Практическое занятие 6. Правотворчество и систематизация нормативных правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 6. Правотворчество и систематизация нормативных правовых актов



1. Понятие и виды правотворчества.

2. Принципы и способы правотворчества. Субъекты правотворчества.

3. Правотворческий процесс. Стадии законотворческого процесса (законодательная инициатива. Рассмотрение законопроекта. Отклонение законопроекта, принятие его за основу. Доработка законопроекта. Принятие закона и его обнародование (опубликование). Порядок опубликования нормативных правовых актов в Российской Федерации).

4. Понятие систематизации нормативных правовых актов.

5. Виды систематизации: учет, инкорпорация, консолидация, кодификация.

Применяемые методы обучения:

Коллоквиум. Под руководством преподавателя организовать групповое обсуждение достаточно широкого круга теоретических вопросов практического занятия. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового (фронтального) опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний, умений студентов целой академической группы по данному разделу курса.

Методические рекомендации

При подготовке к практическому занятию особое внимание следует уделить третьему вопросу. С этой целью необходимо изучить положения Конституции РФ, устанавливающие порядок принятия федеральных и федеральных конституционных законов, а также нормативно-правовые акты, определяющие порядок разработки региональных законов.

Студенты должны знать понятие и виды систематизации законодательства.

Литература:

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к теме практического занятия 1.

Дополнительная литература:

1. Баранов, В. М. и др. Систематизация нормативных правовых актов. - Н. Новгород, 1993.

2. Крестьянинов, Е. В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 1995. № 12.

3. Малков, В. П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

4. Поленина, С. В. Правотворчество в Российской Федерации. - М., 1996.

5. Троицкий, В. С. Делегированное законотворчество / В. С. Троицкий,
Л. А. Морозова // Государство и право. 1997. № 4.

6. Шувалов, И. И. Цели и средства в правотворческой деятельности // Закон. 2005. № 5.

Практическое занятие 7. Система права

1. Понятие и элементы системы права.

2. Норма права как основной элемент системы права. Признаки правовой нормы.

3. Структура нормы права.

4. Виды правовых норм.

5. Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

6. Отрасли и институты права.

7. Право публичное и частное.

8. Система права Российской Федерации и ее элементы.

Методические рекомендации

Раскрывая вопрос о понятии и структуре нормы права, студенты должны иметь в виду, что необходимо обращаться к действующим нормативным правовым актам за примерами для подкрепления теоретических положений в своем ответе.

В процессе подготовки к данному практическому занятию необходимо обратить особое внимание на характеристику системы права в Российской Федерации.

Литература:

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к теме практического занятия 1.

Дополнительная литература:

1. Бельский, К. С. О предмете системы науки административного права // Государство и право. 1998. № 3.

2. Бобылев, А. И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2.

3. Братусь, С. Н. Отрасль советского права: понятие, предмет, метод // Советское государство и право. 1979. № 11.

4. Гинзбург, Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и России // Государство и право. 1994. № 3.

5. Горбунова, О.Н. Финансовое право в системе российского права (актуальные проблемы) // Государство и право. 1995. № 2.

6. Дорохин, С. В. Деление права на публичное и частное / С. В. Дорохин. - СПб., 2006.

7. Лукашук, И. И. Нормы международного права в правовой системе России / И. И. Лукашук. - М., 1997.

8. Мицкевич, А. В. Соотношение системы советского права и системы советского законодательства // Ученые записки ВНИИСЗ. 1987. № 11.

9. Пикуров, Н. И. Уголовное право в системе межотраслевых связей / Н. И. Пикуров. - Волгоград, 1998.

10. Поленина, С. В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999.
№ 9.

11. Система права и законодательства Республики Беларусь: Состояние, перспективы развития: мат-лы науч.-практ. конф. - Гродно, 1999.

12. Сорокин, В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс / В. Д. Сорокин. - М., 2003.

13. Черепахин, Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве /
Б. Б. Черепахин. - М., 1994.

14. Шебанов, А. Ф. Система отраслей законодательства: основания построения // Правоведение. 1976. № 4.

15. Якушев, В. С. О понятии правового института // Правоведение. 1970.

 

Практическое занятие 8. Правовые отношения

1. Понятие и признаки правоотношений.

2. Виды правоотношений.

3. Предпосылки возникновения правоотношений.

4. Юридические факты: понятие и виды. Фактический состав.

5. Состав правоотношения:

- субъект правоотношения: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правосубъектность;

- объекты правоотношений и их виды;

- субъективное право и юридическая обязанность.

Применяемые методы обучения:

Проведение мини-олимпиады. Учебная группа разбивается на две команды, выбираются капитаны команд. В рамках мин-олимпиады проводятся следующие конкурсы:

- приветственное слово команд;

- решение тестов по теме;

- пословицы, присказки, поговорки, связанные с правовыми отношениями;

- решение задач по заявленной теме;

- конкурс капитанов (решение кроссвордов).

Методические рекомендации

При подготовке к данному практическому занятию желательно изучить положения Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ для более глубокого изучения вопроса о составе правоотношения.

Рассматривая виды юридических фактов, учитывая большой объем информации, следует составить схему, четко выделяя критерии классификации.

Литература:

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к теме практического занятия 1.

Дополнительная литература:

1. Архипов, С. И. Субъект права: теоретическое исследование /
С. И. Архипов. - СПБ., 2004.

2. Гущина, Н. Поощрительные правоотношения //Закон и право. 2004. № 3.

3. Исаков, В. Б. Юридические факты в российском праве В. Б. Исаков. - М., 1998.

4. Курцев, Н. П. Правовая природа юридических фактов // Юрист. 2003. № 10.

5. Протасов, В. Н. Правоотношение как система / В. Н. Протасов. - М., 1993.

6. Якушев, П. А. Юридические акты как основания правоотношений //Государство и право. 2006. № 2.

Практическое занятие 9. Правосознание и правовая культура

1. Понятие правосознания как формы общественного сознания.

2. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология. Виды и уровни правосознания.

3. Понятие, структура и виды правовой культуры.

4. Деформация правосознания. Правовой нигилизм и формы его проявления. Причины правового нигилизма и пути его преодоления. Правовой идеализм.

5. Правовое воспитание. Понятие, формы и методы правового воспитания.

Методические рекомендации

При подготовке к практическому занятию особое внимание следует обратить на причины правового нигилизма и пути его преодоления.

Рассматривая вопрос о структура правосознания, необходимо обратить внимание на правовую идеологию и правовую психологию, поскольку данные вопросы довольно часто вызывают затруднения у студентов.

Литература:

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к теме практического занятия 1.

Дополнительная литература:

1. Бреднева, В. С. Новое в понимании правосознания // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 1.

2. Донченко, Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. № 6.

3. Зыкова, С. В. Связь религиозного и правового сознания // История государства и права. 2006. № 9.

4. Матузов, Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как явления российского политического менталитета // Право и жизнь. 2002. № 47 (4).

5. Певцова, Е. А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. № 10.

6. Соколов, Н. Я. Профессиональная культура юристов. - М., 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.011 с.)