Правонарушение: понятие, виды, состав. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правонарушение: понятие, виды, состав.



Правонарушение - это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

Признаки правонарушения:

ü деяние (действие или бездействие);

ü вина;

ü противоправность;

ü вредный результат;

ü причинная связь между деянием и вредным результатом;

ü юридическая ответственность.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все право­нарушения подразделяются на:

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.

В свою очередь проступки классифицируются на:

§ гражданские;

§ административные;

§ дисциплинарные;

§ процессуальные.

25.1.Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъ-ектами политической системы.
Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:
· Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.
· Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.
· Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.
· Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
· Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
· Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.
· Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественнополитической жизни.
Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Понятие и основные элементы системы права.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Черты системы права:

ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные, образования - институты, подотрасли, отрасли;

ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;

она обусловлена социально-экономцческими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

имеет объективный характер, зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие и виды правомерного поведения.

Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующей нормам права и социально полезным целям.

Признаки правомерного поведения:

· находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);

· социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям (содержательный аспект);

· является осознанным (субъективная сторона).

Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на:

· необходимое (служба в армии);

· желательное (научное и художественное творчество);

· допустимое (отправление религиозных культов).

Классификация правомерного поведения в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется на:

· социально активное (связан реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принципов права, законности, порядка);

· конформистское (это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности);

· маргинальное (это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).

 

Понятие и признаки правового государства. Перспективы построения правового государства в России.

Правовым государством считается государство, в котором господствует право. Основными признаками правового государства являются: верхо­венство правового закона, реальность прав и свобод граждан, организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. В России пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое

государство. Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к

разделению властей, возможности обжаловать неправомерные действия,

декларированные фундаментальные права. Но все же основы конституционного

строя России дают возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах"

не голословно. Так следует рассмотреть главу I конституции, в которой

излагаются основы конституционного строя России (6 статей). Наиболее

значимые, собственно основополагающие положения из этих статей следующие:

1. Россия есть демократическое федеративное правовое государство с

республиканской формой правления (статья 1).

2. Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью (статья 2).

3. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее

многонациональный народ (статья 3).

4. Государственная власть в России разделяется на законодательную,

исполнительную, и судебную, органы, которых самостоятельны (статья

10).

5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент

РФ, федеральное собрание (совет федерации и государственная дума),

правительство РФ, суды РФ (статья 11).

6. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на

всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в

Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ (статья

15).

Но для того, чтобы государство стало правовым, мало только законов.

Для этого требуется так же: действенное их применение, чтобы не возникало

ситуации, когда законы пишут не для всех, когда можно уйти от наказания.

Нужны реформы суда и особенно системы исполнения судебных решений, без чего

все превращается в пустой звук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.008 с.)