Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.

Поиск

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержаниями правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запре­тов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят:

1. ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2. сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3. последовательность в изложении юридической информации;

4. взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части).

Систематизация нормативных актов - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации:

1. инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

2. консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Особенность в том, что она является компромиссной систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации.

3. кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

В процессе кодификации устраняется устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.

Признаки кодификации:

1. ею имеют право заниматься только специальные органы;

2. в итоге появляется новый нормативный акт – кодекс;

3. кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства это виды деятельности органов государства по осуществлению его функций.

Выделяют правовые и организационные формы. К правовым формам относят:

1. правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов);

2. правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

3. правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1. организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

2. организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);

3. организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функций. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

Правоотношение: понятие, виды.

Правоотношение это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Признаки правоотношений:

· это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;

· оно возникает на основе норм права;

· это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

· это волевое отношение - для его возникновения необходима воля его участников;

· это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

· это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством.

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

· субъект;

· объект;

· субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание).

Правовые отношения классифицируются по различным основаниям:

· от предмета правового регулирования (отраслевого признака) правоотношения подразделяются на конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.;

· от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.);

· от функциональной роли — на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);

· от природы юридической обязанности — на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей (правоотношения собственности), и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа);

· от состава участников — на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);

1) от продолжительности действия — на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);

2) от степени определенности сторон:

В относительных правоотношениях конкретно определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты — покупатель и продавец, истец и ответчик).

В абсолютных правоотношениях точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица - все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения).

В общих (общерегулятивных) правоотношениях

Существует 2 вида предпосылок возникновения правоотношений:

· материальные (общие);

· юридические (специальные).

К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения.

К юридическим предпосылкам относятся: норма права, правосубъектность, юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство).

Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные (физ.лица) и коллективные.

Правоспособность - это способность индивида иметь права и обя­занности.

Дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Выделяют следующие виды дееспособности:полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет).

Правосубъектность - это правоспособность и дееспособность, вместе взятые и характеризующие лицо именно как субъекта права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.49.73 (0.006 с.)