Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и общественно-политические движенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Отличие общественно-политических движений от политических партий: 1) социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп); 2) общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование); 3) общественно-политические движения не столь долговременны, как партии; 4) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансформируется в политическую партию); 5) центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) — инициативные группы, клубы, союзы и т.д.; 6) в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и проч.). Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды: — в зависимости от сферы деятельности — на социально-политические, этно-политические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т.д.; — в зависимости от целей — на революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические; — в зависимости от количества участников — на массовые либо элитарные; — в зависимости от места в политическом спектре — на левые, центристские и правые; — в зависимости от масштаба деятельности — на местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т.п.; — в зависимости от социального состава — на профессиональные, женские, молодежные; — в зависимости от характера возникновения — на сознательно организуемые и стихийные; — в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциации, объединения и т.п.; — в зависимости от методов действий — на насильственные и ненасильственные и проч.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алескеров Ф.Т., ОртешукП. Выборы. Голосование. Партии. 1995. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65—69. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 141— 142, Марченко М.Н. Теория государства и права. М„ 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М„ 1998. Т. 1. С. 182—184. Политология I Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 9. С. 189—195. Сырых В.М. Теория государства и права. М, 1998. Гл. 23. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл" 7. Теория политики (Общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 50—61.
Государство и группы давления Группа давления — общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Группы давления — формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например, профсоюзы). Группы давления в связи с их относительно жесткой организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п. Типичными способами воздействия групп давления на государственные органы являются: 1) непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата; 2) участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах; 3) поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т.д. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и проч.). В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятие конкретных решений государственными органами. Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны и т.п.). Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, выступает своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с другой стороны, создает условия для сращивания мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М, 1995. Васильев М.И. Партия, движения, политические силы — попытка деконструкции // Полис. 1992. № 5, 6. Гаджиев КС Политическая наука. М, 1995. С. 147—150. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовоеисследование). Саранск, 1995. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 141— 142. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80—82. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С. 270—276. СырыхВМ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристь, 1997. Гл. 7. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 31. Понятие и сущность права Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством. Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права: 1) волевой характер; 2) общеобязательность; 3) нормативность; 4) связь с государством; 5) формальная определенность; 6) системность. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности права: — классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); — общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.). Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алексеев СС. Теория права. 2-е изд. М., 1995. Венгеров А.В. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 4. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3. Лейст О.Э. Три концепции права//Советское государство и право. 3991. №12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 3. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.., 1996. Тема 9. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 8. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 16. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.012 с.) |