Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ростовский (Г. Ростов-на-дону) юридический институт (филиал)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации» РОСТОВСКИЙ (г. Ростов-на-Дону) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) Утверждаю Директор Ростовского (г. Ростов-на-Дону) юридического института (филиала) ________________________ В.Н. Зырянов СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030912 – ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ Кафедра Теории и истории государства и права
Теория государства и права учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС
Ростов-на-Дону ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации» РОСТОВСКИЙ (г. Ростов-на-Дону) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Теория государства и права учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС
Ростов-на-Дону Автор-составитель: Мирошниченко А.Ю., доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат юридических наук. Рецензенты: Головко А.Г., доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат юридических наук; Жуков Е.А., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГКОУ ВПО «РЮИ МВД России», кандидат юридических наук, доцент.
Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Теория государства и права» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов факультета непрерывного образования Ростовского юридического института РПА Минюста России, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения». Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой теории и истории государства и права Ростовского юридического института РПА Минюста России. © РЮИ РПА Минюста России, 2013 Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория государства и права» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя: - целевую установку; - содержание учебной дисциплины; - учебно-методическое обеспечение дисциплины; - требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Теория государства и права» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности выпускника факультета непрерывного образования РПА Минюста России. Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общие и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности. Содержание обучения в Академии по дисциплине «Теория государства и права» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности: а) обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты; б) организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Теория государства и права является фундаментальной учебной дисциплиной, изучение которой необходимо для освоения других общепрофессиональных и специальных юридических дисциплин. Овладев теоретическими понятиями, усвоив основные закономерности развития и функционирования государственно-правовых явлений, вооружившись последними достижениями общетеоретической мысли, студенты, получающие среднее юридическое образование, способны в дальнейшем изучать отрасли российского права. Требуется тесная координация с общепрофессиональными дисциплинами («Конституционное право», «Гражданское право», «Уголовное право» и т.д.) Дисциплина изучается в 3-м семестре и выполняет базовые функции для специальных дисциплин. Преподавание курса осуществляется кафедрой теории и истории государства и права РЮИ РПА Минюста РФ. Содержание учебной дисциплины
Тема 4. Форма государства Содержание и форма государства: единство и взаимосвязь. Понятие и классификация форм государства. Элементы формы государства. Формы государственного правления: понятие и виды. Монархия и республика: понятие, виды, особенности. Формы государственного устройства: понятие и виды. Унитарное и федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации. Формы государственного режима: понятие и виды. Демократические и антидемократические режимы. Особенности формы современного российского государства. Тема 5. Функции государства Понятие и содержание функций государства. Их соотношение с целями, задачами и принципами государства. Функции государства и его отдельных органов. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства. Характеристика функций современного российского государства. Формы и методы осуществления функций государства. Раздел III. Теория права Тема 13. Система права Понятие и элементы системы права. Норма права как основной элемент системы права. Признаки правовой нормы. Структура нормы права. Виды правовых норм. Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Отрасли и институты права. Предмет и метод правового регулирования как системообразующие факторы. Право публичное и частное. Система права Российской Федерации и ее элементы. Тема 16. Правовые отношения Правовые отношения как особая форма общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Признаки правоотношений. Виды правоотношений. Предпосылки возникновения правоотношений. Юридические факты: понятие и виды. Фактический состав. Состав правоотношения. Субъект правоотношения: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правосубъектность. Объекты правоотношений и их виды. Субъективное право и юридическая обязанность. Очной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины Заочной формы обучения
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина «Теория государства и права» является основополагающейдля дисциплин общепрофессионального цикла. При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала. При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным теоретическим вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает ответ каждого выступавшего студента. В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы. Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины. При изложении материала дисциплины «Теория государства и права» преподаватель должен обратить внимание на необходимость закрепления усвоенных студентами общетеоретических понятий посредством решения задач, анализа нормативных правовых актов, ознакомления с примерами юридических документов и др. По некоторым вопросам курса преподаватель может рекомендовать студенту наглядный вариант изложения изученного материала в форме схем и таблиц. Методические указания для студентов
