Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (теологическая, договорная).

Поиск

Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (теологическая, договорная).

1) Теологическая теория. Это одна из самых древних теорий, возникшая одновременно с первым государством и правом, на основе религиозно-мистических представлений их божественного происхождения. Это вполне объяснимо, так как на ранних стадиях развития общества, служители культа были наиболее образованной частью населения. Общий смысл теологических доктрин сводится к следующему: государство имеет божественное происхождение, оно создано или непосредственно Богом, или же людьми по велению Бога, поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли.

Наиболее ярким представителем ее является Фома Аквинский – философ и теолог, схоласт, догматик. В основе этой теории лежит идея божественного происхождения государства. Главная задача – обосновать превосходство власти церковной над властью светской.

2) Теория “договорного” происхождения государства зародилась в глубокой древности. Представления о том, что государство покоится на общественном договоре, впервые встречается у древнегреческого философа Эпикура. Некоторые философы древности – софисты – полагали, что государство люди создали на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. При этом, несмотря на имеющиеся существенные различия во взглядах представителей этой теории (английских – Т. Гоббса и Дж. Локка, голландских – Г. Гроция и Б. Спинозы, французских – Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро, русских – А.Н. Радищева и П.П. Пестеля), все ее варианты основаны на общих положениях: государству предшествует т.н. “естественное состояние”; государство покоится на “общественном договоре”, в результате которого люди делегируют ему часть своих естественных прав; все создаваемые государством учреждения делятся на “естественные” (соответствующие естественным правам) и “искусственные”. Государство возникает и покоится на общественном договоре. Но сам договор не рассматривается как исторический факт, а как логическая предпосылка. Вместе с тем имеются определенные исторические данные подобного рода. Так, в Новгороде существовала Новгородская республика, где существовал уставной договор между вечем (народным собранием) и правителем республики.

Другой пример. На Русь приглашали варяжских вождей – Рюриковичей – на княжение, о чем заключался договор. До этого, как полагают некоторые историки, государства на Руси не было.

Все государственно-правовые институты подразделяются на естественные и искусственные. Все политические и правовые учреждения, которые соответствуют естественным правам человека, являются естественными, а те, которые не соответствуют, – искусственными.

 

 

Юридическая техника. Понятие и основные приемы.

Предметом юридической техники являются общие закономерности, осуществляющие юридическую деятельность:

1) система знаний;

2) система навыков.

Юридическая техника – это система научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании, систематизации, применении, реализации и толкования НПА.

Структура ЮТ:

- законодательная техника – это основной элемент ЮТ, представляющий собой систему средств и способов, используемых при создании (подготовки и оформления) законов;

- техника подзаконных актов;

- правоприменительная техника – акты применения права;

- правореализационная техника;

- интерпретационная техника.

Способы закрепления приёмов ЮТ:

1) НПА;

2) правовые обычаи;

3) научно-методические разработки.

Юридическая технология – это боле широкое понятие – это основанная на определенных принципах, планах, прогнозах, протекающих в определенно установленных процессуальных формах, деятельность по созданию НПА и иных актов, в ходе которой используются средства и способы ЮТ.

Структура:

- ЮТ;

- принципы правотворчества;

- прогнозирование и планирование;

- процедурно-процессуальные правила;

- показатели качеств принимаемых документов.

Все приёмы законодательной техники делятся на 2 вида:

1) юридические средства – это допустимые правомерные предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей и получение результатов.

- юр. термины и понятия;

- юр. конструкции;

- юр. символы (герб, флаг);

- перечисления;

- юр. презумпции (невиновности и тд.);

- юр. фикции.

2) юридические способы – пути достижения намеченных целей, с помощью конкретных юр. средств и при наличие условий и предпосылок законодательной практики.

- способы структуризации;

- способы логического изложения;

- способы языкового изложения;

- способы построения правового материала по степени обобщенности

- способ связи между НПА.

ТАКЖЕ:

Отечественные (Д.А. Керимов, А.Ф. Черданцев, А.С. Пиголкин, Н.А. Власенко и другие) и зарубежные (Р. Иеринг, А. Нашиц, В. Пешка, В. Штейнер и другие) авторы, исключая некоторые незначительные нюансы, под юридической техникой обычно понимают совокупность (систему) соответствующих средств, приемов, методов и правил подготовки и изложения правовых актов.

ЮТ бывает правотворческой и правоприменительной (правореализационной), интерпретационной и правосистематизирующей, судебной и следственной, прокурорской и т.п.

