Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие права в объективном и субъективном смысле

Поиск

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные нрава и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективноеправо — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М, 1993. С. 47—49.

Венгеров А.В. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 4.

Матузов Н.И. Личность. Прана. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 12—32.

Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 139—143.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 99—100,

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 11.

Право как государственный регулятор общественных отношений

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государ­ством и направленных на урегулирование общественных отно­шений.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опре­деление понятия «право» и перечислить его основные признаки.

Наиболее существенным признаком права, включенным в опре­деление данного понятия, выступает его тесная связь с государст­вом; этот признак выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 98—117.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М, 1996. Гл. 13.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1993. С. 53—56.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 3.

Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987. С. 28—31.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 7. С. 90—97.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и Л.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 8.

Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. Гл. 2. С. 17—19.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 16.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 8. С. 142—143.

Естественно-правовая теория

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства:

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

— в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

— провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;

— такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 4.

Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2.

Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

Локк Д. Сочинения. М., 1988. Т. 3.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 54—59.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 5.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 9.

Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М., 1949.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 8.

Историческая школа права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получи­ла в конце XVIII — начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.

Основные идеи:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.;

3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства:

— впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

— справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

— верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

— данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

— ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 4.

Сандевуар П. Введение в право. М., 1994. С. 28.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 8.

Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М, 1995. Гл. 2. С. 23.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 500—512.

Хропанюк В.М. Теория государства и права. М, 1993. Гл. 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.172 (0.011 с.)