Система права: понятие и основные элементы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система права: понятие и основные элементы.



Система права – явление объективное, хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. Таким образом, система права – это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Признаки системы права:

1) Складывается в соответствии с потребностями общественного развития.

2) Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей.

3) Характеризуется наличием прямых и обратных связей.

4) Должна быть внутренне не противоречивой, согласованной.

Элементы системы права:

1) Норма права – первичный структурный элемент системы права.

2) Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, могут подразделяться на субинституты.

3) Отрасль права – совокупность норм, объединенных в правовые институты, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Некоторые отрасли права в своем составе имеют подотрасли – совокупность норм права, регулирующих несколько однородных общественных отношений.

Система права – содержание; система законодательства – форма.

Система права состоит из норм, правовых институтов и отраслей права; система законодательства состоит из нормативно-правовых актов (законов и других подзаконных нормативных актов).

Система права в большей мере связана с системой общественных отношений; система законодательства определяется волей законодателя, исходя из принципа эффективности и целесообразности.

Кроме норм, законодательство включает призывы, декларации, указания на цели и мотивы издания норм права; система права включает в себя только нормы.

Количество отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства.

Правовая система в отличие от системы права представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны (государства).

 

 

Каково назначение охранительных норм

(представляют права участникам отношений и возлагают на них обязанности (регулятивн); определяют меры ответственности (охранит); разрешают противоречия между нормами (коллизионная); отменяют действующие нормы либо изменяют сферу их действия; провозглашают цели и задачи права (начала), закрепляют правовые принципы (нормы-принципы)).

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями.

 

 

Формационный поход к типологии государства.

Типология государства – традиционно рассматривают как теория (учение) о типах государств, когда-либо существовавших в истории человеческого общества, или существующих в настоящее время.

Типология государства – это процесс систематизации государств с учетом их сущностных свойств для повышения эффективности в теоретической и практической деятельности по изучению государства и правоприменения.

Под типом государства понимаются взятые в единстве общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

В основу формационного подхода легло учение об общественно-экономических формациях.

Общественно-экономическая формация – это особое социальное явление, представляющее собой синтез экономического базиса и социально-политической надстройки.

Базис – это экономический строй общества, характеризующийся тем или иным способом производства.

Способ производства характеризуется отношением к средствам производства, а также соотношением развития уровня производственных сил и производственных отношений.

Производственные силы – это люди + орудие труда.

Производственные отношения – отношения, складывающиеся в процессе производства.

Социально-политическая надстройка – это совокупность неэкономических, преимущественно политических отношений и институтов.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества (общественно-экономическая формация), его производственных отношений и классовой структуры.

Таким образом, основными признаками данного подхода являются социально-экономические признаки и тип производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств:

1) Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы.

2) Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы - городские ремесленники, торговые люди и др.

3) Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошел несколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развития капиталистического государства (свободная конкуренция большого числа собственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путем государственной власти и использования ее в своих интересах.

4) Социалистическое государство - политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т.д.

 

 

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта — порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативно-правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.

Во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

1) через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

2) через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.)

3) по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ») времени после официального опубликования.

Момент утраты юр. силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

- с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)

- с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Все остальные способы — способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юр.силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

В пространстве

- территориальное действие (1. в пределах территории государства; 2. экстерриториальное действие – за пределами территории государства)

- территория государства:

- собственная (земельная, водная поверхность, воздушное пространство в пределах государственной границы и т.д.)

- условная (территория посольств, консульств, воинских подразделений, дислоцируемых заграницей и т.д.)

По кругу лиц

• граждане

• иностранные граждане (подданные)

• лица без гражданства (апатриды)

• лица, обладающие дипломатическим иммунитетом

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц, а также общества)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 5170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.60.5 (0.028 с.)