 

 

3. Приведите примеры юридических фактов-действий.

Юридический факт - конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Юридические факты имеют ряд признаков:

1) по своему содержанию это реальные жизненные обстоятельства (явления);

2) данные жизненные обстоятельства предусмотрены нормами права;

3) они вызывают наступление определенных юридических последствий;

4) юридический факт несет в себе информацию о состоянии общественных отношений;

5) юридические факты, как правило, зафиксированы в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме.

Юр. факты явл. предпосылками правоотношений.

Классификация:

1) по характеру наступающих последствий:

а) правообразующие (поступление в вуз);

б) прамоприменяющие (перевод с очной формы на заочную);

в) правопрекращающие (окончание вуза);

2) по связи с волей участников правоотношений:

а) события (обстоятельства независящие от воли субъекта - стихийное бедствие, смерть);

б) действия (связанные с волей участников правоотношений, делятся на правомерные и противоправные).

Правомерные действия: 1) юр. акты (действия, совершаемые с целью породить юр. последствия-сделки, судебные решения и т.д.); 2) юр. поступки (действия, приводящие к юр. последствиям независимо от намерения лица их совершающего - создание художественного произведения);

Противоправные деяния могут быть: уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные. Нередко для возникновения юр. последствий необходим не один юр. факт, а их совокупность, что наз. юр. составом. Например, для получения пенсии, требуются такие факты как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

 

Нетипичные формы правления.

Формы правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, и их взаимодействия с населением.

Виды форм правления в зависимости от распространения:

1. Типичные:

1) Монархия;

2) Республика.

2. Нетипичные:

1) полупрезидентская республика – в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, главы государства.

2) полупарламентская республика – в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству.

3) монархическая республика (республиканская монархия) – в ней монарх переизбирается через определенный срок (восточные эмираты – через 5 лет).

4) суперпрезидентская республика – характеризуется чрезвычайным усилением власти президента (Сев Корея).

5) президентско-монократическая республика – существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов (Куба).

6) военная диктатура (временное) - форма правления, в которой всей властью обладают военные, как правило, захватившие власть в результате государственного переворота (Чили, Пиночет).

7) теократические гос-ва - система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (Ватикан).

 

 

Какие из перечисленных актов являются нормативно-правовыми: Приказ начальника ИУ регламентирующий порядок выдачи денежного довольствия, решение комиссии о назначении пенсии, Уголовный кодекс, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, устав ЛДПР.

Нормативные правовые акты – это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

Особенности НПА:

- носят государственный характер;

- принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством;

- принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме, и представляют собой акт-документ;

- имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия;

- всегда содержат юридические нормы.

По юридической силе различают: законы – акты, обладающие высшей юридической силой (УК РФ!!!), и подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие.

НПАследует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты –это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты– это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

Интерпретационныеакты - актыразъяснения (толкования) норм права. От нормативных правовых актов последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм,а лишь разъясняют существующие(постановления Пленума Верховного Суда).

 

 

Политический режим.

Политический (государственный) режим – совокупность приемов и способов осуществления политической власти в государстве. Различают два основных вида: демократический и антидемократический.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Различают 2 основных вида: демократический и антидемократический.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно верховенство закона, признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.

Антидемократические – противоположность демократическому и характеризуется отсутствием прав и свобод, запретом деятельности полит. партий; отсутствием органов власти, сформированных выборным путем; массовым террором и беззаконием со стороны гос-ва. Условно выделяют 2 разновидности: авторитарный – персонифицирован конкретным политич. лидером (режим Хусейна в Ираке, Пиночета в Чили) и тоталитарный – всепроникающий, всеохватывающий, жестоко регламентирующий все сферы жизни общ-ва. Последний характеризуется одной правящей партии, одной идеологии, бесправием граждан. В наиболее откровенной форме тоталитарный режим – фашизм, режим, который возводит геноцид и расовую дискриминацию в ранг гос. политики (нацистская Германия, Италия во времена Муссолини).

 

 

Понятие и виды норм права.

Юридическая норма (норма права) – общеобязательное веление, выраженное в виде гос-но-властного предписания и регулирующее обществ. отношения. Право состоит из нормативных установок как совокупности чел-х знаний. Ю.н. – тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве.

