Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии вправе и способы их разрешения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии вправе и способы их разрешения.



Пробел в праве это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Важно учитывать 2 условия пробельности:

1. фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2. должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов праве.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путём принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Юридические коллизии -это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Выделяются объективные причины коллизий (в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).

Виды коллизий:

1. между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);

2. между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);

3. между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:

· если последний принят в пределах ведения, то в действует именно он;

· если последний принят вне пределов ведения, то действует общефедеральный акт;

4. между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт позже принятый);

5. между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);

6. между общим и специальным актом:

· если они приняты одним органом, то применяется последний;

· если они приняты разными органами, то действует первый.

Возможные способы разрешения коллизий:

· принятие нового акта;

· отмена старого акта;

· внесение изменений в действующие акты;

· систематизация законодательства;

· референдумы;

· деятельность судов (прежде всего Конст. Суда РФ);

· переговорный процесс через согласительные комиссии;

· толкование и др.

 

22.1.Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Классификация исполнительной власти:

· глава государства;

· Правительство;

· федеральные органы исполнительной власти;

· исполнительные органы субъектов Федерации;

· областная администрация;

· органы местного самоуправления.

Глава государства. В большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх.

В отношении парламента глава государства обладает рядом прав:

· правом созыва сессий,

· роспуска нижней палаты,

· назначения членов верхней палаты,

· утверждения и опубликования законов,

· в некоторых случаях правом вето.

В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. Основные полномочия президента сводятся к следующему:

· принимает иностранных дипломатических представителей, назна­чает послов;

· ратифицирует международные договора и соглашения;

· является главнокомандующим вооруженными силами страны.

В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право:

· распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв;

· отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента;

· назначать и смещать министров (секретарей) и всех высших гражданских и военных чиновников (США);

· издавать указы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти (США).

В парламентской республике роль президента значительно скромнее: Он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства, без подписи которого акты президента не имеют юридической силы.

Глава государства в России — Президент (ст.80 Конст. РФ).

Президент РФ:

· принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности;

· обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

· определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

· представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Президент РФ с согласия Гос. Думы, Фед. Собрания РФ назначает Председателя Правительства РФ, председателя Банка России, председателя Счетной палаты РФ. Президент РФ назначает министров, заместителя Председателя Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры заместителя Правительства и министра.

Президент РФ представляет Совету Федерации Федерального Собрания РФ судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Высше­го Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент назначает судей других федеральных судов и имеет другие полномочия (ст. 83-90 Конст. РФ).

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ может быть отрешен от должности.

Правительство РФ высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Виды правительств:

· коалиционное — в его состав входят представители двух и более партий;

· однопартийное — в его состав входят представители только одной партии.

Согласно Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Задачи Правительства РФ:

· Оно разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его ис­полнение;

· обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, социального обеспечения и т.п.;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности;

· осуществляет меры по обеспечению свободы граждан;

· осуществляет полномочия, возложенные на него Конст. РФ, федеральным законом и указом Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Перед вновь избранным Президентом РФ правительство слагает свои полномочия, а также может подать в от-: ставку.

Федеральные органы исполнительной власти:

· федеральное министерство;

· федеральная служба;

· федеральное агентство;

Исполнительные органы субъектов Федерации формируются субъектом Федерации, избираются населением субъекта.

Органы местного самоуправления (муниципальные органы) —исполнительные органы. Они осуществляют управленческую деятельность в рамках их полномочий, которые закреплены за ними законами

23.1.Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

· Конституционный Суд РФ (разрешает дела в соответствии с Конституций РФ, разрешает споры о компетенции (между федеральными органами государственной власти), рассматривает дала, связанные с охраной Конституции РФ и дает ее толкование);

· Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);

· Высший Арбитражный Суд РФ (высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики);

· соответствующие суды субъектов федерации.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров Конституции. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

23.2. Толкование права: понятие, способы, виды.

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.

Толкование состоит из 2 сторон:

· уяснение (для себя);

· разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:

· официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);

· неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает:

· обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);

· профессиональным (дают юристы);

· доктринальным (научное разъяснение юридических норм).

Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.

Выделяют следующие способы:

· грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.);

· логический (толкование с помощью законов и правил логики);

· систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права);

· историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы);

· телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);

· специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).

Различают 3 вида толкования:

· буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают);

· ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения);

· распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.024 с.)