Тема 15. Реализация и толкование права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Реализация и толкование права



Понятие и формы реализации права.

Формы непосредственной реализации права: соблюдение, использование, исполнение.

Применение права: понятие, субъекты и основания. Принципы применения права. Основные стадии правоприменения.

Акты применения права: понятие, структура, их отличие от нормативных правовых актов. Требования к оформлению актов применения норм права. Виды актов применения права.

Пробелы в праве и причины их появления. Способы восполнения пробелов в законодательстве. Применение права по аналогии как способ восполнения пробелов. Аналогия закона и аналогия права. Значение принципов права для восполнения пробелов в праве.

Юридические коллизии. Виды коллизий в праве. Основные правила разрешения юридических коллизий.

Понятие толкования права. Уяснение и разъяснение норм права. Способы толкования: исторический, грамматический, логический, систематический и др.

Виды толкования. Толкование по объему: адекватное (буквальное), распространительное, ограничительное. Толкование по субъектам: официальное и неофициальное толкование.

Акты толкования: понятие и виды. Их отличие от иных правовых актов.

Тема 16. Правовые отношения

Правовые отношения как особая форма общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Признаки правоотношений. Виды правоотношений.

Предпосылки возникновения правоотношений. Юридические факты: понятие и виды. Фактический состав.

Состав правоотношения. Субъект правоотношения: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правосубъектность.

Объекты правоотношений и их виды.

Субъективное право и юридическая обязанность.

Тема 17. Механизм правового регулирования

Правовое воздействие и правовое регулирование. Понятие, цели и предмет правового регулирования. Методы, способы и типы правового регулирования. Пределы правового регулирования общественных сфер жизни.

Механизм правового регулирования и его элементы. Стадии правового регулирования. Механизм обеспечения правопорядка.

Тема 18. Правосознание и правовая культура

Понятие правосознания как формы общественного сознания. Функции правосознания. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология. Виды и уровни правосознания.

Понятие правовой культуры. Правовая культура в системе общей культуры личности и общества. Структура и виды правовой культуры. Значение правовой культуры в формировании правового государства.

Деформации правосознания. Правовой нигилизм и формы его проявления. Причины правового нигилизма и пути его преодоления. Правовой идеализм.

Правовое воспитание. Понятие, формы и методы правового воспитания.

Тема 19. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Понятие и виды правового (юридически значимого) поведения.

Понятие правомерного поведения. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения. Виды правомерного поведения.

Правонарушение как антипод правомерного поведения. Социальные и юридические признаки правонарушения. Состав правонарушения. Виды правонарушений. Причина и природа правонарушений в современном мире.

Понятие юридической ответственности. Цели, функции и принципы юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.

Виды юридической ответственности.

Тема 20. Законность, правопорядок и общественный порядок

Понятие законности и ее признаки. Принципы и гарантии законности.

Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка. Правопорядок и общественный порядок.

Распределение часов дисциплины по разделам, темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

Очной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Занятия на уроках (лекции) Практи-ческие занятия Самостоя-тельная работа
         
3-й семестр
Раздел I. Теория государства и права как наука
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права   2*[1]    
Раздел II. Теория государства
Тема 2. Происхождение государства   2* -  
Тема 3. Сущность и типы государства   2* 2*[2]  
Тема 4. Форма государства   4* -  
Тема 5. Функции государства   2* - -
Тема 6. Механизм государства   2* 2*  
Тема 7. Государство в политической системе общества   2* -  
Тема 8. Государство и гражданское общество. Правовое государство   2* -  
Тема 9. Государство и личность   2* - -
Раздел III. Теория права
Тема 10. Происхождение и сущность права   2* 2*  
Тема 11. Источники (формы) права   4*    
Тема 12. Правотворчество и систематизация нормативных правовых актов   4* 2*  
Тема 13. Система права   4*    
Тема 14. Основные правовые семьи современности   2* -  
Тема 15. Реализация и толкование права   4* -  
Тема 16. Правовые отношения   2* 2*  
Тема 17. Механизм правового регулирования   2* -  
Тема 18. Правосознание и правовая культура   2*    
Тема 19. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность   4* 2*  
Тема 20. Законность правопорядок и общественный порядок   2* -  
Экзамен - - - -
Итого за семестр        
Итого по дисциплине        

 

 

Тематический план учебной дисциплины

Заочной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Занятия на уроках (лекции) Практи-ческие занятия Самостоя-тельная работа
         