Виды:

1) по функциям в механизме правового регулирования:

а) исходные правовые нормы (т.е. отправные, учредительные, первичные) исходные начала, основы правового регулирования обществ. отнош-ий, определяются цели, задачи, принципы, пределы, методы правового регулир-ия): нормы-начала (предписания, закрепляющие устои сущест-го строя, основы соц.-эконом., политич. и гос-ой жизни, формы собственности и др. Сосредоточены в Конституции); нормы-принципы (з/дат-ые предписания, выражающие и закрепляющие принципы права); определительно-установочные нормы (предписания, определяющие цели, задачи отдел-х отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляющие целевые установки з/дат-ля); нормы – дефиниции (правовые понятия, термины: определение преступления, виды сделок);

б) нормы - правила поведения (непосредственно регулируют поведение людей);

2) по сфере действия правовые нормы делятся на:

а) общие (предписания, охватывающие своим действием, как правило все правовые институты отрасли: общая часть угол., гражд. и т.д.);

б) специальные (регулируют к-л определенный вид родовых обществ. отношений с учетом их особенностей: Особенная часть);

в) исключительные нормы (являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения);

3) по предмету (по отраслям права) правового регулирования:

а) материальные (права и обяз-ти субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д., т.е. они показывают субъекты права, что дает ему право и что оно от него требует);

б) процессуальные (регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно – процедурный управленческий характер);

4) по методу правового регулирования:

а) императивные (строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания);

б) диспозитивные (предоставляют возможность урегулировать отношения по своему усмотрению);

в) поощрительные (стимулируют поведение);

г) рекомендательные (наиболее желательный вариант поведения);

5) по форме выражения предписания:

а) управомочивающие (правоустановительные) (предоставляют субъекту право на совершение положительных действий);

б) обязывающие (обязанность совершать определенные положительные действия);

в) запрещающие (запрещают названное в них поведение, кот. з-ом признается правонарушением. Запреты – гос-но – властные веления, основная цель кот. предотвратить возможное нежелательное для личности и общ-ва поведение).

 

 

Форма правления.

Форма правления – это способы организации верховной государственной власти, порядок образования, ее органов и их взаимоотношения с населением. Различают две основные формы правления: монархию и республику.

1) Монархия – форма правления, при которой высший пост в государстве замещается одним лицом в порядке престолонаследования. Монархия может быть двух видов:

1) абсолютная, в которой власть монарха никем и ничем не ограничена (например, большинство средневековых монархий, Саудовская Аравия до 1994 г.);

2) ограниченная (конституционная), в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом.

В то же время существует две разновидности ограниченной монархии: парламентарная и дуалистическая.

1. Дуалистическая (двойственная) монархия – это такая организация верховной государственной власти, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а монарх и руководимое им правительство осуществляют функции исполнительной власти. Классический пример – Великобритания в XVII – XIX вв. Из числа существующих дуалистических монархий можно назвать Норвегию, король которой, согласно Конституции 1983 г., наделен достаточно широкими полномочиями; Данию, где король совместно с парламентом (фолькетингом) осуществляет законодательную власть, и др.

2. Парламентарная монархия – такая организация высших органов государственной власти, при которой монарх “царствует, но не правит”. Он лишь формально утверждает состав правительства, формируемого лидером партии, получившей большинство на парламентских выборах, подписывает законы, принимаемые парламентом, и официально представляет государство. Примером конституционной монархии могут служить Япония, император которой, согласно Конституции 1946 г., является “символом государства и единства нации”, Испания, король которой – “символ государственного единства и постоянства, гарант правильного функционирования государственных институтов”, и др.

2) Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются выборным путем. Различают республики аристократические и демократические.

В аристократических республиках в формировании органов государственной власти принимает участие не все население страны, а лишь меньшая его часть. Право участия в выборах ограничивается рядом цензов (например, личная свобода, происхождение, имущественное положение и др.). Примером аристократической республики могут выступать Рим периода республики, Спарта, Новгородская республика.

В республике демократической высшие органы государственной власти формируются при участии широких слоев населения. Принято различать две разновидности демократической республики: парламентарную и президентскую.

В парламентарной республике доминирует законодательная ветвь власти. В ней правительство формируется лидером партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах, утверждается парламентом и ему подотчетно. Таковыми являются Италия, ФРГ, Греция, Португалия, Индия и др.

В президентской республике приоритет принадлежит исполнительной власти. Президент – глава государства – формирует правительство, которое ему подотчетно, утверждает законы, принимаемые парламентом, и обладает правом вето на законы, принимаемые парламентом. В числе президентских республик можно назвать США, Россию и большинство государств, ранее входивших в состав СССР.

