Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический (государственный) режим: понятие и признакиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система«тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки): 1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; 2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3) гарантированность прав и свобод личности; 4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; 5) степень реализации политической власти непосредственно народом; 6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; 7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества; 8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; 9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; 10) тип политического поведения; 11) характер политического лидерства; 12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений; 13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; 14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; 15) принципы взаимоотношения общества и власти; 16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); 17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; 18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 161-172. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 32-37. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65-69. Марченко ММ. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182-184. Политология: Энциклопедический словарь. М, 1993. С. 296. Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 106-110. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрисгь, 1997. Гл. 5. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55-60.
Демократический режим В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются другие государства. Признаки демократического режима: 1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы); 2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; 3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой; 4) предполагает существование правового государства, действие его принципов; 5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; 6) легитимность государственной власти; 7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами; 8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения; 9) во всех сферах общественной жизни господствует закон; 10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; 11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»; 12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); 13) гласность, средства массовой информации свободны от цензуры; 14) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М, 1993. Венгеров А.Б, Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5, Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 36-37. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 61-68. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65-69. Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182-184. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 314-317. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрисгь, 1997. Гл. 5. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55-60.
Авторитарный режим Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена Пиночета). Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); 3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»; 8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М, 1993. ВенгеровА.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5. Кашанина Т.В., Катании А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 36-37. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 61-68. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65-69. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М„ 1998. Т. 1. С. 182-184. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21, С. 314-317. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5. Четеернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55-60.
Тоталитарный режим Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи для всех форм тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; 4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; 5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа; 6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; 7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; 8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; 9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная; 10) характеризуется наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм; 11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; 12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; 13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества; 14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. ДжиласМ. Лицо тоталитаризма. М., 1992. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.. 1998. Гл. 5. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. Кашаншш Т.Е., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 33-34. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 53-58. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65-69. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182-184. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 314-317. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5. Теория политики (Общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.18 (0.01 с.) |