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Теория государства и права» являются лекции и практические занятия. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену. Лекция представляет собой системное изложение преподавателем основных понятий определенной темы курса, связанных с ней теоретических и практических проблем, рекомендаций для самостоятельной работы студентов. Подготовка студента к лекции состоит в предварительном ознакомлении с соответствующими главами (разделами) учебника.Во время лекции нужно фиксировать ее ключевые положения (вести конспект). Конспектирование и работа с конспектами – важный элемент в усвоении курса, в подготовке к практическим занятиям и экзамену. Практические занятия проводятся по основным темам курса и представляют собой практические занятия, проводимые под руководством преподавателя, в ходе которых подробно рассматриваются вопросы, вынесенные на обсуждение и указанные в плане соответствующего практического занятия. Цель практических занятий – углубление теоретических знаний и практических навыков студентов, изучающих данную учебную дисциплину, выработка у них умения применять свои теоретические знания при рассмотрении и решении конкретных задач правоприменительной практики. На практических занятиях могут обсуждаться небольшие доклады (сообщения) студентов по дискуссионным вопросам темы занятия. Студенты должны научиться на основе анализа теоретических положений и законодательства, судебной практики, изучения рекомендуемой литературы вырабатывать свою собственную позицию по изучаемому вопросу и уметь аргументированно отстаивать ее в процессе обсуждения данного вопроса. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, которая охватывает освоение лекционного материала, изучение материала, изложенного в учебниках и учебных пособиях, ознакомление с рекомендованной литературой, составление в письменной форме ответов или кратких планов по каждому теоретическому вопросу практического занятия, обращение за консультацией к преподавателю в случае необходимости. Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Теория государства и права» выносятся на итоговую государственную аттестацию. Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Теория государства и права» является самостоятельная работа. Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или практических занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, низок, знания не закрепляются в памяти. Самостоятельная работа студентов по освоению определенной темы курса предполагает изучение студентами дополнительной литературы по предмету, подготовку докладов, сообщений по политико-правовой проблематике, а также включает исследовательскую работу студентов, связанную с написанием под руководством преподавателя реферата. Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу, в которой анализируются и обобщаются научные публикации по определенной теме, и предполагает формулирование и обоснование студентом собственной авторской позиции в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка реферата – один из видов исследовательской деятельности студента. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем. Реферат может рассматриваться в качестве одного из элементов подготовки к практическим занятиям или в качестве самостоятельного исследования по определенным разделам (темам) учебной дисциплины. Примерные темы рефератов приведены в настоящих методических рекомендациях. Студент по согласованию с преподавателем вправе выбрать тему, не включенную в рекомендованный перечень. Оформление и содержание реферата должно отвечать общим требованиям, предъявляемым в РПА к самостоятельным студенческим работам данного вида. Планы ПРАКТИЧЕСКИХ Занятий Практическое занятие 1. Предмет и методология теории государства и права 1. Наука как особая форма человеческой деятельности. Классификация наук. 2. Система юридических наук. Место теории государства и права в системе юридических наук. 3. Предмет теории государства и права. 4. Методология теории государства и права. Философские, общенаучные и частнонаучные методы в познании государства и права. 5. Характеристика теории государства и права как учебной дисциплины, её взаимосвязи с другими учебными дисциплинами. Методические рекомендации При подготовке к практическому занятию особое внимание следует обратить на классификацию юридических наук, для того чтобы четко определить место теории государства и права в системе юридических наук. Рассматривая предмет теории государства и права, следует иметь в виду, что в науке принято выделять различные элементы предмета. В процессе изучения методологии теории государства и права необходимо обратить внимание на собственно юридические методы познания. Литература: Основная литература: 1. Братановский, С.Н. Теория государства и права: учеб. пос. / С.Н. Братановский - Саратов: IPRbooks, 2012. 2. Власова, Т.В. Теория государства и права: учеб. пос. / Т.В. Власова, В.М. Дуэль, М.А. Занина - М: Российская академия правосудия, 2011. 3. Лейст, О.Э. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебник / О.Э. Лейст, А.Г. Бережнов, А.А. Кененов - М: Зерцало, 2011. 4. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Часть 2. Теория права: учебник / под ред. М.Н. Марченко - М: Зерцало, 2011. 5. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. 6. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых - М: Юстицинформ, 2012. Дополнительная литература: 1. Керимов, Д. А. Философские проблемы права / Д. А. Керимов. - М., 1986. 2. Козлов, В. А. Проблемы предмета и общей методологии права. - Л., 1989. 3. Кузнецов, Э. В. Философия права в России / Э. В. Кузнецов. - Л., 1989. 4. