Французская культура 18 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская культура 18 века.



Живопись.

В 18 в. на культ. жизнь Фр. глубокое влияние оказ. Королевская академия. Она официально поддерж.неоклассицизм. Эта ситуация обусловила наличие 2-х худож. направлений м/у к-рыми шла активная б-ба. Приверженцев 1-го гапр. называют пуссенистами (по им. Н. Пуссена). Они были приверженцами академической доктрины в живописи. Представители 2-го напр. – рубенсисты (Рубенс0. Это течение не было однородным. Оно включ. в себя худ-ков, к-рые ориент. и на творч-во Венециан. худож., а также на творч-во Рембранта. Колорит признавался ими как живописное начало.

М/у 2-мя направл. сущ. спор о художеств. значимости различных жанров. Королевс. Акад. признавала в кач-ве «высоких» жанров религиоз. или историч. картины, а также портрет. К «низким» жанрам относ. натюрморт и бытовая живопись. Б-ба рубенсистов за обновление живописи имела свое историч. обоснование. Она отрицала сдвиги в обществен. сознании, к-рые были обусловлены кризисом абсолютизма. Происходило крушение идеалов франц. дворянства. Тема патриотизма, героич. личностей, к-рые уподобляются античным героям уступает место утонченным мотивам, экзотике, таинственности.

Одним из ярких представителей рубенсистов был Шарль де ла Пос. В кач-ве тем он использовал библейские сюжеты. В живописи он искал связь м/у поколениями. Но это не означает, что он механически использовал приемы различных эпох. В произвед. предшественников он искал те кач-ва, к-рые бы гармонично дополняли соврем. живопись.

В творч-ве Рембранта рубенсисты искали возможность филос. осмысления действительности. Увлечение Ремб-ом во Фр. нач. с сер. 18 в. Франц. худож-ки стремились ему подражать, но никому не удалось подняться до его уровня. Они не сумели передать его психологизм, человечность. Они прямо копировали излюбленный прием Рем. – лессировку (поверх темных красок наклад. светлые), изобр. его любимые реалии (береты с перьями, узорчатые ткани, драгоцен. украшения). Это было механическое совмещение.

Самым крупным худ. 1й пол. 18 в. был Антуан Ватто. Общий строй его картин реалистичен. Не случайно он попытался реабилитировать бытовые сюжеты. Однако, как всякий новатор, разрабатывал и новые жанры. Жанр галантного праздника и театральной сцены. Именно Ватто стал родоначальником богатого колорита. В образный строй своих картин он попытался привнести психологизм. Он воспроизводил мир эмоций и настроений. Ватто оказал влияние на последующих живописцев. Под этим влиянием оформился стиль рококо.

Учеником Ватто был Ланкрэ. В картинах нет духовных связей. Есть только ритмика цветовых пятен. Наиболее ярко традиции рококо воплот. в творч-ве Франсуа Буше. Сюжетика легка, занимательна. Композиция сложна и изобилует декоратив. деталями. Нет намека на чувство. Декоративизм проявл. даже в формате картин (овал). Десюдекор – живописное пано, к-рое вставлялось в нишу над дверями. Излюбленным жанром Буше явл. пасторальная сцена.

Очень ярким представителем франц. живописи стал Жан Луи Давид. В своих полотнах отразил лучшие чаяния обществ. мысли. Осн. ориентиром была античность. Для Давида ценность сюжета определяется возможн. выразить в ней актуал. полит. мотив или напомнить о гражданс. долге. Не случайно Давид ориент. именно на римс. античность. Полит. сторй Римс. респ. представлялся Давиду оптимальным. Его сюжет отличает подчиненность всех деталей главному мотиву. Картина «Клятва Горация» (пример). Давид стал создателем огром. школы худ-ков – 425 живописцев. Уже к нач. революции его мастерская самая большая во Фр. Поступить в его мастерскую было честью.

В годы революции во Фр. наблюдается расцвет жанра портрета. Это объясн. тем, что в эпоху великих перемен, потрясений современность стремится утвердиться через личность, поскольку общество разрушено. Наиб. популяр. – гравированные портреты. Фр. портрет отличает особенность: главным было не сословное положение модели, а ее индивид. кач-ва (гражданский пафос).

Большой популярностью польз. историч. живопись. Вместе с тем в жив. вторг. и современные сюжеты. Наполеон заботится об увековечении своих воен. побед.

Французская архитектура (ФА) 18 века.

Общий стиль, к–рый определял ФА был классицизм. 1й фр. архитектор, к–рый в этом усомнился был К. Перре. Он сформулировал тезисы произвольной красоты. 1706 – издал трактат «Об архитектуре». В нем изложил 3 осн. тезиса новой А.: расположение, распределение, пристойность. На 1й взгляд это кажется абстрактно. Первые 2 принципа целиком связаны с ордерной архитектурой. 3й принцип касался орнаментальной отделки. Орнаментальные добавки излишни. Он предугадал Альфреда Лосса «Орнамент и преступление». Новые идеи Перре получ. творческое разв. в сер. 18 в. Аббат Суффло созд. мечтательное направление во ФА. По его мнению колонна явл. осн. элементом в постройке архит. форм. Кго ученик Булле наполнил арх. социальными звучаниями. по его мнению любая арх. постройка должна отражать опред. полит. идею. Франц. архитекторы стремились создать арх., присущую 18 в, отразить дух культуры.

