Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативных актов во времени, В пространстве и по кругу лиц

Поиск

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу, (см.: Российская газета. 1994. 15 июня).

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

— по истечении срока действия акта, на который он был принят;

— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 213—218.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. С 155—158.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 307—315.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 175—180.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 155—159.

 

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, М: Юристъ, 1997. Гл. 14.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. С. 356—363.

ТиллеА.А. Время, пространство, закон. М., 1967.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Стр. 199—201.

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчествоэто деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что:

— оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

— основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

— это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

— уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

— научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.);

— профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);

— законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

— демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

— гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

— оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М, 1998. Гл. 16.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное, прогнозирова­ние. М., 1993.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 203—206.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 378—384.

Общая теория государства и права; Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 7.

Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 13. С. 200—208.

Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 147—149.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 22. С. 402—407.

Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ветеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирова­ние. М, 1993.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 203—206.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13.

Лазарев В.В., Липть СВ. Теория государства и права. М, 1998. Гл. 12.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 378—384.

Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 7.

Полента СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации; Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М„ 1998.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М„ 1995.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 147—149.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрйстъ, 1997. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 22. С. 402—407.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.007 с.)