 

 

Объект – это различные материальные либо нематериальные блага, либо процесс их создания, на который направлены действия субъектов (монистическая теория – объектом признается только человек, т.к. право регулирует поведение человека; плюралистическая теория – рассматривает множество объектов: мат. блага (вещи), немат. блага, связанные с человеком (жизнь, здоровье, честь), результаты духовного творчества, поведение, результаты поведения участников и т.д.).

3) содержание (субъективное право – это мера возможного поведения; юр. обязанность – это мера должного поведения – 2 элемента: 1) необходимость совершения определенных действий или воздержание от них; 2) необходимость нести ответственность за невыполнение обязанностей).

Юр. факт - обстоятельство, вызывающее наступление последствий (возникновение, изменение, прекращение).

1. события (не зависят от воли) а) абсолютные - природные катаклизмы; б) относительные - зависят от воли 3х лиц - поджог дома)

2. действия (зависят от воли. Правомерные и неправомерные).

 

 

Прежде всего, применение права отличается от непосредственной реализации по субъекту - применение всегда осуществляется государственным органом, должностным лицом или иным субъектом по специальному уполномочию государственного органа.

Стадии применения права:

1) установление фактических обстоятельств дела. Применять нормы права можно только к конкретным фактическим обстоятельствам, требующим юридического вмешательства. Без фактического основания применение права невозможно. Прежде всего устанавливается круг фактов, необходимых для решения дела. При этом необходимо установить юридическое значение фактов (т.к. некоторые фактические обстоятельства не имеют юридического значения и не повлияют на суть выносимого решения). Исследование фактических обстоятельств чаще всего должно проводиться с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Например, на этой стадии используются такие средства как осмотр места происшествия, исследование вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей и др;

2) выбор и анализ нормы права. На этой стадии осуществляется т.н. юридическая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма будет положена в основу рассматриваемого дела. Это стадия подразделяется на несколько подстадий (этапов): а) выбор юридической нормы, которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам, наиболее соответствует данному случаю, отражает эти обстоятельства в своем содержании; б) проверка подлинности и юридической действительности нормы; здесь оценивается с точки зрения подлинности сам акт, содержащий норму; он должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к акту правотворчества (быть изданным уполномоченным на то органом, опубликованном в официальном издании, иметь необходимые реквизиты и т.д.); в) проверка юридического действия нормы с точки зрения временных, пространственных и субъектных пределов действия нормы права; г) толкование нормы права, т.е. прежде всего уяснение подлинного содержания нормы самим правоприменителем, а в необходимых случаях - обращение к актам официального толкования;

3) вынесение решения и его документальное оформление (вынесение решения - это акт, который связывает нормы права с конкретным случаем, властно распространяет на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов. Вынесение решения - это творчески организующая деятельность, поэтому оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие предписания нормы. Именно на этой стадии реализуются такие требования надлежащего применения права как целесообразность и справедливость);

4) исполнение принятого решения. Эта стадия позволяет провести в жизнь такое требование надлежащего правоприменения как эффективность.

 

 

Экономика и право.

Экономика – это совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Право – это система общеобязательных, формально – определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых, и регулирующих общественные отношения

Социальные последствия соотношения экономики и права:

1) позитивные - право способствует развитию экономики тогда, когда оно соответствует естественно-историческому ходу развития общества, объективным экономическим законам;

2) негативные – право тормозит развитие экономики тогда, когда оно противоречит объективным экономическим законам развития общества.

Пределы государственно-правового вмешательства в экономику:

1) определяются цели, задачи, принципы рыночных отношений и закрепляются тенденции их развития;

2) фиксируются законодательным путем рамки и пределы государственно-правового вмешательства в экономику;

3) законодательно закрепляются и гарантируются все формы собственности;

4) устанавливается правовая ответственность за правонарушения в сфере экономики;

5) четко регламентируется законодательный порядок хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров.

Согласно одному подходу вмешательство государства в экономику не должно быть, экономика должна развиваться по своим внутренним законам. Согласно другому походу, право, наоборот, должно регулировать детально экономику. Государство вмешивалось во все экономические отношения, пытаясь ими управлять на всех уровнях (плановая экономика). Жесткое воздействие государства на экономику охватывало и производство, и обращение, и потребление. Экономическая деятельность при данной модели управления жестко детерминирована государством, в том числе с помощью правовых актов. Либеральная школа экономики (Хайек, Фридмен) считали, что право, законы должны создавать своеобразную регулятивную среду для обеспечения экономики необходимыми правовыми средствами нормальной экономической конкуренции. Роль государства при этом ограничивается лишь созданием правовых условий. Сфера дозволений, диспозитивных отношений расширяется.