 

Итал. скульптура 18 в.

На культ. творч-во Ит. наиб. влияние оказал неоклассицизм. Это направление ориентир. на эстетич. идеал, к-рый в чистом виде сущ. только вне истории.

Крупнейш. скул-ром 18 в. был Антонио Канова. Его творчество целиком определило скульпт. традиции Италии того времени. Остальных мастеров можно рассматр. как подражателей. Канова – последний итал. мастер общеевропейского значения. Был сыном бедных родителей и будучи молодым послан в Венецию изучать скульптуру. 1-е работы относ. к 1773 г. Работает в жанре скульпт. и рельефа. В своих 1-х работах попытался передать собственное прочтение античного опыта. В 1782 г. его пригласили в Париж на должность придворного скульптора. Он принял приглашение, но в его работах нет ни тени лести Наполеону. Использ. только 1 идеал – идеал чистого иск-ва., невременн о й красоты -> с одинак. усердием работал и на Наполеона, и на Папу, и на авсрийс. монарха. После падения Наполеоновской империи ведет переговоры о возвращении вывезенных из Италии произведений искусства – успешно.

В спец. лит-ре можно встретить мнение, что иск-во неокласс. не имеет души, оно вымученно. Это справедливо в том плане, что долг всегда преобладает над чувствами. В этом же ключе работает и Канова. Однако, он выраб. собств. худож. манеру. Она закл. в том, что скульпт. активно взаимодейств. с окружающим пространством, сливаясь с ним. Саму ск-ру он восприн. к4ак затвердевший фрагмент пространства, к-рый представляет собой сочетание светлых и темных пятен. Даже в тех случаях, когда Канова был скован ориентацией на античные образцы, его отличала точность дистанции. Это означ., что с любой точки зрения и при любом освещении произв. не утрач. своей худож. ценности => сохр. свое идейное и символич. значение. Тематически произв. Кановы были в осн. связаны с антич. сюжетами. Вместе с тем, скульптор увлекался гробницами -> созд. множество произв. на эту тему. Наиб. извест. была скульпт. гробница в Вене. Основным конструктив. элементом стала егип. пирамида. Скульптура предст. собой шествие людей к гробнице. В этой веренице 1-ми шли дети -> молодые женщины -> старик. Филос. идея: смерть любит молодых и красивых. В этой композиции реальность возведена на уровень символа и именно в этом и состоял идеалистический классицизм Кановы.

В 18 в. завершается классический период развития итальянского искусства. Профессиональный уровень мастерства художников был все еще очень высоким, их приглашали правители различных европейских стран. Однако творческие искания даже самых видных художников были, по существу, ограниченными, и большинство из них не выходило за рамки барочного искусства. Отсутствие материальных средств и крупных заказов сужало возможности работы на родине.

Архитектура

В римской архитектуре получают дальнейшее развитие принципы живописной пространственной композиции, найденной барочными зодчими предшествующего периода. Примененные впервые в городском ансамбле, они находят наиболее яркое воплощение в Испанской лестнице (1721—1726), объединяющей площадь Испании с расположенной на верху холма строгой церковью Санта-Трипита деи Монти.

Живопись

В связи с проведенными раскопками засыпанных при извержении Везувия в I в. античных городов Помпеи и Геркуланума вновь нарастает интерес к античной культуре. Рим становится одним из центров не только итальянской, по и европейской художественной жизни. Поездка в Рим — «Римская премия» стала наградой многих европейских Академий художеств. В Риме создавал свои труды по античной культуре И. Винкельман. Его «История искусства древности» (1764) давала возможность познакомиться с характером развития греческого искусства и оказала большое воздействие на формирование классицизма 18 в.

В Риме работали французы, немцы, датчане, приезжали совершенствовать свое мастерство русские художники. И хотя сами римские живописцы в большинстве не поднялись выше среднего уровня и не создали выдающихся произведений в художественной практике, их пропаганда античности имела глубокий отклик в европейском искусстве не только 18, но и 19 в.

Особое место в итальянском искусстве 18 в. заняла венецианская школа живописи, выдвинувшая ряд крупнейших художников, которые продолжали традиции высокого мастерства декораторов барокко и отчасти Возрождения.

 

 

5. Живопись эпохи Возрождения отличает светский характер и первостепенный интерес к человеку и его деятельности (антропоцентризм), также возникает заинтересованность античным наследием (кстати, именно поэтому и присвоили название эпохе «возрождение»).

