Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система права: понятие и основные элементы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система права – явление объективное, хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. Таким образом, система права – это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Признаки системы права: 1) Складывается в соответствии с потребностями общественного развития. 2) Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей. 3) Характеризуется наличием прямых и обратных связей. 4) Должна быть внутренне не противоречивой, согласованной. Элементы системы права: 1) Норма права – первичный структурный элемент системы права. 2) Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, могут подразделяться на субинституты. 3) Отрасль права – совокупность норм, объединенных в правовые институты, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Некоторые отрасли права в своем составе имеют подотрасли – совокупность норм права, регулирующих несколько однородных общественных отношений. Система права – содержание; система законодательства – форма. Система права состоит из норм, правовых институтов и отраслей права; система законодательства состоит из нормативно-правовых актов (законов и других подзаконных нормативных актов). Система права в большей мере связана с системой общественных отношений; система законодательства определяется волей законодателя, исходя из принципа эффективности и целесообразности. Кроме норм, законодательство включает призывы, декларации, указания на цели и мотивы издания норм права; система права включает в себя только нормы. Количество отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства. Правовая система в отличие от системы права представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны (государства).
Каково назначение охранительных норм (представляют права участникам отношений и возлагают на них обязанности (регулятивн); определяют меры ответственности (охранит); разрешают противоречия между нормами (коллизионная); отменяют действующие нормы либо изменяют сферу их действия; провозглашают цели и задачи права (начала), закрепляют правовые принципы (нормы-принципы)). Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью. Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями.
Формационный поход к типологии государства. Типология государства – традиционно рассматривают как теория (учение) о типах государств, когда-либо существовавших в истории человеческого общества, или существующих в настоящее время. Типология государства – это процесс систематизации государств с учетом их сущностных свойств для повышения эффективности в теоретической и практической деятельности по изучению государства и правоприменения. Под типом государства понимаются взятые в единстве общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками. В основу формационного подхода легло учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая формация – это особое социальное явление, представляющее собой синтез экономического базиса и социально-политической надстройки. Базис – это экономический строй общества, характеризующийся тем или иным способом производства. Способ производства характеризуется отношением к средствам производства, а также соотношением развития уровня производственных сил и производственных отношений. Производственные силы – это люди + орудие труда. Производственные отношения – отношения, складывающиеся в процессе производства. Социально-политическая надстройка – это совокупность неэкономических, преимущественно политических отношений и институтов. Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества (общественно-экономическая формация), его производственных отношений и классовой структуры. Таким образом, основными признаками данного подхода являются социально-экономические признаки и тип производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств: 1) Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы. 2) Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы - городские ремесленники, торговые люди и др. 3) Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошел несколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развития капиталистического государства (свободная конкуренция большого числа собственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путем государственной власти и использования ее в своих интересах. 4) Социалистическое государство - политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т.д.
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие нормативно-правового акта — порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативно-правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц. Во времени Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов: 1) через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу; 2) через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.) 3) по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ») времени после официального опубликования. Момент утраты юр. силы определяется также волей законодателя и может быть связан: - с истечением срока, на который он был принят (для временных актов) - с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте). Все остальные способы — способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юр.силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать). В пространстве - территориальное действие (1. в пределах территории государства; 2. экстерриториальное действие – за пределами территории государства) - территория государства: - собственная (земельная, водная поверхность, воздушное пространство в пределах государственной границы и т.д.) - условная (территория посольств, консульств, воинских подразделений, дислоцируемых заграницей и т.д.) По кругу лиц • граждане • иностранные граждане (подданные) • лица без гражданства (апатриды) • лица, обладающие дипломатическим иммунитетом Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц, а также общества)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 5317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.009 с.) |