Политический (государственный) режим: понятие и признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический (государственный) режим: понятие и признаки



Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система«тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 161-172.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 32-37.

Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65-69.

Марченко ММ. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182-184.

Политология: Энциклопедический словарь. М, 1993. С. 296.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 106-110.

Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрисгь, 1997. Гл. 5.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55-60.

 

Демократический режим

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются другие государства.

Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;

4) предполагает существование правового государства, действие его принципов;

5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

6) легитимность государственной власти;

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

13) гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

14) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М, 1993.

Венгеров А.Б, Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5,

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 36-37.

Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 61-68.

Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65-69.

Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182-184.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 314-317.

Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрисгь, 1997. Гл. 5.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55-60.

 

Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена Пиночета).

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М, 1993.

ВенгеровА.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.

Кашанина Т.В., Катании А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 36-37.

Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 61-68.

Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65-69.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М„ 1998. Т. 1. С. 182-184.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21, С. 314-317.

Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5.

Четеернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55-60.

 

Тоталитарный режим

Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи для всех форм тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) характеризуется наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

ДжиласМ. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.. 1998. Гл. 5.

Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

Кашаншш Т.Е., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 33-34.

Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 53-58.

Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65-69.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182-184.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 314-317.

Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5.

Теория политики (Общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.041 с.)