В настоящее время в России сформулированы основные направления использования правовой формы для обеспечения реализации модели правового государства, предполагающего рыночную модель экономики. Цели экономического развития при этом формулируются в законодательстве, четко определяется круг субъектов экономических отношений, регламентируется порядок разрешения споров о праве, устанавливаются правовые формы осуществления коммерческой деятельности, антимонопольное законодательство и способы, виды юридической ответственности (из договора, из причинения вреда и др.).

 

 

Действие права.

Действие права — это действие составляющих его разнообразных норм, которые в официальной форме выражены в различных нормативно-правовых и иных правоустановительных актах. Действие этих актов и установленных в них правовых норм имеет свои пределы, определяемые временными и территориальными границами такого действия, а также рамками объектов нормативно-правовой регуляции и кругом адресатов соответствующих норм права. Эти характеристики пределов действия норм права официально закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах. Действие во времени определяется периодом времени от момента вступления нормативно-правового акта (и содержащихся в нем норм) в силу до момента ее утраты.

Время вступления в законную силу разных нормативно-правовых актов определяется различными способами:

1) временем принятия акта,

2) временем, которое указано в самом акте или в специальном акте о введении в действие данного акта,

3) временем официального опубликования акта или

4) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.

По общему правилу, если иное не установлено в самих нормативных актах, в РФ законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования; нормативные акты Президента и Правительства РФ — по истечении 7 дней после их официального опубликования; нормативные акты министерств и ведомств внутриведомственного характера — с момента их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а акты общего значения, подлежащие официальной публикации, — по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Многие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ предусматривают их вступление в силу с момента принятия или официального опубликования акта. Со дня ее официального опубликования вступила в силу и Конституция РФ. Момент утраты силы нормативного акта определяется: 1) да той истечения срока действия временного акта, если этот срок не продлевается; 2) датой отмены акта; 3) датой вступления в силу нового акта, включающего в себя предмет регуляции прежнего акта.

По общему правилу, нормативные акты (и содержащиеся в них нормы) не имеют ни обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до момента их вступления в силу, ни последующей силы, т.е. после момента их отмены полностью теряют свою силу. Однако допускаются некоторые исключения из этого общего правила, и в ряде случаев в законодательном порядке может быть признана обратная или последующая сила того или иного акта (и соответствующих его норм).

Так, обратной силой, как правило, наделяются нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность. Действие нормативных актов в пространстве определяется той территорией, на которую распространяется действие нормативно-правовых актов данного государства. Действие нормативных актов по кругу лиц определяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм).

По общему правилу, под действие нормативно-правовых актов подпадают все лица (физические и юридические лица, должностные лица, граждане, иностранцы и лица без гражданства), находящиеся в пространстве действия соответствующего акта. Адресатами некоторых норм (и актов) являются специальные субъекты, т.е. не все лица, а лишь определенная категория лиц, характеризуемых особыми признаками (например работники химической промышленности, ветераны труда, жители Крайнего Севера, субъекты налогообложения, должностные лица, лица призывного возраста, годные к военной службе, и т.д.).

 

 

Во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

1) через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

2) через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.)

3) по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ») времени после официального опубликования.

Момент утраты юр. силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

- с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)

- с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Все остальные способы — способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юр.силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

В пространстве

- территориальное действие (1. в пределах территории государства; 2. экстерриториальное действие – за пределами территории государства)

- территория государства:

- собственная (земельная, водная поверхность, воздушное пространство в пределах государственной границы и т.д.)

- условная (территория посольств, консульств, воинских подразделений, дислоцируемых заграницей и т.д.)

По кругу лиц

• граждане

• иностранные граждане (подданные)

• лица без гражданства (апатриды)

• лица, обладающие дипломатическим иммунитетом

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц, а также общества)

 

 

Соотношение права и обычая.

Обычай — это исторически сложившееся правило поведение, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие формы взаимоотношений с правовыми нормами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать и законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде
стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, то есть приобретают форму правового обычая. Так, ст. 129 действующего Кодекса торгового мореплавания
РФ от 31 марта 1999 г. устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения обычаями данного порта;

2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведении к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие как устойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);

3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматривается уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо социально вредного характера (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т.д.).

 

 

Законотворчество в РФ.

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.023 с.)