорошо развитым местным самоуправлением).

В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма – регионализм, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство. Например, в Испании и Италии существует областная автономия, т.е. области, которым была предоставлена автономия, наделены правом издавать законодательные акты по вопросам градостроительства, сельского и жилищного хозяйства. Считается, что регионалистское государство – своеобразная промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами.

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках одного центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.

Федеративные государства.

Федеративное государство – это союзное государство, части (субъекты) которого обладают признаками государственности (Россия, Австрия, Индия, США, ФРГ, Мексика).

1. Субъекты, т.е. составные части федерации, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация – единое суверенное государство.

2. Здесь две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная и субъекта федерации.

3. Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). В то же время территория всех субъектов составляет единую территорию страны.

4. В некоторых федеративных государствах составляющие их образования имеют свои конституции и свое гражданство, т.е. существует двойное гражданство (гражданство субъекта федерации и федерации в целом). Каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны.

5. Федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую, денежную системы.

6. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

7. Суверенитет принадлежит федерации в целом.

8. Основная отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах – наличие двух уровней высших государственных органов – федерации в целом и субъектов федерации.

9. Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в нее входит равное количество депутатов вне зависимости от численности населения; нижняя палата избирается всем населением.

10. Исключительные полномочия федерации составляет круг вопросов, которым занимаются только федеральные органы. Как правило, к таким вопросам относится лишь то, что необходимо и достаточно для установления и защиты суверенной государственной власти федерации, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны они ни проживали.

11. Совместные полномочия федерации и субъектов федерации. Здесь одними и теми же проблемами занимаются и федеральные органы, и органы субъектов федерации. Это, как правило, те проблемы, которые в полной мере не могут быть разрешены отдельно федерацией, ни ее субъектами. Здесь выработаны соответствующие юридические процедуры сотрудничества, принятия совместных решений.

12. Субъекты федерации имеют также исключительно свои полномочия, в которые федерация не вмешивается. Это полномочия, необходимые для решения разнообразных проблем местного значения.

Существуют четыре способа размежевания компетенции федерации и ее субъектов:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов;

2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);

3) устанавливаются две компетенции – федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения.

Существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной:

1. Дуалистический федерализм. Базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого.

2. Кооперативный федерализм. Основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения.

Виды федераций:

I. Федерации могут быть конституционными, договорными или конституционно-договорными.

Деление – по двум признакам: 1) на основе какого документа создана федерация; 2) как, в какой мере распределяются полномочия и предметы ведения между субъектами и федерацией.

Договорные федерации более децентрализованные, т.к. они создаются объединением нескольких независимых государств, предметов ведения больше, чем у субъектов.

Конституционные – более централизованные, центральная власть передает часть полномочий субъектам.

Российская Федерация – конституционно-договорная федерация (федеративный договор 1992 г. и Конституция 1993 г.)

II. Кроме того, различают национальную и территориальную федерации. Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными (СССР, Чехословакия, Югославия). Территориальный подход способствует укреплению государственности.

III. Различают также симметричные и ассиметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В ассиметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус.

Виды асимметрии: 1) федерации, где наряду с субъектами в ее состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории, которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником; 2) все субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (РФ); 3) скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента.

Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию. Но это межгосударственное объединение суверенных государств и нового государства они не образуют. Поэтому конфедерация должна рассматриваться среди форм межгосударственных объединений.

Конфедерация – это объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

1. В конфедерации могут создаваться высшие органы (чаще это органы управления – Правительство), объем их полномочий ограничен целями, ради которых конфедерация образована. Конфедерацией, например, были США в 1776-1786 гг., преобразовавшиеся в федеративное государство.

2. Субъекты федерации сохраняют суверенитет практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории.

3. Конфедерация создается, как правило, на договорной, добровольной основе для решения определенных задач. Юридическое оформление происходит путем заключения договора.

4. В конфедерации нет единого конфедеративного гражданства. Нет и единой территории конфедерации: есть только территория субъектов конфедерации, они сами ее охраняют. Оборона конфедерации (если это еще и военный союз) осуществляется союзной армией, но последняя состоит из воинских формирований субъектов конфедерации.

5. Конфедерация не обладает суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи.

6. В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации.

7. Конфедеративные налоги не устанавливаются, как правило, нет и общей конфедеративной собственности. Финансовые средства, необходимые для решения стоящих перед конфедерацией задач, объединяются по соглашению субъектов конфедерации.

8. Субъекты конфедерации имеют право сецессии, т.е. право свободного выхода из конфедерации.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.26 (0.009 с.)