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. - М., 2002. 5. Мальков, Б. Н. Философия права: курс лекций / Б. Н. Мальков. - М., 2006. 6. Мальцев, Г. В. Развитие права: к единению с разумом и наукой / 7. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. - М., 1981. 8. Юриспруденция XXI века: Проблемы и перспективы развития. - Южно-Сахалинск, 2004. Практическое занятие 2. Сущность и типыгосударства 1. Понятие и признаки государственной власти. 2. Понятие и признаки государства. 3. Сущность государства. Общечеловеческое и классовое в сущности государства. Социальное предназначение государства. 4. Типология государства. 5. Формационный подход к типологии государства. 6. Цивилизационный подход к типологии государства. Применяемые методы обучения: Публичная презентация проекта.Презентация - самый эффективный способ донесения важной информации как в разговоре "один на один", так и при публичных выступлениях. Слайд-презентации с использованием мультимедийного оборудования позволяют эффективно и наглядно представить содержание изучаемого материала, выделить и проиллюстрировать сообщение, которое несет поучительную информацию, показать ее ключевые содержательные пункты. Использование интерактивных элементов позволяет усилить эффективность публичных выступлений. Каждый обучаемый представляет один из теоретических вопросов практического занятия в виде проекта с использованием презентаций. При этом наглядная демонстрация слайдов сопровождается комментариями выступающего. Методические рекомендации При подготовке к практическому занятию особое внимание следует обратить на понятие суверенитета и свойство публичности государственной власти, поскольку данные вопросы довольно часто вызывают затруднения у студентов. Рассматривая вопрос о сущности государства, следует иметь в виду, что в науке принято разграничивать сущность государства как явления и сущность государства как социального института. В процессе изучения различных подходов к типологии государства следует учитывать различия понятий «типология» и «классификация» и иметь в виду, что не всякое деление государств на виды является их типизацией. Литература: Основная литература: Смотри соответствующий раздел к теме практического занятия 1. Дополнительная литература: 1. Бабурин, С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. - М.: МГУ, 1997. 2. Гомеров, И. Н. Государство и государственная власть / И. Н. Гомеров. - М., 2002. 3. Демидов, А. И. Власть в единстве и многообразии ее изменений // Государство и право. 1995. № 1. 4. Керимов, А. Д. Современное государство: проблемы теории / 5. Кузьмин, Э. П. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. № 3. 6. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. - В. А. Ачкасов [и др. ]. - М., 1996. 7. Ленин, В. И. О государстве. - В. И. Ленин (любое издание). 8. Манов, Г. Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. - М., 1993. 9. Марченко, М. Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1. 10. Палиенко, Н. И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение / Н. И. Палиенко. - Ярославль, 1903. 11. Панфилова, Т. В. «Формационный» и «цивилизационный» подходы: возможность и ограничение // ОНС. 1993. № 6. 12. Ушаков, Н. А. Государство в системе международно-правового регулирования / Н. А. Ушаков. - М., 1997. 13. Чиркин, В. Е. Государствоведение / В. Е. Чиркин. - М., 1999. 14. Чиркин, В. Е. Основы государственной власти / В. Е. Чиркин. - М., 1996. Примерные темы рефератов 1. Возникновение государства: причины, пути, основные закономерности. 2. Теории происхождения государства и права. 3. Основные концепции сущности государства. 4. Типологии государства: формационная и цивилизационная. 5. Функции государства: понятие, классификации, формы осуществления. 6. Республика как форма государственного правления. 7. Федерация как форма государственного устройства. 8. Форма современного российского государства. 9. Система разделения власти: теория и практика осуществления. 10.Правовое государство: история и современность. 11.Право и мораль. 12.Источники права: понятие и виды. 13.Нормативно-правовой акт и его виды в РФ. 14.Стадии законотворческой деятельности в РФ. 15.Систематизация законодательства и ее виды. 16.Основные правовые семьи современности. 17.Система права: понятие и элементы. 18.Право частное и публичное. 19.Применение права: понятие, стадии, принципы. 20.Юридические факты как основания возникновения правоотношений. 21.Правосознание и правовая культура. 22.Правомерное поведение: понятие и виды. 23.Правонарушение: понятие, признаки и виды. 24.Состав правонарушения. 25.Юридическая ответственность: понятие, цели, функции и принципы. 26.Законность, правопорядок, дисциплина. Нормативные правовые акты 1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации (с учетом поправок) // Росс. газ. 1993. 25 дек. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1. 4. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16. 5. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. Основная литература 1. Братановский, С.Н. Теория государства и права: учеб. пос. / С.Н. Братановский - Саратов: IPRbooks, 2012. 2. Власова, Т.В. Теория государства и права: учеб. пос. / Т.В. Власова, В.М. Дуэль, М.А. Занина - М: Российская академия правосудия, 2011. 3. Лейст, О.Э. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебник / О.Э. Лейст, А.Г. Бережнов, А.А. Кененов - М: Зерцало, 2011. 4. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Часть 2. Теория права: учебник / под ред. М.Н. Марченко - М: Зерцало, 2011. 5. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. 6. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых - М: Юстицинформ, 2012. Дополнительная литература 1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник. 9-е изд. – М.: Омега-Л, 2013. 2. Дмитриев, Ю.А., Головистикова, А.И., Пиголкин, А.С. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. 3. