Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и соотношение.

Поиск

Субъективное право и юридическая обязанность являются юридическим содержанием правоотношения, ибо анализируя эти элементы правоотношения, можно судить о его характере и цели.

Субъективное право – право, принадлежащее субъекту права, то есть лицу управомоченному. Субъективное право – это мера возможного поведения, т.е. его реализация целиком зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания. Однако рамки возможного поведения, а следовательно, и рамки реализуемого интереса четко очерчены нормами объективного права. Именно поэтому для характеристики субъективного права употребляется категория “мера” – мера возможного поведения.

Субъективное право включает в себя следующие правомочия:

- меру собственной свободы (право на положительные действия);

- право требовать определенного поведения от обязанных лиц;

- правопритязание (возможность обращения за защитой к государственным органам).

Юридическая обязанность – мера должного поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения интересов носителя субъективного права. Без соответствующей юридической обязанности субъективное право превращается в фикцию. Юридическая обязанность также, как и субъективное право, тесно связана с категорией “мера” и представляет собой меру должного, необходимого поведения.

Юридическая обязанность включает в себя следующие элементы:

- необходимость совершать активные положительные действия (активная обязанность);

- необходимость воздержаться от действий, запрещенных нормами права (пассивная обязанность);

- необходимость нести юридическую ответственность в случае неправомерного поведения (негативная обязанность).

Различия между субъективным правом и юридической обязанностью заключаются в следующем:

- если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность - интересы управомоченного лица;

- если субъективное право является мерой возможного поведения, то юридическая обязанность - мерой должного поведения.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны: возникновение субъективного права у одного лица порождает обязанности у другого лица. Предоставляя кому-либо субъективное право, юридические нормы предписывают другому лицу требование обеспечить своим поведением его существование.

 

 

Каковы отличия юридической ответственности от иных мер государственного принуждения.

Юридическая ответственность – возникшее в результате лично совершенного правонарушения и предусмотренное юридической нормой политико-правовое состояние, когда компетентный орган, должностное лицо или гражданин на основе закона или в специальной форме требует от правонарушителя отчет в совершенном деянии, возлагает на него определенную меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия нарушения юридической нормы.

Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения. Кроме нее, существуют и другие виды государственного принуждения, осуществляемого на основе и в рамках права: меры защиты, меры пресечения, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера, реквизиция.

Если юридическая ответственность связана с возложением новой, дополнительной юридической обязанности (например, лишение свободы), то меры защиты — с выполнением «старой» обязанности, той, которую должен исполнитель субъект. Цель мер защиты — не кара, а восстановление нарушенного права без привлечения нарушителя к ответственности (например, принудительное взыскание алиментов на содержание детей).

Меры пресечения (подписка о невыезде, задержание и т.п.), а также иные меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование, принудительные обыски и пр.), в отличие от мер юридической ответственности применяются лишь в целях предупреждения правонарушения. Ввиду того, что в данном случае нет правонарушения, не может быть и мер наказания, кары.

Не характеризуются карой и принудительно профилактические меры (например, ограничение свободы передвижения в случае карантина); принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера, применяемые к душевнобольным нарушителям в целях их излечения, а также предупреждения совершения ими новых деяний (ст. 97—103 УК РФ); реквизиция (принудительное изъятие имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости), применяемая в исключительных, экстренных ситуациях (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер в соответствии со ст. 242 ГК РФ).

 

 

Разделение власти как принцип организации деятельности правового государства.

Правовое государство можно определить как организацию политической власти в обществе, основанную на верховенстве правового закона.

К числу признаков правового государства следует отнести следующие:

1. Верховенство правового закона. Во всех сферах общественной жизни отношения между субъектами общественных отношений должны регулироваться только законом. Подзаконное, особенно “ведомственное” нормотворчество должно быть сведено к минимуму. При этом позитивные законы должны полно и объективно отражать естественные (непосредственно социальные) права и свободы людей.

2. Разделение властей. В правовом государстве деятельность всех его органов строится по принципу разделения властей на три независимые друг от друга и взаимодействующие ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Реализация принципа разделения властей. Суть данного принципа состоит в том, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная принадлежит Парламенту, исполнительная - Правительству и судебная - суду, при этом важно не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство возлагает на граждан юридические обязанности (запрещая совершать противоправные и обязывая совершать правомерные действия) и, в случае их неисполнения привлекает, их к юридической ответственности. В свою очередь государство, приобретая ряд монопольных прав (на правотворчество, на применение государственного принуждения, на сбор налогов, на эмиссию денежных знаков и др.), обязуется взамен обеспечивать защиту жизни, здоровья, имущества, политических прав и свобод граждан.

4. Реальность прав и свобод граждан, их правовая и социальная защищенность. Государство должно не просто декларировать демократические права и свободы личности, но и создавать реальные предпосылки для их реализации. Для этого оно строит экономическую, социальную и правовую политику в соответствии с естественными правами и интересами граждан.

5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство гарантирует свободу деятельности различных политических партий и движений, не противоречащих Конституции, а также свободное существование мнений, убеждений и различных идеологий (также не противоречащих Конституции).

Стабильность законности и правопорядка.

Правовое государство предполагает наличие в обществе такого правового режима, при котором во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не произвол и насилие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.007 с.)