Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданское общество: понятие, структура, характер и формы его взаимодействия с государственно-правовыми институтами.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гос-во управляет обществом, служит формой его организации. Гражданским явл. общество – способное противостоять гос-ву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое гос-во. Признаки гр. общества: - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - высокий уровень самоуправления; - наличие конкуренции в различных сферах; - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; - всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; - жизнедеятельность базируется на принципе координации, а не субординации; - экономическая свобода и разнообразие форм собственности; - легитимность и демократический хар-р власти; - наличие правового гос-ва; - сильная социальная политика гос-ва, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др. Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Составляющими частями структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними. Например: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные СМИ; 13) негосударственные социально-демократические отношения и др.
Отрасль права: понятие и характеристика. Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Основаниями для деления права на отрасли считаются: 1) предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений; 2) метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения. 3) должна еще обладать реальной способностью взаимодействовать с другими отраслями права, как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права. В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: - конституционное (государственное) право; - административное право; - гражданское право; - трудовое право; Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права. К процессуальным отраслям права относятся: - гражданско-процессуальное право; - уголовное процессуальное право - арбитражный процесс (особенность России) Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право. Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.
Охарактеризуйте федеративные и конфедеративные государства. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, или, иными словами, внутреннее строение государства, деление его на составные части. По форме государственного устройства государства могут быть простыми и сложными. 1) Простые государства (унитарные) – это форма государственного устройства, где территориальные единицы, входящие в её состав, не обладают элементами суверенитета в независимости от размера общей территории государства (Китай, Литва). 2) Сложные государства: Империя – территориально большое государство. Ассоциация, союз, содружество – союз полностью независимых государств на постоянной основе. Федерация – сложное государство, состоящее из национально-государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Составные части федерации (республики, штаты, кантоны, провинции) являются субъектами федерации. В числе таковых можно назвать США, Мексику, Россию, ФРГ. Главное отличие федерации от конфедерации – политическая централизация (единая федеральная конституция, единое федеральное правительство, единое федеральное законодательство). Конфедерация — форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран или республик для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны и республики, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией. Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пр.: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использованиями организациями двух основных правил – равенство участников и единогласное принятие решений. Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства. На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.
Политический режим. Политический (государственный) режим – совокупность приемов и способов осуществления политической власти в государстве. Различают два основных вида: демократический и антидемократический. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Различают 2 основных вида: демократический и антидемократический. Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно верховенство закона, признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека. Антидемократические – противоположность демократическому и характеризуется отсутствием прав и свобод, запретом деятельности полит. партий; отсутствием органов власти, сформированных выборным путем; массовым террором и беззаконием со стороны гос-ва. Условно выделяют 2 разновидности: авторитарный – персонифицирован конкретным политич. лидером (режим Хусейна в Ираке, Пиночета в Чили) и тоталитарный – всепроникающий, всеохватывающий, жестоко регламентирующий все сферы жизни общ-ва. Последний характеризуется одной правящей партии, одной идеологии, бесправием граждан. В наиболее откровенной форме тоталитарный режим – фашизм, режим, который возводит геноцид и расовую дискриминацию в ранг гос. политики (нацистская Германия, Италия во времена Муссолини).
Понятие и виды норм права. Юридическая норма (норма права) – общеобязательное веление, выраженное в виде гос-но-властного предписания и регулирующее обществ. отношения. Право состоит из нормативных установок как совокупности чел-х знаний. Ю.н. – тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Виды: 1) по функциям в механизме правового регулирования: а) исходные правовые нормы (т.е. отправные, учредительные, первичные) исходные начала, основы правового регулирования обществ. отнош-ий, определяются цели, задачи, принципы, пределы, методы правового регулир-ия): нормы-начала (предписания, закрепляющие устои сущест-го строя, основы соц.-эконом., политич. и гос-ой жизни, формы собственности и др. Сосредоточены в Конституции); нормы-принципы (з/дат-ые предписания, выражающие и закрепляющие принципы права); определительно-установочные нормы (предписания, определяющие цели, задачи отдел-х отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляющие целевые установки з/дат-ля); нормы – дефиниции (правовые понятия, термины: определение преступления, виды сделок); б) нормы - правила поведения (непосредственно регулируют поведение людей); 2) по сфере действия правовые нормы делятся на: а) общие (предписания, охватывающие своим действием, как правило все правовые институты отрасли: общая часть угол., гражд. и т.д.); б) специальные (регулируют к-л определенный вид родовых обществ. отношений с учетом их особенностей: Особенная часть); в) исключительные нормы (являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения); 3) по предмету (по отраслям права) правового регулирования: а) материальные (права и обяз-ти субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д., т.е. они показывают субъекты права, что дает ему право и что оно от него требует); б) процессуальные (регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно – процедурный управленческий характер); 4) по методу правового регулирования: а) императивные (строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания); б) диспозитивные (предоставляют возможность урегулировать отношения по своему усмотрению); в) поощрительные (стимулируют поведение); г) рекомендательные (наиболее желательный вариант поведения); 5) по форме выражения предписания: а) управомочивающие (правоустановительные) (предоставляют субъекту право на совершение положительных действий); б) обязывающие (обязанность совершать определенные положительные действия); в) запрещающие (запрещают названное в них поведение, кот. з-ом признается правонарушением. Запреты – гос-но – властные веления, основная цель кот. предотвратить возможное нежелательное для личности и общ-ва поведение).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.008 с.) |