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права: современные подходы и новые трактовки: учеб. пособие / Т. В. Кашанина. - М.: Юристъ, 1999. 4. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. 4-е изд. – М.: Юристъ, 2009. 5. Марченко, М. Н. Источники права / М. Н. Марченко. - М: Проспект, 2005. 6. Морозова, Л.А. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. – М.: Эксмо, 2011. 7. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / В.Д. Перевалов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. 8. Рассолов, М. М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. — М.: Юрайт, 2010. 9. Соколов, Н. Я. Профессиональная культура юристов / Н. Я. Соколов. - М.: РПА Минюста России, 2007. 10. Соколов, Н. Я. Профессиональная культура юристов и законность: учеб. пособие / Н. Я. Соколов. - М.: Проспект, 2011. 11. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2008. 12. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2007. 13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2011. 14. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2013. 15. Теория государства и права: Хрестоматия в 2-х томах. Т.1. Государство. Т.2. Право. / Автор-составитель М.Н. Марченко.- М.: Городец, 2004. 16.Уголовное право. Общая часть: учебник / под ред. А. И. Рарога. - 17. Чиркин, В. Е. Государствоведение / В. Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2000. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права: учеб. пособие. В 2 т. /
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
В результате освоения программы учебной дисциплины «Теория государства и права» выпускник должен: а) знать: - закономерности возникновения и функционирования государства и права; - основы правового государства; - основные типы современных правовых систем; - понятие, типы и формы государства и права; - роль государства в политической системе общества; - систему права Российской Федерации и ее элементы; - формы реализации права; - понятие и виды правоотношений; - виды правонарушений и юридической ответственности; б) уметь: - применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин; - оперировать юридическими понятиями и категориями; - применять на практике нормы различных отраслей права; в) владеть: - навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой по теории государства и права; - навыками свободного оперирования основными понятиями и категориями теории государства и права; - навыками применения полученных знаний в процессе решения практических задач; г) обладать следующими общими компетенциями (ОК): - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8); - ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы - соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения (ОК 12); - проявлять нетерпимость к коррупционному поведению (ОК 13); д) обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): - осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК 1.1.). Промежуточный контроль по дисциплине «Теория государства и права» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации, проводимых согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом института. В соответствии с учебным планом института промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме экзамена.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет теории государства и права. 2. Методология теории государства и права. 3. Первобытный строй и формы социальной организации в догосударственном обществе. 4. Теории происхождения государства и права. 5. Власть и ее виды. Государственная власть. 6. Понятие и признаки государства. 7. Сущность и содержание государства. 8. Формационная типология государств. 9. Цивилизационная типология государств. 10.Понятие и классификация форм государства. 11.Форма правления. 12.Форма государственного устройства. 13.Государственный режим. 14.Понятие и признаки функций государства. 15.Классификация функций государства. 16.Формы и методы реализации функций государства. 17.Понятие механизма государства. Аппарат государства. 18.Структура механизма государства. 19.Государственный орган: определение и виды. 20.Понятие и структура политической системы общества. 21.Правовое государство. 22.Демократия, ее формы и институты. 23.Гражданское общество и государство. 24.Понятие права и свобод человека, гражданина, личности. 25.Классификация прав и свобод. 26.Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. 27.Основные подходы к пониманию права. 28.Понятие и виды социальных норм. Нормы права и нормы морали. 29.Сущность права. Определение и признаки права. 30.Содержание права. Объективное и субъективное право. 31.Функции и принципы права. 32.Понятие и виды источников права. 33.Нормативный правовой акт. 34.Правотворчество: понятие, черты, факторы. 35.Стадии правотворческого процесса. 36.Систематизация законодательства. 37.Понятие системы права. Система права и система законодательства. 38.Структура системы права. 39.Система права Российской Федерации и ее элементы. 40.Понятие и признаки нормы права. 41.Структура нормы права. 42.Правовые системы и их типологии. 43.Понятие и признаки правоотношений. 44.Классификация правоотношений. 45.Предпосылки возникновения правоотношений. 46.Состав правового отношения. 47.Понятие и формы реализации права. 48.Применение права как особая форма его реализации. 49.Акты применения права. 50.Пробелы в праве и способы их восполнения. 51.Виды коллизий в праве и способы их устранения. 52.Толкование права. 53.Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии. 54.Правомерное поведение. 55.Понятие, признаки и состав правонарушения. 56.Виды правонарушений, причины их совершения. 57.Юридическая ответственность: понятие, признаки и принципы. 58.Виды юридической ответственности. 59.Законность, правопорядок и общественный порядок. 60.Правосознание: понятие и структура. Функции и виды правосознания. 61.Правовая культура: понятие, уровни, формы. 62.Правовое вос
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.01 с.) |