Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки неофициального толкования.

Поиск

1. Это деятельность неуполномоченных лиц и организаций, которая осуществляется по собственной инициативе

2. Неофициальное толкование состоит в разъяснении содержания принципов и норм права, в результате которого устанавливается смысл правовой нормы.

3. Результатом неофициального толкования является комментарий к закону, выступление адвоката в суде и т.д.

4. Оно не носит обязательного характера.

 

Подразделяется на:

1. Обыденное толкование - разъяснение, которое может дать каждый человек.

2. Профессиональное толкование - только то, которое исходит от юристов-практиков.

3. Доктринальное толкование - разъяснение ученых, преподавателей.

 

Интерпретационный акт.

Интерпретационные акты - это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

 

Признаки интерпретационный акта.

1. Имеет письменную документальную форму, предполагающую особую структуру акта, специально-юридический язык, наличие обязательных реквизитов.

2. Издание интерпретационного акта от имени особого властного субъекта, компетенция которого предусматривает возможность издания таких актов.

3. Общеобязательность, предполагающую обязанность его соблюдения всеми физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, к которым адресован интерпретационный акт. Обязательность - значит необходимость применять интерпретационный акт вместе с нормой права, поскольку без акта толкования не может быть уяснено содержание нормы права (толкуемой этим актом).

4. Регулятивный характер правового акта, т.е. его направленность на упорядочение, регулирование общественных отношений.

5. Ненормативный характер интерпретационных актов, т.е. такой акт не содержит новых правовых норм, он лишь разъясняет содержание толкуемых норм права.

6. При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает свое значение и интерпретационный акт.

 

Поскольку интерпретационные акты - акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ и публикуются в “Бюллетене Верховного Суда РФ”. Конституционный Суд РФ издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в “Собрании законодательства РФ” и в “Вестнике Конституционного Суда РФ”. Центральная избирательная комиссия РФ свои интерпретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в “Вестнике Центральной избирательной комиссии” и в “Российской газете”.


Вопрос 41. Законность и правопорядок. Состояние и пути укрепления законности и правопорядка в РФ.

Законность – это требование следовать Конституции, другим правовым законам, это строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.

 

В настоящее время законность трактуется в трех аспектах как:

1. Принцип государственно-правовой жизни (закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества).

2. Метод государственного руководства обществом (государство осуществляет свои функции прежде всего правовыми средствами и в правовых формах). Необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; наличие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

3. Режим жизни общества (обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между государственной властью и личностью; распространение требований законности на все сферы жизни).

Признаки законности:

1. Это требование точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов теми, кому они адресованы.

2. Это общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений.

3. Это требование соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов.

4. Не противоречить Конституции, законам должны: подзаконные акты; иные источники права (правовой обычай, нормативный договор); акты применения права; акты толкования права; действия (бездействия) всех субъектов права.

5. Содержание законности составляет не формальное требование следовать любому закону, а такому закону, который адекватно воплощает общечеловеческие идеалы и ценности, основные права и свободы человека и гражданина.

6. В результате реализации требований законности складывается правовой порядок.

Действенность законности проявляется в ее принципах:

1. Верховенство закона, т.е. в случае несоответствия подзаконного акта закону применению подлежит закон.

2. Равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо, не может иметь перед законом никаких преимуществ, привилегий.

3. Полное и реальное осуществление прав и свобод - о реальности права в обществе, государстве можно говорить лишь тогда, когда созданы все условия для реализации прав и свобод, удовлетворения интересов людей. Если этого не происходит, право заменяется произволом, беззаконием.

4. Единство законности: закон должны одинаково понимать и применять на всей территории государства.

5. Сочетание законности и целесообразности, т.е. принятие в рамках закона наиболее оптимального решения (например, рассмотрение руководителем заявления работника не в двухнедельный срок, как допускает закон, а за несколько часов, поскольку это отвечает интересам заявителя). Обход правового закона под предлогом политической, экономической целесообразности, выгоды, пользы недопустим.

Гарантии законности.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

1. Экономические условия - стабильность экономической жизни (бескризисное функционирование хозяйственного комплекса, обеспечение развития всех форм собственности и т.п.).

2. Политические условия - стабильность политической жизни (органичное разделение властей, наличие конструктивной оппозиции, парламентаризм, гласность и т.п.).

3. Идеологические условия - законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой правового воспитания и правового обучения.

4. Социальные условия - законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод (отсутствие безработицы, достойная заработная плата и т.д.).

5. Правовые условия - совершенное законодательство - научно построенное, непротиворечивое и доступное для понимания и использования.

Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии.

Юридические гарантии - это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

1. Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования и т.д., направленная на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.

2. Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения (досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.).

3. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав и свобод граждан. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

4. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений (принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов, виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения)).

5. Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения.

6. Процессуальные гарантии.

7. Правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью защиты прав и свобод.

Организационные гарантии.

Эффективная в интересах человека и гражданина работа суда, прокуратуры, органов внутренних дел. Ее слагаемые: квалифицированные кадры, хорошо отлаженный процесс разрешения дел, современная материальная база.

Правовой порядок -это сложившаяся в результате реализации законности система упорядоченных общественных отношений.

Признаки правового порядка:

1. Состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Выступает как следствие действия законности, т.е. воплощение в жизнь ее требований и принципов.

3. Это порядок, предусмотренный нормами права.

4. Возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

5. Достигается правомерным поведением всех субъектов права. Правомерное поведение отличается постоянством, длительностью во времени, проявляется во всех отраслях права.

6. Представляет собой систему устойчивых, организованных конституционных, гражданских, административных, земельных и иных общественных отношений.

7. Благодаря правопорядку человек действительно становится свободным, уверенным в себе и других, защищенным от произвола и беззакония.

8. Обеспечивается государством.

 

Принципы правопорядка:

1. Определенность правового порядка. Правопорядок базируется на формально-правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

2. Системность правового порядка. Правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений.

3. Организованность правового порядка. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

4. Государственная гарантированность правового порядка. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

5. Устойчивость правового порядка. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

6. Единство правового порядка. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной власти и законности, правопорядок один на всей территории страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.008 с.)