3-й семестр
Раздел I. Теория государства и права как наука
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права   1* -  
Раздел II. Теория государства
Тема 2. Происхождение государства   - -  
Тема 3. Сущность и типы государства   - 1*  
Тема 4. Форма государства   - -  
Тема 5. Функции государства   - -  
Тема 6. Механизм государства   - 1*  
Тема 7. Государство в политической системе общества   - -  
Тема 8. Государство и гражданское общество. Правовое государство   - -  
Тема 9. Государство и личность   - -  
Раздел III. Теория права
Тема 10. Происхождение и сущность права 7,5 1* 0,5*  
Тема 11. Источники (формы) права   1* -  
Тема 12. Правотворчество и систематизация нормативных правовых актов 6,5   0,5*  
Тема 13. Система права   1* -  
Тема 14. Основные правовые семьи современности   -    
Тема 15. Реализация и толкование права   1* -  
Тема 16. Правовые отношения 4,5 - 0,5*  
Тема 17. Механизм правового регулирования   - -  
Тема 18. Правосознание и правовая культура   - -  
Тема 19. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность 7,5 1* 0,5*  
Тема 20. Законность правопорядок и общественный порядок   - -  
Экзамен - - - -
Итого за семестр        
Итого по дисциплине        

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Методические рекомендации для преподавателя

 

Дисциплина «Теория государства и права» является основополагающейдля дисциплин общепрофессионального цикла.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным теоретическим вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает ответ каждого выступавшего студента.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы.

Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.

При изложении материала дисциплины «Теория государства и права» преподаватель должен обратить внимание на необходимость закрепления усвоенных студентами общетеоретических понятий посредством решения задач, анализа нормативных правовых актов, ознакомления с примерами юридических документов и др. По некоторым вопросам курса преподаватель может рекомендовать студенту наглядный вариант изложения изученного материала в форме схем и таблиц.

Методические указания для студентов

 

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Теория государства и права» являются лекции и практические занятия. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

Лекция представляет собой системное изложение преподавателем основных понятий определенной темы курса, связанных с ней теоретических и практических проблем, рекомендаций для самостоятельной работы студентов. Подготовка студента к лекции состоит в предварительном ознакомлении с соответствующими главами (разделами) учебника.Во время лекции нужно фиксировать ее ключевые положения (вести конспект). Конспектирование и работа с конспектами – важный элемент в усвоении курса, в подготовке к практическим занятиям и экзамену.

Практические занятия проводятся по основным темам курса и представляют собой практические занятия, проводимые под руководством преподавателя, в ходе которых подробно рассматриваются вопросы, вынесенные на обсуждение и указанные в плане соответствующего практического занятия. Цель практических занятий – углубление теоретических знаний и практических навыков студентов, изучающих данную учебную дисциплину, выработка у них умения применять свои теоретические знания при рассмотрении и решении конкретных задач правоприменительной практики. На практических занятиях могут обсуждаться небольшие доклады (сообщения) студентов по дискуссионным вопросам темы занятия. Студенты должны научиться на основе анализа теоретических положений и законодательства, судебной практики, изучения рекомендуемой литературы вырабатывать свою собственную позицию по изучаемому вопросу и уметь аргументированно отстаивать ее в процессе обсуждения данного вопроса.

Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, которая охватывает освоение лекционного материала, изучение материала, изложенного в учебниках и учебных пособиях, ознакомление с рекомендованной литературой, составление в письменной форме ответов или кратких планов по каждому теоретическому вопросу практического занятия, обращение за консультацией к преподавателю в случае необходимости.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Теория государства и права» выносятся на итоговую государственную аттестацию.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Теория государства и права» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или практических занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, низок, знания не закрепляются в памяти.

Самостоятельная работа студентов по освоению определенной темы курса предполагает изучение студентами дополнительной литературы по предмету, подготовку докладов, сообщений по политико-правовой проблематике, а также включает исследовательскую работу студентов, связанную с написанием под руководством преподавателя реферата. Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу, в которой анализируются и обобщаются научные публикации по определенной теме, и предполагает формулирование и обоснование студентом собственной авторской позиции в отношении рассматриваемых вопросов.

Подготовка реферата – один из видов исследовательской деятельности студента. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем. Реферат может рассматриваться в качестве одного из элементов подготовки к практическим занятиям или в качестве самостоятельного исследования по определенным разделам (темам) учебной дисциплины. Примерные темы рефератов приведены в настоящих методических рекомендациях. Студент по согласованию с преподавателем вправе выбрать тему, не включенную в рекомендованный перечень.

Оформление и содержание реферата должно отвечать общим требованиям, предъявляемым в РПА к самостоятельным студенческим работам данного вида.

Планы ПРАКТИЧЕСКИХ Занятий

Практическое занятие 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Наука как особая форма человеческой деятельности. Классификация наук.

2. Система юридических наук. Место теории государства и права в системе юридических наук.

3. Предмет теории государства и права.

4. Методология теории государства и права. Философские, общенаучные и частнонаучные методы в познании государства и права.

