Основной закон страны – Конституция Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной закон страны – Конституция Российской Федерации.



Конституция -это закон, обладающий наивысшей юридической силой (закон законов). Она является:

* основополагающим нормативным актом, поскольку закрепляет права и свободы человека и гражданина, основы общественного и государственного устройства;

* базой для развития всего законодательства, т.е. определяет смысл и содержание конкретизирующих ее положения законов, других нормативных актов;

* прямо и непосредственно действующей. Любой орган государства, местного самоуправления, общественное объединение, граждане при решении тех или иных юридических вопросов могут ссылаться на статьи Конституции;

* стабильным нормативным актом. Конституцию обычно принимают на достаточно длительное время. Поэтому важно, чтобы ее положения были устойчивыми, неизменными, как можно дольше. Это обеспечивается особым порядком ее пересмотра и внесения поправок, предусмотренных в главе 9 Конституции РФ.

Основные законы (конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством, поддерживаемым осуществлением функции конституционного контроля.

Конституция Российской Федерации содержит краткую преамбулу и два раздела, основной и особый. Основной раздел состоит из девяти глав: 1. Основы конституционного строя; 2. Права и свободы человека и гражданина; 3. Федеративное устройство; 4. Президент Российской Федерации; 5. Федеральное Собрание; 6. Правительство Российской Федерации; 7. Судебная власть; 8. Местное самоуправление; 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. В особом разделе Конституции РФ содержатся заключительные и переходные положения.

2. Федеральные конституционные законы -их принимает Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Под федеральными конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным, указанным в Конституции, наиболее важным вопросам. Могут издаваться конституционные законы, посвященные правовым основам государства, государственного строя.

Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, т.е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 – от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступивший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.

4. Федеральные законы это законы, которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской Федерации.

Законы– это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Эти законы регулируют отдельные институты и виды общественных отношений, в отличие от конституционных законов, которые чаще всего имеют комплексный характер.

Другой их отличительной особенностью является процедура принятия. Законы принимаются простым большинством голосов депутатов высших представительных органов государственной власти, либо членов обеих палат.

5. Кодекс – самая распространенная форма закона. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования.

6.Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

7. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в качестве разновидности законов. В них точно определен предмет регулирования, у них особая процедура принятия, т.к. представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора. Такой закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор… подписанный…».

8. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов – обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств – членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений.

9. Делегирование законодательство – новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, например, защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как известно, прохождение законов в представительных органах довольно длительный процесс и нет никакой гарантии, что данный закон будет принят. При этом устанавливается точный перечень вопросов и срок делегированных полномочий.

10. Законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такие законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.


Вопрос 44. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, виды.

Подзаконный нормативно-правовой акт -это официальный документ субъекта правотворческой деятельности, основанный на законе и не противоречащий ему, содержащий правила поведения (нормы права).

 

Признаки нормативно-правового акта.

1. Это документально оформленный акт (акт-документ). О надлежащей оформленности акта свидетельствуют такие реквизиты, как официальное название документа, дата принятия, дата подписания, регистрационный номер, наименование должностного лица его подписавшего.

2. Это акт субъекта правотворческой деятельности, который уполномочен издавать такие акты: уполномоченные органы государства, их должностные лица, органы местного самоуправления, их должностные лица.

3. Подзаконный нормативно-правовой акт принимается по кругу вопросов, которые отнесены к ведению субъекта правотворческой деятельности.

4. Такой акт принимается на основе и во исполнения Конституции РФ, они не должны противоречить законам и Конституции.

5. Это акт,содержащий правила поведения. Имеющиеся в нем права и обязанности адресованы к персонально неопределенному кругу лиц, рассчитаны на многократное действие.

6. Подзаконный нормативно-правовой акт направлен на установление, изменение или отмену правил поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.008 с.)