Гражданское общество: понятие, структура, характер и формы его взаимодействия с государственно-правовыми институтами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское общество: понятие, структура, характер и формы его взаимодействия с государственно-правовыми институтами.



Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Гос-во управляет обществом, служит формой его организации.

Гражданским явл. общество – способное противостоять гос-ву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое гос-во.

Признаки гр. общества:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- высокий уровень самоуправления;

- наличие конкуренции в различных сферах;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность базируется на принципе координации, а не субординации;

- экономическая свобода и разнообразие форм собственности;

- легитимность и демократический хар-р власти;

- наличие правового гос-ва;

- сильная социальная политика гос-ва, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.

Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Составляющими частями структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними. Например:

1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные СМИ; 13) негосударственные социально-демократические отношения и др.

 

 

Отрасль права: понятие и характеристика.

Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

1) предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений;

2) метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.

3) должна еще обладать реальной способностью взаимодействовать с другими отраслями права, как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права.

Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:

- конституционное (государственное) право;

- административное право;

- гражданское право;

- трудовое право;

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

- гражданско-процессуальное право;

- уголовное процессуальное право

- арбитражный процесс (особенность России)

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

 

 

Охарактеризуйте федеративные и конфедеративные государства.

Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, или, иными словами, внутреннее строение государства, деление его на составные части. По форме государственного устройства государства могут быть простыми и сложными.

1) Простые государства (унитарные) – это форма государственного устройства, где территориальные единицы, входящие в её состав, не обладают элементами суверенитета в независимости от размера общей территории государства (Китай, Литва).

2) Сложные государства:

Империя – территориально большое государство.

Ассоциация, союз, содружество – союз полностью независимых государств на постоянной основе.

Федерация – сложное государство, состоящее из национально-государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Составные части федерации (республики, штаты, кантоны, провинции) являются субъектами федерации. В числе таковых можно назвать США, Мексику, Россию, ФРГ. Главное отличие федерации от конфедерации – политическая централизация (единая федеральная конституция, единое федеральное правительство, единое федеральное законодательство).

Конфедерация — форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран или республик для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны и республики, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пр.: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использованиями организациями двух основных правил – равенство участников и единогласное принятие решений. Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.

 

 

Политический режим.

Политический (государственный) режим – совокупность приемов и способов осуществления политической власти в государстве. Различают два основных вида: демократический и антидемократический.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Различают 2 основных вида: демократический и антидемократический.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно верховенство закона, признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.

Антидемократические – противоположность демократическому и характеризуется отсутствием прав и свобод, запретом деятельности полит. партий; отсутствием органов власти, сформированных выборным путем; массовым террором и беззаконием со стороны гос-ва. Условно выделяют 2 разновидности: авторитарный – персонифицирован конкретным политич. лидером (режим Хусейна в Ираке, Пиночета в Чили) и тоталитарный – всепроникающий, всеохватывающий, жестоко регламентирующий все сферы жизни общ-ва. Последний характеризуется одной правящей партии, одной идеологии, бесправием граждан. В наиболее откровенной форме тоталитарный режим – фашизм, режим, который возводит геноцид и расовую дискриминацию в ранг гос. политики (нацистская Германия, Италия во времена Муссолини).

 

 

Понятие и виды норм права.

Юридическая норма (норма права) – общеобязательное веление, выраженное в виде гос-но-властного предписания и регулирующее обществ. отношения. Право состоит из нормативных установок как совокупности чел-х знаний. Ю.н. – тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве.

Виды:

1) по функциям в механизме правового регулирования:

а) исходные правовые нормы (т.е. отправные, учредительные, первичные) исходные начала, основы правового регулирования обществ. отнош-ий, определяются цели, задачи, принципы, пределы, методы правового регулир-ия): нормы-начала (предписания, закрепляющие устои сущест-го строя, основы соц.-эконом., политич. и гос-ой жизни, формы собственности и др. Сосредоточены в Конституции); нормы-принципы (з/дат-ые предписания, выражающие и закрепляющие принципы права); определительно-установочные нормы (предписания, определяющие цели, задачи отдел-х отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляющие целевые установки з/дат-ля); нормы – дефиниции (правовые понятия, термины: определение преступления, виды сделок);

б) нормы - правила поведения (непосредственно регулируют поведение людей);

2) по сфере действия правовые нормы делятся на:

а) общие (предписания, охватывающие своим действием, как правило все правовые институты отрасли: общая часть угол., гражд. и т.д.);

б) специальные (регулируют к-л определенный вид родовых обществ. отношений с учетом их особенностей: Особенная часть);

в) исключительные нормы (являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения);

3) по предмету (по отраслям права) правового регулирования:

а) материальные (права и обяз-ти субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д., т.е. они показывают субъекты права, что дает ему право и что оно от него требует);

б) процессуальные (регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно – процедурный управленческий характер);

4) по методу правового регулирования:

а) императивные (строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания);

б) диспозитивные (предоставляют возможность урегулировать отношения по своему усмотрению);

в) поощрительные (стимулируют поведение);

г) рекомендательные (наиболее желательный вариант поведения);

5) по форме выражения предписания:

а) управомочивающие (правоустановительные) (предоставляют субъекту право на совершение положительных действий);

б) обязывающие (обязанность совершать определенные положительные действия);

в) запрещающие (запрещают названное в них поведение, кот. з-ом признается правонарушением. Запреты – гос-но – властные веления, основная цель кот. предотвратить возможное нежелательное для личности и общ-ва поведение).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.017 с.)