5. Характеристика теории государства и права как учебной дисциплины, её взаимосвязи с другими учебными дисциплинами.

Методические рекомендации

При подготовке к практическому занятию особое внимание следует обратить на классификацию юридических наук, для того чтобы четко определить место теории государства и права в системе юридических наук.

Рассматривая предмет теории государства и права, следует иметь в виду, что в науке принято выделять различные элементы предмета.

В процессе изучения методологии теории государства и права необходимо обратить внимание на собственно юридические методы познания.

Литература:

Основная литература:

1. Братановский, С.Н. Теория государства и права: учеб. пос. / С.Н. Братановский - Саратов: IPRbooks, 2012.

2. Власова, Т.В. Теория государства и права: учеб. пос. / Т.В. Власова, В.М. Дуэль, М.А. Занина - М: Российская академия правосудия, 2011.

3. Лейст, О.Э. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебник / О.Э. Лейст, А.Г. Бережнов, А.А. Кененов - М: Зерцало, 2011.

4. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Часть 2. Теория права: учебник / под ред. М.Н. Марченко - М: Зерцало, 2011.

5. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.

6. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых - М: Юстицинформ, 2012.

Дополнительная литература:

1. Керимов, Д. А. Философские проблемы права / Д. А. Керимов. - М., 1986.

2. Козлов, В. А. Проблемы предмета и общей методологии права. - Л., 1989.

3. Кузнецов, Э. В. Философия права в России / Э. В. Кузнецов. - Л., 1989.

4. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. - М., 2002.

5. Мальков, Б. Н. Философия права: курс лекций / Б. Н. Мальков. - М., 2006.

6. Мальцев, Г. В. Развитие права: к единению с разумом и наукой /
Г. В. Мальцев. - М., 2005.

7. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. - М., 1981.

8. Юриспруденция XXI века: Проблемы и перспективы развития. - Южно-Сахалинск, 2004.

Практическое занятие 2. Сущность и типыгосударства

1. Понятие и признаки государственной власти.

2. Понятие и признаки государства.

3. Сущность государства. Общечеловеческое и классовое в сущности государства. Социальное предназначение государства.

4. Типология государства.

5. Формационный подход к типологии государства.

6. Цивилизационный подход к типологии государства.

Применяемые методы обучения:

Публичная презентация проекта.Презентация - самый эффективный способ донесения важной информации как в разговоре "один на один", так и при публичных выступлениях. Слайд-презентации с использованием мультимедийного оборудования позволяют эффективно и наглядно представить содержание изучаемого материала, выделить и проиллюстрировать сообщение, которое несет поучительную информацию, показать ее ключевые содержательные пункты. Использование интерактивных элементов позволяет усилить эффективность публичных выступлений. Каждый обучаемый представляет один из теоретических вопросов практического занятия в виде проекта с использованием презентаций. При этом наглядная демонстрация слайдов сопровождается комментариями выступающего.

Методические рекомендации

При подготовке к практическому занятию особое внимание следует обратить на понятие суверенитета и свойство публичности государственной власти, поскольку данные вопросы довольно часто вызывают затруднения у студентов.

Рассматривая вопрос о сущности государства, следует иметь в виду, что в науке принято разграничивать сущность государства как явления и сущность государства как социального института.

В процессе изучения различных подходов к типологии государства следует учитывать различия понятий «типология» и «классификация» и иметь в виду, что не всякое деление государств на виды является их типизацией.

Литература:

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к теме практического занятия 1.

Дополнительная литература:

1. Бабурин, С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. - М.: МГУ, 1997.

2. Гомеров, И. Н. Государство и государственная власть / И. Н. Гомеров. - М., 2002.

3. Демидов, А. И. Власть в единстве и многообразии ее изменений // Государство и право. 1995. № 1.

4. Керимов, А. Д. Современное государство: проблемы теории /
А. Д. Керимов. - М., 2008.

5. Кузьмин, Э. П. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. № 3.

6. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. - В. А. Ачкасов [и др. ]. - М., 1996.

7. Ленин, В. И. О государстве. - В. И. Ленин (любое издание).

8. Манов, Г. Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. - М., 1993.

9. Марченко, М. Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1.

10. Палиенко, Н. И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение / Н. И. Палиенко. - Ярославль, 1903.

11. Панфилова, Т. В. «Формационный» и «цивилизационный» подходы: возможность и ограничение // ОНС. 1993. № 6.

12. Ушаков, Н. А. Государство в системе международно-правового регулирования / Н. А. Ушаков. - М., 1997.

13. Чиркин, В. Е. Государствоведение / В. Е. Чиркин. - М., 1999.

14. Чиркин, В. Е. Основы государственной власти / В. Е. Чиркин. - М., 1996.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.067 с.)