Во время подготовительного периода - Проторенессанса (XIV-XV) в сфере живописи эпохи Возрождения появляются новые прогрессивные тенденции. Первый отчетливый разрыв живописи эпохи Возрождения со Средневековьем совершил своими фресками Джотто ди Бондоне, введший в живопись эффект трехмерного пространства. Он изображал очертания человека объемными, много внимания уделял фону, а также выразил чуждый проникнутой восторженной готике реализм в отображении. В творчестве некоторых живописцев эпохи (Чимабуэ, Дж. Фабриано и С.Мартини) довольно средневековые по жанру картины (иконы), наполняются непривычным светским и жизнерадостным началом, а изображенные фигуры получают некую объемность. В скульптуре мастерам также удается уйти от готической бесплотности фигур, уменьшается готическая подверженность эмоциям (скульптор Пизано).

На подготовленной представителями Проторенессанса основе живопись эпохи Возрождения, связываясь со светским мировоззрением гуманистов, во многом утрачивает связь с религией, теперь живопись и статуя широко распространены и за пределами храма. При помощи живописи эпохи Возрождения осваивается мир и человека, увиденные и правдиво изображенные художником, с применением нового художественного метода (передачи трехмерного пространства с помощью линейной, цветовой и воздушной перспектив, соблюдение пропорции фигур и создание оптически пластического объема).

Интерес к человеку соединялся с идеализацией человека. Религиозные сюжеты изображаются с учетом задачи воплощения земного идеала и освоения мира (например, это видно по схожести Вакха и Иоанна Крестителя Леонардо, Венеры и Богоматери Боттичелли). Архитектура потеряла готическое направление к небу, и получает пропорциональность, равновесие и соразмерность.

Основоположником Раннего Возрождения считают Мазаччо, который добился настоящей осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейший прорыв в живописи эпохи Возрождения произошел в XV веке живописцами Венециано, Липпи, Франческо,,Мантенья, Паллайоло, Кривели, Боттичелли и другими). В XV веке появляется и развивается скульптура Ренессанса - Гиберти, Донателло, Кверча, Роббиа, Верроккьо, Брунеллески, Альберти и другие. Донателло придумал идею изображать самостоятельно стоящую статую, а также первый отобразил обнаженное тело, выражая чувственность. Альберти и Франческо осуществили теорию архитектуры и изобразительных искусств.

Высокого Возрождения подарило нам гениальных художников (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоно, Тициан), а скульптура и живопись достигли самой высокой точки. Образы, созданные в живописи эпохи Возрождения, в совершенстве воплотили достоинство, мудрость, силу и красоту человека. В живописи получена необычайная пространственность и пластичность, а архитектура творчеством Браманте, Рафаэля и Микеланджело тоже достигла свою вершину.

Но гуманистические идеалы Высокого Возрождения в скором времени утратили значение в связи с резкой сменой исторической обстановки и духовного климата. В Позднего Возрождение работы Тициана, Веронезе, Палладио, Тинторетто и Микеланджело пронизаны напряженностью, трагизмом и отчаянием. В это время возникает новое художественное течение (маньеризма), характеризующийся манерностью и вычурностью (Понтормо, Челлини, Бронзино, Пармиджанино).

Живопись эпохи Возрождения в странах Севера Европы возникла на рубеже XIV-XVI веков как результат взаимной связи национальных традиций живописи с искусством и гуманизмом Италии, и как следствия развития северного гуманизма. Первый представитель живописи эпохи Возрождения - немецкий мастер Дюрер, сохранявший в своем творчестве готическую одухотворенность. Уже окончательный разрыв со Средневековьем сделал Гольбейн, в своей объективности живописной манеры. Картины Грюневальда, наоборот, проникнуты церковной экзальтацией.

В Нидерландах в XVI веке стали широко известны течения, которые были ориентированы на Высокое Возрождение Италии (Госсарт, Скорел, Орлей). Наибольший интерес в нидерландской живописи эпохи Возрождения явилось появление жанров станковых полотен, бытового жанра и пейзажа (Массейс, Патинир, Лейденский). Брейгелю Старшему принадлежат произведения пейзажного и бытового жанра, полотна-притчи.

Живопись эпохи Возрождения во Франции носила целиком придворный характер, была самой классической в Северном Ренессансе. Здесь стоит отметить творчество архитекторов Леско (создатель Лувра)и Делорма, скульпторов Гужона и Пилона, художников Клуэ и Кузена Старшего. Огромное влияние на живопись эпохи Возрождения во Франции оказала школа Россо и Приматиччо, творящими в стиле маньеризма.

Во второй половине XVI века живопись эпохи Возрождения в Италии и других европейских стран начинает уступать свое положение раннему барокко и маньеризму.

 

6.Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.

Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.

Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.

План

План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.

Фасад

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459—1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма.

Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом или окружена рустом. Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) с тремя поэтажными рядами пилястр.

 

9.Эпо́ха Просвеще́ния (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Франции, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

«Рассуждение о методе» Декарта

Собственно термин просвещение пришел в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.[2]. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для нее характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической[4].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.027 с.)