Ст. 5 гк РФ «обычаи делового оборота». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ст. 5 гк РФ «обычаи делового оборота».



1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Нормы бывают исходные и правила поведения. Первая часть статьи исходная, вторая - правила поведения.

Так же нормы бывают: начала, дефиниции, принципы, коллизионные. Это дефениции.

По предмету правового регулирования: гр-пр; уг-пр; Это гр-пр.

По методу: императивные, диспозитивные, поощретильные, рекомендательные. Это диспозитивные. 2 часть - императивная. Материальная.

1) Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений.

- нормы-начала это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др.

- нормы-принципы законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.

- определительно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляющие целевые установки законодателя.

- нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законодательстве, административного проступка – в административном, отдельных видов сделок – в гражданском и т.д.

- коллизионные – предписания, направленные на регулирование противоречий.

2) Нормы правила поведения – это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.

3) Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.

4) Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.

5) Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Они регулируют «экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности.

Специфика власти и социального регулирования в первобытном обществе.

Основной формой чел-го общежития был род, сформировавшийся с течением времени из первобытного стада. Члены рода были объединены общностью процесса труда и общей собственностью на им-во. Власть принадлежала всей общине. Обществ. дела решались общим собранием всех членов рода, решения выражали волю всех членов рода. Обществ. власть не отделялась от общества, а совпадала с ним. Все члены рода были равны, никто не имел привилегий.

Особенности обществ. власти:

1) власть опиралась на обществ. самоуправ-е и носила обществ характер. Органами власти явл.: род, собрание, старейшина. Отсутствовала обособленная от народа полит. власть и спец. аппарат принуждения (армия, полиция, тюрьма). Не существовало разграничения м/у субъектом и объектом власти;

2) власть базировалась на авторитете, традициях. Носила естественный характер, выражала единство общества, общность его интересов. Люди подчинялись велениям власти под воздействием внутр. факторов: в силу убеждения, осознания необходимости, в силу привычки.

Соц. нормы в первобытном обществе.

Причины возникновения: эконом; биологич; природные; религиозно-обрядовые; демографические; санитарно-гигиенические; психологические и др.

Виды соц.норм: 1) обычай – правила поведения, сформир. в процессе длит. обществ. практики; 2) элементарные нормы морали (представление о борьбе и зле); 3) религиозные нормы - правила поведения регулир. отношения м/у людьми на основе их религиоз. представлений; 4) мифология – совокупность мифов, преданий, отражавших фантастич представлений людей о мире, природе, быте; 5) табу – запрет, налагаемый на совершение к-л действий. Нарушений табу неизменно влечет жестокую кару; 6) мононормы – единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений м/у членами общества. Все соц. нормы первобытного общества по сути явл. мононормами, т.к. совпадают по содержанию.

 

 

Соотношение права и моральных норм.

Соотношение норм права и норм морали складывается из двух типов связи: взаимоподдержки, основанной на единстве и однонаправленности действия; конфликта, основанного на различиях и противоречиях.

Единство права и морали выражается в том, что:

- обе эти категории являются надстроечными;

- представляют собой разновидность социальных норм;

- опираются на единый политический фундамент;

- имеют один и тот же объект регулирования;

- основываются на свободе воли индивида;

- служат для упорядочения общественных отношений;

- являются показателями социального и культурного развития общества.

Различие права и морали проявляется в том, что:

- нормы права устанавливаются государством, а нормы морали формируются в сознании людей;

- нормы права регулируют те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании,нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку;

- нормы права представляют собоюболее или менее точно детализированные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил;

- нормы права закреплены в специальных государственных актах,нормы морали «живут»в сознании людей;

- право обеспечивается принудительной силой государства,мораль опирается на силу общественного мнения;

- право представляет собой систему норм,мораль же таковой не является;

- мораль обладает более высоким уровнем требований, чемправо.

Однонаправленность действия права и морали:

- право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений;

- их требования во многом совпадают;

- мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления;

- один и тот же поступок получает в глазах людей одну и ту же оценку– как правовую,так и моральную;

- право и мораль плодотворно сотрудничают в отправленииправосудия в деятельности органов правопорядка, юстиции.

Противоречия между правом и моралью:

- нечто,позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается.(Известно, что фактический, незарегистрированный брак не влечет юридических последствий. В этой связи отец ребенка,родившегося в таком браке,не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь. По закону– да, а согласно морали?И наоборот);

- право нечто запрещает, а мораль разрешает.(В советском УК были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие показания против родителей и близких родственников).

 

 

Какие из перечисленных актов являются нормативно-правовыми: Приказ начальника ИУ регламентирующий порядок выдачи денежного довольствия, решение комиссии о назначении пенсии, Уголовный кодекс, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, устав ЛДПР.

Нормативные правовые акты – это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

Особенности НПА:

- носят государственный характер;

- принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством;

- принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме, и представляют собой акт-документ;

- имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия;

- всегда содержат юридические нормы.

По юридической силе различают: законы – акты, обладающие высшей юридической силой (УК РФ!!!), и подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие.

НПАследует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты –это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты– это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

Интерпретационныеакты - актыразъяснения (толкования) норм права. От нормативных правовых актов последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм,а лишь разъясняют существующие(постановления Пленума Верховного Суда).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.012 с.)